logo
psicho T1

О депривации потребностей ребенка, оставшегося без родительского (семейного) попечения

Баранова 3. Я. (г. Ижевск)

Исследования в различных областях знаний убедительно показывают, какую огромную роль в умственном, психическом, нравственном и физическом развитии личности играет родитель­ская любовь и забота о ребенке. Общение детей и родителей - одна из самых фундаментальных и насущных потребностей человека. Это эмоциональная первооснова семейного воспитания. Наличие родителей обеспечивает ребенку безопасность и становление его как субъекта деятельности, общения и познания.

Однако, в нашей стране число детей, утративших родительское попечительство, растет с каждым годом. Это дети, чьи родители умерли или погибли, а также дети, лишившиеся родительского по­печения в силу признания родителей безвестно отсутствующими или недееспособными. Кроме того, к данной категории детей относят и тех, чьи родители не хотят или не могут осуществлять свои права в отношении ребенка. Таких детей называют «социальными сиротами». Суть «социального сиротства» заключается в отсутствии у детей, имеющихживых родителей, надлежащей заботы с их стороны. Заботу о таких детях осуществляет государство, помещая их в основном в интернатные учреждения.

По данным Генеральной прокуратуры РФ почти половина выпускников интернатных учреждений ведет асоциальный образ жизни или попадает в криминальную среду (0 положении детей, оставшихся без попечения родителей //Доклад Генпрокуратуры РФ. М.,2004).

Кроме того, отечественный и зарубежный опыт показывает, что нахождение ребенка в госучреждении снижает потенциал умственного и социального развития, ограничивает его способность успешно интегрироваться в общество.

Сегодня необходимо укреплять в сознании общественности идею о преимуществе устройства ребенка-сироты не в госучреж­дение, как это было прежде, а в семьи тех людей, которые могли бы заняться его воспитанием, помочь преодолеть жизненные труд­ности и проблемы, тем самым удовлетворить потребность ребенка в семейном общении.

В процессе личностно-профессионального развития педагога в одно целое связываются содержательный компонент педагогиче­ской деятельности, ее ценностно-мотивационная направленность и деятельностно-рефлексивное наполнение.

Содержательный компонент развития педагога представлен методологией и методикой педагогической деятельности, психо­логией личности и творчества, механизмами самоопределения и самореализации.

Ценностно-мотивационная направленность развития педагога раскрывается через актуализацию личностных смыслов педаго­гической деятельности, интересов и потребностей, ценностного отношения к детям.

Деятельностно-рефлексивный компонент развития педагога представлен через освоение современных технологий образования и воспитания, стимулирование потребности в творчестве, самоана­лизе и самооценке своей деятельности.

Личностно-профессиональное развитие педагога в условиях его практической деятельности в образовательном учреждении должно быть специально организовано и может включать следую­щие элементы:

Научно-педагогическая поддержка учителей по развитию концепции «Я - педагог» велась в процессе нашего исследования следующим образом:

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4