Учебной группы
Бирюков АЛ. (г. Курск)
Проблема. Уровень изученности данной проблемы в настоящее время позволяет нам раскрыть факторы и условия (А. Адлер, 1950; К.А.Абульханова-Славская, 1991),характеристики (Г. Олпорт, 1961), условия эффективного развития (Е.И. Власова, 1996; А.С. Чернышев, 2006), проявления (К. Эбромс, 1985) социальной одаренности. Мало изученной остается связь социально одаренного ребенка с группой. При изучении положения человека в группе рассматриваются социальные статусы, ролевое поведение и жизненные позиции личности, также важно учитывать включенность индивида в совместную деятельность (А.С. Чернышев, 2006).
Нами проведено эмпирическое изучение проблемы согласно гипотетическим допущениям:
включенность социально одаренного ребенка в совместнуюдеятельность будет способствовать развитию малой группы;
для включенности социально одаренных детей в совместнуюдеятельность характерно приобретение высокого психологического статуса в группе, признаваемого большинством еечленов;
полное включение социально одаренного ребенка предполагаетполучение статуса, при котором допускается отклонение отгрупповых норм, внесение изменений в жизнедеятельностьучастников совместной деятельности.
Мы исходим из того, что социально одаренный ребенок обладает креативностью, трудолюбием, широкими познавательными интересами, целеустремленностью, что опосредует процесс интеграции индивида в группу.
Результаты.
Установлена зависимость статуса социально одаренного ребенка от уровня социально-психологической зрелости группы. В структуре группового сознания мнения социально одаренных детей о картине взаимоотношений и взаимодействий в группе в большей мере совпадают с мнением группы. Включенность социально одаренных детей зависит от уровня организованности группы.
Высокая включенность вдела коллектива определяет линию поведения социально одаренного ребенка как лидера.
Включенность - это не просто принадлежность ребенка к коллективу. Это и самодеятельность его в нем. Он делает больше, чем от него ожидают (А.С. Чернышев, 1991).
Изменение психических состояний в ходе интерактивных компьютерных игр
Блинникова И.В., Рудина Н.Ю. (г. Москва)
Работа выполнена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, грант № 05-06-80366
исследовалась динамика психических состоянии в изменяющихся условиях интерактивной компьютерной игры «Мир Варкрафта». В исследовании принимало участие 19 постоянных участников Интеренет-игр (12 мужчин и 7 женщин в возрасте от 18 до 32 лет). На первом этапе исследования они заполняли анкету участника, ряд опросников на выявление личностных черт (16-факторный опросник Кеттела в адаптации А.Г. Шмелева, методики Ч. Спилбергера для оценки личностных гнева и ярости, депрессии (в адаптации А.Б.Леоновой), тревожности (в адаптации Ю.Н. Ханина),а также методику «Самочувствие - Активность - Настроение». Затем они приступали к игре, которая в установленные функциональные моменты прерывалась, и испытуемые заполняли Шкалу дифференцированных эмоций К. Изарда, методики, предназначенные для оценки ситуативных тревожности, гнева, депрессии, субъективного комфорта. Измерялся также пульс и уровень напряженности. Моменты прерываний были следующими: 1 - во время передвижение персонажа, 2 - после смерти персонажа, 3 - после победы над монстром, 4 - во время боя с монстром.
Результаты показали, что показатели состояний значимо меняются в зависимости от игровой ситуации (значимость сдвига устанавливалась с помощью критерия Вилкоксона). В ситуации гибели персонажа и прерывания во время боя возрастают показатели ситуативных депрессии, гнева, тревожности, негативных эмоций, снижаются показатели субъективного комфорта и позитивных эмоций. В ситуации победы картина прямо противоположная. На фоне постоянно меняющихся субъективных показателей величина пульса и напряженности все время возрастала от начала к концу игры, что свидетельствовало о возрастающей «цене» текущей деятельности.
Также было показано, что вклад личностных факторов (который устанавливался через установление значимых корреляций) как количественно, так и качественно меняется в зависимости от момента игры. Наибольшее количество связей образуется в наиболее «травмирующей» ситуации - «смерть персонажа», а наименьшее, напротив, в ситуации «победы». Интересным при этом является то, что в ситуации «смерти персонажа» такие показатели как негативные и тревожно депрессивные эмоции ни с чем не связаны, а в ситуации «победы» такими изолированными показателями оказываются позитивные эмоции, активность и настроение. Кроме этого был выявлен особый личностный статус постоянных участников компьютерных игр. Он характеризуется повышенными тревожностью, гневом и депрессией, которые значимым образом снижаются во время игры, и пониженными активностью и настроением, которые повышаются во время игры.
148
А-Ж
Элементы иррациональности
во взаимоотношениях мотивационных конструктов
Блинникова СМ., Митина О.В. (г. Москва)
Мотивационные конструкты (мотивы, цели, стремления и т. д.) или их свойства, рассматриваемые как объекты или переменные в пространстве мотивации субъекта, представляются неоднозначными. Они не является чем-то фиксированным, определенным втечение длительного времени. В зависимости от времени, ситуации или внутренних субъективных факторов они могут флуктуировать в диапазоне своих значений. Так, согласно реверсивной теории М. Аптера, мотивационные переменные по своим проявлениям могут описываться как бистабильные системы (пример такой системы - пара метамотивационных состояний или стилей). Поскольку мотивационных переменных много, можно говорить о мультистабильности. Это означает, что для каждой из них существует несколько диапазонов значений, составляющих области стабильности. Каждая такая система может переходить от одного состояния к его противоположности и обратно. Более того, это не просто может происходить, но обычно и происходит довольно часто (так устроена система). Метамотивационные состояния определяют паттерны проявления базовых мотивов. Аптер выделяет 4 пары метамотивационных состояний, внутри которых и происходят реверсии: целевое - парацелевое, конформистское -негативистское, господства - сопереживания, аутоцентрическое -аллоцентрическое. Метамотивационные состояния представляют собой как бы надстройку над уровнем мотивации, более обобщенные мотивационные субстанции. Они образуют интегральную часть интерпретации субъектом своих переживаний и поведения, в их основе лежит желание следовать определенной ценности (Apter, 1982; Аптер, 2004).
В теории Ю. Куля (Kuhl J., 2000) предполагается, что базовые мотивы (аффилиация, достижение, власть) проявляют себя по-разному в зависимости от сочетания с работой 4-х когнитивных макросистем (целостное чувствование, мышление, интуиция и ощущение). Активация когнитивных макросистем обусловлена, в свою очередь, работой систем самопоощрения и самонаказания индивида, связанной с позитивным и негативным аффектами.
Таким образом, мы никогда не найдем «чистого», однозначного, однообразного мотивационного конструкта даже у одного и того же индивида (на этом положении строятся теории мотивации Ю. Куля и М. Аптера). Один и тот же мотивационный конструкт всегда выступаете различных ипостасях в зависимости от внешних и внутренних условий деятельности.
В случае рассмотрения, по крайней мере, двух мотивационных конструктов мы часто сталкиваемся с явлением амбивалентности, когда субъект в одной и той же деятельности стремится к предположительно противоположным целям. Например, женщины в
позициях с высоким статусом одновременно пытаются построить хорошие отношения со своими подчиненными и показать свою власть (Fong, Tiedens, 2002).
Мы изучали структуру отношений между мотивационными конструктоами субъекта на примере личных стремлений. В качестве адекватного способа определения стремлений индивида нами использовалась методика R Эммонса (2004). Респонденты продуцировали стремления продолжая фразу «Я обычно пытаюсь...» Согласно принципу рациональности их отношения способствования - препятствования должны обладать свойством транзитивности. Свойство транзитивности формулируется как: если из А следует В, из В следует С, то из А следует С. Применительно к нашему материалу положение о транзитивности выглядиттак: если стремление А способствует реализации стремления В, стремление В способствует стремлению С, то стремление А способствует стремлению С. Взаимоотношения стремлений так, как они представляются самому опрашиваемому, отражались в индивидуальных имплика-тивных матрицах. Испытуемые оценивали в +2 балла отношения, если одно стремление сильно способствует реализации другого, в -2, если сильно препятствует. -1,0, +1 использовались для промежуточных оценок.
По импликативным матрицам мы подсчитывали меру конфликтности отношений стремлений как показатели отсутствия транзитивности (NT) и амбивалентность (А) их отношений. Эти показатели можно рассматривать в качестве мер иррациональности структурных отношений в мотивации.
Формула NT для пары стремлений Щ) такова:
N1=пт..,
где т..- элемент импликативной матрицы, п - количество случаев, когда знак произведения оценок отношений стремлений, составляющих анализируемую пару, с каким-либо третьим не равен знаку оценки их отношения напрямую (когда выполняется условие sign(m.kmj^ sign т.. Интегральный для каждого респондента показатель нетранзитивности:
Hl!=Mlj
В качестве меры амбивалентности для импликативной матрицы этого типа мы подсчитывали следующий показатель: А=М\.+Af, если sign M.^sign /if, где М.=[т.., М,=1т...
В результате получилось, что во многих случаях данные показатели существенно отличны от нуля. Следовательно невозможно говорить о сугубо рациональном устройстве структуры мотивации (по крайней мере в том виде, в каком она представлена самому субъекту). Элементы иррациональности в ней обычны.
Наши показатели количественно выражают существующую рассогласованность. Вопрос, над которым мы работаем в продолжение этой темы, заключается в определении того, как степень рассогласованности оптимальна. Здесь мы исходим из предположения о том, что важна степень конфликтности структурных отношений: и высокие и низкие значения показателей рассогласованности уступают по адаптивным возможностям средним значениям.
149
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.
Yandex.RTB R-A-252273-3- IV всероссийского съезда рпо
- Психологические аспекты невынашивания беременности в современных семьях
- Время как психологическая мера измерения количественно-качественных изменений человека
- Особенности работы социально-психологической службы гимназии личностно-ориентированного образования
- Ордерная технология изменения организационной культуры: принципы проектирования и применения
- Конфигурация медленного потенциала мозга, соответствующего реализации нового поведенческого акта
- О результатах апробации компьютерной модификации методики г. Уиткина «Стержень-Рамка»
- Современных мультфильмов на когнитивный компонент нравственного развития ребенка-дошкольника
- Изучение представления о супружеских конфликтах у сотрудников спецподразделений
- Различительная чувствительность в общем антропологическом пространстве
- Психоаналитический подход в понимании психологического потенциала семейных отношений
- Организационная культура как ресурс развития негосударственной образовательной организации
- Опросник «Мыслей и Поведения» для изучения нарушения пищевого поведения (нпп)
- Психологическое сопровождение детей
- С онкологическими заболеваниями
- И их семей на всех этапах
- Заболевания и лечения
- Саморегуляция учебной деятельности как условие эффективной учебы подростков коррекционных классов
- Карьерные стратегии мужчин и женщин - представителей технономических профессий
- Психологические особенности
- Копинг-поведения сотрудников
- Государственной противопожарной
- Социально-психологическая характеристика нарушений уставных правил взаимоотношений
- Концепция и направления медико-психологического сопровождения спасателей мчс России
- Сравнение влияния аффекта и фрустрации на субъектность обвиняемого
- Принципы и реализация психологического мониторинга образовательных систем
- Психологические аспекты воздействия художественной литературы на формирование личности
- Закон б.М. Теплова и экзистенциальные модели в спецгруппах
- Профессиональное самоопределение: представления о профессии и «образе профессионала»
- Проблема объединения локальной зрительной информации в когнитивные блоки
- Акмеологический аспект мыследеятельностного образования студентов гуманитарных специальностей
- Стадии развития лидера Развитие творческого и инициативного мышления в современных условиях
- Личностные детерминанты субъекта учебной деятельности в контексте первичной профессионализации
- О депривации потребностей ребенка, оставшегося без родительского (семейного) попечения
- Личностно-профессиональное развитие педагога в условиях модернизации российского образования
- Деформации личностно-смысловой сферы «Топ-менеджера» в зависимости от уровня персональной ответственности
- Влияние особенностей памяти и внимания на формирование установок иллюзий восприятия формы объектов
- Формирование конфликтной
- Компетентности педагогов школы как
- Важное направление психологического
- Обучения в образовании
- Уход в деноминацию как способ решения личностью своих проблем в условиях социальной неопределенности
- Исследование манипулятивных
- Воздействий руководителя на
- Социально-психологический
- Климат группы
- Мотивационные особенности менеджеров с различным стилем мышления
- Особенности стиля мышления
- У представителей различных
- Национальностей Юга России
- (На примере жителей г. Ростова-на-Дону)
- Соотношение технологичности и творчества в исследовательской деятельности учащихся
- Взаимосвязь духовной и психологической безопасности в современных угрозах мира
- Психологическое просвещение участников образовательного процесса: детей,учителей, родителей.
- Содержательные характеристики «я» и потенциал развития человека в профессии
- Соотношение механизмов психологической защиты и совладания у подростков
- Психологическое обеспечение
- Профессиональной безопасности
- Сотрудников правоохранительных
- Органов
- Проектная мыследеятельность субъектов
- Образования как механизм выращивания
- Новых культурно-образовательных
- Практик
- Психологические аспекты профессионально-педагогического образования
- Исследование индивидуальных различий асимметрии ритмических составляющих ээг у близнецов
- Двигательная активность в структуре
- Здоровой жизнедеятельности учащихся
- Как условие развития безопасности
- Личности
- Диагностика регуляторных основ как условия готовности к переходу из средней школы в старшую
- Динамические и статические
- Характеристики в структуре
- Представлений о себе и другом как
- Трудном партнере общения
- Особенности переживания внутриличностных конфликтов у женщин, зависимых от алкоголя
- Влияние степени тяжести
- Перинатального поражения цнс
- И сокращения срока внутриутробного
- Развития на формирование
- Особенности обучения учащихся
- Установлению взаимосвязей
- При изучении математики
- С позиций психологии
- Исследование образа
- Террористического акта
- У респондентов Москвы,
- Чеченской Республики и Забайкалья
- Подходы к исследованию
- Проблема письменной личности в идеологических конструктах XX века (на материале творчества н.К. Крупской)
- Преступного поведения в отношении представителей религиозных групп
- Практика работы психологов таможенных органов: состояние и пути развития
- Тендерные различия в уровне успеваемости немецких школьников в точных и гуманитарных науках
- Роль генетических и средовых факторов в формировании предрасположенности к депрессии у подростков
- Диалог как технология инициации смыслообразования в интерпретации м.М.Бахтина
- Детей и подростков
- С различными формами аутизма
- (С синдромом Asperger,
- Синдромом Kenner)
- Представления студентов
- Групповые динамические процессы семьи как малой группы на разных этапах ее жизненного цикла
- Проблема формирования
- Осознанной саморегуляции
- В аспекте готовности студентов педвуза
- К профессиональной деятельности
- Кросс-культурные и тендерные исследования лидерства в зарубежной и отечественной психологии
- Междисциплинарные
- Особенности включенности
- Социально-одаренных детей
- В совместную деятельность
- Учебной группы
- Особенности профессионального самосознания у госслужащих с высоким и низким адаптационным ресурсом
- Использование методов терапевтической
- Практики в построении образовательной
- Среды для человека с инвалидностью
- (Идеографический подход)
- Психологические аспекты управления
- Учреждением дополнительного
- Образования как субъектом
- Развивающего образования
- Психологические особенности молодых людей, отличающихся высокой целеустремленностью и связностью целей
- Структура доверия к другим
- (По результатам социологического
- Исследования педагогов
- Свердловской области)
- Психологические механизмы формирования внутреннего убеждения коллегии присяжных заседателей
- Принципы управления
- Межгрупповой адаптацией
- На кораблях Военно-морского
- Флота России
- Особенности образа я у юношей и девушек с соматическими заболеваниями
- Отношений и коммуникаций национальной сборной команды (спортивные единоборства)
- Сон: оптимизация системы регуляции ритма сердца с помощью сенсорных притоков
- Основание изучения развития представлений подростков и юношей о себе и о мире
- Организация работы по внедрению личностно ориентированной технологии в школе
- Психологические эффекты как важные ресурсы для просвещения участников образовательного процесса
- Развитие профессионального здоровья как задача психологической подготовки специалиста
- Опыт трансформации восточных оздоровительных традиций: пространство чая
- Курс «Психологические факторы межконфессиональной толерантности» в школах
- Стереотипное восприятие как фактор формирования интолерантного поведения
- Стиль коммуникативной активности и интегральная индивидуальность человека
- Психологические показатели и сон подростков с минимальными мозговыми дисфункциями
- Психологические аспекты профессионального становления следователя прокуратуры
- Особенности адаптации пожилых людей к новой социальной ситуаци в условиях взаимодействия с собаками
- Влияние индивидуальных особенностей родителей на профессиональный выбор старших школьников
- Функционально-регуляционная модель взаимосвязи интеллекта и мотивации достижения
- Мотивационно-личностные
- Детерминанты профессиональной
- Успешности командиров воинских
- Подразделений
- Психологический анализ врачебных ошибок стоматологов с позиции личностного подхода
- Особенности восприятия внешнего облика другого человека студентами педагогического колледжа
- Перспектив психологического мониторинга развития младших школьников в учебной деятельности
- Проявление феномена «апперцептивной слепоты» в исследовании мотивационной сферы педагогов
- Основные линии разработки проблем стиля деятельности в отечественной психологии
- Характеристики экзистенциальной исполнености личности и их связь с копинг-стратегиями
- Влияние структуры предметов труда
- На психологические свойства
- Коллективного субъекта труда
- (На примере энергетики)
- Представления и отношение школьников и студентов медицинского колледжа к здоровому образу жизни
- Особенности формирования мотивационной готовности сотрудников органов внутренних дел к службе
- Развитие эмоциональной сферы младших школьников в процессе изучения предмета «Психология»
- Психолого-экономические аспекты медиаплана рекламной деятельности турфирмы на Байкале
- Психофизиологические корреляты эмоциональной компетентности детей дошкольного возраста
- Актуальные направления
- Исследования условий оптимизации
- Психотерапевтического общения с
- Заикающимися
- Природа индивидуальных различий по экстраверсии и нейротизму
- Специфика психолого-педагогической деятельности практического психолога образования
- К проблеме социально-психологических детерминант жизненной удовлетворенности
- К верификации методов психосемантической диагностики познавательных конструктов личности
- 0 Профессионально-педагогическом самоутверждении личности
- Динамика профессионального самосознания психологов в процессе обучения
- Проблемы реализации
- Социо-ориентированной методологии
- Проектирования крупномасштабных
- Технических объектов
- Взаимосвязь профессионально важных качеств и многоуровневых процессов психической регуляции
- Психологические особенности процесса персонификации компьютера пользователями
- Результаты мониторинга социально-психологических и организационных проблем безопасности
- Личностное развитие в условиях ранней профессионализации:ресурсы и проблемы
- Полипарадигмальная модель профессионального самосознания педагогов доу
- Со страхами ребенка как фактор формирования копинг-стратегий у детей
- Музыка как фактор развития
- Коммуникабельности подростков,
- Воспитывающихся в условиях
- Интернатного типа
- Ценностно-мотивационные основы интеграции этнических мигрантов в российское общество
- Особенности технологии личностно-ориентированного обучения в образовательном пространстве вуза
- Психологическая структура готовности к риску руководителей высшего звена железноодорожного транспорта
- Психофизиологические детерминанты формирования криминального стереотипа поведения
- Толерантность как основа социальной безопасности в полиэтнических общностях
- К вопросу о связи личностной самоэффективности психолога и его профессионально важных качеств
- Взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной парадигм в исследовании эмоционального развития
- Эмоциональные компоненты процесса социализации российских и бурятских детей
- Состав и структура ассоциативного пространства «ценности - психические состояния»
- Проблемы психического здоровья учителя в современной образовательной среде и перспективы
- Когнитивные типы дисфункциональных убеждений: особенности проявления в информационном пространстве
- Профиль асимметрии как системный
- Фактор в ходе социализации
- И возможности его коррекции
- На примере старшеклассников
- Феномен предметной избирательности: пролегомены к психологической диагностике способностей
- К вопросу о роли и направлениях деятельности школы в экономической социализации старшеклассников
- Формирование произвольности
- Поведения дошкольников в контексте
- Социального взаимодействия малой
- Проблема сохранения психического здоровья человека в системе высшего образования
- Вовлечение элементов индивидуального опыта разного «возраста» в процессы принятия решения
- Психологическая реабилитация
- Нейрохирургических пациентов,
- Работа с измененными
- Состояниями сознания
- Личностная беспомощность и учебная активность у детей младшего школьного возраста
- Специфика социализации, образовательной среды и жизненных ориентиров подростков
- Исследование генезиса установок и их проявления в реальной жизнедеятельности
- Влияние эмоциональных характеристик личности на процесс группового творчества
- Роль внешних и внутренних условий (факторов) при инициации и реализации сенсомоторного действия
- Психодиагностика личности подростка - этап психологического сопровождения в образовательном учреждении
- Интенсивности ые характеристики профессиональных я-концепций мужчин и женщин
- Психофизиологические и
- Психологические характеристики
- Старшеклассников с различным уровнем
- Одарённости
- Особенности межполушарного
- Взаимодействия при решении творческой
- Задачи у одаренных с разным профилем
- Латеральной организации
- К родам с учетом некоторых социально-психологических особенностей беременных женщин
- Скорость обработки информации как опосредующее звено в связях
- И интеллектом
- Методологические аспекты изучения связей особенностей личности и свойств нервной системы
- Социально-психологические проблемы духовно-нравственного кризиса современной семьи
- Организационные аспекты медико-психологической помощи населению
- Система реализации межпредметной интеграции в образовательном процессе школы
- Пассионарность как фактор психологической готовности военнослужащих
- Соотношение имплицитных и эксплицитных этнических стереотипов у русских и немцев
- Особенности самореализации личности при развитии способности к целеполаганию
- Особенности корреляционных
- В консультативной деятельности психолога по проблемам школьного обучения
- Опыт психической травмы у девочек с агрессивно-насильственными правонарушениями
- Психолого-педагогическое
- Психосемантические особенности представлений об успешности студентов разных курсов
- Эмпатический профиль личности как основа психологической культуры психолога
- Индивидуальный ресурс
- Профессионального развития
- Как условие успешной
- Профессионализации
- Глобализация и организация процесса
- Адаптации работника
- К мультикультурной
- Производственной среде
- Соотнесение субъективных представлений (со) и объективного поведения (социально-психологических
- Проблема повышения квалификации
- Руководящих кадров в условиях
- Инновационного управления в
- Современном образовании
- Мотивационно-ценностная включенность
- Характеристики социальных представлений в период общественной трансформации
- Эволюция
- Отражение в параметрах событийно-связанных потенциалов актуализации мотивации достижения
- Экономическая социализация и проблемы смысла жизни у старших подростков
- Психолого-педагогические основы становления творческих способностей дошкольников
- Интерактивная техника «Форум - театр»
- Обучения в рамках общей психологической подготовки спасателей мчс России
- Препятствия внедрения
- Инновационных технологий
- Психологического сопровождения
- Образовательного процесса
- Признаки и функции конкуренции как социально-психологического феномена и основы рыночной экономики
- Социально-психологические особенности организационной культуры и имиджа милиции
- Субъективная оценка служебных
- И социально-бытовых затруднений
- Как фактор развития стресса жизни
- Офицеров вс рф
- Психологический аспект профессиональной деятельности преподавателя вуза