Личностная беспомощность и учебная активность у детей младшего школьного возраста
Давыдова Е. С. (г. Челябинск)
Формирование и развитие способности ученика самостоятельно выстраивать свою учебную деятельность, обозначать цели и достигать их является основой для успешного освоения современного предметного мира. Взрослея, ребенок учится бесстрашно воспринимать новые горизонты и принимать решения в неожиданных ситуациях. Однако далеко не каждому школьнику удается развить в себе данные качества. Многие дети по каким-то причинам вместо проявления активности опускают руки при решении даже самых несложных задач. В современной науке данный феномен известен как «выученная беспомощность». У младших школьников ведущей активностью является учебная активность. Личностная беспомощность является одной из причин снижения учебной активности.
В основе формирования личностной беспомощности лежит пессимистичный стиль объяснения событий (атрибутивный стиль). Атрибутивный стиль складывается под влиянием атрибуций окружающих. Особое значение имеют те атрибуции, которые демонстрируют родители и значимые взрослые (в том числе учителя) при объяснении успехов и неудач ребёнка. Если родители и учителя в младших классах объясняют неудачи ребёнка в учебной деятельности его чертами характера, недостатком способностей, распространяют эти причины на множество ситуаций и во времени,™ ребёнок интериоризируетэти объяснения и у него формируется пессимистический атрибутивный стиль. В результате он становится уязвимым для развития беспомощности. Чтобы не винить себя во всех неудачах, слишком часто возникающих на пути, ребенку проще принять для себя убеждение, что нет смысла надеяться на что-то лучшее во всех сферах жизни, чем в какой-то узкой области. В формировании атрибутивного стиля подобное явление называется генерализацией. Одно из серьёзных последствий беспомощности - развитие депрессии. Безусловно, все это непосредственно влияет как на общую, так и на учебную активность ребенка. Это проявляется в снижении познавательной активности, мотивации и готовности к учебной деятельности, легкости усвоения материала, саморегуляции и самоконтроля, эмоциональной удовлетворенности своей учебой, инициативы, уменьшении стремления найти выход из ситуаций, которые является разрешимыми.
Выученную беспомощность гораздо легче предупредить, чем лечить: родители и учителя должны помнить, что именно они играют главную роль в формировании представлений ребенка о себе и о мире, формировании стиля пессимистических или оптимистических атрибуций. Объяснение неудачи ребенка недостатком упорства и настойчивости в конкретных ситуациях и рассмотрение этого как временной причины- основа оптимистического атрибутивного стиля, являющегося фактором иммунизации от беспомощности.
Этос как культурная модель поведения личности
Даниленко О. И. (г. Санкт-Петербург)
Исследование моделей поведения представляется весьма актуальным в связи с множественностью способов жизни, которые дает культура современному человеку, и необходимостью осознанного использования предоставляемых культурой возможностей при выстраивании собственного жизненного пути. Модели поведения выполняют функцию психологических конструктов, которые мы, в соответствии с концепцией Дж. Келли, понимаем как «шаблоны, примеряемые опытным путем к истинному положению вещей, ... способы истолкования мира». В основе большинства личных конструктов лежат модели поведения, разделяемые членами социальных групп и передаваемые от поколения к поколению, то есть культурные модели. Важная задача психологии личности - выяснить, как именно «работают» культурные модели во внутреннем мире человека, влияя на его сознание, чувства и поведение. Подступиться к этой сложной проблеме позволяет, на наш взгляд, культурно-психологический феномен этоса.
До сих пор не получившее широкого признания в психологии, понятие «этоса» открывает богатые возможности для прояснения связей между психологическими механизмами и культурными реалиями, в которых формируется и действует человек. Появилось понятие этоса в древнегреческой философии, где обозначало совокупность стабильных черт характера. В современной науке его использовали социолог М. Вебер, антропологи М. Мид и Г. Бейтсон. Близким к понятию этоса является понятия габитуса у П. Бурдье.
Нам представляется продуктивным трактовка этоса в работах М. Оссовской. Для нее этос- это «стиль жизни какой-либо общественной группы,общая... ориентация какой-либо культуры, принятая в ней иерархия ценностей, которая либо выражена explicite, либо может быть выведена из поведения людей...». М. Оссовская делает предметом специального рассмотрения два типа этоса, условно названных ею «рыцарским» или «аристократическим» и «буржуазным» (или «мещанским») и прослеживает их конкретное воплощение в разнее исторические периоды и в разных странах.
Основываясь, в целом, на концепции, сформулированной в работах Оссовской, мы предлагаем рассматривать этос как культурную модель поведения, которая имеет устойчивое ядро, фиксирующее базовую ценность его носителей, и периферию в виде способов поведения, в которых эта базовая ценность может быть реализована в тех или иных конкретно-исторических условиях и ситуациях. Как этос «работает» на уровне психики отдельного человека? Чтобы ответить на этот вопрос, мы воспользовались концепцией диспозиционной регуляции поведения, предложенной В. А. Ядовым. Она позволяет описать этос как иерархию диспозиций. Ценностное ядро этоса соответствует высшему уровню диспозиционной иерархии - системе ценностных ориентации. Для «аристократического» этоса высшей ценностью является честь, для «буржуазного» - богатство. Соответственно, жизненные цели формируются с ориентацией на эти ценности. Основные виды деятельности, которым посвящает себя человек, определяются вторым уровнем иерархии диспозиций по В. А. Ядову- уровнем базовых социальных установок. Этос, точнее его ядерная ценность, диктует определенные требования к занятиям, достойным носителя данного этоса, однако конкретный набор видов деятельности меня-
284
А-Ж
ется в зависимости от многих обстоятельств, в первую очередь, от социально-экономических условий жизни общества.
Третий уровень - фиксированных социальных установок - входит в периферическую зону этоса. То, как должен вести себя человек в тех или иных социально значимых ситуациях, связано с содержанием социально значимых ценностей, составляющих ядро этоса, но связано опосредованно. Требования к конкретным формам поведения определяются не только базовой ценностью, но также конкретными видами деятельности и ситуациями, которые специфичны для разных исторических периодов, народов, обстоятельств. На этом уровне можно обнаружить значительно большее разнообразие предписаний, чем на уровне первых двух. Диспозиции четвертого уровня, по-видимому, включают автоматические действия, сформированные в результате закрепления способов поведения, соответствующих социальным установкам. Таким образом, они обеспечивают действия человека в соответствии с тем или иным этосом на уровне навыков.
Одна из перспектив психологического исследования состоит в изучении того, как взаимодействуют культурные предписания каждого из перечисленных выше уровней с индивидуально-психологическими характеристиками человека, который волей или неволей реализует их в своем поведении. В частности, важно рассмотреть, какие психологические механизмы обусловливают выбор им того или иного этоса в качестве модели поведения и какую цену платит человек, стремящийся следовать той или иной модели.
Представляется, что нарядус выделенными Оссовской «аристократическим» и «мещанским» следует выделить третий этос - «человек культуры». Ценностным ядром этого этоса является познание, творчество и сохранение культуры в разнообразных ее проявлениях. У каждого из этих трех этосов мы усматриваем наличие глубинных архетипических корней. Архетип обладает огромной энергией, побуждающей человека к действию в том или ином направлении. Этос помогает человеку принять требования архетипа, направляет его энергию по социально санкционированному руслу, организует и дисциплинирует поведение через механизм самоидентификации и определение своей позиции по отношению к тем или иным проявлениям архетипа.
Yandex.RTB R-A-252273-3- IV всероссийского съезда рпо
- Психологические аспекты невынашивания беременности в современных семьях
- Время как психологическая мера измерения количественно-качественных изменений человека
- Особенности работы социально-психологической службы гимназии личностно-ориентированного образования
- Ордерная технология изменения организационной культуры: принципы проектирования и применения
- Конфигурация медленного потенциала мозга, соответствующего реализации нового поведенческого акта
- О результатах апробации компьютерной модификации методики г. Уиткина «Стержень-Рамка»
- Современных мультфильмов на когнитивный компонент нравственного развития ребенка-дошкольника
- Изучение представления о супружеских конфликтах у сотрудников спецподразделений
- Различительная чувствительность в общем антропологическом пространстве
- Психоаналитический подход в понимании психологического потенциала семейных отношений
- Организационная культура как ресурс развития негосударственной образовательной организации
- Опросник «Мыслей и Поведения» для изучения нарушения пищевого поведения (нпп)
- Психологическое сопровождение детей
- С онкологическими заболеваниями
- И их семей на всех этапах
- Заболевания и лечения
- Саморегуляция учебной деятельности как условие эффективной учебы подростков коррекционных классов
- Карьерные стратегии мужчин и женщин - представителей технономических профессий
- Психологические особенности
- Копинг-поведения сотрудников
- Государственной противопожарной
- Социально-психологическая характеристика нарушений уставных правил взаимоотношений
- Концепция и направления медико-психологического сопровождения спасателей мчс России
- Сравнение влияния аффекта и фрустрации на субъектность обвиняемого
- Принципы и реализация психологического мониторинга образовательных систем
- Психологические аспекты воздействия художественной литературы на формирование личности
- Закон б.М. Теплова и экзистенциальные модели в спецгруппах
- Профессиональное самоопределение: представления о профессии и «образе профессионала»
- Проблема объединения локальной зрительной информации в когнитивные блоки
- Акмеологический аспект мыследеятельностного образования студентов гуманитарных специальностей
- Стадии развития лидера Развитие творческого и инициативного мышления в современных условиях
- Личностные детерминанты субъекта учебной деятельности в контексте первичной профессионализации
- О депривации потребностей ребенка, оставшегося без родительского (семейного) попечения
- Личностно-профессиональное развитие педагога в условиях модернизации российского образования
- Деформации личностно-смысловой сферы «Топ-менеджера» в зависимости от уровня персональной ответственности
- Влияние особенностей памяти и внимания на формирование установок иллюзий восприятия формы объектов
- Формирование конфликтной
- Компетентности педагогов школы как
- Важное направление психологического
- Обучения в образовании
- Уход в деноминацию как способ решения личностью своих проблем в условиях социальной неопределенности
- Исследование манипулятивных
- Воздействий руководителя на
- Социально-психологический
- Климат группы
- Мотивационные особенности менеджеров с различным стилем мышления
- Особенности стиля мышления
- У представителей различных
- Национальностей Юга России
- (На примере жителей г. Ростова-на-Дону)
- Соотношение технологичности и творчества в исследовательской деятельности учащихся
- Взаимосвязь духовной и психологической безопасности в современных угрозах мира
- Психологическое просвещение участников образовательного процесса: детей,учителей, родителей.
- Содержательные характеристики «я» и потенциал развития человека в профессии
- Соотношение механизмов психологической защиты и совладания у подростков
- Психологическое обеспечение
- Профессиональной безопасности
- Сотрудников правоохранительных
- Органов
- Проектная мыследеятельность субъектов
- Образования как механизм выращивания
- Новых культурно-образовательных
- Практик
- Психологические аспекты профессионально-педагогического образования
- Исследование индивидуальных различий асимметрии ритмических составляющих ээг у близнецов
- Двигательная активность в структуре
- Здоровой жизнедеятельности учащихся
- Как условие развития безопасности
- Личности
- Диагностика регуляторных основ как условия готовности к переходу из средней школы в старшую
- Динамические и статические
- Характеристики в структуре
- Представлений о себе и другом как
- Трудном партнере общения
- Особенности переживания внутриличностных конфликтов у женщин, зависимых от алкоголя
- Влияние степени тяжести
- Перинатального поражения цнс
- И сокращения срока внутриутробного
- Развития на формирование
- Особенности обучения учащихся
- Установлению взаимосвязей
- При изучении математики
- С позиций психологии
- Исследование образа
- Террористического акта
- У респондентов Москвы,
- Чеченской Республики и Забайкалья
- Подходы к исследованию
- Проблема письменной личности в идеологических конструктах XX века (на материале творчества н.К. Крупской)
- Преступного поведения в отношении представителей религиозных групп
- Практика работы психологов таможенных органов: состояние и пути развития
- Тендерные различия в уровне успеваемости немецких школьников в точных и гуманитарных науках
- Роль генетических и средовых факторов в формировании предрасположенности к депрессии у подростков
- Диалог как технология инициации смыслообразования в интерпретации м.М.Бахтина
- Детей и подростков
- С различными формами аутизма
- (С синдромом Asperger,
- Синдромом Kenner)
- Представления студентов
- Групповые динамические процессы семьи как малой группы на разных этапах ее жизненного цикла
- Проблема формирования
- Осознанной саморегуляции
- В аспекте готовности студентов педвуза
- К профессиональной деятельности
- Кросс-культурные и тендерные исследования лидерства в зарубежной и отечественной психологии
- Междисциплинарные
- Особенности включенности
- Социально-одаренных детей
- В совместную деятельность
- Учебной группы
- Особенности профессионального самосознания у госслужащих с высоким и низким адаптационным ресурсом
- Использование методов терапевтической
- Практики в построении образовательной
- Среды для человека с инвалидностью
- (Идеографический подход)
- Психологические аспекты управления
- Учреждением дополнительного
- Образования как субъектом
- Развивающего образования
- Психологические особенности молодых людей, отличающихся высокой целеустремленностью и связностью целей
- Структура доверия к другим
- (По результатам социологического
- Исследования педагогов
- Свердловской области)
- Психологические механизмы формирования внутреннего убеждения коллегии присяжных заседателей
- Принципы управления
- Межгрупповой адаптацией
- На кораблях Военно-морского
- Флота России
- Особенности образа я у юношей и девушек с соматическими заболеваниями
- Отношений и коммуникаций национальной сборной команды (спортивные единоборства)
- Сон: оптимизация системы регуляции ритма сердца с помощью сенсорных притоков
- Основание изучения развития представлений подростков и юношей о себе и о мире
- Организация работы по внедрению личностно ориентированной технологии в школе
- Психологические эффекты как важные ресурсы для просвещения участников образовательного процесса
- Развитие профессионального здоровья как задача психологической подготовки специалиста
- Опыт трансформации восточных оздоровительных традиций: пространство чая
- Курс «Психологические факторы межконфессиональной толерантности» в школах
- Стереотипное восприятие как фактор формирования интолерантного поведения
- Стиль коммуникативной активности и интегральная индивидуальность человека
- Психологические показатели и сон подростков с минимальными мозговыми дисфункциями
- Психологические аспекты профессионального становления следователя прокуратуры
- Особенности адаптации пожилых людей к новой социальной ситуаци в условиях взаимодействия с собаками
- Влияние индивидуальных особенностей родителей на профессиональный выбор старших школьников
- Функционально-регуляционная модель взаимосвязи интеллекта и мотивации достижения
- Мотивационно-личностные
- Детерминанты профессиональной
- Успешности командиров воинских
- Подразделений
- Психологический анализ врачебных ошибок стоматологов с позиции личностного подхода
- Особенности восприятия внешнего облика другого человека студентами педагогического колледжа
- Перспектив психологического мониторинга развития младших школьников в учебной деятельности
- Проявление феномена «апперцептивной слепоты» в исследовании мотивационной сферы педагогов
- Основные линии разработки проблем стиля деятельности в отечественной психологии
- Характеристики экзистенциальной исполнености личности и их связь с копинг-стратегиями
- Влияние структуры предметов труда
- На психологические свойства
- Коллективного субъекта труда
- (На примере энергетики)
- Представления и отношение школьников и студентов медицинского колледжа к здоровому образу жизни
- Особенности формирования мотивационной готовности сотрудников органов внутренних дел к службе
- Развитие эмоциональной сферы младших школьников в процессе изучения предмета «Психология»
- Психолого-экономические аспекты медиаплана рекламной деятельности турфирмы на Байкале
- Психофизиологические корреляты эмоциональной компетентности детей дошкольного возраста
- Актуальные направления
- Исследования условий оптимизации
- Психотерапевтического общения с
- Заикающимися
- Природа индивидуальных различий по экстраверсии и нейротизму
- Специфика психолого-педагогической деятельности практического психолога образования
- К проблеме социально-психологических детерминант жизненной удовлетворенности
- К верификации методов психосемантической диагностики познавательных конструктов личности
- 0 Профессионально-педагогическом самоутверждении личности
- Динамика профессионального самосознания психологов в процессе обучения
- Проблемы реализации
- Социо-ориентированной методологии
- Проектирования крупномасштабных
- Технических объектов
- Взаимосвязь профессионально важных качеств и многоуровневых процессов психической регуляции
- Психологические особенности процесса персонификации компьютера пользователями
- Результаты мониторинга социально-психологических и организационных проблем безопасности
- Личностное развитие в условиях ранней профессионализации:ресурсы и проблемы
- Полипарадигмальная модель профессионального самосознания педагогов доу
- Со страхами ребенка как фактор формирования копинг-стратегий у детей
- Музыка как фактор развития
- Коммуникабельности подростков,
- Воспитывающихся в условиях
- Интернатного типа
- Ценностно-мотивационные основы интеграции этнических мигрантов в российское общество
- Особенности технологии личностно-ориентированного обучения в образовательном пространстве вуза
- Психологическая структура готовности к риску руководителей высшего звена железноодорожного транспорта
- Психофизиологические детерминанты формирования криминального стереотипа поведения
- Толерантность как основа социальной безопасности в полиэтнических общностях
- К вопросу о связи личностной самоэффективности психолога и его профессионально важных качеств
- Взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной парадигм в исследовании эмоционального развития
- Эмоциональные компоненты процесса социализации российских и бурятских детей
- Состав и структура ассоциативного пространства «ценности - психические состояния»
- Проблемы психического здоровья учителя в современной образовательной среде и перспективы
- Когнитивные типы дисфункциональных убеждений: особенности проявления в информационном пространстве
- Профиль асимметрии как системный
- Фактор в ходе социализации
- И возможности его коррекции
- На примере старшеклассников
- Феномен предметной избирательности: пролегомены к психологической диагностике способностей
- К вопросу о роли и направлениях деятельности школы в экономической социализации старшеклассников
- Формирование произвольности
- Поведения дошкольников в контексте
- Социального взаимодействия малой
- Проблема сохранения психического здоровья человека в системе высшего образования
- Вовлечение элементов индивидуального опыта разного «возраста» в процессы принятия решения
- Психологическая реабилитация
- Нейрохирургических пациентов,
- Работа с измененными
- Состояниями сознания
- Личностная беспомощность и учебная активность у детей младшего школьного возраста
- Специфика социализации, образовательной среды и жизненных ориентиров подростков
- Исследование генезиса установок и их проявления в реальной жизнедеятельности
- Влияние эмоциональных характеристик личности на процесс группового творчества
- Роль внешних и внутренних условий (факторов) при инициации и реализации сенсомоторного действия
- Психодиагностика личности подростка - этап психологического сопровождения в образовательном учреждении
- Интенсивности ые характеристики профессиональных я-концепций мужчин и женщин
- Психофизиологические и
- Психологические характеристики
- Старшеклассников с различным уровнем
- Одарённости
- Особенности межполушарного
- Взаимодействия при решении творческой
- Задачи у одаренных с разным профилем
- Латеральной организации
- К родам с учетом некоторых социально-психологических особенностей беременных женщин
- Скорость обработки информации как опосредующее звено в связях
- И интеллектом
- Методологические аспекты изучения связей особенностей личности и свойств нервной системы
- Социально-психологические проблемы духовно-нравственного кризиса современной семьи
- Организационные аспекты медико-психологической помощи населению
- Система реализации межпредметной интеграции в образовательном процессе школы
- Пассионарность как фактор психологической готовности военнослужащих
- Соотношение имплицитных и эксплицитных этнических стереотипов у русских и немцев
- Особенности самореализации личности при развитии способности к целеполаганию
- Особенности корреляционных
- В консультативной деятельности психолога по проблемам школьного обучения
- Опыт психической травмы у девочек с агрессивно-насильственными правонарушениями
- Психолого-педагогическое
- Психосемантические особенности представлений об успешности студентов разных курсов
- Эмпатический профиль личности как основа психологической культуры психолога
- Индивидуальный ресурс
- Профессионального развития
- Как условие успешной
- Профессионализации
- Глобализация и организация процесса
- Адаптации работника
- К мультикультурной
- Производственной среде
- Соотнесение субъективных представлений (со) и объективного поведения (социально-психологических
- Проблема повышения квалификации
- Руководящих кадров в условиях
- Инновационного управления в
- Современном образовании
- Мотивационно-ценностная включенность
- Характеристики социальных представлений в период общественной трансформации
- Эволюция
- Отражение в параметрах событийно-связанных потенциалов актуализации мотивации достижения
- Экономическая социализация и проблемы смысла жизни у старших подростков
- Психолого-педагогические основы становления творческих способностей дошкольников
- Интерактивная техника «Форум - театр»
- Обучения в рамках общей психологической подготовки спасателей мчс России
- Препятствия внедрения
- Инновационных технологий
- Психологического сопровождения
- Образовательного процесса
- Признаки и функции конкуренции как социально-психологического феномена и основы рыночной экономики
- Социально-психологические особенности организационной культуры и имиджа милиции
- Субъективная оценка служебных
- И социально-бытовых затруднений
- Как фактор развития стресса жизни
- Офицеров вс рф
- Психологический аспект профессиональной деятельности преподавателя вуза