logo
psicho T1

Представления студентов

о сложностях и противоречиях

будущей профессиональной деятельности

(до начала профессиональной

деятельности)

Белоконева НА. (г. Краснодар)

Актуальность изучения сложностей и противоречий будущей профессиональной деятельности, обусловлена необходимостью поиска эффективной системы подготовки будущих специалистов.

На сегодняшний день у большинства студентов встает задача выбора между организацией, в которой им бы хотелось работать и организацией, которая готова принять данного специалиста на работу. Многие начинающие специалисты разочаровываются не только в организации, где им предстоит работать, но и в своей профессии.

Представления студентов о «реальной» и «идеальной» орга­низациях могут выполнять мотивационную функцию, побуждая субъекта к ограничению выбора профессии. Ксожалению, далеко не все организации дают своим сотрудникам возможность почувство­вать себя уважаемым, нужным, ценным человеком и работником. Нередко люди увольняются из тех или иных организаций, так как «идеальное» представление об организации отличается от «реаль­ного» представления.

138

А-Ж

В данной статье мы будем рассматривать представления сту­дентов о сложностях и противоречиях будущей профессиональной деятельности, которые встают перед выпускниками.

Входе нашего исследования мы пытались проследить динами­ку представлений студентов о желаемом и реально - возможном социально - профессиональном окружении в процессе получения ими высшего профессионального образования.

Эмпирической базой нашего исследования были учащиеся Кубанского государственного университета, студенты 1-5 курсов, факультета управления и психологии, обучающихся по специаль­ности «Психология». Количество респондентов, занятых в исследо­вании составило 150 человек: 136 девушек и 14 юношей. Возраст респондентов был от 18 до 25 лет.

Основная часть эмпирической информации была получена нами с помощью трех методик.

  1. Инструмент оценки организационной культуры (OCAI). Даннаяметодика преследует цель результативной и тщательной диа­гностики именно тех важных аспектов организации, которыеопределяют фундамент ее культуры; помогает определитькультуру, к которой члены организации намереваются прийти,чтобы соответствовать требованиям внешнего окружения,вызовам будущего, перед лицом которых может оказатьсяорганизация.

  2. Опросник для изучения социокультуры организации (индексСК). Разработана Ладановым И.Д. Данная методика позволяетвыявить оценку состояния организационной культуры для«реальной» и «идеальной» организации, социокультуру орга­низации и в частности отношения работников к своей трудовойдеятельности и к рабочему месту.

  3. Метод семантического дифференциала для диагностики от­ношения сотрудников к компании (Опросник Е. Доценко). Этаметодика исследует субъективное отношение сотрудниковк организации, в «реальном» и «идеальном» ее состояниипо таким критериям как: степень уверенности сотрудника ворганизации, ее позитивном к нему отношении, так же отра-жаетоценку сотрудниками полезной активности организации,степень приверженности сотрудников организации, оценкуими эффективности и перспективности деятельности органи­зации.

Анализ работы и результатов проведенного нами исследования позволяют сделать нам следующие выводы.

Студенты первого и второго курсов не видят существенных различий между «реальной» и «идеальной» организациями. В их представления образы «реальной» и «идеальной» организациях тождественны друг другу. Вероятнее всего это объясняется тем, что данная категория студентов мало знакома с реалиями организаци­онной жизни, поскольку в большинстве из них, никто не работает. При этом студенты первого и второго курсов относят «реальную» и «идеальную» организации к клановому типу организационной культуры, это очень дружественное место работы, где у людей масса общего. Эти организации похожи на большую семью.

Представления о «реальной» и «идеальной» организациях начинают дифференцировать лишь к середине периода получения высшего профессионального образования. Студенты третьего курса считают преобладающими в образе «реальной» организации характеристики присущие бюрократическому типу культуры, в от­личие от «идеальной» организации в образе которой акцентируются клановые черты.

Результаты, полученные устудентов четвертого и пятого курсов показали, что в «реальной» организации, тип культуры которой они определили как рыночный,люди ориентированы на соперничество и достижение поставленных целей. Успех определяется в терминах надежности поставок, плавных календарных графиков и низких за­трат. «Идеальная» организация, по мнению респондентов четвертого и пятого курсов была отнесена к клановому типу организационной культуры.« Идеальная» организация подобна большой семье, в которой люди готовы жертвовать и идти на риск.

Обобщая результаты полученные у студентов третьего, четвер­того и пятого курсов, следует сказать, что «реальная» и «идеальная» организация находятся в разных плоскостях. Всилу того, что данные организации воспринимается неодинаково, можно предположить, что для построения «идеальной» организации потребуется очень много сил и времени. Ведь «идеальная» организация - это не только оптимальная трудовая нагрузка, хорошая заработная плата, удовлетворенность своей работой, но еще и гордость за нее.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4