Соотношение механизмов психологической защиты и совладания у подростков
Богомолов А. М. (г. Кемерово)
Вопросы комплексной реализации различных по степени осознанности адаптационных средств, их соотношения в динамике адаптационного цикла пока не представлены широко в научной литературе и продолжают сохранять дискуссионный характер. Разграничение механизмов психологической защиты и совладания представляет значительную методическую и практическую трудность, несмотря на попытки выделения дифференциальных критериев.
В проведенном нами сравнительном исследовании структурно-динамических свойств системы психологической защиты у подростков, находящихся в различных образовательных и воспитательных средах (гимназия, общеобразовательная школа, социальный приют) была статистически оценена связь механизмов психологической защиты и стратегий совладеющего поведения посредством применения процедуры кластерного анализа.
Была обнаружена различная степень дифференциации и интеграции кластеров психологических защитных механизмов и стратегий совладеющего поведения, что говорит о неодинаковом соотношении данных средств адаптации в различных группах детей. Степень дифференциации названных кластеров может рассматриваться как характеристика зрелости адаптационных реакций, как показатель адаптационного потенциала личности.
Мера автономности защитных механизмов и стратегий со-владающего поведения выступает как показатель дифференциации индивидного и личностного уровней протекания адаптационной активности. При этом, чем ниже уровень реализуемых механизмов, тем более тесные связи наблюдаются между ними. Малые расстояния объединения кластеров защитных механизмов и копинг-стратегий, одновременно с плотным распределением показателей внутри них, могут свидетельствовать об ужесточении связей между разноуровневыми характеристиками личности при повышении интенсивности адаптационных реакций, вызванных действием угрожающих факторов.
Изменчивость распределения, соотношения кластеров в обследованных группах свидетельствуют о том, что система внутренних связей психологической защиты оказывается подвижной и связанной с качественным своеобразием жизненных обстоятельств, в которые включен ребенок.
Результаты кластеризации позволяют утверждать, что психологические защитные механизмы и механизмы совладающего поведения в обследованных группах подростков выступают как различные уровни целостной индивидуальной системы адаптационной активности, мера их согласованности может быть выражена в большей или меньшей степени. Данные адаптационные средства имеют ряд общих характеристик, выражающихся, прежде всего, в направленности на достижение целесообразного адаптационного эффекта, но, вместе с тем, обладают рядом специфичных свойств, закономерностей, особенностей протекания.
Инновационные процессы в образовании и профессиональное развитие педагога
Богомолова Г. П., Колесина К. Ю. (г. Ростов-на-Дону)
В концепции модернизации российского образования признается ведущая роль педагога в достижении целей образования и подчеркивается необходимость создания условий для работы специалистов, способных осваивать новые технологии и информационные системы. Развитие системы образования требует все большей интеграции науки и практики, сотрудничества научно-учебных учреждений и школы, что позволяет создавать новые модели и технологии учебно-воспитательного процесса, развивать педагогическое творчество в высшей и средней школе.
В целях интеграции педагогической практики и университетской науки в условиях модернизации образования, создан и успешно функционирует, учебно-научно-педагогический комплекс «Университет- школа», содержание которого отражает процессы, происходящие в образовании:
разработка научных основ и психолого-педагогическое обеспечение новых моделей и технологий образовательного процессав школе и вузе;
организация социально-педагогической практики выявления иразвития одаренных детей и молодежи, создание условий дляразвития творческого потенциала одаренных детей;
повышение качества подготовки будущих специалистов суниверситетским образованием;
развитие педагогического творчества учителей и преподавателейуниверситета, повышение их педагогической квалификации.Образовательные учреждения (лицеи, гимназии, школы),
входящие в комплекс, являются экспериментальными площадками городской системы образования, участвуют в реализации Национального проекта «Образование».
Содержание инновационной деятельности преподавателей университета и учителей, взаимодействующих в системе УНПК, связано с решением конкретных проблем, вытекающих из программы модернизации образования:
повышение качества образования;
обогащение системы гуманитарного и естественно-научногообразования;
обоснование системы профильного образования на старшейступени школы;
- развитие творческой одаренности учащихся и студентов и др.Из педагогов-практиков преподаватели и учителя превращаются в активных участников педагогических поисков, экспериментов,стремятся занять позицию исследователя, чтобы полнее реализоватьсвой творческий потенциал.
В этих условиях изменяется и содержание профессионально-педагогической подготовки будущих педагогов в университете. Содержанием педагогической подготовки становятся следующие процессы:
изучение педагогики как области поисков, глубокого и всестороннего осмысления педагогической теории и практики прошлого,настоящего и будущего, отечественного и зарубежного опыта;
освоение педагогических идей как части гуманитарной культуры и общечеловеческих ценностей и формирование педагогического мировоззрения;
105
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.
освоение современных педагогических идей и технологий,овладение методами научно-педагогических исследований;
участие в исследовании конкретных педагогических проблем втворческих лабораториях школ, проведение исследований позаказам органов образования.
Будущим педагогам предлагаются целостные педагогические концепции как системы ведущих идей и способов их практической реализации (теория и практика проблемного обучения, теория и технологии личностно-ориентированного образования, теория развивающего обучения, теория и технологии гуманистического воспитания и др.).
В системе подготовки учителя-исследователя особое внимание уделяется воспитанию качеств, необходимых для творческой деятельности: широты мышления, чувства нового, критичности, познавательной активности и самостоятельности, требовательности к себе, инициативы и настойчивости.
Создание творческой стимулирующей среды, атмосферы поиска, поддержки инновационных процессов стимулирует развитие мотивов исследовательской деятельности, что является важнейшим условием творческой самореализации личности.
Инновационная деятельность в условиях УНПК имеет научно-методическое обеспечение, что выражается в усилении связи науки и практики и реализуется в различных формах:
научные консультации ученых университета по проблемамисследований;
работа ученых в качестве руководителей проблемных групп,кафедр, лабораторий в школах комплекса;
подготовка научно-практических конференций, семинаров порезультатам педагогических исследований;
работа преподавателей, ученых в качестве лекторов, читающихкурсы углубленного изучения предметов и обеспечивающихповышение профессионально-педагогического мастерстваучителей.
Инновационная деятельность преподавателей университета, студентов, учителей в условиях учебно-научно-педагогического комплекса «Университет-школа» направлена на повышение качества образования и профессионально-педагогической подготовки будущих педагогов.
Как можно посмотреть на предмет с разных сторон?
Богоявленская Д. Б. (г. Москва)
В деятельности П. Я. Гальперина был период, когда он искренне считал, что полная ориентировка может обеспечить решение «творческих задач» (в качестве модели которых использовались головоломки). Казалось, что исчерпывающая ориентировка, учитывающая со всех сторон все свойства предмета, достаточна для обнаружения искомого свойства.
В определенном смысле это утверждение может находить подтверждение, поскольку построение головоломки учитывает лишь стереотипы прежнего опыта, который действительно, в конце концов, преодолевается в ходе анализа, так как в культуре необходимое для решения данной задачи свойство уже известно. Однако, в реальности, а не в ее модели - головоломке, это знание должно быть впервые добыто и ориентировки здесь недостаточно. Это требует разворачивания полного процесса мышления, проходящего в рамках и посредством соотнесения условий и требований задачи.
Рассмотрение дивергентного мышления как способности выдвижения множества гипотез, как бы мышления вширь, придавало ему «правдоподобность». Естественно, что большее количество гипотез создает вероятность хотя бы одной верной. Вместе с тем, мысленно мы можем увидеть в предмете лишь то, что мы уже о нем знаем. И посмотреть на него можно только с уже известных сторон, какие бы «шляпы» мы не одевали. Поэтому открыть новое невозможно ни в фантазии (комбинируя, мы не открываем), ни фейерверке далеких ассоциаций, ни с помощью буквально «бокового мышления» Э. де Боно. Фактически оно вдругой терминологии повторяет заход Гальперина.
И все же, искомое обнаруживает себя при рассмотрении объекта с новой стороны, но ее усмотрение не лежит буквально на поверхности, не может быть дано в непосредственном наблюдении.
Ссылки на нестандартное мышление, которое, по сути, является житейским вариантом дивергентного мышления, также ничего не объясняют. Зададимся вопросом, что такое стандартное мышление? Это действие по образцу, по памяти. Но действие по образцу, стереотипу означает как раз отсутствие мышления. Поэтому нестандартное мышление - это фактически утверждение необходимости наличия самого мышления.
Решение этого вопроса дано С.Л. Рубинштейном. Он, в качестве основного нерва мышления, рассматривает включение объекта во все новые системы отношений, где создается возможность вычерпывания из него новых свойств. Но само включение в искомую систему детерминировано предшествующим анализом задачи в рамках и посредством постоянного соотношения условий задачи и ее требования. Поясним это на примере знаменитой головоломки К. Дункера, гдетребуется построить Треугольника из шести спичек. Она долго не решается, поскольку спичка - плоскостная фигура и провоцирует решения в плоскости. Для решения в плоскости необходимо 12 спичек, а есть только 6. В конце концов, испытуемый приходит к выводу, что каждая спичка должна быть общей стороной. Вопрос, как сторона может быть общей, решается только в системе геометрического знания. В этой системе сторона выступает как геометрическое место пересечения плоскостей. Это и определяет инсайт и построение пространственной фигуры - тетраэдра. Следовательно, анализ спички с, казалось бы, неожиданной стороны - геометрии, детерминирован предшествующим анализом задачи.
Таким образом, отвечая на вопрос: «Как можно посмотреть на предмет с разных сторон?», мы хотим подчеркнуть, что усмотрение «нужной стороны» не продукт произвольного процесса (она может не обнаружиться даже при значительном перечислении), а результат направленного анализа задачи с необходимостью именно на нее выводящий.
106
А-Ж
Этапы диагностики творческих способностей у детей
Богоявленская М. Е. (г. Москва)
Феномен угасания детской креативности часто связываютс подавлением творческого начала в ребенке культурными образцами мышления при переходе к систематическому школьному обучению. Однако творческие способности, понимаемые как креативность и измеряемые соответственными тестами (Дж. Гилфорд, П. Торренс и др.), отражают только один операциональный компонент данного феномена - способность актуализировать широкий ассоциативный ряд по несущественным признакам. Данная способность, в дошкольном возрасте «свободная» от ограничений «правильного» мышления (что отражает этапы предпонятийных форм мышления), не угасает в процессе формирования мышления, а включается в него как необходимый компонент. Однако формирующаяся способность к выделению существенных признаков создает впечатление ее угасания, так как показатели по тестам снижаются. Таким образом, диагностика творческих способностей по тестам креативности не дает адекватного прогноза их развития.
Определенную диагностическую информацию дают проектная и исследовательская деятельность, система пробных занятий по разным предметным областям, длительный психолого-педагогический мониторинг развития ребенка. Подход к диагностике, ставящей своей целью прогноз развития творческих способностей ребенка, возможен при включении ребенка в целостный познавательный процесс и отслеживание всех его этапов. Подобной прогностической функцией обладает психологический эксперимент по методу «Креативное поле» (Богоявленская Д.Б., 1969), который позволяет проследить уровни развития всех этапов: от степени принятия ребенком новой деятельности, ее освоения и способности к нахождению «своих» способов деятельности, до подлинного проявления творческих способностей, выражающихся в выходе за пределы требований исходной ситуации и постановке новой познавательной проблемы.
297 их «обычных» сверстников в возрасте от 11-12 до 16-17 лет.
Было обнаружено, что у одаренных подростков ярко проявляется их своеобразная жизненная позиция, которая заключается в отношении кжизни как к открытой, творческой задаче, в которой человекдолжен сам осознанно выбрать ценности и цели своего бытия, самостоятельно найти ресурсы их достижения. Уодаренных подростков ярко проявлялся поиск смысла жизни: «Моя жизнь - это путь, по которому мне нужно пройти. Это срок, который мне даётся на свою долю создания этого мира, с его прошлым, будущим и настоящим» (Е., 9 кл.), они также отмечают, что их жизнь разнообразна и интересна: «Моя жизнь очень разнообразна. В ней уже было много перемен и неожиданностей. Я думаю, что моя жизнь непростая, т. к. «нахожусь» на Земле для какой-то цели» (Ю., 7 кл.). Крометого, у одаренных подростков ярко выражена ориентация на будущее, а не только на прошлое и настоящее.
Напротив, у многих современных подростков, в отличие от их одаренных сверстников отсутствует, деятельное отношение к своей жизни в будущем, поэтому они отмечают, что их жизнь обычная и вполне устроенная. Они не считают возможным активно влиять на будущее, планировать и организовывать его. «Моя жизнь меня устраивает, живу как обычный ученик без приключений, иногда бывают неприятные случаи в школе, они касаются оценок» (Н., 7 кл.).
Отличительной особенностью одаренных подростков являются такие метафорические представления о своей жизни: «Жизнь - это компьютер. Сначала он работает, затем зависает и ломается. А денег чтобы починить его в ремонте, нет. Да и гарантия уже кончилась» (М., 7 кл.), «Смерть - это стрела, пущенная в тебя, а жизнь - это время, пока летит стрела» (А., 11 кл.). Метафорические представления собственной жизни, особенно распространены среди современных одаренных подростков 16-17 лет, что, возможно, является, отражением их напряженного поиска смысла жизни, активной устремленности в будущее. Более того, есть основания считать, что метафорические представления свидетельствуют не просто о высоких интеллектуальных и творческих возможностях одаренных подростков, но и об их творческом отношении к своей жизни и миру в целом.
Жизненная перспектива у одаренных подростков
Богпомочева О. А. (г. Москва)
Представление о своей жизни или жизненная перспектива у подростков является важнейшим условием их профессионального и личностного самоопределения, творческой саморегуляции и достижения значимых целей во взрослой жизни. В связи с этим, изучение представлений о своей жизни у одаренных подростков имеет большой научный и практический интерес.
Нами было проведено исследование психологических особенностей представлений о своей жизни у одаренных подростков с помощью модифицированной методики «Образ мира» (Берулава Г.А.). В исследовании принимали участие 193 одаренных подростков и
Изучение аспекта социальной адаптации
студентов в пространстве вуза и профессиональной деятельности
Богуславская В. Ф. (г. Ростов-на-Дону)
В настоящее время отсутствует общая система и единая концепция образования трудового воспитания, профессиональной ориентации и обеспечения занятости молодежи. Вместе с тем нет и четкой, целенаправленной кадровой стратегии, которая бы была направлена именно на молодежь. При этом свою отрицательную роль играют недостатки законодательного обеспечения, слабость правовых и организационных механизмов, финансовые ограничения политики молодежной занятости.
В результате проведенного нами социологического исследования выявилось, что именно социально-психологические проблемы стоят на первом месте у выпускников вузов в момент окончания
107
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.
учебного заведения и предстоящим трудоустройством. Одной из актуальных проблем в России является неустроенность, а порой и безработица выпускников вузов. Применение полученной специальности не могут найти более 58 % специалистов. Каждый 7 выпускник (21 %) не знает, куда пойдет работать по окончании вуза (мужчины - 49,7 %, женщины - 50,2 %). Каждый 5 испытывает трудности по поводу трудоустройства. Более 45 % начинают работать во время учебы, что способствовало их дальнейшемутрудоустройству. Предприятия, с одной стороны, остро нуждаются в выпускниках, а с другой, не хотят брать без опыта работы, а в результате около 50 % выпускников, получив отказ, вынуждены перепрофилироваться для получения новой специальности. Это неизбежно приводит к потере базовой квалификации, разочарованию в своих профессиональных возможностях. В таких условиях особое значение приобретает первичная производственная адаптация. Объединяющей основой этих процессов является развитие, преображение самого человека, его эмоционального, интеллектуального и нравственного мира, интересов, ценностей, мотиваций, потребностей. Не менее важным, в связи с этим является знание движущих сил трансформационных процессов. Фактическое преобразование общества и отдельной личности происходит не в результате принятия соответствующих законов, а выступают в качестве необходимого элемента процесса трансформации, посредством которого инициируются и направляются соответствующие многосубъектные общественные процессы, реально преобразующие социальные институты.
В условиях общественного кризиса, связанного с правовым дефицитом, размытостью и отсутствием ценностных норм в общественном сознании, решение проблемных ситуаций и ценностных противоречий осуществляется на личностном уровне, что требует от человека осознавать стоящие перед ним проблемы, но и творчески подходить к их решению. Данная способность напрямую связана с уровнем сознания личности. Так, например, для большинства молодых людей значимо хорошо устроиться, заняв верхние ступени социальной иерархии, не сформировавшись, при этом, как специалист-профессионал. Но личности завтрашних граждан формируются сегодня, а в сфере образования в значительной степени. Причинами, обуславливающими формирование такой мотивации учения в современных образовательных учреждениях, личностного смысла деятельности студентов является невостребованность образования.
Логическим завершением этого процесса явилось формирование новой мотивации, не имеющей ничего общего с учебным процессом. Для одних поступление в вуз - это способ избежать армии, для других - повременить с «взрослой» жизнью. При этом преподаватели вынуждены проявлять немалую изобретательность, но все чаще не в области разработки новых форм занятий или актуализации знаний, а в изобретении новых стимулов: рейтинговой системы, контрольных тестов, автоматических зачетов и экзаменов.
Одним из важных моментов, влияющих на мотивацию учения, является проблемное поле студентов, состоящее из проблемных ситуаций. Именно они характеризуют субъекта и его окружение, а также психическое состояние познающей личности, которая включена в объективную и противоречивую среду. Когда для овладения ситуацией индивид должен найти и использовать новые для себя средства и способы действия она переходит в разряд проблемной ситуации. С целью выделения проблемного поля студентов мы провели опрос студентов в возрасте 18-20 лет. Результаты опроса показали, что проблемное поле студентов включает как материальные
проблемы (76%),так и социально-психологические (97%). Данные опроса позволили нам выделить 5 сфер, наполненных значимыми для студентов проблемами: личностная, межличностная, профессиональная, учебная, глобальные проблемы.
Наиболее проблемной для респондентов явилась профессиональная сфера, которая составила 45 %, затем по убыванию проблемное™ идут: межличностная сфера - 41 %, личностная сфера - 36 %, глобальные проблемы - 36%, учебная сфера - 29%. Как показало исследование, проблемы учебной сферы стоят на последнем месте и являются значимыми для студентов больше как эмоциональное напряжение в сессию. При этом профессиональное становление занимает одну из центральных позиций в их проблемном поле, которая в свою очередь не может быть полноценно реализована без учебной сферы. Такая ситуация отражается и на отношении к учебной деятельности в целом. Согласно данным опроса мотивация к учебе, как способ получения базовых знаний для личностного и профессионального становления, проявилась у 19 % из всех опрошенных, то есть учащимся интересен процесс учения, как способ самореализации в будущем. Остальные 81 % на первое место ставят возможность получить должность, хороший заработок, занять престижную социальную нишу, что возможно при наличии личностной и профессиональной зрелости, базовых знаний, которые интериорезируются в процессе обучения при личной активности студентов.
Мотивация учения определяется личностными потребностями, которые сейчас актуальны и значимы, то есть это и есть его проблемное поле. Поэтому задачи обучения и воспитания в том, чтобы сблизить структуру личностных и общественных потребностей, научить студентов принимать общественно значимые цели обучения в качестве личностно значимых мотивов учения. Таким образом, учебная сфера проблемного поля студентов перейдет на более высокий уровень.
О необходимости создания новой теории общения
Бодалев А. А. (г. Москва)
В последние 50 лет все большее число ученых делают предметом своего изучения общения людей друг с другом, общение их с разного уровня объединениями людей и общение между общностями. Однако сравнение определений, в которых раскрывается его суть разными российскими авторами, а также авторами из ближнего зарубежья, несмотря на то, что они имеют в виду один и тот же глобальный феномен индивидуальной и коллективной психики, убеждает, что каждый из них видит в нем содержание, больше или меньше отличающееся от того, что в нем находят и объективируют в своих трудах все другие авторы. Такую же картину мы обнаруживаем, когда сравниваем понимание общения и его особенностей у наших коллег из дальнего зарубежья.
Понятно, что в тех границах, в которых дает себя знать этот феномен, он имеет большую протяженность, большое разнообразие и крайне широкий по степени сложности спектр проявлений - от общения человека с самим собой и с другим человеком, до общения
108
А-Ж
с представителями субъективно близких ему небольших общностей людей, а также более крупных общественных и даже государственных структур, и межгосударственных объединений.
Если оценивать значение этого феномена в целом для жизнедеятельности и ее развития, как для отдельного человека, так и общностей людей, начиная с малых общностей и кончая человечеством, то бытие их, рассматриваемое как в статике, так и в динамике, без общения было бы невозможно. Входетеоретического анализа общения возникает вопрос: можно ли сводить его к одной из разновидностей деятельности или обусловленности всегда ею, как это предлагают отечественные психологи? Представляется, что нельзя, поскольку общение - это глобальная и содержательно многоаспектная и многомерная категория в системе наук о человеке и сообществе людей. Общение может быть рассмотрено как субъект-субъектное взаимодействие, в котором все участвующие люди или их общности обязательно проявляют их интеллектуальные, эмоциональные и поведенческие в их индивидуальной или коллективной психике образования.
Благодаря теоретическому анализу, в определенных случаях можно обнаружить, как в деятельности, цели, мотивы, алгоритм и способы, и средства его осуществления - вместе с тем, его скрытая внутрипсихическая «изнанка» и его проявляющаяся во вне данность определяются и «психологией» людей и их общностей, вступающих в контакты друг с другом, актуализирующейся через закономерности и механизмы, которые дают себя знать только в общении.
Также нельзя сводить общение и к такой глобальной для психологии категории, какой является отношение. Общение в этом случае оказывается более объемным и содержательно многокомпонентным и многоуровневым по своему составу и характеристикам феноменом, чем отношение.
Сформировавшиеся в мировой науке теоретические подходы к изучению и объяснению общения: структурный, системный, деятельностного опосредствования и деятельностный, психолингвистический, психосемантический и психосемиотический, герменевтический, культурологический и кросскультурный, диалогический и социоинтерактивный, интеракционисткий и социального конструктивизма, информационный и гуманистический, психоаналитический и др., также показывают необходимость создания фундаментальной общей теории общения и понимания общения как одной из основополагающих категорий. В каждом из этих подходов нужно вычленить наиболее работающие на решение названной задачи субординировать их по значению, и, не упуская из вида это значение, осуществить их интеграцию в новой концепции общения.
При построении целостной теории общения необходимо принять в расчет нетолько все предыдущие микротеории и концепции, но и громадный массив опытно-экспериментальных знаний, полученный отечественными и зарубежными учеными при изучении феноменологии, закономерностей и механизмов общения при более локальных, так сказать, традиционных подходах, чем предлагаемый подход к его изучению.
У отечественных психологов и сотрудничающих с ними зарубежных коллег, в настоящее время, есть все предпосылки успешно решить сформулированную выше задачу.
Yandex.RTB R-A-252273-3- IV всероссийского съезда рпо
- Психологические аспекты невынашивания беременности в современных семьях
- Время как психологическая мера измерения количественно-качественных изменений человека
- Особенности работы социально-психологической службы гимназии личностно-ориентированного образования
- Ордерная технология изменения организационной культуры: принципы проектирования и применения
- Конфигурация медленного потенциала мозга, соответствующего реализации нового поведенческого акта
- О результатах апробации компьютерной модификации методики г. Уиткина «Стержень-Рамка»
- Современных мультфильмов на когнитивный компонент нравственного развития ребенка-дошкольника
- Изучение представления о супружеских конфликтах у сотрудников спецподразделений
- Различительная чувствительность в общем антропологическом пространстве
- Психоаналитический подход в понимании психологического потенциала семейных отношений
- Организационная культура как ресурс развития негосударственной образовательной организации
- Опросник «Мыслей и Поведения» для изучения нарушения пищевого поведения (нпп)
- Психологическое сопровождение детей
- С онкологическими заболеваниями
- И их семей на всех этапах
- Заболевания и лечения
- Саморегуляция учебной деятельности как условие эффективной учебы подростков коррекционных классов
- Карьерные стратегии мужчин и женщин - представителей технономических профессий
- Психологические особенности
- Копинг-поведения сотрудников
- Государственной противопожарной
- Социально-психологическая характеристика нарушений уставных правил взаимоотношений
- Концепция и направления медико-психологического сопровождения спасателей мчс России
- Сравнение влияния аффекта и фрустрации на субъектность обвиняемого
- Принципы и реализация психологического мониторинга образовательных систем
- Психологические аспекты воздействия художественной литературы на формирование личности
- Закон б.М. Теплова и экзистенциальные модели в спецгруппах
- Профессиональное самоопределение: представления о профессии и «образе профессионала»
- Проблема объединения локальной зрительной информации в когнитивные блоки
- Акмеологический аспект мыследеятельностного образования студентов гуманитарных специальностей
- Стадии развития лидера Развитие творческого и инициативного мышления в современных условиях
- Личностные детерминанты субъекта учебной деятельности в контексте первичной профессионализации
- О депривации потребностей ребенка, оставшегося без родительского (семейного) попечения
- Личностно-профессиональное развитие педагога в условиях модернизации российского образования
- Деформации личностно-смысловой сферы «Топ-менеджера» в зависимости от уровня персональной ответственности
- Влияние особенностей памяти и внимания на формирование установок иллюзий восприятия формы объектов
- Формирование конфликтной
- Компетентности педагогов школы как
- Важное направление психологического
- Обучения в образовании
- Уход в деноминацию как способ решения личностью своих проблем в условиях социальной неопределенности
- Исследование манипулятивных
- Воздействий руководителя на
- Социально-психологический
- Климат группы
- Мотивационные особенности менеджеров с различным стилем мышления
- Особенности стиля мышления
- У представителей различных
- Национальностей Юга России
- (На примере жителей г. Ростова-на-Дону)
- Соотношение технологичности и творчества в исследовательской деятельности учащихся
- Взаимосвязь духовной и психологической безопасности в современных угрозах мира
- Психологическое просвещение участников образовательного процесса: детей,учителей, родителей.
- Содержательные характеристики «я» и потенциал развития человека в профессии
- Соотношение механизмов психологической защиты и совладания у подростков
- Психологическое обеспечение
- Профессиональной безопасности
- Сотрудников правоохранительных
- Органов
- Проектная мыследеятельность субъектов
- Образования как механизм выращивания
- Новых культурно-образовательных
- Практик
- Психологические аспекты профессионально-педагогического образования
- Исследование индивидуальных различий асимметрии ритмических составляющих ээг у близнецов
- Двигательная активность в структуре
- Здоровой жизнедеятельности учащихся
- Как условие развития безопасности
- Личности
- Диагностика регуляторных основ как условия готовности к переходу из средней школы в старшую
- Динамические и статические
- Характеристики в структуре
- Представлений о себе и другом как
- Трудном партнере общения
- Особенности переживания внутриличностных конфликтов у женщин, зависимых от алкоголя
- Влияние степени тяжести
- Перинатального поражения цнс
- И сокращения срока внутриутробного
- Развития на формирование
- Особенности обучения учащихся
- Установлению взаимосвязей
- При изучении математики
- С позиций психологии
- Исследование образа
- Террористического акта
- У респондентов Москвы,
- Чеченской Республики и Забайкалья
- Подходы к исследованию
- Проблема письменной личности в идеологических конструктах XX века (на материале творчества н.К. Крупской)
- Преступного поведения в отношении представителей религиозных групп
- Практика работы психологов таможенных органов: состояние и пути развития
- Тендерные различия в уровне успеваемости немецких школьников в точных и гуманитарных науках
- Роль генетических и средовых факторов в формировании предрасположенности к депрессии у подростков
- Диалог как технология инициации смыслообразования в интерпретации м.М.Бахтина
- Детей и подростков
- С различными формами аутизма
- (С синдромом Asperger,
- Синдромом Kenner)
- Представления студентов
- Групповые динамические процессы семьи как малой группы на разных этапах ее жизненного цикла
- Проблема формирования
- Осознанной саморегуляции
- В аспекте готовности студентов педвуза
- К профессиональной деятельности
- Кросс-культурные и тендерные исследования лидерства в зарубежной и отечественной психологии
- Междисциплинарные
- Особенности включенности
- Социально-одаренных детей
- В совместную деятельность
- Учебной группы
- Особенности профессионального самосознания у госслужащих с высоким и низким адаптационным ресурсом
- Использование методов терапевтической
- Практики в построении образовательной
- Среды для человека с инвалидностью
- (Идеографический подход)
- Психологические аспекты управления
- Учреждением дополнительного
- Образования как субъектом
- Развивающего образования
- Психологические особенности молодых людей, отличающихся высокой целеустремленностью и связностью целей
- Структура доверия к другим
- (По результатам социологического
- Исследования педагогов
- Свердловской области)
- Психологические механизмы формирования внутреннего убеждения коллегии присяжных заседателей
- Принципы управления
- Межгрупповой адаптацией
- На кораблях Военно-морского
- Флота России
- Особенности образа я у юношей и девушек с соматическими заболеваниями
- Отношений и коммуникаций национальной сборной команды (спортивные единоборства)
- Сон: оптимизация системы регуляции ритма сердца с помощью сенсорных притоков
- Основание изучения развития представлений подростков и юношей о себе и о мире
- Организация работы по внедрению личностно ориентированной технологии в школе
- Психологические эффекты как важные ресурсы для просвещения участников образовательного процесса
- Развитие профессионального здоровья как задача психологической подготовки специалиста
- Опыт трансформации восточных оздоровительных традиций: пространство чая
- Курс «Психологические факторы межконфессиональной толерантности» в школах
- Стереотипное восприятие как фактор формирования интолерантного поведения
- Стиль коммуникативной активности и интегральная индивидуальность человека
- Психологические показатели и сон подростков с минимальными мозговыми дисфункциями
- Психологические аспекты профессионального становления следователя прокуратуры
- Особенности адаптации пожилых людей к новой социальной ситуаци в условиях взаимодействия с собаками
- Влияние индивидуальных особенностей родителей на профессиональный выбор старших школьников
- Функционально-регуляционная модель взаимосвязи интеллекта и мотивации достижения
- Мотивационно-личностные
- Детерминанты профессиональной
- Успешности командиров воинских
- Подразделений
- Психологический анализ врачебных ошибок стоматологов с позиции личностного подхода
- Особенности восприятия внешнего облика другого человека студентами педагогического колледжа
- Перспектив психологического мониторинга развития младших школьников в учебной деятельности
- Проявление феномена «апперцептивной слепоты» в исследовании мотивационной сферы педагогов
- Основные линии разработки проблем стиля деятельности в отечественной психологии
- Характеристики экзистенциальной исполнености личности и их связь с копинг-стратегиями
- Влияние структуры предметов труда
- На психологические свойства
- Коллективного субъекта труда
- (На примере энергетики)
- Представления и отношение школьников и студентов медицинского колледжа к здоровому образу жизни
- Особенности формирования мотивационной готовности сотрудников органов внутренних дел к службе
- Развитие эмоциональной сферы младших школьников в процессе изучения предмета «Психология»
- Психолого-экономические аспекты медиаплана рекламной деятельности турфирмы на Байкале
- Психофизиологические корреляты эмоциональной компетентности детей дошкольного возраста
- Актуальные направления
- Исследования условий оптимизации
- Психотерапевтического общения с
- Заикающимися
- Природа индивидуальных различий по экстраверсии и нейротизму
- Специфика психолого-педагогической деятельности практического психолога образования
- К проблеме социально-психологических детерминант жизненной удовлетворенности
- К верификации методов психосемантической диагностики познавательных конструктов личности
- 0 Профессионально-педагогическом самоутверждении личности
- Динамика профессионального самосознания психологов в процессе обучения
- Проблемы реализации
- Социо-ориентированной методологии
- Проектирования крупномасштабных
- Технических объектов
- Взаимосвязь профессионально важных качеств и многоуровневых процессов психической регуляции
- Психологические особенности процесса персонификации компьютера пользователями
- Результаты мониторинга социально-психологических и организационных проблем безопасности
- Личностное развитие в условиях ранней профессионализации:ресурсы и проблемы
- Полипарадигмальная модель профессионального самосознания педагогов доу
- Со страхами ребенка как фактор формирования копинг-стратегий у детей
- Музыка как фактор развития
- Коммуникабельности подростков,
- Воспитывающихся в условиях
- Интернатного типа
- Ценностно-мотивационные основы интеграции этнических мигрантов в российское общество
- Особенности технологии личностно-ориентированного обучения в образовательном пространстве вуза
- Психологическая структура готовности к риску руководителей высшего звена железноодорожного транспорта
- Психофизиологические детерминанты формирования криминального стереотипа поведения
- Толерантность как основа социальной безопасности в полиэтнических общностях
- К вопросу о связи личностной самоэффективности психолога и его профессионально важных качеств
- Взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной парадигм в исследовании эмоционального развития
- Эмоциональные компоненты процесса социализации российских и бурятских детей
- Состав и структура ассоциативного пространства «ценности - психические состояния»
- Проблемы психического здоровья учителя в современной образовательной среде и перспективы
- Когнитивные типы дисфункциональных убеждений: особенности проявления в информационном пространстве
- Профиль асимметрии как системный
- Фактор в ходе социализации
- И возможности его коррекции
- На примере старшеклассников
- Феномен предметной избирательности: пролегомены к психологической диагностике способностей
- К вопросу о роли и направлениях деятельности школы в экономической социализации старшеклассников
- Формирование произвольности
- Поведения дошкольников в контексте
- Социального взаимодействия малой
- Проблема сохранения психического здоровья человека в системе высшего образования
- Вовлечение элементов индивидуального опыта разного «возраста» в процессы принятия решения
- Психологическая реабилитация
- Нейрохирургических пациентов,
- Работа с измененными
- Состояниями сознания
- Личностная беспомощность и учебная активность у детей младшего школьного возраста
- Специфика социализации, образовательной среды и жизненных ориентиров подростков
- Исследование генезиса установок и их проявления в реальной жизнедеятельности
- Влияние эмоциональных характеристик личности на процесс группового творчества
- Роль внешних и внутренних условий (факторов) при инициации и реализации сенсомоторного действия
- Психодиагностика личности подростка - этап психологического сопровождения в образовательном учреждении
- Интенсивности ые характеристики профессиональных я-концепций мужчин и женщин
- Психофизиологические и
- Психологические характеристики
- Старшеклассников с различным уровнем
- Одарённости
- Особенности межполушарного
- Взаимодействия при решении творческой
- Задачи у одаренных с разным профилем
- Латеральной организации
- К родам с учетом некоторых социально-психологических особенностей беременных женщин
- Скорость обработки информации как опосредующее звено в связях
- И интеллектом
- Методологические аспекты изучения связей особенностей личности и свойств нервной системы
- Социально-психологические проблемы духовно-нравственного кризиса современной семьи
- Организационные аспекты медико-психологической помощи населению
- Система реализации межпредметной интеграции в образовательном процессе школы
- Пассионарность как фактор психологической готовности военнослужащих
- Соотношение имплицитных и эксплицитных этнических стереотипов у русских и немцев
- Особенности самореализации личности при развитии способности к целеполаганию
- Особенности корреляционных
- В консультативной деятельности психолога по проблемам школьного обучения
- Опыт психической травмы у девочек с агрессивно-насильственными правонарушениями
- Психолого-педагогическое
- Психосемантические особенности представлений об успешности студентов разных курсов
- Эмпатический профиль личности как основа психологической культуры психолога
- Индивидуальный ресурс
- Профессионального развития
- Как условие успешной
- Профессионализации
- Глобализация и организация процесса
- Адаптации работника
- К мультикультурной
- Производственной среде
- Соотнесение субъективных представлений (со) и объективного поведения (социально-психологических
- Проблема повышения квалификации
- Руководящих кадров в условиях
- Инновационного управления в
- Современном образовании
- Мотивационно-ценностная включенность
- Характеристики социальных представлений в период общественной трансформации
- Эволюция
- Отражение в параметрах событийно-связанных потенциалов актуализации мотивации достижения
- Экономическая социализация и проблемы смысла жизни у старших подростков
- Психолого-педагогические основы становления творческих способностей дошкольников
- Интерактивная техника «Форум - театр»
- Обучения в рамках общей психологической подготовки спасателей мчс России
- Препятствия внедрения
- Инновационных технологий
- Психологического сопровождения
- Образовательного процесса
- Признаки и функции конкуренции как социально-психологического феномена и основы рыночной экономики
- Социально-психологические особенности организационной культуры и имиджа милиции
- Субъективная оценка служебных
- И социально-бытовых затруднений
- Как фактор развития стресса жизни
- Офицеров вс рф
- Психологический аспект профессиональной деятельности преподавателя вуза