Синдромом Kenner)
Белова Л.И. (г. Ярославль)
Аутизм - обособленность от внешнего мира и замкнутость в мире собственных фантазий - относят к особенно загадочным психическим расстройствам.
Основная цель нашего исследования - это правильное восприятие проблем и потребностей детей и подростков с синдромом Asperger, синдромом Kenner взрослыми (педагогами, родителями), принимающими участие в их социальной интеграции. Экспериментальная выборка составила 22 человека детей и подростков в возрасте от 3 до 13 лет. Условно мы разделили обследуемых на три возрастные группы: дети дошкольного возраста, младшего школьного возраста, и подростки. По уровню социальной адаптации дети также были разделены на три группы: дети, посещающие школу или детский сад - социально адаптированные; дети, подростки, находящиеся на индивидуальном обучении - с низким уровнем социальной адаптации; дети, подростки, находящиеся на домашнем обучении-с синдромом дезадаптации.
У детей с синдромом Kanner наблюдается выраженное отставание в когнитивном, речевом развитии, а также в формировании коммуникативных навыков, проявляющееся до 3 лет. Прогноз при данном заболевании неблагоприятный. Дети не могут находиться среди сверстников, часто не способны обучаться по программе массовой и коррекционной школы, находятся на постоянном лечении у психиатра, психотерапевта. В нашей выборке детей с синдромом Kanner было 6 человек в возрасте от 3 до 9 лет. У всех наблюдалось раннее выявление (до 3 лет) отклонений в формировании коммуникативных навыков, отставания в речевом и интеллектуальном развитии. Важно отметить раннее начало оказания медицинской и психотерапевтической помощи, работу с дефектологом, логопедом. В результате трое детей (возраст 5-7 лет) в течение двух лет посещают группу «особый ребёнок», где удовлетворительно адаптировались с учетом особенностей своего заболевания. Мальчик 9 лет начал обучение в 1 классе VIII вида (для детей с легкой умственной отсталостью). У двоих детей (возраст 4 и 8 лет) расстройство протекает неблагоприятно и сопровождается выраженным снижением когнитивного развития, отсутствием фразовой речи, грубой социальной дезадаптацией. Работа команды специалистов (психолога, психиатра, психотерапевта) с родителями и детьми имеет поддерживающий характер и проводится втечение длительного времени от нескольких месяцев до 1-2 и более лет.
У детей и подростков с синдромом Asperger наблюдаются менее выраженные нарушения в формировании коммуникативных навыков, чем при синдроме Kanner. Уровень интеллектуального развития у детей с данным синдромом хороший или выше среднего. Среди детей и подростков, включенных в группу исследования, только у четверых отмечается снижение интеллектуального уровня до степени задержки психического развития, что обусловлено органическим поражением ЦНС. Отклонения при синдроме Asperger выявляются значительно позднее, чем при других формах аутизма, и проявляются, прежде всего, в ситуациях, когда проявляются
136
А-Ж
особые требования к их способностям при интеграции в социум, то есть при посещении детского сада и позднее школы. В группе детей дошкольного возраста с синдромом Aspergerтрудности при адаптации в детском саду испытывали 4, у двоих процесс адаптации прошел почти безболезненно на фоне поддерживающей психотерапии (игровая терапия, элементы поведенческой) и благодаря правильному отношению к ребенку воспитателей и психологов детских учреждений. В группе детей младшего школьного возраста удовлетворительная адаптация прошла у трех человек из пяти на фоне продолжительной комплексной поддерживающей терапии и психотерапевтического лечения данных детей и правильного принятия их педагогами начальной школы, как результата преемственности медико-педагогического сопровождения Удовлетворительная социальная адаптация в группе подростков наблюдался утрёх человек из пяти. Подростки, успешно интегрировавшие в социум с детства, получали комплексное лечение и ежегодно проходили курсы медикаментозной терапии и поддерживающей, в основном поведенческой, психотерапии, сопровождались врачами психотерапевтической практики в течение ряда лет. Дети и подростки с низким уровнем интеграции в социум и с явлениями социальной дезадаптации получали лечении нерегулярно и сопровождались психиатром, психотерапевтом менее двух лет. Лечебный подход, выбранный для каждого пациента, был интегрирован в единую терапевтическую концепцию, которая соответствовала потребностям пациента и его семьи.
Таким образом, успешной социализации детей с синдромом Asperger способствует их интеграция во время учебного процесса в коллектив здоровых сверстников в сочетании с длительным наблюдением и регулярным прохождением ежегодных курсов поддерживающей психотерапии и медикаментозного лечения.
Когнитивное моделирование и феномены творчества
Белова С.С. (г. Москва)
В двух основных современных подходах к когнитивному моделированию - коннекционизме и символицизме - важное место занимает представление о том, что процессы генерирования идей, включая центральные моменты инсайта, в основе своей суть феномены, относящиеся к долговременной памяти и ее ассоциативным механизмам.
Коннекционистский подход к творчеству развивается К. Мар-тиндейлом (Martindale, 1995) и представляет собой когнитивную трактовку более ранних подходов: ассоциативной модели С.А. Медника (Mednick, 1962) и модели распределения внимания Дж. Мендельсона (Mendelsohn, 1976). Существенными его характеристиками является признание распределенности ментальных репрезентаций по нейронной сети и параллельности переработки информации. К. Мартиндейл описал характер активации элементов нейронной сети для традиционно выделяемых вслед за Г. Уоллесом этапов творческого процесса (подготовки, инкубации, озарения, проверки).
Коннекционистские принципы нашли свое отражение в интерпретации результатов исследований Э. Айсен, посвященных влиянию позитивного аффекта на креативность (Isen, 1984,1987, 1995,1999); в модели эмоционального резонанса Т. Любарта и И. Гетца, описывающей функциональную роль эмоций в порождении метафор (Lubart, Getz, 1997).
Символьный подход, например, ACT-R Дж.Р. Андерсона, (Anderson, 2004) также вызывает большой интерес своими потенциальными объяснительным возможностям в области феноменов творчества, что можно проследить на совокупности фактов.
Так, в работе А. Грушки и Э. Нечки было показано, что высокая креативность сопровождается большей восприимчивостью к прай-мингу (ассоциативной подготовке) и большей длительностью реагирования при решении задач на нахождение ассоциации (Gruszka, Necka, 2002). С позиций символицизма прайминг можно интерпретировать как предактивацию элементов сети, репрезентирующих компоненты задачи, через активацию узла, семантически связанного с ними. Это привело авторов к заключению, что индивидуальные различия в креативности определяются сложностью семантической сети, т.е. количеством связей, соединяющих ее узлы.
В ряде недавних работ, посвященных гипотезе о связи фокуса внимания с показателями беглости и оригинальности, в интерпретации результатов также прослеживается обращение к символьным когнитивным архитектурам (Howard-Jones, Murray, 2003; Friedman et al.,2003;Kasof, 1997). Ключевой результат данных работ заключался в выявлении связи между способностью обнаруживать и творчески комбинировать разнородные идеи с широким фокусом внимания. В символицизме внимание трактуется как состояние когнитивной системы, при котором активированы определенные узлы семантической сети. При узком фокусе внимания небольшое количество ближайших узлов в памяти оказываются сильно активированными, при широком - активировано большее число удаленных узлов, но с меньшей силой. Тогда большая активация отдаленных ассоциированных концептов будет являться причиной более выраженных проявлений креативности впоследствии.
В работе К. Муширу и Т. Любарта была продемонстрирована одна из закономерностей дивергентного мышления: первые ответы являются менее оригинальными по сравнению с завершающими последовательность (Mouchiroud, Lubart, 2002). Если принять, что последовательность ответов представляет собой путь распространения активации по дугам, соединяющим узлы сети, то более оригинальные ответы можно трактовать как объединения отдаленных узлов сети, для активации которых соответственно необходимо большее время.
Описание механизма рассеивания фиксации в результате угасания активации было предложено С. Смитом на основе серии экспериментальных исследований периода инкубации (Smith, 1995).
Таким образом, принципы символьных когнитивных архитектур представляются достаточно действенными в объяснении ряда феноменов творческого мышления. В то же время задача когнитивного моделирования решения творческих задач на основе данного подхода еще не ставилась.
Суть предлагаемой модели заключается в том, что процесс творческого мышления разворачивается на основе концептуального знания, хранящегося в долговременной памяти в форме сети взаимосвязанных узлов (семантической сети). Процесс решения заключается в движении по сети, по ходу которого происходит извлечение узлов, обеспечиваемое их активацией. Такая система
137
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.
позволяет рассматривать индивидуальные различия в креативности как различия в связях между узлами сети; логический режим мышления как сильную активацию небольшого количества узлов сети, интуитивный - как менее выраженную активацию большего количества узлов; приемы содействия творчеству (например, внешние подсказки) как дополнительную стимуляцию участков сети.
Преподаватель вуза как субъект качества образования
БелозероваЛ.И. (г. Киров)
С позиции психолога основными показателями качества профессиональной подготовки в вузе выступают достижения специалистом профессионализма и конкурентоспособности. Эти сложные личностные новообразования выступают сегодня предметом специального изучения. Одним из важных субъективных факторов, определяющих качество вузовской подготовки выступает уровень профессионализма преподавателя. Речь идет о научном, методическом, педагогическом потенциалах, которые в идеале обеспечивают авторскую позицию преподавателя в учебном процессе.
В социальных и педагогических науках существует несколько подходов к определению качества образования. Многие ученые рассматривают его как условие и показатель уровня социально-экономического развития общества. Выражающаяся в соответствии между международными стандартами профессионального обучения, в которых отражены требования, предъявляемые современной практикой и потенциальными работодателями. Не менее часто под качеством образования понимается соответствие продуктов образования ожиданием каждой отдельной личности и общества в целом. Большинство ученых предложили рассматривать «качество», с одной стороны, как социальную категорию, отражающую степень удовлетворенности индивидуального или общественного потребителя, а с другой - как результат педагогической деятельности образовательного учреждения. Созданная под эгидой ЮНЕСКО Европейская группа по академической оценке (ЕГАО) разработала официальную систему обеспечения качества высшего образования.
Одним из основных направлений процесса совершенствования качества высшего образования является преподаватель вуза и изменение требований к педагогической культуре, профессиональному мастерству и личностно нравственным качествам профессорско-преподавательского состава, как субъекта образовательного процесса. Оценка деятельности профессорско-преподавательского состава современного вуза производится по трем направлениям: 1) организационно - методическим аспектом проведения занятий; 2) уровню развития коммуникативной культуры; 3) наличию профессионально значимых черт личности, обеспечивающих эффективность поведенческой стороны деятельности преподавателя и его взаимоотношений со студентами. В процессе оценки изучается политика и практика вуза по повышению квалификации преподавателей, а также механизм отбора и расстановки кадров.
С этим подходом к качеству образовательного процесса в высшем учебном заведении соглашается все большее число российских
ученых, ставящих на первое место профессиональный уровень преподавательского корпуса, его научную и педагогическая состоятельность. Таким образом, преподаватель вуза выступает, как гарант качества образования. Другиеже критерии - качество контингента абитуриентов, уровень организации академической работы, уровень оснащения вуза лабораторным и аудиторным оборудованием -играют значительную, но не определяющую роль.
Анализ педагогических исследований, просвещенных вопросу качественной оценки профессионального мастерства преподавателя высшей школы, позволяет сделать вывод, что отсутствие четких критериев оценки профессиональной деятельности затрудняет по-лучение объективных и точных данныхоб уровне его преподавания. Кроме того, объективные и точные данные трудно получить еще и потому, что деятельность преподавателя вуза многоаспектна, протяженна во времени, а достигаемые результаты имеют разную степень валидности, практической или теоретической значимости. Однако ученые единодушны во мнении, что качество преподавания не сводится к качеству подготовки преподавателя, а основывается на комплексе личностных свойств, уровне академической подготовке, дидактических способностях, внутренней мотивации педагога, чувстве профессиональной принадлежности, социальной значимости и удовлетворенности результатами своего труда.
Очевидно, целесообразным будет предложить подход к оценке профессионального мастерства и педагогической культуры преподавателя, основанный на определении его ключевых профессиональных компетенций и технологии их количественной и качественной оценки.
Yandex.RTB R-A-252273-3- IV всероссийского съезда рпо
- Психологические аспекты невынашивания беременности в современных семьях
- Время как психологическая мера измерения количественно-качественных изменений человека
- Особенности работы социально-психологической службы гимназии личностно-ориентированного образования
- Ордерная технология изменения организационной культуры: принципы проектирования и применения
- Конфигурация медленного потенциала мозга, соответствующего реализации нового поведенческого акта
- О результатах апробации компьютерной модификации методики г. Уиткина «Стержень-Рамка»
- Современных мультфильмов на когнитивный компонент нравственного развития ребенка-дошкольника
- Изучение представления о супружеских конфликтах у сотрудников спецподразделений
- Различительная чувствительность в общем антропологическом пространстве
- Психоаналитический подход в понимании психологического потенциала семейных отношений
- Организационная культура как ресурс развития негосударственной образовательной организации
- Опросник «Мыслей и Поведения» для изучения нарушения пищевого поведения (нпп)
- Психологическое сопровождение детей
- С онкологическими заболеваниями
- И их семей на всех этапах
- Заболевания и лечения
- Саморегуляция учебной деятельности как условие эффективной учебы подростков коррекционных классов
- Карьерные стратегии мужчин и женщин - представителей технономических профессий
- Психологические особенности
- Копинг-поведения сотрудников
- Государственной противопожарной
- Социально-психологическая характеристика нарушений уставных правил взаимоотношений
- Концепция и направления медико-психологического сопровождения спасателей мчс России
- Сравнение влияния аффекта и фрустрации на субъектность обвиняемого
- Принципы и реализация психологического мониторинга образовательных систем
- Психологические аспекты воздействия художественной литературы на формирование личности
- Закон б.М. Теплова и экзистенциальные модели в спецгруппах
- Профессиональное самоопределение: представления о профессии и «образе профессионала»
- Проблема объединения локальной зрительной информации в когнитивные блоки
- Акмеологический аспект мыследеятельностного образования студентов гуманитарных специальностей
- Стадии развития лидера Развитие творческого и инициативного мышления в современных условиях
- Личностные детерминанты субъекта учебной деятельности в контексте первичной профессионализации
- О депривации потребностей ребенка, оставшегося без родительского (семейного) попечения
- Личностно-профессиональное развитие педагога в условиях модернизации российского образования
- Деформации личностно-смысловой сферы «Топ-менеджера» в зависимости от уровня персональной ответственности
- Влияние особенностей памяти и внимания на формирование установок иллюзий восприятия формы объектов
- Формирование конфликтной
- Компетентности педагогов школы как
- Важное направление психологического
- Обучения в образовании
- Уход в деноминацию как способ решения личностью своих проблем в условиях социальной неопределенности
- Исследование манипулятивных
- Воздействий руководителя на
- Социально-психологический
- Климат группы
- Мотивационные особенности менеджеров с различным стилем мышления
- Особенности стиля мышления
- У представителей различных
- Национальностей Юга России
- (На примере жителей г. Ростова-на-Дону)
- Соотношение технологичности и творчества в исследовательской деятельности учащихся
- Взаимосвязь духовной и психологической безопасности в современных угрозах мира
- Психологическое просвещение участников образовательного процесса: детей,учителей, родителей.
- Содержательные характеристики «я» и потенциал развития человека в профессии
- Соотношение механизмов психологической защиты и совладания у подростков
- Психологическое обеспечение
- Профессиональной безопасности
- Сотрудников правоохранительных
- Органов
- Проектная мыследеятельность субъектов
- Образования как механизм выращивания
- Новых культурно-образовательных
- Практик
- Психологические аспекты профессионально-педагогического образования
- Исследование индивидуальных различий асимметрии ритмических составляющих ээг у близнецов
- Двигательная активность в структуре
- Здоровой жизнедеятельности учащихся
- Как условие развития безопасности
- Личности
- Диагностика регуляторных основ как условия готовности к переходу из средней школы в старшую
- Динамические и статические
- Характеристики в структуре
- Представлений о себе и другом как
- Трудном партнере общения
- Особенности переживания внутриличностных конфликтов у женщин, зависимых от алкоголя
- Влияние степени тяжести
- Перинатального поражения цнс
- И сокращения срока внутриутробного
- Развития на формирование
- Особенности обучения учащихся
- Установлению взаимосвязей
- При изучении математики
- С позиций психологии
- Исследование образа
- Террористического акта
- У респондентов Москвы,
- Чеченской Республики и Забайкалья
- Подходы к исследованию
- Проблема письменной личности в идеологических конструктах XX века (на материале творчества н.К. Крупской)
- Преступного поведения в отношении представителей религиозных групп
- Практика работы психологов таможенных органов: состояние и пути развития
- Тендерные различия в уровне успеваемости немецких школьников в точных и гуманитарных науках
- Роль генетических и средовых факторов в формировании предрасположенности к депрессии у подростков
- Диалог как технология инициации смыслообразования в интерпретации м.М.Бахтина
- Детей и подростков
- С различными формами аутизма
- (С синдромом Asperger,
- Синдромом Kenner)
- Представления студентов
- Групповые динамические процессы семьи как малой группы на разных этапах ее жизненного цикла
- Проблема формирования
- Осознанной саморегуляции
- В аспекте готовности студентов педвуза
- К профессиональной деятельности
- Кросс-культурные и тендерные исследования лидерства в зарубежной и отечественной психологии
- Междисциплинарные
- Особенности включенности
- Социально-одаренных детей
- В совместную деятельность
- Учебной группы
- Особенности профессионального самосознания у госслужащих с высоким и низким адаптационным ресурсом
- Использование методов терапевтической
- Практики в построении образовательной
- Среды для человека с инвалидностью
- (Идеографический подход)
- Психологические аспекты управления
- Учреждением дополнительного
- Образования как субъектом
- Развивающего образования
- Психологические особенности молодых людей, отличающихся высокой целеустремленностью и связностью целей
- Структура доверия к другим
- (По результатам социологического
- Исследования педагогов
- Свердловской области)
- Психологические механизмы формирования внутреннего убеждения коллегии присяжных заседателей
- Принципы управления
- Межгрупповой адаптацией
- На кораблях Военно-морского
- Флота России
- Особенности образа я у юношей и девушек с соматическими заболеваниями
- Отношений и коммуникаций национальной сборной команды (спортивные единоборства)
- Сон: оптимизация системы регуляции ритма сердца с помощью сенсорных притоков
- Основание изучения развития представлений подростков и юношей о себе и о мире
- Организация работы по внедрению личностно ориентированной технологии в школе
- Психологические эффекты как важные ресурсы для просвещения участников образовательного процесса
- Развитие профессионального здоровья как задача психологической подготовки специалиста
- Опыт трансформации восточных оздоровительных традиций: пространство чая
- Курс «Психологические факторы межконфессиональной толерантности» в школах
- Стереотипное восприятие как фактор формирования интолерантного поведения
- Стиль коммуникативной активности и интегральная индивидуальность человека
- Психологические показатели и сон подростков с минимальными мозговыми дисфункциями
- Психологические аспекты профессионального становления следователя прокуратуры
- Особенности адаптации пожилых людей к новой социальной ситуаци в условиях взаимодействия с собаками
- Влияние индивидуальных особенностей родителей на профессиональный выбор старших школьников
- Функционально-регуляционная модель взаимосвязи интеллекта и мотивации достижения
- Мотивационно-личностные
- Детерминанты профессиональной
- Успешности командиров воинских
- Подразделений
- Психологический анализ врачебных ошибок стоматологов с позиции личностного подхода
- Особенности восприятия внешнего облика другого человека студентами педагогического колледжа
- Перспектив психологического мониторинга развития младших школьников в учебной деятельности
- Проявление феномена «апперцептивной слепоты» в исследовании мотивационной сферы педагогов
- Основные линии разработки проблем стиля деятельности в отечественной психологии
- Характеристики экзистенциальной исполнености личности и их связь с копинг-стратегиями
- Влияние структуры предметов труда
- На психологические свойства
- Коллективного субъекта труда
- (На примере энергетики)
- Представления и отношение школьников и студентов медицинского колледжа к здоровому образу жизни
- Особенности формирования мотивационной готовности сотрудников органов внутренних дел к службе
- Развитие эмоциональной сферы младших школьников в процессе изучения предмета «Психология»
- Психолого-экономические аспекты медиаплана рекламной деятельности турфирмы на Байкале
- Психофизиологические корреляты эмоциональной компетентности детей дошкольного возраста
- Актуальные направления
- Исследования условий оптимизации
- Психотерапевтического общения с
- Заикающимися
- Природа индивидуальных различий по экстраверсии и нейротизму
- Специфика психолого-педагогической деятельности практического психолога образования
- К проблеме социально-психологических детерминант жизненной удовлетворенности
- К верификации методов психосемантической диагностики познавательных конструктов личности
- 0 Профессионально-педагогическом самоутверждении личности
- Динамика профессионального самосознания психологов в процессе обучения
- Проблемы реализации
- Социо-ориентированной методологии
- Проектирования крупномасштабных
- Технических объектов
- Взаимосвязь профессионально важных качеств и многоуровневых процессов психической регуляции
- Психологические особенности процесса персонификации компьютера пользователями
- Результаты мониторинга социально-психологических и организационных проблем безопасности
- Личностное развитие в условиях ранней профессионализации:ресурсы и проблемы
- Полипарадигмальная модель профессионального самосознания педагогов доу
- Со страхами ребенка как фактор формирования копинг-стратегий у детей
- Музыка как фактор развития
- Коммуникабельности подростков,
- Воспитывающихся в условиях
- Интернатного типа
- Ценностно-мотивационные основы интеграции этнических мигрантов в российское общество
- Особенности технологии личностно-ориентированного обучения в образовательном пространстве вуза
- Психологическая структура готовности к риску руководителей высшего звена железноодорожного транспорта
- Психофизиологические детерминанты формирования криминального стереотипа поведения
- Толерантность как основа социальной безопасности в полиэтнических общностях
- К вопросу о связи личностной самоэффективности психолога и его профессионально важных качеств
- Взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной парадигм в исследовании эмоционального развития
- Эмоциональные компоненты процесса социализации российских и бурятских детей
- Состав и структура ассоциативного пространства «ценности - психические состояния»
- Проблемы психического здоровья учителя в современной образовательной среде и перспективы
- Когнитивные типы дисфункциональных убеждений: особенности проявления в информационном пространстве
- Профиль асимметрии как системный
- Фактор в ходе социализации
- И возможности его коррекции
- На примере старшеклассников
- Феномен предметной избирательности: пролегомены к психологической диагностике способностей
- К вопросу о роли и направлениях деятельности школы в экономической социализации старшеклассников
- Формирование произвольности
- Поведения дошкольников в контексте
- Социального взаимодействия малой
- Проблема сохранения психического здоровья человека в системе высшего образования
- Вовлечение элементов индивидуального опыта разного «возраста» в процессы принятия решения
- Психологическая реабилитация
- Нейрохирургических пациентов,
- Работа с измененными
- Состояниями сознания
- Личностная беспомощность и учебная активность у детей младшего школьного возраста
- Специфика социализации, образовательной среды и жизненных ориентиров подростков
- Исследование генезиса установок и их проявления в реальной жизнедеятельности
- Влияние эмоциональных характеристик личности на процесс группового творчества
- Роль внешних и внутренних условий (факторов) при инициации и реализации сенсомоторного действия
- Психодиагностика личности подростка - этап психологического сопровождения в образовательном учреждении
- Интенсивности ые характеристики профессиональных я-концепций мужчин и женщин
- Психофизиологические и
- Психологические характеристики
- Старшеклассников с различным уровнем
- Одарённости
- Особенности межполушарного
- Взаимодействия при решении творческой
- Задачи у одаренных с разным профилем
- Латеральной организации
- К родам с учетом некоторых социально-психологических особенностей беременных женщин
- Скорость обработки информации как опосредующее звено в связях
- И интеллектом
- Методологические аспекты изучения связей особенностей личности и свойств нервной системы
- Социально-психологические проблемы духовно-нравственного кризиса современной семьи
- Организационные аспекты медико-психологической помощи населению
- Система реализации межпредметной интеграции в образовательном процессе школы
- Пассионарность как фактор психологической готовности военнослужащих
- Соотношение имплицитных и эксплицитных этнических стереотипов у русских и немцев
- Особенности самореализации личности при развитии способности к целеполаганию
- Особенности корреляционных
- В консультативной деятельности психолога по проблемам школьного обучения
- Опыт психической травмы у девочек с агрессивно-насильственными правонарушениями
- Психолого-педагогическое
- Психосемантические особенности представлений об успешности студентов разных курсов
- Эмпатический профиль личности как основа психологической культуры психолога
- Индивидуальный ресурс
- Профессионального развития
- Как условие успешной
- Профессионализации
- Глобализация и организация процесса
- Адаптации работника
- К мультикультурной
- Производственной среде
- Соотнесение субъективных представлений (со) и объективного поведения (социально-психологических
- Проблема повышения квалификации
- Руководящих кадров в условиях
- Инновационного управления в
- Современном образовании
- Мотивационно-ценностная включенность
- Характеристики социальных представлений в период общественной трансформации
- Эволюция
- Отражение в параметрах событийно-связанных потенциалов актуализации мотивации достижения
- Экономическая социализация и проблемы смысла жизни у старших подростков
- Психолого-педагогические основы становления творческих способностей дошкольников
- Интерактивная техника «Форум - театр»
- Обучения в рамках общей психологической подготовки спасателей мчс России
- Препятствия внедрения
- Инновационных технологий
- Психологического сопровождения
- Образовательного процесса
- Признаки и функции конкуренции как социально-психологического феномена и основы рыночной экономики
- Социально-психологические особенности организационной культуры и имиджа милиции
- Субъективная оценка служебных
- И социально-бытовых затруднений
- Как фактор развития стресса жизни
- Офицеров вс рф
- Психологический аспект профессиональной деятельности преподавателя вуза