logo
psicho T1

Психолого-педагогические основы становления творческих способностей дошкольников

Есаян Т. С. (г. Ростов-на-Дону)

Современный этап развития общества характеризуется потреб­ностью в творческих личностях, что однозначно выводит понятие «творчество» далеко за область художественной деятельности. Данная условность содержания понятия выражается не только в создании принципиально нового, не существовавшего ранее в опыте общества, но и в открытии относительно нового для конкретного времени-пространства и для данного субъекта.

Творческие потенциалы предстают естественной составляющей каждого человеческого универсума и проявляются в деятель­ности.

Таким образом, возможно утверждать, что творческой деятель­ности возможно учиться и учить. Но при этом иметь в виду, что творческие способности есть проявление интуиции возможностей (экстравертной интуиции), которая не в каждом ребенке находится в позиции сильной функции. Следовательно, проблема заключается в том, чтобы так организовать педагогическое пространство и со­бытие ребенка, педагога и предмета, чтобы как можно оптимально задействовать сильные функции и, вместе с тем, обеспечить раз­витие слабых.

Это означает, что содержанием педагогической деятельности выступит сочетание, диалог, интеграция рационально-логических и эмоционально-чувственных (интуитивных) процессов и видов деятельности детей. Что приведет к созданию ситуаций успеха и к самореализации, то есть способности прикрывать слабые функции сильными.

В исторической перспективе возможно обнаружить результаты народного педагогического опыта, обеспечивающего развитие творческих потенциалов ребенка в совокупности рационально-чувственного, эстетико-прагматического, социо-культурного. То есть того, что обеспечивало приобщение к социокультурному опыту через пробуждение механизмов самостоятельного творческого мышления и деятельности, развивающих способности ребенка. Ведь он не может осваивать то, для чего нет пространства преоб­разований и актов переживания-творения.

Существенным является и то, что фольклор как синтетическое понятие содержал в себе, с одной стороны - психологию развития, обусловленную со-деятельностью, со-бытийностью, со-размерностью с возрастными периодами жизни. А с другой - педагогику развития как практику и технологию осуществления, оптимизации и станов­ления сущностных, личностных способностей ребенка.

Именно в фольклоре и посредством его возможно приоб­ретение опыта преобразований в разных аспектах, так как не­пременным условием бытования фольклора является постоянная готовность к импровизации, вариативности, реконструирова­нию - к творчеству. Фольклор, в рефлексии как пред-творчество, способствовал возможности накопления опыта общения и манипуляции различными знаково-символическими средствами

и не расчлененно, а в единовременном действии-деятельности. Интегративно.

Таким образом, предметы фольклора могут выступать в ка­честве «инструментов» развития творческих способностей детей, что послужило основой разработки авторской технологии, иниции­рующей эстетическую и творческую активность детей, в свернутом виде представленной в модели «Приглашение ко творчеству». Ее содержание.

  1. этап. Столкновение с проблемой; парадоксальная ситуация;конфликт старого и нового опыта; «неизвестное» как факт на­стоящего. (Определение вектора приложений исследовательскихэнергий, интегрирующих проблему).

  2. этап. Сбор данных - «верификация» и «личностные ана­логии». Поиск от «известного» к «неизвестному. (Обнаружениехарактеристик фольклорного произведения, определяющих:специфику жанра, векторы «назначение - бытование», особенностиисполнения, особенности адресатов и исполнителей. Сбор фактоввидится нам как развивающий аспект, создающий базу разрешенияконфликта. Отсюда включение «личностных аналогий».

  1. этап. Моделирование «образа» нового жанра, или предметафольклора, или знания. Экспериментирование - сбор данных;анализ, синтез, сравнение, индукция, дедукция. Поиск от «неизвест­ного» к «известному». (Расширение поля опыта через соотнесениес аналогичными образцами внутри жанра. Сравнительный анализразножанровых предметов фольклора в контексте тождества иконтраста. Репродукция как эмоционально-коммуникативныйспособ «проживания» и «переживания», как этап приобретениятворческого опыта, как пред-творчество).

  2. этап. Анализ полученной и самоприобретенной информации«Символические аналоги». «Неизвестное» уже как новое «извест­ное». (Выявление фактов, различий, особенностей, закономер­ностей. Анализ приобретенных представлений о содержательных,структурно-логических, художественно-эстетических параметрахпредметов освоения (для чего, кому, как, кем, какое, когда, какимобразом, какой период суток, в каком возрасте).

  3. этап. Акты творчеств и сотворчества. Создание «известно-неизвестного». (Обретение синестезических, дивергентных,конвергентных, интегративных, эмоционально-обрезных,знаково-символических, метафорических опытов мышления идеятельности через эмоционально-эстетическую художественнуюдеятельность(вокально-интонационную, пластическую,графико-колористическую, декламационную, знаково-символическую).

  4. этап. «Архивация»новообретений. Приоткрытиеактуального«завтра». Ожидание неизвестного как фактора будущего. Проектив­ное саморазвитие.

(Закрепление в памяти созданных образных аналогий, при­обретенных представлений, возникших впечатлений (пережитых в контексте данного сотворческого акта), опыта творческой осу­ществленное™, в связи с этим эмоционально-коммуникативной комфортности. Включение рационально-логического анализа.

Таким образом, дидактическая структура предстает механиз­мом построения занятий с детьми: от проблемы-ситуации, через конфликт старого и нового опытов, через репродукцию, интерпре­тацию, моделирование, комбинирование-ко творчеству.

348

А-Ж

Представления об успехе улице разной выраженностью оптимизма

Есипова М. Е. (г. Ростов-на-Дону)

Огромное количество научно-популярной литературы, за­трагивающей проблемы успеха и оптимизма, свидетельствует об актуальности данных проблем и востребованности научных разработок. Однако, не смотря на актуальность проблемы опти­мизма, ощущается явный дефицит ее эмпирических исследований в отечественной науке. Тема успеха достаточно хорошо изучена в раз­личных областях научного знания. Более того, исследование успеха как одной из ведущих ценностей человека давно стало традицией за рубежом. Однако работ по выявлению связи оптимизма и успеха ранее не проводилось. Твороговой Н.Д. была выявлена способность человека осознавать свои образы успеха, сознательно формировать представления об успехе. Эти представления связаны с возмож­ностью целенаправленно влиять на самого себя, а значит на свое будущее и свой успех. В связи с этим, с нашей точки зрения, важным является изучение представлений об успехе и их взаимосвязь с социально-психологическими характеристиками личности.

Для исследования представлений об успехе сравнивались ассоциации, предлагаемые на слово «успех», у респондентов двух групп: «Оптимистов» и «Пессимистов». Сравнивая данные ассоциации можно выделить некоторые сходства и различия. Главное сходство - это преобладание таких групп ассоциаций, как достижение цели, позитивное эмоциональное состояние, удача. В двух группах было выявлено одинаковое отношение к успеху как к славе, деньгам, карьере. Это, по-видимому, является общепри­знанным представлением об успехе.

Главные различия представлены в частоте встречаемости ассоциаций. Оптимисты на 1 место в достижении успеха ставят достижение цели и упорство. Пессимисты же отдали данной группе ассоциаций 3 место. Для пессимистов успех, прежде всего, связан с позитивным эмоциональным состоянием, характеризующимся радостью, счастьем и уверенностью. Количественное выражение таких ассоциаций у них в 2 раза выше, чем у оптимистов. На удачу, фортуну и везение пессимисты рассчитывают в два раза больше, чем оптимисты. Важно отметить, что у оптимистов успех еще ассоциируется и с самоактуализацией. Данная группа ассоциаций занимает 3 место у оптимистов, в то время как у пессимистов 6. Труд также играет далеко не последнюю роль в достижении успеха. Однако данная ассоциация у оптимистов встречается в 2 раза чаще, чем у пессимистов. Пессимисты уделяют внимание в отношении успеха еще и внешнему облику, в то время как у оптимистов такие ассоциации отсутствуют.

Таким образом, полученные результаты подтверждают наличие различий в представлениях об успехе в группах «Оптимисты» и «Пессимисты».

Социально-психологические корреляты

суицидального риска в подростковом возрасте

Ефимова О. И. (г. Ульяновск)

Статистические данные свидетельствуют о том, что по абсо­лютному количеству самоубийств среди подростков в возрасте от 15 до 19 лет Россия занимает первое место. 62% всех самоубийств вызвано семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, бестактным поведением отдельных педагогов, конфликтами с учителями, одноклассниками, друзьями, черствостью и безразличием окружающих.

Подчеркивая стремительность развития и скорость изменений, многие англоязычные авторы называют подростковый возраст «стрессом развития» («developmental stress»). Поведенческие ре­акции подростков могут быть следствием заострений, акцентуаций характера (Кон И.С., Личко А.., Мудрик А.В, Реан А.А. и др.), другим значимым фактором отклоняющегося поведения подростка вы­ступает нарушения системы взаимоотношений между подростком и его родителями.

В своих исследовательских проектах мы пытаемся реализовать социально-личностный подход, в контексте которого рассматри­ваются детерминирующие факторы суицидального поведения, в частности межличностные отношения в референтной для человека группе.

В одном из наших последних исследований (Ефимова О.И., Чернокал Н.) мы попытались изучить взаимосвязь различных форм отклоняющегося поведения с типом семейных взаимоотношений и тактик воспитания, реализуемых в семье. Результаты исследования свидетельствуют, что подростки наделяют своих родителей высоким уровнем враждебности, имеет место тенденция, соответствующая как реальным взаимоотношениям,так и «образу» этих отношений. Возможно, подросток приписывает родителям враждебность, сам испытывая к ним враждебные чувства. Подросток с девиантным поведением ожидает от родителей проявления нетерпеливости, демонстрации неприязненного отношения, даже допуская нена­висть со стороны родителей. Как считает подросток, его родителям присущ догматический сверхконтроль, нежелание считаться с мнением и чувствами подростка, что, вероятно, ведет к отчуждению подростка и его уходу в ту среду, где он может получить психоло­гическую поддержку.

В другом исследовании (Ефимова 0. И., Скакун И.) ставилась более конкретная задача - изучить психологические и социально-психологические факторы суицидального риска в подростковой среде, в частности взаимосвязь акцентуаций характера, стиля межличностных отношений и степени выраженности суицидаль­ного риска. Как показывают результаты исследования, в группе с отсутствием суицидального риска нельзя говорить о преобладании каких-либо акцентуаций характера. Высокий суицидальный риск характерен для подростков с аффективно-экзальтированным и возбудимым типами акцентуаций характера (выявлены у 70% подростков данной группы). Особенно заметно преобладание подростков с аффективно-экзальтированным типом акцентуации характера, которые в своем поведении руководствуются главным образом эмоциями, страстями, чувствами, что снижает их способно­сти к рефлексии и волевому контролю поведения. Вследствие этого,

349

Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.

в состоянии отчаяния для них весьма характерны суицидальные мысли и действия.

Воспринимая мир в узком диапазоне своих отрицательных, болезненных переживаний, подростки часто не могут справиться с какой-либо стрессовой ситуацией, что нередко приводит к суи­цидальной попытке. Для суицидента кажется, что для него более не существует будущего, невозможно справиться с навалившимся грузом проблем, и единственным выходом видится полное са­моуничтожение.

В целом, по результатам исследования у 60 % подростков была диагностирована высокая склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению, для них же весьма характерен авторитарный и агрессивный типы межличностных отношений. Вполне возможно, что авторитарный тип, который характеризуется как диктаторский, властный тип, определяет и отношение к соб­ственной жизни: подростки считают себя вправе независимо ни от кого распоряжаться своей жизнью и смертью.

Один из наиважнейших вопросов, стоящих перед психологами-практиками, вопрос превенции суицидального поведения. В нашей стране в оказании психологической помощи в основном задействованы профессионалы, что, несомненно, повышает качество оказываемой помощи. В то же время не­достаток финансовых ресурсов не позволяет сделать данную помощь доступной и всеобъемлющей. Выход из сложившейся ситуации может быть найден в развитии волонтерского движения в социальной сфере, которое пока находится в начальной стадии своего развития. Убеждены, что только совместные усилия про­фессионалов, общественности и власти могут снизить риск суицидального поведения.

В настоящее время мы приступили к созданию образователь­ной программы для волонтеров, в которой можно выделить две составляющие:

  1. формирование блока знаний о суициде и его профилактике;

  2. тренинг волонтеров для работы на телефоне экстренной пси­хологической помощи.

С целью выявления знаний о суициде был использован мо­дифицированный опросник Центра профилактики суицида (Кали­форнии, США), который позволил выявить как осведомленность волонтеров по проблеме суицида, так и существование некоторых ошибочных стереотипов (мифов) в области суицидального риска.

Следующим нашим шагом в первичной профилактике суици­дального поведения является подготовка волонтеров к участию в образовательной программе педагогов и социальных работников о симптоматике суицидального поведения и возможных методах профилактики.

Различия в образах воображения

Ефимова О. С. (г. Москва)

В настоящее время анализ различий между людьми становится все более эффективным в контексте изучения основных традиций общей психологии. Однако, при наличии большого количества исследований, посвященных различным аспектам процесса вообра­жения, исследований индивидуальных различий в создании нового образа воображения, обусловленныхлатерализациейслухоречевых функций головного мозга человека, не проводилось, что делает актуальным изучение этого аспекта воображения.

Знания об индивидуальных различиях в создании нового образа воображения необходимы для анализа проявлений общих закономерностей на индивидуальном уровне. Различная латерали-зация слухоречевых функций является одним из факторов, опреде­ляющим индивидуальные особенности субъектов в воображении, раскрывает закономерности протекания процессов воображения на индивидуальном уровне. Раскрытие данных закономерностей помогут понять уникальность каждого человека, предоставят воз­можность управлять процессом создания нового знания, которое невозможно без воображения. Знания об индивидуальных раз­личиях в процессе воображения могут служить опорой в развитии личности, раскрытии ее потенциала.

В исследовании приняли участие ученики московской школы № 687 и студенты МГОПУ им. М. А. Шолохова. Объем выборки школьников составил 67 человек; три возрастные группы. Объем выборки студентов составил 68 человек; одна возрастная группа. Общий объем выборки составил 135 человек. На начальном этапе исследования осуществлялось выделение групп испытуемых с различной представленностью слухоречевых функций с помощью метода дихотического прослушивания [D. Kimura, 1961,1973; J.B. HelligeJ.M. Wong, 1983; B.C. Котик, 1992; Э.Г. Симерницкая, 1978]. Испытуемые со значением- и < 0- субъекты с право­сторонней латерализацией слухоречевых функций, испытуемые + и > 0- субъекты с левосторонней латерализацией слухоречевых функций. Далее изучались индивидуальные различия в создании образов воображения у субъектов с различной представленностью слухоречевых функций. Для создания образов воображения ис­пытуемым был предложен стимульный материал- 42 картинки, на основе которого были созданы рисунки. Анализировался характер преобразования образа, который рассматривался по трем позици­ям: преобразованный образ соответствует значению картинки из стимульного материала; преобразованный образ воображения со­ответствует своему буквальному значению; преобразованный образ воображения содержит обобщенное отвлеченное значение.

Результаты исследования демонстрируют следующие различия: субъекты с правосторонней латерализацией слухоречевых функций значимо чаще дают соответствующее (буквальное) значение преоб­разованному образу воображения, уровень значимости р < 0,05, а субъекты с левосторонней латерализацией слухоречевых функций придают преобразованному в изображении образу обобщенное, отвлеченное значение, уровень значимости р < 0,001.

Образы воображения испытуемых анализировались также по признакам динамичности и эмоциональности. У субъектов с право­сторонней латерализацией слухоречевых функций данные признаки встречаются значимо чаще (р < 0,05 и р < 0,01). Динамичность

350

А-Ж

и эмоциональность в образах могут сочетаться между собой. Эмо­циональность образов субъектов с правосторонней латерализацией слухоречевых функций можно объяснить большим участием право­го полушария в эмоциональной сфере.

Полученные результаты расширяют представления об инди­видуальных различиях в образах воображения, дают возможность использовать эмпирические данные для развития воображения у субъектов с различной представленностью слухоречевых функций.

Психологические характеристики типов информационной культуры учителя

Ефремова О. И. (г. Таганрог)

Поскольку личностные особенности и профессиональная принадлежность детерминируют своеобразие переработки, при­нятия и использования информации, то появляются основания длятипологизации проявляемой в деятельности информационной культуры. В данной работе речь идет о выделении и описании типов информационной культуры учителя.

Прежде всего, можно выделить два общих типа информаци­онной культуры - адаптивный,характеризующийся ориентацией на принятие поступающей извне информации и ее использование, в соответствии с принятыми в профессиональном кругу образцами, и трансформирующий, предполагающий критическое осмысление и переработку информации, ее системное представление с при­влечением других имеющихся знаний и отход от стереотипов ее применения. Мотивационно-смысловые основания выбора информационных стратегий учителем позволяют конкретизировать возможные варианты проявления, выступающие конкретными типами информационной культуры.

Реалистический тип информационной культуры проявляется у учителей, ориентированных на принятие объективной, прове­ренной, практически значимой профессиональной информации, представленной в готовом виде. Они опираются на стандартные схемы ее применения, проявляют интерес к предлагаемым извне методическим разработкам, советам. Обыденно-реалистический подтип этого типа характеризуется направленностью на приме­нение, прежде всего, житейских знаний о субъектах и явлениях образовательного процесса, что связано с высокой избирательно­стью в получении новой (в том числе- научной) информации и отсеивании всего чужеродного, не проверенного личным опытом. Научно-реалистический подтип проявляется у учителей, которые смогли оценить точность научной терминологии, четкость научно описанных закономерностей, рекомендаций, но недостаточно реализовали потенциал педагогического творчества.

• Мифологизированный тип характеризуется ориентацией на эмоциональное принятие поступающей извне информации

в большей мере, чем на рациональное. Для его представителей характерны непосредственный интерес к получаемой информации, недостаточная критичность и рефлексивность, низкая «просеивае-мость» информации, полученной в обыденном общении, из СМИ, литературы. Мифотворчество позволяет в условиях дефицита информации создать целостное представление об объекте, транс­формировать негативные эмоциональные отношения в позитивные. Наивно-мифологический подтип предполагает доверчивое принятие искаженной информации о субъектах и явлениях образовательного процесса, желаемое выдается за действительное. Конструктивно-мифологический подтип также характеризуется принятием не­сколько иллюзорных представлений, которые, однако, содержат реалистический элемент. На неосознаваемом уровне проверяется информационная или поведенческая гипотеза -а вдруг этот вариант окажется приемлемым. Личностный смысл такой информационной стратегии - обеспечение готовности использовать даже мини­мальные шансы, экономия усилий (при подтверждении гипотезы), требующихся для реализации более вероятных вариантов.

351

Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.

Я-концепция личности в контексте организационной культуры

Ефрюшкина О. В. (г. Хабаровск)

Одним из наиболее значимых аспектов жизненного пути личности, оказывающих влияние на процесс самовосприятия, является профессиональная деятельность в рамках конкретной организационной структуры.

Значимой структурой личности, обуславливающей характери­стики деятельности в рамках конкретной профессии и конкретной организационной культуры, является Я-концепция - интегриро­ванная, структурированная, относительно устойчивая система представлений индивида о собственных качествах, свойствах, возможностях.

Оценивая собственное «Я» в первую очередь с точки зрения принадлежности к определенной профессиональной группе, личность усваивает социально приемлемые способы активности, формирует ценностное отношение к различным сторонам собствен­ной деятельности и отношение к самой себе как к субъекту - уже не только в контексте организационной культуры, но и в более широком контексте жизненного пути.

Особенности восприятия организационной культуры пред­приятия соотносятся с такими характеристиками Я-концепции, как самоуважение, самопринятие, представление о собственной эффективности и уровне активности.

С целью определения особенностей характера взаимосвязи Я-концепции личности и типа организационной культуры было про­ведено эмпирическое исследование на следующих предприятиях: «Госрезерв», «Дальлеспром», «Транс-Тур» (г. Хабаровск), Дистанции пути ОАО «РЖД» (Дальневосточный филиал). Выбор баз исследова­ния обусловлен тем, что данные предприятия представляют собой различные типы организационной культуры. В первую очередь - по признаку формы собственности, так как форма собственности обу­славливает целый ряд особенностей, характеризующих различные стороны деятельности организации.

Результаты эмпирического исследования позволили выявить особенности взаимосвязи организационной культуры и Я-концепции сотрудников по ряду параметров. 1. Особенности отношения сотрудников к организации. Для

анализа данного параметра были использованы следующие

методики: анкета, разработанная на основе работ Е. А Моги-

левкина и Ю. Т. Семенова, опросник «Уровень организационной

культуры» (А. А. Деркач), семантический дифференциал

«Шкальная оценка организации».

Сотрудники предприятий,характеризующихся государственной формой собственности, легитимной властью и сильным типом организационной культуры, положительно оценивают организацию, воспринимают её как объективную, социально значимую систему. В качестве доминирующих характеристик организации сотрудники отмечают такие факторы, как «жесткая регламентация работы»,

«упор на наказания и меры административного воздействия», «организация работает как часы», «нормой для организации являются дружественные отношения и поддержка», «руководство не делегирует своим подчиненным дополнительные полномочия и ответственность». Сотрудники предприятий, находящихся в частной собственности, воспринимают организации как недостаточно ста­бильные, характеризующиеся менее объективизированной и менее обезличенной властью. В качестве доминирующих характеристик организации сотрудники отмечаюттакие факторы, как «выполнение работы на свое усмотрение», «руководство делает большой упор на расширение зоны личной ответственности подчиненных». В целом, представители коммерческих предприятий оцениваюторганизаци-онную культуру более позитивно.

2. Тип организационной культуры, влияющий на субъективноевосприятие организации, также оказывает влияние и на само­восприятие сотрудника. Для анализа данного параметра былииспользованы следующие методики: анкета, разработанная наоснове работ Е. А Могилевкина и Ю. Т. Семенова, «Личностныйдифференциал»; CAT (Э. Шостром).

В результате анализа полученных данных было выявлено, что для сотрудников государственных предприятий характерен высо­кий уровень самоуважения, восприятие себя как специалиста на строго ограниченном участке деятельности, в жестко очерченных рамках. Качественный анализ результатов методики «Личностный дифференциал» позволил выявить неоднозначное отношение со­трудников к проявлениям собственной активности. Респонденты характеризуют себя одновременно и как деятельных, и как не­решительных.

Для сотрудников коммерческих предприятий характерен вы­сокий уровень самоуважения и высокий уровень положительного оценивания собственной активности. В данном организационном контексте сотрудники воспринимают себя как активных деятелей, способных на проявление инициативы. Установки на деятельность связаны со стремлением к активности и преобразованию.

3. Особенности отношения респондентов к себе как к субъектамконкретной профессиональной деятельности. Для анализаданного параметра были использованы следующие методики:«Оценка самоэффективности» (М. Шеер, Дж. Маддукс), «Кто я?»(Кун - Макпартленд). Доминирование в самоописаниях про-фессиональныххарактеристик сочетается с позитивной оценкойпрофессиональной самоэффективности. Это свидетельствуетевысокой субъективной значимости профессионального аспекта«Я» в структуре Я-концепции.

В данной работе предпринята попытка охарактеризовать процесс влияния организационной культуры предприятия на такие элементы Я-концепции, как профессиональные роли, самоуваже­ние, самопринятие, представление о собственной эффективности и особенностях проявления активности. Результаты проведенного исследования позволяют подтвердить предположение о том, что организационная культура, как наиболее значимая составляющая социального окружения, оказывает влияние на систему представ­лений индивида о самом себе.

352

А-Ж

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4