Психолого-педагогические основы становления творческих способностей дошкольников
Есаян Т. С. (г. Ростов-на-Дону)
Современный этап развития общества характеризуется потребностью в творческих личностях, что однозначно выводит понятие «творчество» далеко за область художественной деятельности. Данная условность содержания понятия выражается не только в создании принципиально нового, не существовавшего ранее в опыте общества, но и в открытии относительно нового для конкретного времени-пространства и для данного субъекта.
Творческие потенциалы предстают естественной составляющей каждого человеческого универсума и проявляются в деятельности.
Таким образом, возможно утверждать, что творческой деятельности возможно учиться и учить. Но при этом иметь в виду, что творческие способности есть проявление интуиции возможностей (экстравертной интуиции), которая не в каждом ребенке находится в позиции сильной функции. Следовательно, проблема заключается в том, чтобы так организовать педагогическое пространство и событие ребенка, педагога и предмета, чтобы как можно оптимально задействовать сильные функции и, вместе с тем, обеспечить развитие слабых.
Это означает, что содержанием педагогической деятельности выступит сочетание, диалог, интеграция рационально-логических и эмоционально-чувственных (интуитивных) процессов и видов деятельности детей. Что приведет к созданию ситуаций успеха и к самореализации, то есть способности прикрывать слабые функции сильными.
В исторической перспективе возможно обнаружить результаты народного педагогического опыта, обеспечивающего развитие творческих потенциалов ребенка в совокупности рационально-чувственного, эстетико-прагматического, социо-культурного. То есть того, что обеспечивало приобщение к социокультурному опыту через пробуждение механизмов самостоятельного творческого мышления и деятельности, развивающих способности ребенка. Ведь он не может осваивать то, для чего нет пространства преобразований и актов переживания-творения.
Существенным является и то, что фольклор как синтетическое понятие содержал в себе, с одной стороны - психологию развития, обусловленную со-деятельностью, со-бытийностью, со-размерностью с возрастными периодами жизни. А с другой - педагогику развития как практику и технологию осуществления, оптимизации и становления сущностных, личностных способностей ребенка.
Именно в фольклоре и посредством его возможно приобретение опыта преобразований в разных аспектах, так как непременным условием бытования фольклора является постоянная готовность к импровизации, вариативности, реконструированию - к творчеству. Фольклор, в рефлексии как пред-творчество, способствовал возможности накопления опыта общения и манипуляции различными знаково-символическими средствами
и не расчлененно, а в единовременном действии-деятельности. Интегративно.
Таким образом, предметы фольклора могут выступать в качестве «инструментов» развития творческих способностей детей, что послужило основой разработки авторской технологии, инициирующей эстетическую и творческую активность детей, в свернутом виде представленной в модели «Приглашение ко творчеству». Ее содержание.
этап. Столкновение с проблемой; парадоксальная ситуация;конфликт старого и нового опыта; «неизвестное» как факт настоящего. (Определение вектора приложений исследовательскихэнергий, интегрирующих проблему).
этап. Сбор данных - «верификация» и «личностные аналогии». Поиск от «известного» к «неизвестному. (Обнаружениехарактеристик фольклорного произведения, определяющих:специфику жанра, векторы «назначение - бытование», особенностиисполнения, особенности адресатов и исполнителей. Сбор фактоввидится нам как развивающий аспект, создающий базу разрешенияконфликта. Отсюда включение «личностных аналогий».
этап. Моделирование «образа» нового жанра, или предметафольклора, или знания. Экспериментирование - сбор данных;анализ, синтез, сравнение, индукция, дедукция. Поиск от «неизвестного» к «известному». (Расширение поля опыта через соотнесениес аналогичными образцами внутри жанра. Сравнительный анализразножанровых предметов фольклора в контексте тождества иконтраста. Репродукция как эмоционально-коммуникативныйспособ «проживания» и «переживания», как этап приобретениятворческого опыта, как пред-творчество).
этап. Анализ полученной и самоприобретенной информации«Символические аналоги». «Неизвестное» уже как новое «известное». (Выявление фактов, различий, особенностей, закономерностей. Анализ приобретенных представлений о содержательных,структурно-логических, художественно-эстетических параметрахпредметов освоения (для чего, кому, как, кем, какое, когда, какимобразом, какой период суток, в каком возрасте).
этап. Акты творчеств и сотворчества. Создание «известно-неизвестного». (Обретение синестезических, дивергентных,конвергентных, интегративных, эмоционально-обрезных,знаково-символических, метафорических опытов мышления идеятельности через эмоционально-эстетическую художественнуюдеятельность(вокально-интонационную, пластическую,графико-колористическую, декламационную, знаково-символическую).
этап. «Архивация»новообретений. Приоткрытиеактуального«завтра». Ожидание неизвестного как фактора будущего. Проективное саморазвитие.
(Закрепление в памяти созданных образных аналогий, приобретенных представлений, возникших впечатлений (пережитых в контексте данного сотворческого акта), опыта творческой осуществленное™, в связи с этим эмоционально-коммуникативной комфортности. Включение рационально-логического анализа.
Таким образом, дидактическая структура предстает механизмом построения занятий с детьми: от проблемы-ситуации, через конфликт старого и нового опытов, через репродукцию, интерпретацию, моделирование, комбинирование-ко творчеству.
348
А-Ж
Представления об успехе улице разной выраженностью оптимизма
Есипова М. Е. (г. Ростов-на-Дону)
Огромное количество научно-популярной литературы, затрагивающей проблемы успеха и оптимизма, свидетельствует об актуальности данных проблем и востребованности научных разработок. Однако, не смотря на актуальность проблемы оптимизма, ощущается явный дефицит ее эмпирических исследований в отечественной науке. Тема успеха достаточно хорошо изучена в различных областях научного знания. Более того, исследование успеха как одной из ведущих ценностей человека давно стало традицией за рубежом. Однако работ по выявлению связи оптимизма и успеха ранее не проводилось. Твороговой Н.Д. была выявлена способность человека осознавать свои образы успеха, сознательно формировать представления об успехе. Эти представления связаны с возможностью целенаправленно влиять на самого себя, а значит на свое будущее и свой успех. В связи с этим, с нашей точки зрения, важным является изучение представлений об успехе и их взаимосвязь с социально-психологическими характеристиками личности.
Для исследования представлений об успехе сравнивались ассоциации, предлагаемые на слово «успех», у респондентов двух групп: «Оптимистов» и «Пессимистов». Сравнивая данные ассоциации можно выделить некоторые сходства и различия. Главное сходство - это преобладание таких групп ассоциаций, как достижение цели, позитивное эмоциональное состояние, удача. В двух группах было выявлено одинаковое отношение к успеху как к славе, деньгам, карьере. Это, по-видимому, является общепризнанным представлением об успехе.
Главные различия представлены в частоте встречаемости ассоциаций. Оптимисты на 1 место в достижении успеха ставят достижение цели и упорство. Пессимисты же отдали данной группе ассоциаций 3 место. Для пессимистов успех, прежде всего, связан с позитивным эмоциональным состоянием, характеризующимся радостью, счастьем и уверенностью. Количественное выражение таких ассоциаций у них в 2 раза выше, чем у оптимистов. На удачу, фортуну и везение пессимисты рассчитывают в два раза больше, чем оптимисты. Важно отметить, что у оптимистов успех еще ассоциируется и с самоактуализацией. Данная группа ассоциаций занимает 3 место у оптимистов, в то время как у пессимистов 6. Труд также играет далеко не последнюю роль в достижении успеха. Однако данная ассоциация у оптимистов встречается в 2 раза чаще, чем у пессимистов. Пессимисты уделяют внимание в отношении успеха еще и внешнему облику, в то время как у оптимистов такие ассоциации отсутствуют.
Таким образом, полученные результаты подтверждают наличие различий в представлениях об успехе в группах «Оптимисты» и «Пессимисты».
Социально-психологические корреляты
суицидального риска в подростковом возрасте
Ефимова О. И. (г. Ульяновск)
Статистические данные свидетельствуют о том, что по абсолютному количеству самоубийств среди подростков в возрасте от 15 до 19 лет Россия занимает первое место. 62% всех самоубийств вызвано семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, бестактным поведением отдельных педагогов, конфликтами с учителями, одноклассниками, друзьями, черствостью и безразличием окружающих.
Подчеркивая стремительность развития и скорость изменений, многие англоязычные авторы называют подростковый возраст «стрессом развития» («developmental stress»). Поведенческие реакции подростков могут быть следствием заострений, акцентуаций характера (Кон И.С., Личко А.., Мудрик А.В, Реан А.А. и др.), другим значимым фактором отклоняющегося поведения подростка выступает нарушения системы взаимоотношений между подростком и его родителями.
В своих исследовательских проектах мы пытаемся реализовать социально-личностный подход, в контексте которого рассматриваются детерминирующие факторы суицидального поведения, в частности межличностные отношения в референтной для человека группе.
В одном из наших последних исследований (Ефимова О.И., Чернокал Н.) мы попытались изучить взаимосвязь различных форм отклоняющегося поведения с типом семейных взаимоотношений и тактик воспитания, реализуемых в семье. Результаты исследования свидетельствуют, что подростки наделяют своих родителей высоким уровнем враждебности, имеет место тенденция, соответствующая как реальным взаимоотношениям,так и «образу» этих отношений. Возможно, подросток приписывает родителям враждебность, сам испытывая к ним враждебные чувства. Подросток с девиантным поведением ожидает от родителей проявления нетерпеливости, демонстрации неприязненного отношения, даже допуская ненависть со стороны родителей. Как считает подросток, его родителям присущ догматический сверхконтроль, нежелание считаться с мнением и чувствами подростка, что, вероятно, ведет к отчуждению подростка и его уходу в ту среду, где он может получить психологическую поддержку.
В другом исследовании (Ефимова 0. И., Скакун И.) ставилась более конкретная задача - изучить психологические и социально-психологические факторы суицидального риска в подростковой среде, в частности взаимосвязь акцентуаций характера, стиля межличностных отношений и степени выраженности суицидального риска. Как показывают результаты исследования, в группе с отсутствием суицидального риска нельзя говорить о преобладании каких-либо акцентуаций характера. Высокий суицидальный риск характерен для подростков с аффективно-экзальтированным и возбудимым типами акцентуаций характера (выявлены у 70% подростков данной группы). Особенно заметно преобладание подростков с аффективно-экзальтированным типом акцентуации характера, которые в своем поведении руководствуются главным образом эмоциями, страстями, чувствами, что снижает их способности к рефлексии и волевому контролю поведения. Вследствие этого,
349
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.
в состоянии отчаяния для них весьма характерны суицидальные мысли и действия.
Воспринимая мир в узком диапазоне своих отрицательных, болезненных переживаний, подростки часто не могут справиться с какой-либо стрессовой ситуацией, что нередко приводит к суицидальной попытке. Для суицидента кажется, что для него более не существует будущего, невозможно справиться с навалившимся грузом проблем, и единственным выходом видится полное самоуничтожение.
В целом, по результатам исследования у 60 % подростков была диагностирована высокая склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению, для них же весьма характерен авторитарный и агрессивный типы межличностных отношений. Вполне возможно, что авторитарный тип, который характеризуется как диктаторский, властный тип, определяет и отношение к собственной жизни: подростки считают себя вправе независимо ни от кого распоряжаться своей жизнью и смертью.
Один из наиважнейших вопросов, стоящих перед психологами-практиками, вопрос превенции суицидального поведения. В нашей стране в оказании психологической помощи в основном задействованы профессионалы, что, несомненно, повышает качество оказываемой помощи. В то же время недостаток финансовых ресурсов не позволяет сделать данную помощь доступной и всеобъемлющей. Выход из сложившейся ситуации может быть найден в развитии волонтерского движения в социальной сфере, которое пока находится в начальной стадии своего развития. Убеждены, что только совместные усилия профессионалов, общественности и власти могут снизить риск суицидального поведения.
В настоящее время мы приступили к созданию образовательной программы для волонтеров, в которой можно выделить две составляющие:
формирование блока знаний о суициде и его профилактике;
тренинг волонтеров для работы на телефоне экстренной психологической помощи.
С целью выявления знаний о суициде был использован модифицированный опросник Центра профилактики суицида (Калифорнии, США), который позволил выявить как осведомленность волонтеров по проблеме суицида, так и существование некоторых ошибочных стереотипов (мифов) в области суицидального риска.
Следующим нашим шагом в первичной профилактике суицидального поведения является подготовка волонтеров к участию в образовательной программе педагогов и социальных работников о симптоматике суицидального поведения и возможных методах профилактики.
Различия в образах воображения
Ефимова О. С. (г. Москва)
В настоящее время анализ различий между людьми становится все более эффективным в контексте изучения основных традиций общей психологии. Однако, при наличии большого количества исследований, посвященных различным аспектам процесса воображения, исследований индивидуальных различий в создании нового образа воображения, обусловленныхлатерализациейслухоречевых функций головного мозга человека, не проводилось, что делает актуальным изучение этого аспекта воображения.
Знания об индивидуальных различиях в создании нового образа воображения необходимы для анализа проявлений общих закономерностей на индивидуальном уровне. Различная латерали-зация слухоречевых функций является одним из факторов, определяющим индивидуальные особенности субъектов в воображении, раскрывает закономерности протекания процессов воображения на индивидуальном уровне. Раскрытие данных закономерностей помогут понять уникальность каждого человека, предоставят возможность управлять процессом создания нового знания, которое невозможно без воображения. Знания об индивидуальных различиях в процессе воображения могут служить опорой в развитии личности, раскрытии ее потенциала.
В исследовании приняли участие ученики московской школы № 687 и студенты МГОПУ им. М. А. Шолохова. Объем выборки школьников составил 67 человек; три возрастные группы. Объем выборки студентов составил 68 человек; одна возрастная группа. Общий объем выборки составил 135 человек. На начальном этапе исследования осуществлялось выделение групп испытуемых с различной представленностью слухоречевых функций с помощью метода дихотического прослушивания [D. Kimura, 1961,1973; J.B. HelligeJ.M. Wong, 1983; B.C. Котик, 1992; Э.Г. Симерницкая, 1978]. Испытуемые со значением- и < 0- субъекты с правосторонней латерализацией слухоречевых функций, испытуемые + и > 0- субъекты с левосторонней латерализацией слухоречевых функций. Далее изучались индивидуальные различия в создании образов воображения у субъектов с различной представленностью слухоречевых функций. Для создания образов воображения испытуемым был предложен стимульный материал- 42 картинки, на основе которого были созданы рисунки. Анализировался характер преобразования образа, который рассматривался по трем позициям: преобразованный образ соответствует значению картинки из стимульного материала; преобразованный образ воображения соответствует своему буквальному значению; преобразованный образ воображения содержит обобщенное отвлеченное значение.
Результаты исследования демонстрируют следующие различия: субъекты с правосторонней латерализацией слухоречевых функций значимо чаще дают соответствующее (буквальное) значение преобразованному образу воображения, уровень значимости р < 0,05, а субъекты с левосторонней латерализацией слухоречевых функций придают преобразованному в изображении образу обобщенное, отвлеченное значение, уровень значимости р < 0,001.
Образы воображения испытуемых анализировались также по признакам динамичности и эмоциональности. У субъектов с правосторонней латерализацией слухоречевых функций данные признаки встречаются значимо чаще (р < 0,05 и р < 0,01). Динамичность
350
А-Ж
и эмоциональность в образах могут сочетаться между собой. Эмоциональность образов субъектов с правосторонней латерализацией слухоречевых функций можно объяснить большим участием правого полушария в эмоциональной сфере.
Полученные результаты расширяют представления об индивидуальных различиях в образах воображения, дают возможность использовать эмпирические данные для развития воображения у субъектов с различной представленностью слухоречевых функций.
Психологические характеристики типов информационной культуры учителя
Ефремова О. И. (г. Таганрог)
Поскольку личностные особенности и профессиональная принадлежность детерминируют своеобразие переработки, принятия и использования информации, то появляются основания длятипологизации проявляемой в деятельности информационной культуры. В данной работе речь идет о выделении и описании типов информационной культуры учителя.
Прежде всего, можно выделить два общих типа информационной культуры - адаптивный,характеризующийся ориентацией на принятие поступающей извне информации и ее использование, в соответствии с принятыми в профессиональном кругу образцами, и трансформирующий, предполагающий критическое осмысление и переработку информации, ее системное представление с привлечением других имеющихся знаний и отход от стереотипов ее применения. Мотивационно-смысловые основания выбора информационных стратегий учителем позволяют конкретизировать возможные варианты проявления, выступающие конкретными типами информационной культуры.
Реалистический тип информационной культуры проявляется у учителей, ориентированных на принятие объективной, проверенной, практически значимой профессиональной информации, представленной в готовом виде. Они опираются на стандартные схемы ее применения, проявляют интерес к предлагаемым извне методическим разработкам, советам. Обыденно-реалистический подтип этого типа характеризуется направленностью на применение, прежде всего, житейских знаний о субъектах и явлениях образовательного процесса, что связано с высокой избирательностью в получении новой (в том числе- научной) информации и отсеивании всего чужеродного, не проверенного личным опытом. Научно-реалистический подтип проявляется у учителей, которые смогли оценить точность научной терминологии, четкость научно описанных закономерностей, рекомендаций, но недостаточно реализовали потенциал педагогического творчества.
• Мифологизированный тип характеризуется ориентацией на эмоциональное принятие поступающей извне информации
в большей мере, чем на рациональное. Для его представителей характерны непосредственный интерес к получаемой информации, недостаточная критичность и рефлексивность, низкая «просеивае-мость» информации, полученной в обыденном общении, из СМИ, литературы. Мифотворчество позволяет в условиях дефицита информации создать целостное представление об объекте, трансформировать негативные эмоциональные отношения в позитивные. Наивно-мифологический подтип предполагает доверчивое принятие искаженной информации о субъектах и явлениях образовательного процесса, желаемое выдается за действительное. Конструктивно-мифологический подтип также характеризуется принятием несколько иллюзорных представлений, которые, однако, содержат реалистический элемент. На неосознаваемом уровне проверяется информационная или поведенческая гипотеза -а вдруг этот вариант окажется приемлемым. Личностный смысл такой информационной стратегии - обеспечение готовности использовать даже минимальные шансы, экономия усилий (при подтверждении гипотезы), требующихся для реализации более вероятных вариантов.
Креативный тип информационной культуры отличаеториен-тация на самостоятельный поиск новых, нестандартных подходов,стремление систематизировать информацию, эвристичность и оригинальность мышления, высокая рефлексивность и креативность,стремление к творческой самореализации. Исследовательскийподтип ориентирован на включение получаемой и порождаемойинформации в поиск новых путей и способов решения профессиональных проблем, потенциальную актуализацию смыслапедагогической деятельности - наиболее полного раскрытия познавательных и личностных резервов субъектов образовательногопроцесса. Смыслопорождающий подтип помимо свойственныхему достоинств исследовательского подтипа отличается включением получаемой и порождаемой информации в поле поискаэкзистенциальных смыслов деятельности учителя и жизненногобытия в целом.
Манипулятивный тип информационной культуры предполагает трансформацию принимаемой информации о педагогических явлениях и ее порождение в целях реализации корыстныхи защитных мотивов. В результате манипулятивной переработкиформируются неадекватные представления, которые несут в контексте выполняемой с их учетом деятельности психологическийсмысл личной выгоды. Защитный подтип данного типа отличаетсявыраженностью смыслового содержания психологический защиты, использованием разнообразных копинг-стратегий в целяхсамоуспокоения и достижения чувства безопасности, сохраненияуровня самооценки в ситуациях возможного или реального неуспеха. Главное мотивационное основание- снятие психологическогонапряжения. Прагматический подтип в процессе информационноговзаимодействия реализует смысл практической выгоды и мотивысамоутверждения, самооправдания, переадресовки ответственности, освобождения от нежелательной работы. Так, педагог-манипулятор обосновывает интересующие его представления,используя демагогию, софистические доказательства, игнорируячасть информации, не соответствующую желаемым тезисам,преувеличивает негативные момент.
351
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.
Я-концепция личности в контексте организационной культуры
Ефрюшкина О. В. (г. Хабаровск)
Одним из наиболее значимых аспектов жизненного пути личности, оказывающих влияние на процесс самовосприятия, является профессиональная деятельность в рамках конкретной организационной структуры.
Значимой структурой личности, обуславливающей характеристики деятельности в рамках конкретной профессии и конкретной организационной культуры, является Я-концепция - интегрированная, структурированная, относительно устойчивая система представлений индивида о собственных качествах, свойствах, возможностях.
Оценивая собственное «Я» в первую очередь с точки зрения принадлежности к определенной профессиональной группе, личность усваивает социально приемлемые способы активности, формирует ценностное отношение к различным сторонам собственной деятельности и отношение к самой себе как к субъекту - уже не только в контексте организационной культуры, но и в более широком контексте жизненного пути.
Особенности восприятия организационной культуры предприятия соотносятся с такими характеристиками Я-концепции, как самоуважение, самопринятие, представление о собственной эффективности и уровне активности.
С целью определения особенностей характера взаимосвязи Я-концепции личности и типа организационной культуры было проведено эмпирическое исследование на следующих предприятиях: «Госрезерв», «Дальлеспром», «Транс-Тур» (г. Хабаровск), Дистанции пути ОАО «РЖД» (Дальневосточный филиал). Выбор баз исследования обусловлен тем, что данные предприятия представляют собой различные типы организационной культуры. В первую очередь - по признаку формы собственности, так как форма собственности обуславливает целый ряд особенностей, характеризующих различные стороны деятельности организации.
Результаты эмпирического исследования позволили выявить особенности взаимосвязи организационной культуры и Я-концепции сотрудников по ряду параметров. 1. Особенности отношения сотрудников к организации. Для
анализа данного параметра были использованы следующие
методики: анкета, разработанная на основе работ Е. А Моги-
левкина и Ю. Т. Семенова, опросник «Уровень организационной
культуры» (А. А. Деркач), семантический дифференциал
«Шкальная оценка организации».
Сотрудники предприятий,характеризующихся государственной формой собственности, легитимной властью и сильным типом организационной культуры, положительно оценивают организацию, воспринимают её как объективную, социально значимую систему. В качестве доминирующих характеристик организации сотрудники отмечают такие факторы, как «жесткая регламентация работы»,
«упор на наказания и меры административного воздействия», «организация работает как часы», «нормой для организации являются дружественные отношения и поддержка», «руководство не делегирует своим подчиненным дополнительные полномочия и ответственность». Сотрудники предприятий, находящихся в частной собственности, воспринимают организации как недостаточно стабильные, характеризующиеся менее объективизированной и менее обезличенной властью. В качестве доминирующих характеристик организации сотрудники отмечаюттакие факторы, как «выполнение работы на свое усмотрение», «руководство делает большой упор на расширение зоны личной ответственности подчиненных». В целом, представители коммерческих предприятий оцениваюторганизаци-онную культуру более позитивно.
2. Тип организационной культуры, влияющий на субъективноевосприятие организации, также оказывает влияние и на самовосприятие сотрудника. Для анализа данного параметра былииспользованы следующие методики: анкета, разработанная наоснове работ Е. А Могилевкина и Ю. Т. Семенова, «Личностныйдифференциал»; CAT (Э. Шостром).
В результате анализа полученных данных было выявлено, что для сотрудников государственных предприятий характерен высокий уровень самоуважения, восприятие себя как специалиста на строго ограниченном участке деятельности, в жестко очерченных рамках. Качественный анализ результатов методики «Личностный дифференциал» позволил выявить неоднозначное отношение сотрудников к проявлениям собственной активности. Респонденты характеризуют себя одновременно и как деятельных, и как нерешительных.
Для сотрудников коммерческих предприятий характерен высокий уровень самоуважения и высокий уровень положительного оценивания собственной активности. В данном организационном контексте сотрудники воспринимают себя как активных деятелей, способных на проявление инициативы. Установки на деятельность связаны со стремлением к активности и преобразованию.
3. Особенности отношения респондентов к себе как к субъектамконкретной профессиональной деятельности. Для анализаданного параметра были использованы следующие методики:«Оценка самоэффективности» (М. Шеер, Дж. Маддукс), «Кто я?»(Кун - Макпартленд). Доминирование в самоописаниях про-фессиональныххарактеристик сочетается с позитивной оценкойпрофессиональной самоэффективности. Это свидетельствуетевысокой субъективной значимости профессионального аспекта«Я» в структуре Я-концепции.
В данной работе предпринята попытка охарактеризовать процесс влияния организационной культуры предприятия на такие элементы Я-концепции, как профессиональные роли, самоуважение, самопринятие, представление о собственной эффективности и особенностях проявления активности. Результаты проведенного исследования позволяют подтвердить предположение о том, что организационная культура, как наиболее значимая составляющая социального окружения, оказывает влияние на систему представлений индивида о самом себе.
352
А-Ж
Yandex.RTB R-A-252273-3- IV всероссийского съезда рпо
- Психологические аспекты невынашивания беременности в современных семьях
- Время как психологическая мера измерения количественно-качественных изменений человека
- Особенности работы социально-психологической службы гимназии личностно-ориентированного образования
- Ордерная технология изменения организационной культуры: принципы проектирования и применения
- Конфигурация медленного потенциала мозга, соответствующего реализации нового поведенческого акта
- О результатах апробации компьютерной модификации методики г. Уиткина «Стержень-Рамка»
- Современных мультфильмов на когнитивный компонент нравственного развития ребенка-дошкольника
- Изучение представления о супружеских конфликтах у сотрудников спецподразделений
- Различительная чувствительность в общем антропологическом пространстве
- Психоаналитический подход в понимании психологического потенциала семейных отношений
- Организационная культура как ресурс развития негосударственной образовательной организации
- Опросник «Мыслей и Поведения» для изучения нарушения пищевого поведения (нпп)
- Психологическое сопровождение детей
- С онкологическими заболеваниями
- И их семей на всех этапах
- Заболевания и лечения
- Саморегуляция учебной деятельности как условие эффективной учебы подростков коррекционных классов
- Карьерные стратегии мужчин и женщин - представителей технономических профессий
- Психологические особенности
- Копинг-поведения сотрудников
- Государственной противопожарной
- Социально-психологическая характеристика нарушений уставных правил взаимоотношений
- Концепция и направления медико-психологического сопровождения спасателей мчс России
- Сравнение влияния аффекта и фрустрации на субъектность обвиняемого
- Принципы и реализация психологического мониторинга образовательных систем
- Психологические аспекты воздействия художественной литературы на формирование личности
- Закон б.М. Теплова и экзистенциальные модели в спецгруппах
- Профессиональное самоопределение: представления о профессии и «образе профессионала»
- Проблема объединения локальной зрительной информации в когнитивные блоки
- Акмеологический аспект мыследеятельностного образования студентов гуманитарных специальностей
- Стадии развития лидера Развитие творческого и инициативного мышления в современных условиях
- Личностные детерминанты субъекта учебной деятельности в контексте первичной профессионализации
- О депривации потребностей ребенка, оставшегося без родительского (семейного) попечения
- Личностно-профессиональное развитие педагога в условиях модернизации российского образования
- Деформации личностно-смысловой сферы «Топ-менеджера» в зависимости от уровня персональной ответственности
- Влияние особенностей памяти и внимания на формирование установок иллюзий восприятия формы объектов
- Формирование конфликтной
- Компетентности педагогов школы как
- Важное направление психологического
- Обучения в образовании
- Уход в деноминацию как способ решения личностью своих проблем в условиях социальной неопределенности
- Исследование манипулятивных
- Воздействий руководителя на
- Социально-психологический
- Климат группы
- Мотивационные особенности менеджеров с различным стилем мышления
- Особенности стиля мышления
- У представителей различных
- Национальностей Юга России
- (На примере жителей г. Ростова-на-Дону)
- Соотношение технологичности и творчества в исследовательской деятельности учащихся
- Взаимосвязь духовной и психологической безопасности в современных угрозах мира
- Психологическое просвещение участников образовательного процесса: детей,учителей, родителей.
- Содержательные характеристики «я» и потенциал развития человека в профессии
- Соотношение механизмов психологической защиты и совладания у подростков
- Психологическое обеспечение
- Профессиональной безопасности
- Сотрудников правоохранительных
- Органов
- Проектная мыследеятельность субъектов
- Образования как механизм выращивания
- Новых культурно-образовательных
- Практик
- Психологические аспекты профессионально-педагогического образования
- Исследование индивидуальных различий асимметрии ритмических составляющих ээг у близнецов
- Двигательная активность в структуре
- Здоровой жизнедеятельности учащихся
- Как условие развития безопасности
- Личности
- Диагностика регуляторных основ как условия готовности к переходу из средней школы в старшую
- Динамические и статические
- Характеристики в структуре
- Представлений о себе и другом как
- Трудном партнере общения
- Особенности переживания внутриличностных конфликтов у женщин, зависимых от алкоголя
- Влияние степени тяжести
- Перинатального поражения цнс
- И сокращения срока внутриутробного
- Развития на формирование
- Особенности обучения учащихся
- Установлению взаимосвязей
- При изучении математики
- С позиций психологии
- Исследование образа
- Террористического акта
- У респондентов Москвы,
- Чеченской Республики и Забайкалья
- Подходы к исследованию
- Проблема письменной личности в идеологических конструктах XX века (на материале творчества н.К. Крупской)
- Преступного поведения в отношении представителей религиозных групп
- Практика работы психологов таможенных органов: состояние и пути развития
- Тендерные различия в уровне успеваемости немецких школьников в точных и гуманитарных науках
- Роль генетических и средовых факторов в формировании предрасположенности к депрессии у подростков
- Диалог как технология инициации смыслообразования в интерпретации м.М.Бахтина
- Детей и подростков
- С различными формами аутизма
- (С синдромом Asperger,
- Синдромом Kenner)
- Представления студентов
- Групповые динамические процессы семьи как малой группы на разных этапах ее жизненного цикла
- Проблема формирования
- Осознанной саморегуляции
- В аспекте готовности студентов педвуза
- К профессиональной деятельности
- Кросс-культурные и тендерные исследования лидерства в зарубежной и отечественной психологии
- Междисциплинарные
- Особенности включенности
- Социально-одаренных детей
- В совместную деятельность
- Учебной группы
- Особенности профессионального самосознания у госслужащих с высоким и низким адаптационным ресурсом
- Использование методов терапевтической
- Практики в построении образовательной
- Среды для человека с инвалидностью
- (Идеографический подход)
- Психологические аспекты управления
- Учреждением дополнительного
- Образования как субъектом
- Развивающего образования
- Психологические особенности молодых людей, отличающихся высокой целеустремленностью и связностью целей
- Структура доверия к другим
- (По результатам социологического
- Исследования педагогов
- Свердловской области)
- Психологические механизмы формирования внутреннего убеждения коллегии присяжных заседателей
- Принципы управления
- Межгрупповой адаптацией
- На кораблях Военно-морского
- Флота России
- Особенности образа я у юношей и девушек с соматическими заболеваниями
- Отношений и коммуникаций национальной сборной команды (спортивные единоборства)
- Сон: оптимизация системы регуляции ритма сердца с помощью сенсорных притоков
- Основание изучения развития представлений подростков и юношей о себе и о мире
- Организация работы по внедрению личностно ориентированной технологии в школе
- Психологические эффекты как важные ресурсы для просвещения участников образовательного процесса
- Развитие профессионального здоровья как задача психологической подготовки специалиста
- Опыт трансформации восточных оздоровительных традиций: пространство чая
- Курс «Психологические факторы межконфессиональной толерантности» в школах
- Стереотипное восприятие как фактор формирования интолерантного поведения
- Стиль коммуникативной активности и интегральная индивидуальность человека
- Психологические показатели и сон подростков с минимальными мозговыми дисфункциями
- Психологические аспекты профессионального становления следователя прокуратуры
- Особенности адаптации пожилых людей к новой социальной ситуаци в условиях взаимодействия с собаками
- Влияние индивидуальных особенностей родителей на профессиональный выбор старших школьников
- Функционально-регуляционная модель взаимосвязи интеллекта и мотивации достижения
- Мотивационно-личностные
- Детерминанты профессиональной
- Успешности командиров воинских
- Подразделений
- Психологический анализ врачебных ошибок стоматологов с позиции личностного подхода
- Особенности восприятия внешнего облика другого человека студентами педагогического колледжа
- Перспектив психологического мониторинга развития младших школьников в учебной деятельности
- Проявление феномена «апперцептивной слепоты» в исследовании мотивационной сферы педагогов
- Основные линии разработки проблем стиля деятельности в отечественной психологии
- Характеристики экзистенциальной исполнености личности и их связь с копинг-стратегиями
- Влияние структуры предметов труда
- На психологические свойства
- Коллективного субъекта труда
- (На примере энергетики)
- Представления и отношение школьников и студентов медицинского колледжа к здоровому образу жизни
- Особенности формирования мотивационной готовности сотрудников органов внутренних дел к службе
- Развитие эмоциональной сферы младших школьников в процессе изучения предмета «Психология»
- Психолого-экономические аспекты медиаплана рекламной деятельности турфирмы на Байкале
- Психофизиологические корреляты эмоциональной компетентности детей дошкольного возраста
- Актуальные направления
- Исследования условий оптимизации
- Психотерапевтического общения с
- Заикающимися
- Природа индивидуальных различий по экстраверсии и нейротизму
- Специфика психолого-педагогической деятельности практического психолога образования
- К проблеме социально-психологических детерминант жизненной удовлетворенности
- К верификации методов психосемантической диагностики познавательных конструктов личности
- 0 Профессионально-педагогическом самоутверждении личности
- Динамика профессионального самосознания психологов в процессе обучения
- Проблемы реализации
- Социо-ориентированной методологии
- Проектирования крупномасштабных
- Технических объектов
- Взаимосвязь профессионально важных качеств и многоуровневых процессов психической регуляции
- Психологические особенности процесса персонификации компьютера пользователями
- Результаты мониторинга социально-психологических и организационных проблем безопасности
- Личностное развитие в условиях ранней профессионализации:ресурсы и проблемы
- Полипарадигмальная модель профессионального самосознания педагогов доу
- Со страхами ребенка как фактор формирования копинг-стратегий у детей
- Музыка как фактор развития
- Коммуникабельности подростков,
- Воспитывающихся в условиях
- Интернатного типа
- Ценностно-мотивационные основы интеграции этнических мигрантов в российское общество
- Особенности технологии личностно-ориентированного обучения в образовательном пространстве вуза
- Психологическая структура готовности к риску руководителей высшего звена железноодорожного транспорта
- Психофизиологические детерминанты формирования криминального стереотипа поведения
- Толерантность как основа социальной безопасности в полиэтнических общностях
- К вопросу о связи личностной самоэффективности психолога и его профессионально важных качеств
- Взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной парадигм в исследовании эмоционального развития
- Эмоциональные компоненты процесса социализации российских и бурятских детей
- Состав и структура ассоциативного пространства «ценности - психические состояния»
- Проблемы психического здоровья учителя в современной образовательной среде и перспективы
- Когнитивные типы дисфункциональных убеждений: особенности проявления в информационном пространстве
- Профиль асимметрии как системный
- Фактор в ходе социализации
- И возможности его коррекции
- На примере старшеклассников
- Феномен предметной избирательности: пролегомены к психологической диагностике способностей
- К вопросу о роли и направлениях деятельности школы в экономической социализации старшеклассников
- Формирование произвольности
- Поведения дошкольников в контексте
- Социального взаимодействия малой
- Проблема сохранения психического здоровья человека в системе высшего образования
- Вовлечение элементов индивидуального опыта разного «возраста» в процессы принятия решения
- Психологическая реабилитация
- Нейрохирургических пациентов,
- Работа с измененными
- Состояниями сознания
- Личностная беспомощность и учебная активность у детей младшего школьного возраста
- Специфика социализации, образовательной среды и жизненных ориентиров подростков
- Исследование генезиса установок и их проявления в реальной жизнедеятельности
- Влияние эмоциональных характеристик личности на процесс группового творчества
- Роль внешних и внутренних условий (факторов) при инициации и реализации сенсомоторного действия
- Психодиагностика личности подростка - этап психологического сопровождения в образовательном учреждении
- Интенсивности ые характеристики профессиональных я-концепций мужчин и женщин
- Психофизиологические и
- Психологические характеристики
- Старшеклассников с различным уровнем
- Одарённости
- Особенности межполушарного
- Взаимодействия при решении творческой
- Задачи у одаренных с разным профилем
- Латеральной организации
- К родам с учетом некоторых социально-психологических особенностей беременных женщин
- Скорость обработки информации как опосредующее звено в связях
- И интеллектом
- Методологические аспекты изучения связей особенностей личности и свойств нервной системы
- Социально-психологические проблемы духовно-нравственного кризиса современной семьи
- Организационные аспекты медико-психологической помощи населению
- Система реализации межпредметной интеграции в образовательном процессе школы
- Пассионарность как фактор психологической готовности военнослужащих
- Соотношение имплицитных и эксплицитных этнических стереотипов у русских и немцев
- Особенности самореализации личности при развитии способности к целеполаганию
- Особенности корреляционных
- В консультативной деятельности психолога по проблемам школьного обучения
- Опыт психической травмы у девочек с агрессивно-насильственными правонарушениями
- Психолого-педагогическое
- Психосемантические особенности представлений об успешности студентов разных курсов
- Эмпатический профиль личности как основа психологической культуры психолога
- Индивидуальный ресурс
- Профессионального развития
- Как условие успешной
- Профессионализации
- Глобализация и организация процесса
- Адаптации работника
- К мультикультурной
- Производственной среде
- Соотнесение субъективных представлений (со) и объективного поведения (социально-психологических
- Проблема повышения квалификации
- Руководящих кадров в условиях
- Инновационного управления в
- Современном образовании
- Мотивационно-ценностная включенность
- Характеристики социальных представлений в период общественной трансформации
- Эволюция
- Отражение в параметрах событийно-связанных потенциалов актуализации мотивации достижения
- Экономическая социализация и проблемы смысла жизни у старших подростков
- Психолого-педагогические основы становления творческих способностей дошкольников
- Интерактивная техника «Форум - театр»
- Обучения в рамках общей психологической подготовки спасателей мчс России
- Препятствия внедрения
- Инновационных технологий
- Психологического сопровождения
- Образовательного процесса
- Признаки и функции конкуренции как социально-психологического феномена и основы рыночной экономики
- Социально-психологические особенности организационной культуры и имиджа милиции
- Субъективная оценка служебных
- И социально-бытовых затруднений
- Как фактор развития стресса жизни
- Офицеров вс рф
- Психологический аспект профессиональной деятельности преподавателя вуза