logo
psicho T1

Различительная чувствительность в общем антропологическом пространстве

Ананьева Н. А. (г. Москва)

Каждый индивид на протяжении всей своей жизни сталкивается с различного рода ситуациями «встреч» (с людьми, событиями, явлени­ями). Все это запечатлевается вдиапазоне значительной информации, то есть выходящей за пределы общих типичных значений, присущих всем или большинству. Прежде всего, это фиксируется в собственном индивидуальном опыте, отражающем широкий «разброс» личных пониманий и толкований. Индивид в условиях взаимодействия (с обществом, социумом, человеком) проводит экстраполяцию фак­тов, причин и следствий на основе происходящего, что формирует у него понимание системы (ситуация-реакция, события-последствия и др.) Однако, имеются феномены того, что человек часто выдает собственные «привнесения», которые считает своим «достоянием», «творчеством», «индивидуальностью»; вносит то, что сам считает нужным «создать», «сконструировать», «изобразить» (собственный конфигурант); приписывает, то есть находит индивидуальную логику объяснения («приписки», «наделения», «каузальная атрибуция»).

Все это свидетельствует о том, что индивид проводит своео­бразные «расчеты», «вычисления», «заключения» в диапазоне значительной информации. Откладываясь на уровне глубинного, создается система относительно отчетливых, а часто, неотчетливых, представлений и пониманий, за которыми стоят человеческие закономерности и механизмы. Функционирует особый глубинный антропологический пласт, пространство которого «заполнено» сво­еобразными индивидуальными конфигурациями; где происходит выстраивание собственных «композиций» и «перекомпозиций»; формируется собственная логика и откладывается опыт.

В аспекте антропо-психологии, ставится проблема объяснения чисто человеческих закономерностей и механизмов, стоящих за рядом психических явлений. В настоящее время в аспекте антропо-психологического подхода могут быть поставлены вопро­сы: Что обеспечивает индивиду ориентировку в поле информации и человеческой коммуникации. Каковы механизмы запечатления всего того, с чем сталкивается человек. Через какие единицы происходит определение, выделение тех или иных значений и их понимание. Все эти вопросы решались в аспекте нового научного направления - антропо-психологии, и ее приложения - психолого-антропологической диагностики (отдельные вопросы могут быть по­ставлены для решения в сфере информациологии и синергетики).

Основная версия связана с особой различительной чувстви­тельностью- определенной восприимчивостью к отдельным событиям, явлениям, тонкостям, деталям, нюансам, распознаванию явлений по признакам и показателям. Установлено, что индивид, как правило, оперирует неотчетливыми признаками на уровне различительной чувствительности. Последняя расширяет диапазон различий между всеми усматриваемыми параметрами значений.

В аспекте антропо-психологии разрабатываются положения, раскрывающие функционирование антропогенного слоя - слоя, имеющего антропологическую природу: закономерности, подчинен­ные только антропологическому фактору (вотличиеот социальных или иных), механизмы фиксации явлений на базе антропо-логики и антропо-представлений. Положения:

36

А-Ж

Все события, ситуации и явления, с которыми встречается каждый индивид, могут быть представлены как некоторый кон­тинуум, имеющий протяженность. Это поле значений, которое выстраивается на протяжении жизни индивида. Некоторые ситуации встречаются наиболее часто. В то же время, индивид может быть особо чувствителен только к отдельным из них. Такая чувствитель­ность человека к определенным явлениям получает свои «пределы колебаний» (высокая, низкая чувствительность). В то же время, установлено, что индивид не только определяет, но и выделяет из всего пространства значений, наиболее существенные для него элементы. Это избирательная чувствительность к наиболее значи­мым явлениям, что имеет свои мотивационные источники. Так, к одним явлениям индивид испытывает особое тяготение, к другим формируется система избеганий, а к третьим относится нейтрально. Все они рассматриваются как факторы разного порядка. Они обра­зуют своеобразное «поле тяготений» или неосознанных влечений (экспериментально изучались эффекты тяготений одного индивида к другому; версии поставлены по определению привлекательного человека и выбору значимого другого).

Все явления, с которыми сталкивается человек откладывают свой отпечаток (печать). Они запечатлеваются в его представлениях с раз­личной степенью мощности. Те явления, к которым индивид наиболее чувствителен и обращается наиболее часто, образуют «сгущения». Они создают психические напряжения. Чувствительность к таким явленияму индивида резко возрастает. Втоже время,определенные показатели являются наиболее мощными и образуют «выступания». По ним ориентируется индивид в общем антропологическом про­странстве. Каждый индивид получает представление о наиболее часто применяемых, используемых или имеющих место явлениях. Это создает представление о наиболее частотных конструкциях.

Континуум, получив параметрирование, отражает пред­ставление о минимальных и максимальных параметрах значений какого-либо явления. В связи с этим, один из принципов психолого-антропологической диагностики - работа с «краями». Каждый индивид испытывает себя или проходит систему испытаний на предмет «выхода за пределы допустимого». Это поиски критерия антропологической приемлемости. Создание границ обеспечивает обозначение системы. Индивид особо чувствителен к крайним пара­метрам, поскольку они создают девиации. Чувствительность здесь выполняет ориентировочную функцию для определения «точек общего соприкосновения», для определения «резких» показателей (min-max), отличных стандартных (среднего).

В целом, принципы антропо-психологической диагностики от­ражают принципы работы с полем и подчинены логике системного анализа. Различительная чувствительность в общем антрополо­гическом пространстве создает интуитивную соотнесенность со средними, максимальными и минимальными значениями, модой. Различительная чувствительностьобеспечиваетинтуитивную логику создания представлений.

Перспективы исследования связаны с разработкой технологий по развитию профессиональной различительной чувствительности психолога при восприятии и распознавании личности другого. По­следнее - антропо-психологическое направление разработки прин­ципов, обеспечивающих расширение диапазона различий между всеми усматриваемыми признаками какого-либо психического явления. Овладение психолого-антропологическими и диагности­ческими принципами способствует повышению различительной чувствительности специалиста-психолога.

Проблема экспертизы невербальных компонентов креолизованных текстов

Андрианов М. С. (г. Москва)

Исследования системы неречевых форм и средств передачи информации весьма актуальны в современных условиях, посколь­ку роль невербальных компонентов в масс-медийном дискурсе резко возрастает и все отчетливее оформляется запрос практики к развитию и применению научно-теоретических представлений о невербальной коммуникации в совершенно новых прикладных сферах, в частности, для решения специфических психолого-правовых задач.

Российская действительность показывает, что наряду с ростом судебных исков к средствам массовой информации по поводу грубых нарушений и злоупотреблений свободой слова, все чаще возникают конфликтные ситуации, когда спорными становятся невербальные коммуникативные компоненты, на­пример, различные иллюстрации массовых печатных изданий. Известность получили уже более 30 фактов, когда те или иные рисунки в газетах трактовались представителями общественности как оскорбительные или разжигающие национальную и религиоз­ную вражду. Часто декларируемые протесты носят субъективный характер, не отражающий сущность публикуемого изображения, и возникающие конфликты разрешаются внесудебными методами, но в некоторых случаях состоялись и судебные разбирательства (в том числе, по поводу публикаций карикатур в местных печатных изданиях Самары, Удмуртии, Приморья, Волгограда). Ситуацию обострил также и получивший мировую известность скандал с датскими карикатурами, публикация которых вызвала бурную волну протестов со стороны мусульманского сообщества. Эта история нашла свое, надо признать, своеобразное продолжение и в России. Редактор одной местной вологодской газеты, пере­печатавшей датские рисунки в виде коллажа, иллюстрирующего статью «Карикатурная война: мнения», по решению суда была признана виновной в совершении преступления, предусмотрен­ного ст. 282 ч. 2 УК РФ.

Судебная практика показывает, что число исков к газетам по поводу использования разного рода иллюстраций в дальнейшем будет только нарастать. При этом их правовые оценки и экс­пертный анализ, на который суд иногда (но не всегда) опирается, в разных случаях выглядят совершенно противоречивыми по отношению к аргументации принятого решения. Отличительной же чертой анализа многих невербальных компонентов масс-медийных текстов, ставших предметом юридических споров и конфликтов, является то, что в большинстве случаев их интер­претация производится в отрыве от вербальной составляющей, сопровождающих их публикаций. («Вологодское дело» - ис­ключение, однако там статья, которую спорный коллаж иллю­стрировал, была признана лишь «прикрытием для публикации рисунков».) Между тем, в современной науке именно целостный подход к содержанию и средствам коммуникации является преобладающим. Например, в языкознании складывается даже отдельное направление исследований, посвященное изучению своеобразия вербально-невербальных текстов, особенностей функционирования в них слова, сопряженного в едином графи­ческом пространстве с изображением. Такой подход определяется,

37

Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.

в первую очередь, поликодовостью связей, которые существуют между языком и познавательными процессами. В ряде случаев во взаимодействии со знаками иной природы вербальные знаки наиболее успешно реализуют свою коммуникативную функцию. Именно на этом принципе и базируется современная медиа-реальность, осуществляя комплексное воздействие с учетом разных модальностей. А медиа-тексты, фактура которых состоит их двух негомогенных частей (вербальной и невербальной), в лингвистике стали называть креолизованными. Существуют также и другие термины, но понятие «креолизованный текст» акценти­рует именно текстуальный характер невербальных компонентов, отмечая их значимость и неотъемлемость.

Таким образом, научно-практическая проблема правовой оценки и качественного экспертного анализа смыслового содержа­ния невербальных компонентов текстов печатных изданий является весьма актуальной. Несомненно, экспертиза иллюстративного материала масс-медиа должна носить комплексный характер, по­скольку необходимы знания самых разных научных дисциплин -лингвистики, психологии, культурологии, религиоведения и ис­кусствоведения. Однако требуется и специальная, обобщаяющая эти знания проработка самой предметной области, методологии и критериев такого экспертного анализа.

Традиция исследования восприятия и понимания крео-лизованных текстов позволяет кратко обозначить основные правила анализа неречевых компонентов масс-медийного дис­курса. Любые иллюстрации обязательно нужно рассматривать в единстве с сопровождающими их вербальными сообщениями. Вырванные из ситуативного и социального контекста они могут иметь совсем другую смысловую интерпретацию. Необходимо помнить и об условности, многозначности изображенного на иллюстрациях, использованных в них художественных образов, ситуаций и событий. Нужно стремиться к непредвзятой оценке и избегать установочного похода. Первое впечатление, очевидный (например, с точки зрения оспаривающего изображение) смысл такого «сообщения» не всегда является верным и единственно возможным.

Изучение правоприменительной практики, когда невер­бальные компоненты креолизованных текстов становились предметом юридических споров, позволяет утверждать, что наметившаяся тенденция привлечения (на основе необоснован­ных интерпретаций и суждений) к уголовной ответственности их публикаторов должна быть пресечена. Чаще всего ненад­лежащее использование иллюстративного материала является, по сути, неумелым или неудачным воплощением авторского замысла, либо, по крайней мере, это можно квалифицировать как нарушение профессиональных и морально-этических норм, которые регулируются не правом, а входят в сферу компетенции профессиональных и общественных объединений работников средств массовой информации.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4