Различительная чувствительность в общем антропологическом пространстве
Ананьева Н. А. (г. Москва)
Каждый индивид на протяжении всей своей жизни сталкивается с различного рода ситуациями «встреч» (с людьми, событиями, явлениями). Все это запечатлевается вдиапазоне значительной информации, то есть выходящей за пределы общих типичных значений, присущих всем или большинству. Прежде всего, это фиксируется в собственном индивидуальном опыте, отражающем широкий «разброс» личных пониманий и толкований. Индивид в условиях взаимодействия (с обществом, социумом, человеком) проводит экстраполяцию фактов, причин и следствий на основе происходящего, что формирует у него понимание системы (ситуация-реакция, события-последствия и др.) Однако, имеются феномены того, что человек часто выдает собственные «привнесения», которые считает своим «достоянием», «творчеством», «индивидуальностью»; вносит то, что сам считает нужным «создать», «сконструировать», «изобразить» (собственный конфигурант); приписывает, то есть находит индивидуальную логику объяснения («приписки», «наделения», «каузальная атрибуция»).
Все это свидетельствует о том, что индивид проводит своеобразные «расчеты», «вычисления», «заключения» в диапазоне значительной информации. Откладываясь на уровне глубинного, создается система относительно отчетливых, а часто, неотчетливых, представлений и пониманий, за которыми стоят человеческие закономерности и механизмы. Функционирует особый глубинный антропологический пласт, пространство которого «заполнено» своеобразными индивидуальными конфигурациями; где происходит выстраивание собственных «композиций» и «перекомпозиций»; формируется собственная логика и откладывается опыт.
В аспекте антропо-психологии, ставится проблема объяснения чисто человеческих закономерностей и механизмов, стоящих за рядом психических явлений. В настоящее время в аспекте антропо-психологического подхода могут быть поставлены вопросы: Что обеспечивает индивиду ориентировку в поле информации и человеческой коммуникации. Каковы механизмы запечатления всего того, с чем сталкивается человек. Через какие единицы происходит определение, выделение тех или иных значений и их понимание. Все эти вопросы решались в аспекте нового научного направления - антропо-психологии, и ее приложения - психолого-антропологической диагностики (отдельные вопросы могут быть поставлены для решения в сфере информациологии и синергетики).
Основная версия связана с особой различительной чувствительностью- определенной восприимчивостью к отдельным событиям, явлениям, тонкостям, деталям, нюансам, распознаванию явлений по признакам и показателям. Установлено, что индивид, как правило, оперирует неотчетливыми признаками на уровне различительной чувствительности. Последняя расширяет диапазон различий между всеми усматриваемыми параметрами значений.
В аспекте антропо-психологии разрабатываются положения, раскрывающие функционирование антропогенного слоя - слоя, имеющего антропологическую природу: закономерности, подчиненные только антропологическому фактору (вотличиеот социальных или иных), механизмы фиксации явлений на базе антропо-логики и антропо-представлений. Положения:
36
А-Ж
Все события, ситуации и явления, с которыми встречается каждый индивид, могут быть представлены как некоторый континуум, имеющий протяженность. Это поле значений, которое выстраивается на протяжении жизни индивида. Некоторые ситуации встречаются наиболее часто. В то же время, индивид может быть особо чувствителен только к отдельным из них. Такая чувствительность человека к определенным явлениям получает свои «пределы колебаний» (высокая, низкая чувствительность). В то же время, установлено, что индивид не только определяет, но и выделяет из всего пространства значений, наиболее существенные для него элементы. Это избирательная чувствительность к наиболее значимым явлениям, что имеет свои мотивационные источники. Так, к одним явлениям индивид испытывает особое тяготение, к другим формируется система избеганий, а к третьим относится нейтрально. Все они рассматриваются как факторы разного порядка. Они образуют своеобразное «поле тяготений» или неосознанных влечений (экспериментально изучались эффекты тяготений одного индивида к другому; версии поставлены по определению привлекательного человека и выбору значимого другого).
Все явления, с которыми сталкивается человек откладывают свой отпечаток (печать). Они запечатлеваются в его представлениях с различной степенью мощности. Те явления, к которым индивид наиболее чувствителен и обращается наиболее часто, образуют «сгущения». Они создают психические напряжения. Чувствительность к таким явленияму индивида резко возрастает. Втоже время,определенные показатели являются наиболее мощными и образуют «выступания». По ним ориентируется индивид в общем антропологическом пространстве. Каждый индивид получает представление о наиболее часто применяемых, используемых или имеющих место явлениях. Это создает представление о наиболее частотных конструкциях.
Континуум, получив параметрирование, отражает представление о минимальных и максимальных параметрах значений какого-либо явления. В связи с этим, один из принципов психолого-антропологической диагностики - работа с «краями». Каждый индивид испытывает себя или проходит систему испытаний на предмет «выхода за пределы допустимого». Это поиски критерия антропологической приемлемости. Создание границ обеспечивает обозначение системы. Индивид особо чувствителен к крайним параметрам, поскольку они создают девиации. Чувствительность здесь выполняет ориентировочную функцию для определения «точек общего соприкосновения», для определения «резких» показателей (min-max), отличных стандартных (среднего).
В целом, принципы антропо-психологической диагностики отражают принципы работы с полем и подчинены логике системного анализа. Различительная чувствительность в общем антропологическом пространстве создает интуитивную соотнесенность со средними, максимальными и минимальными значениями, модой. Различительная чувствительностьобеспечиваетинтуитивную логику создания представлений.
Перспективы исследования связаны с разработкой технологий по развитию профессиональной различительной чувствительности психолога при восприятии и распознавании личности другого. Последнее - антропо-психологическое направление разработки принципов, обеспечивающих расширение диапазона различий между всеми усматриваемыми признаками какого-либо психического явления. Овладение психолого-антропологическими и диагностическими принципами способствует повышению различительной чувствительности специалиста-психолога.
Проблема экспертизы невербальных компонентов креолизованных текстов
Андрианов М. С. (г. Москва)
Исследования системы неречевых форм и средств передачи информации весьма актуальны в современных условиях, поскольку роль невербальных компонентов в масс-медийном дискурсе резко возрастает и все отчетливее оформляется запрос практики к развитию и применению научно-теоретических представлений о невербальной коммуникации в совершенно новых прикладных сферах, в частности, для решения специфических психолого-правовых задач.
Российская действительность показывает, что наряду с ростом судебных исков к средствам массовой информации по поводу грубых нарушений и злоупотреблений свободой слова, все чаще возникают конфликтные ситуации, когда спорными становятся невербальные коммуникативные компоненты, например, различные иллюстрации массовых печатных изданий. Известность получили уже более 30 фактов, когда те или иные рисунки в газетах трактовались представителями общественности как оскорбительные или разжигающие национальную и религиозную вражду. Часто декларируемые протесты носят субъективный характер, не отражающий сущность публикуемого изображения, и возникающие конфликты разрешаются внесудебными методами, но в некоторых случаях состоялись и судебные разбирательства (в том числе, по поводу публикаций карикатур в местных печатных изданиях Самары, Удмуртии, Приморья, Волгограда). Ситуацию обострил также и получивший мировую известность скандал с датскими карикатурами, публикация которых вызвала бурную волну протестов со стороны мусульманского сообщества. Эта история нашла свое, надо признать, своеобразное продолжение и в России. Редактор одной местной вологодской газеты, перепечатавшей датские рисунки в виде коллажа, иллюстрирующего статью «Карикатурная война: мнения», по решению суда была признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ст. 282 ч. 2 УК РФ.
Судебная практика показывает, что число исков к газетам по поводу использования разного рода иллюстраций в дальнейшем будет только нарастать. При этом их правовые оценки и экспертный анализ, на который суд иногда (но не всегда) опирается, в разных случаях выглядят совершенно противоречивыми по отношению к аргументации принятого решения. Отличительной же чертой анализа многих невербальных компонентов масс-медийных текстов, ставших предметом юридических споров и конфликтов, является то, что в большинстве случаев их интерпретация производится в отрыве от вербальной составляющей, сопровождающих их публикаций. («Вологодское дело» - исключение, однако там статья, которую спорный коллаж иллюстрировал, была признана лишь «прикрытием для публикации рисунков».) Между тем, в современной науке именно целостный подход к содержанию и средствам коммуникации является преобладающим. Например, в языкознании складывается даже отдельное направление исследований, посвященное изучению своеобразия вербально-невербальных текстов, особенностей функционирования в них слова, сопряженного в едином графическом пространстве с изображением. Такой подход определяется,
37
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.
в первую очередь, поликодовостью связей, которые существуют между языком и познавательными процессами. В ряде случаев во взаимодействии со знаками иной природы вербальные знаки наиболее успешно реализуют свою коммуникативную функцию. Именно на этом принципе и базируется современная медиа-реальность, осуществляя комплексное воздействие с учетом разных модальностей. А медиа-тексты, фактура которых состоит их двух негомогенных частей (вербальной и невербальной), в лингвистике стали называть креолизованными. Существуют также и другие термины, но понятие «креолизованный текст» акцентирует именно текстуальный характер невербальных компонентов, отмечая их значимость и неотъемлемость.
Таким образом, научно-практическая проблема правовой оценки и качественного экспертного анализа смыслового содержания невербальных компонентов текстов печатных изданий является весьма актуальной. Несомненно, экспертиза иллюстративного материала масс-медиа должна носить комплексный характер, поскольку необходимы знания самых разных научных дисциплин -лингвистики, психологии, культурологии, религиоведения и искусствоведения. Однако требуется и специальная, обобщаяющая эти знания проработка самой предметной области, методологии и критериев такого экспертного анализа.
Традиция исследования восприятия и понимания крео-лизованных текстов позволяет кратко обозначить основные правила анализа неречевых компонентов масс-медийного дискурса. Любые иллюстрации обязательно нужно рассматривать в единстве с сопровождающими их вербальными сообщениями. Вырванные из ситуативного и социального контекста они могут иметь совсем другую смысловую интерпретацию. Необходимо помнить и об условности, многозначности изображенного на иллюстрациях, использованных в них художественных образов, ситуаций и событий. Нужно стремиться к непредвзятой оценке и избегать установочного похода. Первое впечатление, очевидный (например, с точки зрения оспаривающего изображение) смысл такого «сообщения» не всегда является верным и единственно возможным.
Изучение правоприменительной практики, когда невербальные компоненты креолизованных текстов становились предметом юридических споров, позволяет утверждать, что наметившаяся тенденция привлечения (на основе необоснованных интерпретаций и суждений) к уголовной ответственности их публикаторов должна быть пресечена. Чаще всего ненадлежащее использование иллюстративного материала является, по сути, неумелым или неудачным воплощением авторского замысла, либо, по крайней мере, это можно квалифицировать как нарушение профессиональных и морально-этических норм, которые регулируются не правом, а входят в сферу компетенции профессиональных и общественных объединений работников средств массовой информации.
Yandex.RTB R-A-252273-3- IV всероссийского съезда рпо
- Психологические аспекты невынашивания беременности в современных семьях
- Время как психологическая мера измерения количественно-качественных изменений человека
- Особенности работы социально-психологической службы гимназии личностно-ориентированного образования
- Ордерная технология изменения организационной культуры: принципы проектирования и применения
- Конфигурация медленного потенциала мозга, соответствующего реализации нового поведенческого акта
- О результатах апробации компьютерной модификации методики г. Уиткина «Стержень-Рамка»
- Современных мультфильмов на когнитивный компонент нравственного развития ребенка-дошкольника
- Изучение представления о супружеских конфликтах у сотрудников спецподразделений
- Различительная чувствительность в общем антропологическом пространстве
- Психоаналитический подход в понимании психологического потенциала семейных отношений
- Организационная культура как ресурс развития негосударственной образовательной организации
- Опросник «Мыслей и Поведения» для изучения нарушения пищевого поведения (нпп)
- Психологическое сопровождение детей
- С онкологическими заболеваниями
- И их семей на всех этапах
- Заболевания и лечения
- Саморегуляция учебной деятельности как условие эффективной учебы подростков коррекционных классов
- Карьерные стратегии мужчин и женщин - представителей технономических профессий
- Психологические особенности
- Копинг-поведения сотрудников
- Государственной противопожарной
- Социально-психологическая характеристика нарушений уставных правил взаимоотношений
- Концепция и направления медико-психологического сопровождения спасателей мчс России
- Сравнение влияния аффекта и фрустрации на субъектность обвиняемого
- Принципы и реализация психологического мониторинга образовательных систем
- Психологические аспекты воздействия художественной литературы на формирование личности
- Закон б.М. Теплова и экзистенциальные модели в спецгруппах
- Профессиональное самоопределение: представления о профессии и «образе профессионала»
- Проблема объединения локальной зрительной информации в когнитивные блоки
- Акмеологический аспект мыследеятельностного образования студентов гуманитарных специальностей
- Стадии развития лидера Развитие творческого и инициативного мышления в современных условиях
- Личностные детерминанты субъекта учебной деятельности в контексте первичной профессионализации
- О депривации потребностей ребенка, оставшегося без родительского (семейного) попечения
- Личностно-профессиональное развитие педагога в условиях модернизации российского образования
- Деформации личностно-смысловой сферы «Топ-менеджера» в зависимости от уровня персональной ответственности
- Влияние особенностей памяти и внимания на формирование установок иллюзий восприятия формы объектов
- Формирование конфликтной
- Компетентности педагогов школы как
- Важное направление психологического
- Обучения в образовании
- Уход в деноминацию как способ решения личностью своих проблем в условиях социальной неопределенности
- Исследование манипулятивных
- Воздействий руководителя на
- Социально-психологический
- Климат группы
- Мотивационные особенности менеджеров с различным стилем мышления
- Особенности стиля мышления
- У представителей различных
- Национальностей Юга России
- (На примере жителей г. Ростова-на-Дону)
- Соотношение технологичности и творчества в исследовательской деятельности учащихся
- Взаимосвязь духовной и психологической безопасности в современных угрозах мира
- Психологическое просвещение участников образовательного процесса: детей,учителей, родителей.
- Содержательные характеристики «я» и потенциал развития человека в профессии
- Соотношение механизмов психологической защиты и совладания у подростков
- Психологическое обеспечение
- Профессиональной безопасности
- Сотрудников правоохранительных
- Органов
- Проектная мыследеятельность субъектов
- Образования как механизм выращивания
- Новых культурно-образовательных
- Практик
- Психологические аспекты профессионально-педагогического образования
- Исследование индивидуальных различий асимметрии ритмических составляющих ээг у близнецов
- Двигательная активность в структуре
- Здоровой жизнедеятельности учащихся
- Как условие развития безопасности
- Личности
- Диагностика регуляторных основ как условия готовности к переходу из средней школы в старшую
- Динамические и статические
- Характеристики в структуре
- Представлений о себе и другом как
- Трудном партнере общения
- Особенности переживания внутриличностных конфликтов у женщин, зависимых от алкоголя
- Влияние степени тяжести
- Перинатального поражения цнс
- И сокращения срока внутриутробного
- Развития на формирование
- Особенности обучения учащихся
- Установлению взаимосвязей
- При изучении математики
- С позиций психологии
- Исследование образа
- Террористического акта
- У респондентов Москвы,
- Чеченской Республики и Забайкалья
- Подходы к исследованию
- Проблема письменной личности в идеологических конструктах XX века (на материале творчества н.К. Крупской)
- Преступного поведения в отношении представителей религиозных групп
- Практика работы психологов таможенных органов: состояние и пути развития
- Тендерные различия в уровне успеваемости немецких школьников в точных и гуманитарных науках
- Роль генетических и средовых факторов в формировании предрасположенности к депрессии у подростков
- Диалог как технология инициации смыслообразования в интерпретации м.М.Бахтина
- Детей и подростков
- С различными формами аутизма
- (С синдромом Asperger,
- Синдромом Kenner)
- Представления студентов
- Групповые динамические процессы семьи как малой группы на разных этапах ее жизненного цикла
- Проблема формирования
- Осознанной саморегуляции
- В аспекте готовности студентов педвуза
- К профессиональной деятельности
- Кросс-культурные и тендерные исследования лидерства в зарубежной и отечественной психологии
- Междисциплинарные
- Особенности включенности
- Социально-одаренных детей
- В совместную деятельность
- Учебной группы
- Особенности профессионального самосознания у госслужащих с высоким и низким адаптационным ресурсом
- Использование методов терапевтической
- Практики в построении образовательной
- Среды для человека с инвалидностью
- (Идеографический подход)
- Психологические аспекты управления
- Учреждением дополнительного
- Образования как субъектом
- Развивающего образования
- Психологические особенности молодых людей, отличающихся высокой целеустремленностью и связностью целей
- Структура доверия к другим
- (По результатам социологического
- Исследования педагогов
- Свердловской области)
- Психологические механизмы формирования внутреннего убеждения коллегии присяжных заседателей
- Принципы управления
- Межгрупповой адаптацией
- На кораблях Военно-морского
- Флота России
- Особенности образа я у юношей и девушек с соматическими заболеваниями
- Отношений и коммуникаций национальной сборной команды (спортивные единоборства)
- Сон: оптимизация системы регуляции ритма сердца с помощью сенсорных притоков
- Основание изучения развития представлений подростков и юношей о себе и о мире
- Организация работы по внедрению личностно ориентированной технологии в школе
- Психологические эффекты как важные ресурсы для просвещения участников образовательного процесса
- Развитие профессионального здоровья как задача психологической подготовки специалиста
- Опыт трансформации восточных оздоровительных традиций: пространство чая
- Курс «Психологические факторы межконфессиональной толерантности» в школах
- Стереотипное восприятие как фактор формирования интолерантного поведения
- Стиль коммуникативной активности и интегральная индивидуальность человека
- Психологические показатели и сон подростков с минимальными мозговыми дисфункциями
- Психологические аспекты профессионального становления следователя прокуратуры
- Особенности адаптации пожилых людей к новой социальной ситуаци в условиях взаимодействия с собаками
- Влияние индивидуальных особенностей родителей на профессиональный выбор старших школьников
- Функционально-регуляционная модель взаимосвязи интеллекта и мотивации достижения
- Мотивационно-личностные
- Детерминанты профессиональной
- Успешности командиров воинских
- Подразделений
- Психологический анализ врачебных ошибок стоматологов с позиции личностного подхода
- Особенности восприятия внешнего облика другого человека студентами педагогического колледжа
- Перспектив психологического мониторинга развития младших школьников в учебной деятельности
- Проявление феномена «апперцептивной слепоты» в исследовании мотивационной сферы педагогов
- Основные линии разработки проблем стиля деятельности в отечественной психологии
- Характеристики экзистенциальной исполнености личности и их связь с копинг-стратегиями
- Влияние структуры предметов труда
- На психологические свойства
- Коллективного субъекта труда
- (На примере энергетики)
- Представления и отношение школьников и студентов медицинского колледжа к здоровому образу жизни
- Особенности формирования мотивационной готовности сотрудников органов внутренних дел к службе
- Развитие эмоциональной сферы младших школьников в процессе изучения предмета «Психология»
- Психолого-экономические аспекты медиаплана рекламной деятельности турфирмы на Байкале
- Психофизиологические корреляты эмоциональной компетентности детей дошкольного возраста
- Актуальные направления
- Исследования условий оптимизации
- Психотерапевтического общения с
- Заикающимися
- Природа индивидуальных различий по экстраверсии и нейротизму
- Специфика психолого-педагогической деятельности практического психолога образования
- К проблеме социально-психологических детерминант жизненной удовлетворенности
- К верификации методов психосемантической диагностики познавательных конструктов личности
- 0 Профессионально-педагогическом самоутверждении личности
- Динамика профессионального самосознания психологов в процессе обучения
- Проблемы реализации
- Социо-ориентированной методологии
- Проектирования крупномасштабных
- Технических объектов
- Взаимосвязь профессионально важных качеств и многоуровневых процессов психической регуляции
- Психологические особенности процесса персонификации компьютера пользователями
- Результаты мониторинга социально-психологических и организационных проблем безопасности
- Личностное развитие в условиях ранней профессионализации:ресурсы и проблемы
- Полипарадигмальная модель профессионального самосознания педагогов доу
- Со страхами ребенка как фактор формирования копинг-стратегий у детей
- Музыка как фактор развития
- Коммуникабельности подростков,
- Воспитывающихся в условиях
- Интернатного типа
- Ценностно-мотивационные основы интеграции этнических мигрантов в российское общество
- Особенности технологии личностно-ориентированного обучения в образовательном пространстве вуза
- Психологическая структура готовности к риску руководителей высшего звена железноодорожного транспорта
- Психофизиологические детерминанты формирования криминального стереотипа поведения
- Толерантность как основа социальной безопасности в полиэтнических общностях
- К вопросу о связи личностной самоэффективности психолога и его профессионально важных качеств
- Взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной парадигм в исследовании эмоционального развития
- Эмоциональные компоненты процесса социализации российских и бурятских детей
- Состав и структура ассоциативного пространства «ценности - психические состояния»
- Проблемы психического здоровья учителя в современной образовательной среде и перспективы
- Когнитивные типы дисфункциональных убеждений: особенности проявления в информационном пространстве
- Профиль асимметрии как системный
- Фактор в ходе социализации
- И возможности его коррекции
- На примере старшеклассников
- Феномен предметной избирательности: пролегомены к психологической диагностике способностей
- К вопросу о роли и направлениях деятельности школы в экономической социализации старшеклассников
- Формирование произвольности
- Поведения дошкольников в контексте
- Социального взаимодействия малой
- Проблема сохранения психического здоровья человека в системе высшего образования
- Вовлечение элементов индивидуального опыта разного «возраста» в процессы принятия решения
- Психологическая реабилитация
- Нейрохирургических пациентов,
- Работа с измененными
- Состояниями сознания
- Личностная беспомощность и учебная активность у детей младшего школьного возраста
- Специфика социализации, образовательной среды и жизненных ориентиров подростков
- Исследование генезиса установок и их проявления в реальной жизнедеятельности
- Влияние эмоциональных характеристик личности на процесс группового творчества
- Роль внешних и внутренних условий (факторов) при инициации и реализации сенсомоторного действия
- Психодиагностика личности подростка - этап психологического сопровождения в образовательном учреждении
- Интенсивности ые характеристики профессиональных я-концепций мужчин и женщин
- Психофизиологические и
- Психологические характеристики
- Старшеклассников с различным уровнем
- Одарённости
- Особенности межполушарного
- Взаимодействия при решении творческой
- Задачи у одаренных с разным профилем
- Латеральной организации
- К родам с учетом некоторых социально-психологических особенностей беременных женщин
- Скорость обработки информации как опосредующее звено в связях
- И интеллектом
- Методологические аспекты изучения связей особенностей личности и свойств нервной системы
- Социально-психологические проблемы духовно-нравственного кризиса современной семьи
- Организационные аспекты медико-психологической помощи населению
- Система реализации межпредметной интеграции в образовательном процессе школы
- Пассионарность как фактор психологической готовности военнослужащих
- Соотношение имплицитных и эксплицитных этнических стереотипов у русских и немцев
- Особенности самореализации личности при развитии способности к целеполаганию
- Особенности корреляционных
- В консультативной деятельности психолога по проблемам школьного обучения
- Опыт психической травмы у девочек с агрессивно-насильственными правонарушениями
- Психолого-педагогическое
- Психосемантические особенности представлений об успешности студентов разных курсов
- Эмпатический профиль личности как основа психологической культуры психолога
- Индивидуальный ресурс
- Профессионального развития
- Как условие успешной
- Профессионализации
- Глобализация и организация процесса
- Адаптации работника
- К мультикультурной
- Производственной среде
- Соотнесение субъективных представлений (со) и объективного поведения (социально-психологических
- Проблема повышения квалификации
- Руководящих кадров в условиях
- Инновационного управления в
- Современном образовании
- Мотивационно-ценностная включенность
- Характеристики социальных представлений в период общественной трансформации
- Эволюция
- Отражение в параметрах событийно-связанных потенциалов актуализации мотивации достижения
- Экономическая социализация и проблемы смысла жизни у старших подростков
- Психолого-педагогические основы становления творческих способностей дошкольников
- Интерактивная техника «Форум - театр»
- Обучения в рамках общей психологической подготовки спасателей мчс России
- Препятствия внедрения
- Инновационных технологий
- Психологического сопровождения
- Образовательного процесса
- Признаки и функции конкуренции как социально-психологического феномена и основы рыночной экономики
- Социально-психологические особенности организационной культуры и имиджа милиции
- Субъективная оценка служебных
- И социально-бытовых затруднений
- Как фактор развития стресса жизни
- Офицеров вс рф
- Психологический аспект профессиональной деятельности преподавателя вуза