logo
psicho T1

Трудном партнере общения

Бреус Е.Д., Богач О. Е. (г. Ростов-на-Дону)

В данной работе рассматривалось влияние этнического (поляки-русские) и ролевого (руководители-подчиненные) статуса на представление о себе и другом как трудном партнере общения.

Представление о себе и другом кактрудном партнере общения у польских и русских руководителей и подчиненных изучалось с помощью методики «Социально-психологические характеристики субъекта общения», разработанной В.А. Лабунской. Анализ по­лученных данных позволил получить следующие результаты. Представление о другом как трудном партнере включает дина­мические (изменяющиеся под влиянием этноролевых факторов) и устойчивые (не зависящие от ролевого и этнического статуса) социально-психологическиехарактеристик общения. К устойчивым, затрудняющим общение характеристикам относятся следующие: частые прикосновения партнера (экспрессивно-речевая группа характеристик), неприязненное, властное, высокомерное отно­шение к людям (группа характеристик отношения-обращения). Перечисленные характеристики были названы всеми группами респондентов (польские руководители и подчиненные, русские руководители и подчиненные), поэтому они и были отнесены к устойчивым. К динамическим характеристикам, зависящим от эт­нического статуса (т. е. отмеченным в данном исследовании только русскими) относятся следующие характеристики: неумении партне­ра соотносить действия и поступки людей с их качествами личности, стремление партнера оценивать людей на основе представлений, сложившихся в его окружении (социально-перцептивная группа); безразличное и подозрительное отношение к другимлюдям (группа отношение-обращение). К динамическим, зависящим от ролевого статуса, относится такая характеристика, как неумение партнера (в данном случае подчиненного) аргументировать свои замечания и предложения (группа навыки взаимодействия). Эта характеристика была названа только руководителями в качестве затрудняющей их общение с подчиненными.

Представление о себе как трудном партнере включает так же, как и представление о другом как устойчивые (не зависящие от ро­левого и этнического статуса), так и динамические (изменяющиеся под влиянием этноролевых факторов) социально-психологические характеристик общения. К устойчивым характеристикам в пред­ставлении о себе относятся следующие: «мое неумение поставить себя «на место» другого человека» (социально-перцептивная группа характеристик); «мое подозрительное, неприязненное, властное, высокомерное отношение к другим людям» (группа отношение-обращение); «мое желание больше говорить, чем слушать», «моя привычка перебивать разговор», «мое стремление навязать свою точку зрения» (группа навыки взаимодействия). К динамическим характеристикам, зависящим от этнического статуса, были отнесены следующие: «длительные паузы в моей речи» (экспрессивно-речевая группа) - эта характеристика была отмечена только русскими; «мое стремление оценивать людей на основе представ­лений, сложившихся в моем окружении» (социально-перцептивная группа) - данная характеристика была отмечена только поляками.

119

Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.

К динамическим, зависящим от ролевого статуса, относится такая характеристика, как «мое стремление относить людей к определен­ному типу» (социально-перцептивная группа характеристик),так как она была отмечена только руководителями.

Кроме того, полученные данные позволили сравнить пред­ставления о другом и представления о себе как трудном партнере у каждой из групп респондентов, т. е. понять в какой степени субъект общения осознает себя или партнера источником затрудненного взаимодействия. В нашем исследовании только одна группа респон­дентов- подчиненные русские видят причину трудностей общения в своем партнере, в данном случае руководителе и большую часть ответственности за результатобщения возлагают на него. Польские подчиненные причины затрудненного общения ищут в себе и боль­шую ответственность за трудности возлагают на себя.

Руководители же обеих групп (и русской, и польской) в большей степени осознают себя источникомтрудностейвобщении, чем своих подчиненных. Полученные в ходе работы результаты позволили выявить некоторые тенденции, требующие дальнейшего изучения на большей выборке.

Особенности обратной связи в ситуациях затрудненного общения

БреусЕ.Д. (г. Ростов-на-Дону)

Основной задачей работы было изучить взаимосвязь видов обратной связи с социально-психологическими характеристика­ми личности (направленность в общении, стратегии поведения и уровень центрации-децентрации) в ситуации затрудненного общения.

Особенности этой взаимосвязи мы хотели изучить при спон­танной подаче обратной связи. Для этого мы использовали метод эксперимента. Эксперимент заключался в создании ролевой ситуа­ции затрудненного, конфликтного взаимодействия. С каждым ис­пытуемым разыгрывалась одна и та жеситуация, в которой ведущий (постоянный участник) занимал позицию обвинения и разрушал общение всеми доступными способами. На речевом уровне для этого использовались оценочно-атрибутивные и чисто оценочные суждения. На невербальном уровне использовались следующие средства общения: отсутствие контакта глаз; закрытая поза; громкая речь; интонации возмущения,обвинения, негодования; монологич­ность высказываний; увеличение дистанции (в наглядной ситуации) между партнерами.

Экспериментальная ситуация записывалась на видеокамеру. До и после экспериментальной ситуации каждый испытуемый заполнял специально разработанную анкету. Анкета содержала вопросы, направленные на выявление динамики чувств и отношений испы­туемого в ситуации затрудненного конфликтного взаимодействия к партнеру, и вопросы, выявляющие представление о чувствах, эмоциях и отношениях партнера по общению. Кроме того, в анкете содержались вопросы, позволяющие получить информацию о степени удовлетворенности и напряженности, возникших у ис­пытуемого в процессе разыгрываемой ситуации, а также вопросы,

позволяющие судить об отношениях партнеров в будущем. Такую же анкету заполнял и постоянный участник до и после каждого испытуемого.

В качестве эмпирического объекта исследования выступили три группы студентов (32 человека) в возрасте от 17 до 26 лет.

В работе мы следовали определению обратной связи В.Н. Ку-нициной: «Обратная связь- это вербальные и невербальные со­общения, которые человек намеренно или ненамеренно посылает в ответ на сообщения другого», которое полностью соответствовало интересам нашего исследования.

Все испытуемые были разделены на 3 группы в зависимости от вида обратной связи: позитивная, негативная и нейтральная. Вид обратной связи определялся по трем критериям: 1) соответствие речевого высказывания правилам подачи конструктивной или деструктивной обратной связи (вербальный уровень); 2) соот­ветствие неречевого поведения правилам подачи конструктивной или деструктивной обратной связи (невербальный уровень); 3) модальность чувств; степень удовлетворенности и напряжен­ности в процессе общения. Последний критерий рассматривался как наиболее значимый, т. к. именно по реакции партнера можно определить характер влияния обратной связи: настраивает она на общение или разрушает его.

Полученные три группы лице различной модальностью обрат­ной связи были соотнесены с различными видами направленности в общении, уровнями центрации-децентрации и стратегиями по­ведения, в рамках которых они использовались. Наиболее значимые различия выявились при сопоставлении типов модальности обрат­ной связи с направленностью в общении и стратегиями поведения в ситуациях затрудненного конфликтного взаимодействия.

Полученные данные говорят о том, что в детерминации негативной обратной связи участвует в основном авторитарная направленность (82%), либо смешанный вид: авторитарная с диалогической или манипулятивной направленностью (14%). У 4% реципиентов была выявлена диалогическая направленность личности, либо в чистом, либо всмешанном виде. Этот факт можно объяснить рассогласованием между наличием направленности на другого как на равного партнера, стремлением решать возникшие проблемы с помощью диалога и отсутствием для этих намерений инструментальной оснащенности.

Среди видов направленности в общении, которые обу­славливают подачу позитивной обратной связи, преобладают диалогическая, авторитарная и манипулятивная направленности. Диалогическая направленность настраивает на общение в силу своей природы. Манипулятивную направленность, как детерми­нанту позитивной обратной связи, можно объяснить высоким уровнем манипулятивного мастерства. Больший интерес, на наш взгляд, вызывает авторитарная направленность. В двух случаях она является дополнительной к диалогической, а в последнем -проявляется как самостоятельная. Позитивную обратную связь от реципиента с авторитарной направленностью можно объ­яснить желанием доминировать в данной ситуации, возможно чувством своего превосходства, что подтверждает анализ поз, жестов, интонаций.

При рассмотрении стратегий поведения, в которых прояв­ляется негативная обратная связь, можно выделить 2 основных стратегии: стратегия соперничества (59 %), стратегия избегания (24%) и стратегия компромисса в смешанном виде, либо со стратегией соперничества, либо избегания (17 %). Основные

120

А-Ж

виды речевых высказываний при реализации стратегии со­перничества это - упреки, возражения, обвинения, осуждения, порицания, поучения, указания, сарказм и т. п. Нейтральные по форме высказывания (например, предложения, убеждения, оправдания) предъявляются реципиентами изданной группы с интонациями претензии, агрессии, недовольства, превосходства и т. д. Все случаи использования стратегии избегания также детерминируют исключительно негативную реакцию партнера, желание прекратить общение. При реализации данной страте­гии используются, в основном, такие виды высказываний, как оправдания, извинения, объяснения своего поведения, а также упреки и претензии. Оправдания, извинения, объяснения своего поведения не оказывают положительного воздействия на про­цесс и результат общения в силу того, что произносятся они с интонациями равнодушия, отстраненности, с минимальным ис­пользованием контакта глаз, закрытыми или статичными позами. Еще одной стратегией, в рамках которой превалирует подача негативной обратной связи, является стратегия компромисса. В большинстве случаев компромисс встречается в сочетании со стратегиями соперничества и избегания, именно этим можно объяснить его отрицательное воздействие.

Рассмотрим стратегии поведения, в рамках которых реали­зуется позитивная обратная связь. Это стратегии сотрудничества, приспособления и компромисса. В рамках стратегии сотрудничества позитивная обратная связь формулируется и подается с позиций конструктивной обратной связи: высказывания предъявляются в безоценочной форме, формулируются в терминах чувств и от­ношений и даются по поводу происходящего «здесь и сейчас». В рамках стратегии приспособления, индивид стремится занимать позицию «под» и выражает готовность исправить свою ошибку любой ценой.

Таким образом, проведенный анализ, с одной стороны, по­зволяет говорить о существовании детерминации различных видов обратной связи определенным уровнем выраженности и сочетанием изучаемых социально-психологических характеристик. С другой стороны получены некоторые противоречивые данные, которые требуют дальнейшего изучения.

Хронопсихофизиологические особенности при нарушении сна у детей

Будкевич Р. О. (г. Ставрополь)

работа выполнена при поддержке РГНФ (грант 07-06-18014е))

В психофизиологии сна детей хронобиологические особенности изучены слабо, поскольку сами свойства носят полифакторный ха­рактер и за висят от генетических и социальных детерминант. Целью исследования было выявить хронопсихофизиологические особен­ности в зависимости от качества ночного сна у детей 4-7 лет.

Обследовано 70 детей. Использовали модифицированные анкеты для опроса родителей: качества сна, шкала сонливости (Epworth Sleepiness Scale), шкала качества гигиены сна и хронотипа по Хорну-Эстбергу (Губарева Л. И., 2000). Тревожность оценивали по

опроснику Лаврентьевой Г. П. и Титаренко Т. М. (1992). Сердечный ритм регистрировали утром (8-10 ч.) и вечером (17-19 ч.) с использованием прибора «ВНС-микро» (г. Иваново). Для оценки вегетативного гомеостаза использовали вторичные показатели вариационной пульсометрии. По результатам опросов по анкете качества сна были выделены две группы: I - дети без нарушений ночного сна; II - дети с явными признаками нарушений органи­зации сна.

У детей первой группы качество сна было высокое, что соответ­ствует норме. Согласно шкале «гигиены сна» основные правила сна в большинстве случаев соблюдались. Большинство детей относятся кхронотипу- «голуби». Оценка вегетативного гомеостаза показала отсутствие достоверных отличий между утренними и вечерними показателями.

Во второй группе четко выражены показатели нарушения сна ночью. Тревожность в сравнении с контролем достоверно выше. Хронотип детей данной группы был близок к вечернему. Согласно данным вариабельности сердечного ритма у детей в течение суток достоверно выражены показатели активации симпатической нервной системы и центрального аппарата управления ритмом. Суточная динамика указывает на явное преобладание симпати­ческой активации в утренние часы с выраженным напряжением регуляторных систем.

Таким образом, у детей с нарушениями ночного сна повышен уровень тревожности без проявления дневной сонливости и на­рушения правил сна. У детей данной группы проявляются особен­ности вечернего хронотипа и активации симпатической нервной системы с выраженным напряжением регуляторных систем в утренние часы.

Проблема реакции личности на болезнь

Будкова Н. В. (г. Москва)

Эмоциональную жизнь современного человека опреде­ляет частота и интенсивность эмоциональных нагрузок, этому способствует ряд современных условий. Диабет- это одно из заболеваний, которое несет в себе мощную стрессовую на­грузку. Эта исключительная тяжесть объясняется тем, что для большинства пациентов и их родственников слово «диабет» является прямым синонимом обреченности. Диабет- как и все другие тяжелые заболевания, у многих больных вызывают психологический хронический стресс. Их волнуют мысли о том, как будет проходить болезнь, и насколько она опасна для жизни. Сопутствующие психологическому стрессу отрицательные эмоции, отрешенность или депрессия могут усугубить течение болезни. Имеющиеся в мировой научной литературе сведения о влиянии психологического стресса на больных аутоиммунными заболева­ниями свидетельствуют, что не только течение заболевания, но и социально-психологическая реабилитация больного, возвращение его к активной полноценной жизни в семье и обществе, снижение риска осложнения заболевания, во многом зависит от отношения человека к болезни, его душевное состояние, воли, активной

121

Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.

позиции, направленной на борьбу с недугом. Проблема реакции личности на болезнь является одной из важных психологических проблем. От того, как больной относится к своему заболеванию, зависит общий успех лечения.

Неоспоримым является факт классификации диабета как психосоматического заболевания. Это относится к обоим его типам. Нейропсихологические данные показывают, что блокирование гиппокампа при стрессовом воздействии на организм, принимает участие в уменьшении эффективности са­моуправления. Ф. Александер видит причину психосоматических нарушений не в определенной констелляции личностных черт, предрасполагающей к соответствующему типу психологического и соматического реагирования, а в определенном внутреннем конфликте, ведущем к постоянному накоплению негативных переживаний. Характер интрапсихического конфликта при соматизации определяет не столько тип его символического выражения. Сколько определенный тип эмоциональных пере­живаний.

Для целей диагностики индивидуальных различий в управ­лении личностью своим поведение и психическими процессами целесообразно использовать батарею опросников, разрабо­танных в лаборатории профессора Ю. Куля, и модифициро­ванных профессором И. А. Васильевым с учениками. Помимо НАКЕМР-90 батарея включает опросники структуры мотивов, эмоциональных состояний, стилевых особенностей личности и самоуправления.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4