Психологические аспекты невынашивания беременности в современных семьях
АбабинаА.В. (г. Ухта)
На современном этапе развития общества остро встала демографическая проблема. Исследуя данный вопрос, психологи столкнулись не столько с нежеланием иметь детей по социальным или финансовым проблемам, сколько с трудностями по вынашиванию беременности, частыми выкидышами и различными другими патологиями беременности, которые ведут к угрозе выживания ребенка или к нарушению его здоровья. Перечисленные проблемы - это еще не полный список трудностей, с которыми сталкивается современная семья на пути рождения ребенка.
Следует отметить, что до настоящего времени частота невыясненных причин преждевременного прерывания беременности остается высокой. Именно поэтому вопросы выявления причин угрозы невынашивания беременности, психологических факторов риска и особенностей эмоционального состояния беременной женщины актуальны на данный момент.
Психологических исследований по данной теме на сегодняшний день недостаточно для решения таких вопросов, теоретическая база очень мала, поэтому необходимо расширять знания по данным проблемам для формирования нетолько теоретической базы, но и для последующей эффективной профилактической и коррекционной работы с беременными женщинами.
В связи с этим было проведено исследование в роддоме г. Ухты, в котором приняли участие 100 беременных женщин: 50 - с патологией беременности (с акушерским диагнозом фетоплаце-нарная недостаточность и угроза прерывания беременности) и 50 женщин - с нормальным протеканием беременности.
В результате анализа литературы была выдвинута следующая гипотеза: можно предположить, что у женщин с патологией беременности нарушено отношение к самой беременности (т. е. преобладает неадекватный тип гестационной доминанты беременности),
неустойчивое психоэмоциональное состояние, а также выражены внутрисемейные трудности.
Понятие «гестационная доминанта» наиболее удачно отражает особенности протекания физиологических и нервно-психических процессов в организме беременной женщины. Она обеспечивает направленность всех реакций организма на создание оптимальных условий для развития эмбриона, а затем и плода. Это происходит путем формирования под влиянием факторов внешней и внутренней среды стойкого очага возбуждения в центральной нервной системе, обладающего повышенной чувствительностью к раздражителям, имеющим отношение к беременности и способным оказать тормозящее влияние на другие нервные центры. Различаютфизиологический и психологический компоненты гестационной доминанты, которые, соответственно, определяются биологическими или психологи чески-ми изменениями, происходящими в организме женщины, направленными на вынашивание, рождение и выхаживание ребенка.
Психологический компонент гестационной доминанты (ПКГД) вызывает особый интерес перенатальных психологов и психотерапевтов. Он представляет собой совокупность механизмов психической саморегуляции, включающихся уженщины при возникновении беременности, направленных на сохранение гестации и создание условий для развития будущего ребенка, формирующих отношение женщины к своей беременности, ее поведенческие стереотипы.
В результате изучения анамнестических сведений, наблюдений за беременными женщинами и бесед с ними И. В.Добряковымбыло выделено пять типов ПКГД: оптимальный, гипогестогнозический, эйфорический, тревожный и депрессивный.
Оптимальный тип ПКГД отмечается уженщин, ответственно, но без излишней тревоги относящихся к своей беременности. В этих случаях, как правило, супружеский холон зрелый, отношения в семье гармоничны, беременность желанна обоими супругами. Женщина, удостоверившись, что беременна, продолжает вести активный образ жизни, но своевременно встает на учет в женскую консультацию, выполняет рекомендации врачей, следит за своим здоровьем, с удовольствием и успешно занимается на курсах дородовой подготовки. Оптимальный тип ПКГД соответствует адекватному стилю переживания беременности (СПБ).
А-Ж
Гипогестогнозический тип ПКГД нередко встречается уженщин, не закончивших учебу, увлеченных работой. Среди них встречаются как юные студентки,так и женщины, которым скоро исполнится или уже исполнилось 30 лет. Первые не желают брать академический отпуск, продолжают сдавать экзамены, посещать дискотеки, заниматься спортом, ходить в походы. Беременность у них часто незапланированная и застает врасплох. Женщины второй подгруппы, как правило, уже имеют профессию, увлечены работой, нередко занимают руководящие посты. Они планируют беременность, так как справедливо опасаются, что с возрастом риск возникновения осложнений повышается. С другой стороны, эти женщины не склонны менять жизненный стереотип, у них не хватает времени встать на учет, посещать врачей, выполнять их назначения. Женщины с гипогестогнозическим типом ПКГД нередко скептически относятся к курсам дородовой подготовки. После родов среди этой группы женщин часто отмечается гипогалактия. Уход за детьми, как правило, передоверяется другим лицам (бабушкам, няням), так как сами матери очень заняты. При гипогестогнозическом типе ПКГД чаще всего встречается амбивалентный, а также игнорирующий стили переживания беременности.
Эйфорический тип ПКГД отмечается у женщин с истерическими чертами личности, а также у длительно лечившихся от бесплодия. Нередко беременность становится средством манипулирования, способом изменения отношений с мужем, достижения меркантильных целей. При этом декларируется чрезмерная любовь к будущему ребенку, трудности преувеличиваются. Женщины претенциозны, требуют от окружающих повышенного внимания, выполнения любых прихотей. Врачи, курсы дородовой подготовки посещаются, но далеко не ко всем советам пациентки прислушиваются и не все рекомендации выполняют или делают это формально. Эйфорическому типу ПКГД соответствует одноименный СПБ.
Тревожный тип ПКГД характеризуется высокимуровнемтрево-ги у беременных, что влияет на ее соматическое состояние. Тревога может быть вполне оправданной и понятной (наличие острых или хронических заболеваний, дисгармоничные отношения в семье, неудовлетворительные материально-бытовые условия и т. п.). В некоторых случаях беременная женщина либо переоценивает имеющиеся проблемы, либо не может объяснить, с чем связана тревога, которую она постоянно испытывает. Нередко тревога сопровождается ипохондричностью.
Депрессивный тип ПКГД проявляется, прежде всего, резко сниженным фоном настроения у беременных. Женщина, мечтавшая о ребенке, может начать утверждать, что теперь не хочет его, не верит в свою способность выносить и родить здоровое дитя, боится умереть в родах. Часто возникают дисморфоманические идеи. Женщины считают, что беременность «изуродовала их», боятся быть покинутыми мужем, часто плачут.
Объектом исследования являются беременные женщины в возрасте от 18 до 35 лет.
Предмет исследования- психоэмоциональное состояние беременной женщины и внутрисемейные отношения.
Цель работы: выявить психологические особенности беременных женщин, которые оказывают патологическое влияние на протекание беременности.
Задачи: обследовать беременных женщин с патологией беременности и с нормальным течением беременности; определить у этих женщин преобладающий тип ПКГД, уровень тревоги, реакцию
на шевеления ребенка, также особенности внутрисемейных отношений; сравнить данные группы женщин без патологии и с патологией; проанализировать полученные результаты; сделать выводы о психологических особенностях женщин с патологией беременности.
Для достижения поставленных целей использовались следующие методики: Опросник «Самооценка тревожности» Ч.Д. Спилбергера-Ю.Л. Ханина; Опросник по определению типа психологического компонента гестационной доминанты (И.В. Добряков); интервью по шевелению (ГГ. Филиппова); Рисуночный тест «Моя семья» (А.Л. Венгер).
В результате проведено исследования, были получены следующие результаты: у 90% женщин с патологией беременности отмечается высокий уровень личностной тревожности, у 80 % средний уровень ситуативной тревожности. У женщин с нормальным протеканием беременности 70%- низкий уровень личностной тревожности и 30 % средний; по ситуативной тревожности 92 % -низкий уровень, а 8 % средний.
Тип гестационной доминанты: в группе женщин с патологией беременности 47% с преобладанием неоптимального типа ПКГД, 53 % - без преобладания ПКГД (смешанные формы). Оптимального типа ПКГД не выявлено. В группе женщин с нормальным течением беременности 74%- с преобладанием оптимального типа ПКГД, 16 % - без преобладания (смешанные формы).
Реакция на шевеления: в группе с патологией беременности только 43 % исследуемых положительно относятся к шевелениям ребенка, 18 % - четко дифференцируют их, у 50 % отмечаются болевые ощущения. В группе с нормальным течением беременности 100 % исследуемых положительно относятся к шевелению ребенка, 74%- четко дифференцируют, а болевые ощущения отмечаются только у5% исследуемых.
По внутрисемейным отношениям: в группе с патологией беременности у 60 % женщин отмечается недостаточность семейных контактов, у 30 % нарушение эмоциональных контактов и только у 10 % - благоприятная семейная обстановка. В группе с нормальным течением беременности: у 78 % - благоприятная семейная обстановка, у 12 % недостаточность семейных контактов.
Таким образом, можно утверждать, что гипотеза исследования подтверждена. Психологическими аспектами невышивания беременности или угрозы прерывания зачастую являются психоэмоциональная неустойчивость будущей матери: высокий уровень ситуативной и личностной тревожности, неадекватный или смешанный тип ПКГД, а также нарушение внутрисемейных взаимоотношений.
Поэтому основными задачами психологов, которые работают с беременными женщинами, являются:
обеспечить снижение уровня тревожности. Для этого проводить планомерную и последовательную просветительнуюработу: рассказывать об особенностях процесса беременностии требованиях, которые необходимо выполнять;
способствовать формированию у женщин оптимального типагестационной доминанты;
проводить семейную терапию для оптимизации внутрисемейных взаимоотношений, готовить супругов к изменениям ихстатуса в семье;
налаживать взаимоотношения между матерью и ребенком ещедо рождения, обучая взаимодействию во время шевеленияребенка, постоянному общению с ребенком.
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.
Возможные риски, возникающие
в процессе модернизации системы высшего образования
Абакумова И. В., Ермаков П. Н. (г. Ростов-на-Дону)
Программа модернизации образования ставит перед вузами задачу формирования у студентам новой системы универсальных знаний,умений и навыков,а такжеопыта самостоятельной деятельности и личной ответственности. Образовательный процесс наконец-то начинает переориентироваться на то, что источник многообразных человеческих проблем следует искать в характере обучения и воспитания подрастающего поколения. Многие острые и больные проблемы жизни современной молодежи, та кие как инфантильность и социальная деза да птм рова н н ость, социальная безответственность и агрессивность, наркомания и преступность, во многом определяется отсутствием психологической культуры, порождающей стрессы, болезненные состояния, личностные кризисы в жизни и деятельности как отдельных людей, так и общества в целом. Особое значение данная проблема приобретает в условиях усиления межэтнической, межнациональной и международной напряженности, роста враждебности, угрозы терроризма. «Российское подрастающее поколение в лице своих адаптированных, индивидуалистически и модернизировано ориентированных представителей больше всех выиграло от происшедших изменений, но в лицетрадиционно ориентированных представителей больше всех проиграло- проиграло именно свою всестороннюю (духовную, политическую, социальную, экономическую) идентификацию с традиционным российским социумом».
Проблема безопасности человека стала в современном мире чрезвычайно актуальной. Именно она становится доминирующей в период кризисных социальных изменений и разрушения привычных стереотипов - «идеалов, объединяющих людей». Цели по социальному обслуживанию общества объединяют всех участников, как государственной системы,так и негосударственных общественных структур, общественной системы безопасности. Это связано и с обеспечением условий для нормальной жизни людей, удовлетворением их потребностей в безопасности, т. е. с надежной защитой от всего того, что ставит под удар их жизнь и здоровье, материальную обеспеченность, уверенность в своем будущем. Очевидная невозможность оградить человека от всех опасностей порожденных прогрессом, привела к необходимости переосмыслить понимание сущности безопасности - психологической и педагогической. Возникла реальная необходимость в научной трактовке самого понятия «безопасность» как составной части психолого-педагогического тезауруса.
Механизм раскрытия потенциала психологической безопасности личности описан как изменение структуры альтернатив, достаточно подробно рассматриваемый Ф. Е. Василюком в контексте анализа проблемы выбора. Собственно выбор личности (то, что имеет смысловое предпочтение и обеспечивает «психологический комфорт», «психологическую безопасность личности») характеризуется следующими чертами:
выбор возможен лишь во внутренне сложном мире;
альтернативы, между которыми совершается выбор, - неоперации, не способы действия, ведущие к одной цели, аразные жизненные отношения, «отдельные деятельности» (втерминологии А.Н. Леонтьева);
выбор является активным действием субъекта, а не пассивнойреакцией;
основанием выбора не может являться сила побуждения кактаковая.
В свете важности данной проблематики становится очевидным, что проблема безопасности должна стать одной из приоритетных в целях современного образования. Очевидно, что «такая цель, включающая формирование, развитие как элементов опыта, так и устойчивых личностных образований, требует для своей реализации не только средств традиционного учебного процесса, но и всего нравственного, личностно-развивающего потенциала образования».
Образовательный процесс как пространство взаимодействия
толерантных и личностно-смысловых отношений
Абакумова И. В., Ермаков П. Н. Фоменко В.Т. (г. Ростов-на-Дону)
Данный подход к проблеме предполагает сблизить две глобальные идеи современной психологии, пересечь их в общей точке- идеи толерантности и идеи личностного смысла. Предпосылкой их сближения и слияния служит реальная связь толерантных и личностно-смысловых отношений, проявляющаяся в конкретных жизненных ситуациях и нуждающаяся в научном объяснении. Взгляд на толерантность с позиций личностного смысла, как и про-чтениеличностного смысла языкомтолерантности, - путь, ведущий к взаимообогащению рассматриваемых категорий.
Полем взаимодействия толерантности и личностно-смысловых отношений избран образовательный процесс. Психологическая и социальная задача формирования толерантности через систему смысловых образований личности, переносится в педагогический план и звучит многозначительно- как воспитание толерантного сознания в процессе обучения. По существу это мировоззренческая проблема, которую предстоит решать обществу и педагогам.
Образовании рассматривается как фактор развития у учащихся толерантных возможностей на смысловой основе поскольку образовательный процесс и является своеобразной моделью культуры как совокупности, множества базовых ценностей, одной из который является толерантность. Базовые же ценности представляют собой не что иное, как «откристаллизованные» смыслы человеческого бытия в знаковом, текстовом, символическом состоянии, с одной стороны, и «раскристаллизованные» смыслы в их жизненных, реальных, ментальных проявлениях, с другой. Образовательный процесс выступает как смысловая реальность, как поле непрерывного «замыкания» и «размыкания» связей субъектного опыта учащихся и объективных ценностей культуры, как источник, питающий личностно-смысловые структуры сознания. Явленные в ходе обучения и воспитания учащимся смыслы - это «ячейки» сознания, в совокупности образующие матрицу их жизненных ориентации. Толерантность как качество личности и феномен общественного бытия принадлежит к числу высших, базовых цен-
20
А-Ж
ностей культуры. Она входит в состав «смысловых единиц жизни» и фактомсвоей значимости предписываетсозданиетакихмоделей образовательного процесса, которые бы исходили из жизненной практики толерантной культуры и основывались на субъектном опыте толерантных отношений участников процесса.
Воспитание толерантного сознания на личностно-смысловой основе может эффективно осуществляться в модели поликультурного образовательного пространства. Одно из таких «пространств», например, получившее распространение в многонациональной России, предполагает множественность этнических культур, а значит, палитру и взаимодействие личностных смыслов, их несовпадение и взаимоисключение или, напротив, их взаимное сближение. Рассматриваемый вариант поликультурного образовательного пространства, составляющим которого являются диалог, механизмы взаимной адаптации, интерактивные методы общения, проблемные технологии обучения, ситуации выбора реализует различные, и несомненно, толерантные задачи. Более того, имеются основания считать, что поликультурное образовательное пространство, в обстоятельствах разнообразия культур, по сравнению с другими образовательными моделями, обладает большим потенциалом развития толерантного сознания учащихся.
Актуальные вопросы психологического здоровья педагога
АбдалинаЛ.В., Сысоева С.А. (г. Воронеж)
Укрепление психологического здоровья, обеспечение полноценного образования, гармоничного формирования и развития подрастающего поколения являются важнейшими задачами любого цивилизованного общества.
Для понимания сущности психологического здоровья важно познакомиться с различными подходами к изучению здоровья человека, частью которого является и психологическое.
В рамках комплексного подхода здоровье рассматривается как многомерный феномен, сложный и неоднородный по своему составу, сочетающий в себе качественно различные компоненты и отражающий фундаментальные аспекты человеческого существования - культурные, социальные, психологические, физические, экономические, духовные. Здоровье- это сложный продукт, результат влияния генетической предрасположенности, среды и особенностей индивидуального развития.
Социально-ориентированный подход акцентирует внимание на влиянии цивилизации или наиболее общих форм социального бытия на здоровье и полноценное развитие отдельного индивида, рассматривает здоровье в контексте различающихся культурно-исторических условий, в рамках определенных национальных групп (3. Фрейд, Э. Фромм, К. Хорни и др.).
В свете аксиологического подхода здоровье выступает как универсальная человеческая ценность, соотносится с основными ценностными ориентациями личности и занимает определенное положение в ценностной иерархии. Доминирование тех или иных
ценностей, также как и их переоценка рассматриваются в качестве факторов, определяющих здоровье индивида (А. Маслоу).
Представления гуманистической психологии о психическом и психологическом здоровье, как правило, рассматриваются в контексте психологической помощи, недирективной, немедицинской психотерапии и индивидуального психологического консультирования (А. Маслоу, К. Роджерс).
В частности, А. Маслоу, изучая человеческую природу, констатировал, что «здоровые в психологическом смысле» - это люди с высокой степенью самоактуализации. Психологи, практикующие в рамках гуманистической психологии, активно используют в данном контексте понятие «психологическое здоровье», проявляющееся в человечности, гармоничности, уверенности в себе, самообладании, креативности, толерантности.
Психологи (В. В. Колпаченков и др.) в качестве критериев психологического здоровья выделяют следующие:
осознанность и осмысленность человеком самого себя, своейжизни в мире;
полноту «включенности», переживания и проживания настоящего;
способность к совершению наилучших выборов в конкретнойситуации и в жизни в целом;
чувство свободы, жизни «в соответствии с самим собой» как состояния осознавания и следования своим главным интересами наилучшему выбору в ситуации;
ощущение собственной дееспособности «Я могу»;
социальный интерес или социальное чувство, т. е. заинтересованный учет интересов, мнений, потребностей и чувств другихлюдей;
состояние устойчивости, стабильности, определенности вжизни и оптимистический, жизнерадостный настрой какинтегральное следствие всех перечисленных выше качеств исвойств психологически здоровой личности.
Выше приведенный обзор взглядов и мнений различных специалистов позволяет нам сформулировать общее, рабочее определение понятия «психологическое здоровье».
Психологическое здоровье- динамичное состояние внутреннего благополучия (согласованности) всех структур личности, которое составляет ее сущность и позволяет актуализировать свои индивидуальные, возрастные и психологические возможности на любом этапе развития. Такое внутреннее благополучие задается, обеспечивается позитивным отношением и любовью к себе самому и окружающим; проявляется в интересе, стремлении, способности к жизнедеятельности (учебе, общению, труду), в готовности быть искренним, конгруэнтным, толерантным.
Нами были выделены следующие компоненты психологического здоровья человека - ценностный, когнитивный, технологический, регулятивный. Психологическое здоровье педагога может быть обеспечено лишь высоким уровнем сформированное™ этих компонентов. Эмоциональная устойчивость как способность педагога конструктивно управлять своим эмоциональным настроением, как адаптированность к жизни проявилась лишь у 25%. Низкие показатели эмоциональной устойчивости отмечены у 25 % и средние у 50% педагогов.
В нашем исследовании, например, коммуникативная толерантность педагога проявилась в следующих показателях: низкий и высокий уровень составили по 14%, средний - 72%. Оценка педагогами собственного психологического здоровья с помощью
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.
методики «Душевное равновесие» (С. Степанов) показала, что лишь 8 % педагогов считают себя уравновешенными, в хорошем душевном и физическом состоянии, в гармонии с собой и окружением.
Показательно, что около 52% педагогов отличаются завышенной в той или иной степени самооценкой, что затрудняет ими адекватное восприятие собственных ограничений, негативных качеств, свойств, препятствующих сохранению психологического здоровья.
Предварительные результаты исследования еще раз подтверждают актуальность проблемы. Дальнейший научно-практический поиск будет направлен на выявление факторов и условий психологического здоровья, а также на разработку концептуальной модели тренинга повышения профессиональных компетенций педагога в области психологического здоровья.
согласуется с синергетической парадигмой современной науки. «Выбитый из орбиты мир» (М. К. Мамардашвили) провоцирует состояние растерянности в социальном времени, что способствует кризису ценностно-временных ориентации человека. Изучение этих проблем имеет практическую направленность, позволяет выстраивать психологическую работу с кризисными личностями, выбирать копинг-стратегии в зависимости от степени временной дезадаптации. Кроме этого данный подход с позиций теории границ дает креативный толчок созданию целостной концепции переживания времени, в которой собственно психические индивидные, личностныеи социально-контекстуальныеаспекты проблемы могли бы быть интегрированы на общеметодологической основе.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- IV всероссийского съезда рпо
- Психологические аспекты невынашивания беременности в современных семьях
- Время как психологическая мера измерения количественно-качественных изменений человека
- Особенности работы социально-психологической службы гимназии личностно-ориентированного образования
- Ордерная технология изменения организационной культуры: принципы проектирования и применения
- Конфигурация медленного потенциала мозга, соответствующего реализации нового поведенческого акта
- О результатах апробации компьютерной модификации методики г. Уиткина «Стержень-Рамка»
- Современных мультфильмов на когнитивный компонент нравственного развития ребенка-дошкольника
- Изучение представления о супружеских конфликтах у сотрудников спецподразделений
- Различительная чувствительность в общем антропологическом пространстве
- Психоаналитический подход в понимании психологического потенциала семейных отношений
- Организационная культура как ресурс развития негосударственной образовательной организации
- Опросник «Мыслей и Поведения» для изучения нарушения пищевого поведения (нпп)
- Психологическое сопровождение детей
- С онкологическими заболеваниями
- И их семей на всех этапах
- Заболевания и лечения
- Саморегуляция учебной деятельности как условие эффективной учебы подростков коррекционных классов
- Карьерные стратегии мужчин и женщин - представителей технономических профессий
- Психологические особенности
- Копинг-поведения сотрудников
- Государственной противопожарной
- Социально-психологическая характеристика нарушений уставных правил взаимоотношений
- Концепция и направления медико-психологического сопровождения спасателей мчс России
- Сравнение влияния аффекта и фрустрации на субъектность обвиняемого
- Принципы и реализация психологического мониторинга образовательных систем
- Психологические аспекты воздействия художественной литературы на формирование личности
- Закон б.М. Теплова и экзистенциальные модели в спецгруппах
- Профессиональное самоопределение: представления о профессии и «образе профессионала»
- Проблема объединения локальной зрительной информации в когнитивные блоки
- Акмеологический аспект мыследеятельностного образования студентов гуманитарных специальностей
- Стадии развития лидера Развитие творческого и инициативного мышления в современных условиях
- Личностные детерминанты субъекта учебной деятельности в контексте первичной профессионализации
- О депривации потребностей ребенка, оставшегося без родительского (семейного) попечения
- Личностно-профессиональное развитие педагога в условиях модернизации российского образования
- Деформации личностно-смысловой сферы «Топ-менеджера» в зависимости от уровня персональной ответственности
- Влияние особенностей памяти и внимания на формирование установок иллюзий восприятия формы объектов
- Формирование конфликтной
- Компетентности педагогов школы как
- Важное направление психологического
- Обучения в образовании
- Уход в деноминацию как способ решения личностью своих проблем в условиях социальной неопределенности
- Исследование манипулятивных
- Воздействий руководителя на
- Социально-психологический
- Климат группы
- Мотивационные особенности менеджеров с различным стилем мышления
- Особенности стиля мышления
- У представителей различных
- Национальностей Юга России
- (На примере жителей г. Ростова-на-Дону)
- Соотношение технологичности и творчества в исследовательской деятельности учащихся
- Взаимосвязь духовной и психологической безопасности в современных угрозах мира
- Психологическое просвещение участников образовательного процесса: детей,учителей, родителей.
- Содержательные характеристики «я» и потенциал развития человека в профессии
- Соотношение механизмов психологической защиты и совладания у подростков
- Психологическое обеспечение
- Профессиональной безопасности
- Сотрудников правоохранительных
- Органов
- Проектная мыследеятельность субъектов
- Образования как механизм выращивания
- Новых культурно-образовательных
- Практик
- Психологические аспекты профессионально-педагогического образования
- Исследование индивидуальных различий асимметрии ритмических составляющих ээг у близнецов
- Двигательная активность в структуре
- Здоровой жизнедеятельности учащихся
- Как условие развития безопасности
- Личности
- Диагностика регуляторных основ как условия готовности к переходу из средней школы в старшую
- Динамические и статические
- Характеристики в структуре
- Представлений о себе и другом как
- Трудном партнере общения
- Особенности переживания внутриличностных конфликтов у женщин, зависимых от алкоголя
- Влияние степени тяжести
- Перинатального поражения цнс
- И сокращения срока внутриутробного
- Развития на формирование
- Особенности обучения учащихся
- Установлению взаимосвязей
- При изучении математики
- С позиций психологии
- Исследование образа
- Террористического акта
- У респондентов Москвы,
- Чеченской Республики и Забайкалья
- Подходы к исследованию
- Проблема письменной личности в идеологических конструктах XX века (на материале творчества н.К. Крупской)
- Преступного поведения в отношении представителей религиозных групп
- Практика работы психологов таможенных органов: состояние и пути развития
- Тендерные различия в уровне успеваемости немецких школьников в точных и гуманитарных науках
- Роль генетических и средовых факторов в формировании предрасположенности к депрессии у подростков
- Диалог как технология инициации смыслообразования в интерпретации м.М.Бахтина
- Детей и подростков
- С различными формами аутизма
- (С синдромом Asperger,
- Синдромом Kenner)
- Представления студентов
- Групповые динамические процессы семьи как малой группы на разных этапах ее жизненного цикла
- Проблема формирования
- Осознанной саморегуляции
- В аспекте готовности студентов педвуза
- К профессиональной деятельности
- Кросс-культурные и тендерные исследования лидерства в зарубежной и отечественной психологии
- Междисциплинарные
- Особенности включенности
- Социально-одаренных детей
- В совместную деятельность
- Учебной группы
- Особенности профессионального самосознания у госслужащих с высоким и низким адаптационным ресурсом
- Использование методов терапевтической
- Практики в построении образовательной
- Среды для человека с инвалидностью
- (Идеографический подход)
- Психологические аспекты управления
- Учреждением дополнительного
- Образования как субъектом
- Развивающего образования
- Психологические особенности молодых людей, отличающихся высокой целеустремленностью и связностью целей
- Структура доверия к другим
- (По результатам социологического
- Исследования педагогов
- Свердловской области)
- Психологические механизмы формирования внутреннего убеждения коллегии присяжных заседателей
- Принципы управления
- Межгрупповой адаптацией
- На кораблях Военно-морского
- Флота России
- Особенности образа я у юношей и девушек с соматическими заболеваниями
- Отношений и коммуникаций национальной сборной команды (спортивные единоборства)
- Сон: оптимизация системы регуляции ритма сердца с помощью сенсорных притоков
- Основание изучения развития представлений подростков и юношей о себе и о мире
- Организация работы по внедрению личностно ориентированной технологии в школе
- Психологические эффекты как важные ресурсы для просвещения участников образовательного процесса
- Развитие профессионального здоровья как задача психологической подготовки специалиста
- Опыт трансформации восточных оздоровительных традиций: пространство чая
- Курс «Психологические факторы межконфессиональной толерантности» в школах
- Стереотипное восприятие как фактор формирования интолерантного поведения
- Стиль коммуникативной активности и интегральная индивидуальность человека
- Психологические показатели и сон подростков с минимальными мозговыми дисфункциями
- Психологические аспекты профессионального становления следователя прокуратуры
- Особенности адаптации пожилых людей к новой социальной ситуаци в условиях взаимодействия с собаками
- Влияние индивидуальных особенностей родителей на профессиональный выбор старших школьников
- Функционально-регуляционная модель взаимосвязи интеллекта и мотивации достижения
- Мотивационно-личностные
- Детерминанты профессиональной
- Успешности командиров воинских
- Подразделений
- Психологический анализ врачебных ошибок стоматологов с позиции личностного подхода
- Особенности восприятия внешнего облика другого человека студентами педагогического колледжа
- Перспектив психологического мониторинга развития младших школьников в учебной деятельности
- Проявление феномена «апперцептивной слепоты» в исследовании мотивационной сферы педагогов
- Основные линии разработки проблем стиля деятельности в отечественной психологии
- Характеристики экзистенциальной исполнености личности и их связь с копинг-стратегиями
- Влияние структуры предметов труда
- На психологические свойства
- Коллективного субъекта труда
- (На примере энергетики)
- Представления и отношение школьников и студентов медицинского колледжа к здоровому образу жизни
- Особенности формирования мотивационной готовности сотрудников органов внутренних дел к службе
- Развитие эмоциональной сферы младших школьников в процессе изучения предмета «Психология»
- Психолого-экономические аспекты медиаплана рекламной деятельности турфирмы на Байкале
- Психофизиологические корреляты эмоциональной компетентности детей дошкольного возраста
- Актуальные направления
- Исследования условий оптимизации
- Психотерапевтического общения с
- Заикающимися
- Природа индивидуальных различий по экстраверсии и нейротизму
- Специфика психолого-педагогической деятельности практического психолога образования
- К проблеме социально-психологических детерминант жизненной удовлетворенности
- К верификации методов психосемантической диагностики познавательных конструктов личности
- 0 Профессионально-педагогическом самоутверждении личности
- Динамика профессионального самосознания психологов в процессе обучения
- Проблемы реализации
- Социо-ориентированной методологии
- Проектирования крупномасштабных
- Технических объектов
- Взаимосвязь профессионально важных качеств и многоуровневых процессов психической регуляции
- Психологические особенности процесса персонификации компьютера пользователями
- Результаты мониторинга социально-психологических и организационных проблем безопасности
- Личностное развитие в условиях ранней профессионализации:ресурсы и проблемы
- Полипарадигмальная модель профессионального самосознания педагогов доу
- Со страхами ребенка как фактор формирования копинг-стратегий у детей
- Музыка как фактор развития
- Коммуникабельности подростков,
- Воспитывающихся в условиях
- Интернатного типа
- Ценностно-мотивационные основы интеграции этнических мигрантов в российское общество
- Особенности технологии личностно-ориентированного обучения в образовательном пространстве вуза
- Психологическая структура готовности к риску руководителей высшего звена железноодорожного транспорта
- Психофизиологические детерминанты формирования криминального стереотипа поведения
- Толерантность как основа социальной безопасности в полиэтнических общностях
- К вопросу о связи личностной самоэффективности психолога и его профессионально важных качеств
- Взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной парадигм в исследовании эмоционального развития
- Эмоциональные компоненты процесса социализации российских и бурятских детей
- Состав и структура ассоциативного пространства «ценности - психические состояния»
- Проблемы психического здоровья учителя в современной образовательной среде и перспективы
- Когнитивные типы дисфункциональных убеждений: особенности проявления в информационном пространстве
- Профиль асимметрии как системный
- Фактор в ходе социализации
- И возможности его коррекции
- На примере старшеклассников
- Феномен предметной избирательности: пролегомены к психологической диагностике способностей
- К вопросу о роли и направлениях деятельности школы в экономической социализации старшеклассников
- Формирование произвольности
- Поведения дошкольников в контексте
- Социального взаимодействия малой
- Проблема сохранения психического здоровья человека в системе высшего образования
- Вовлечение элементов индивидуального опыта разного «возраста» в процессы принятия решения
- Психологическая реабилитация
- Нейрохирургических пациентов,
- Работа с измененными
- Состояниями сознания
- Личностная беспомощность и учебная активность у детей младшего школьного возраста
- Специфика социализации, образовательной среды и жизненных ориентиров подростков
- Исследование генезиса установок и их проявления в реальной жизнедеятельности
- Влияние эмоциональных характеристик личности на процесс группового творчества
- Роль внешних и внутренних условий (факторов) при инициации и реализации сенсомоторного действия
- Психодиагностика личности подростка - этап психологического сопровождения в образовательном учреждении
- Интенсивности ые характеристики профессиональных я-концепций мужчин и женщин
- Психофизиологические и
- Психологические характеристики
- Старшеклассников с различным уровнем
- Одарённости
- Особенности межполушарного
- Взаимодействия при решении творческой
- Задачи у одаренных с разным профилем
- Латеральной организации
- К родам с учетом некоторых социально-психологических особенностей беременных женщин
- Скорость обработки информации как опосредующее звено в связях
- И интеллектом
- Методологические аспекты изучения связей особенностей личности и свойств нервной системы
- Социально-психологические проблемы духовно-нравственного кризиса современной семьи
- Организационные аспекты медико-психологической помощи населению
- Система реализации межпредметной интеграции в образовательном процессе школы
- Пассионарность как фактор психологической готовности военнослужащих
- Соотношение имплицитных и эксплицитных этнических стереотипов у русских и немцев
- Особенности самореализации личности при развитии способности к целеполаганию
- Особенности корреляционных
- В консультативной деятельности психолога по проблемам школьного обучения
- Опыт психической травмы у девочек с агрессивно-насильственными правонарушениями
- Психолого-педагогическое
- Психосемантические особенности представлений об успешности студентов разных курсов
- Эмпатический профиль личности как основа психологической культуры психолога
- Индивидуальный ресурс
- Профессионального развития
- Как условие успешной
- Профессионализации
- Глобализация и организация процесса
- Адаптации работника
- К мультикультурной
- Производственной среде
- Соотнесение субъективных представлений (со) и объективного поведения (социально-психологических
- Проблема повышения квалификации
- Руководящих кадров в условиях
- Инновационного управления в
- Современном образовании
- Мотивационно-ценностная включенность
- Характеристики социальных представлений в период общественной трансформации
- Эволюция
- Отражение в параметрах событийно-связанных потенциалов актуализации мотивации достижения
- Экономическая социализация и проблемы смысла жизни у старших подростков
- Психолого-педагогические основы становления творческих способностей дошкольников
- Интерактивная техника «Форум - театр»
- Обучения в рамках общей психологической подготовки спасателей мчс России
- Препятствия внедрения
- Инновационных технологий
- Психологического сопровождения
- Образовательного процесса
- Признаки и функции конкуренции как социально-психологического феномена и основы рыночной экономики
- Социально-психологические особенности организационной культуры и имиджа милиции
- Субъективная оценка служебных
- И социально-бытовых затруднений
- Как фактор развития стресса жизни
- Офицеров вс рф
- Психологический аспект профессиональной деятельности преподавателя вуза