Проявление феномена «апперцептивной слепоты» в исследовании мотивационной сферы педагогов
Вострокнутова Т. Ф. (г. Ижевск)
Принадлежность человека к той или иной профессии проявляется в особенностях его деятельности и образа мышления. Педагогическая профессия относится к группе профессий входящих в сферу «человек-человек» (Е. А. Климов,1996), объектом «воздействия» в которых является другой человек. Однако своеобразие ее состоит
в том, что, с одной стороны, по своей природе она имеет коллективный характер, а, с другой стороны, коллективная деятельность педагогов представляет собой систему отдельных индивидуальных деятельностей, имеющих творческий характер. Исходя из этого, профессиональная педагогическая деятельность, с психологической точки зрения, может рассматриваться и как индивидуальная, являющаяся сознательно регулируемой деятельностью, а, следовательно, субъектной, в которой субъект формируется и сам.
В целом эффективность профессиональной деятельности педагога, ее результативность, определяется тем, насколько педагог удовлетворен собственной деятельностью, которая имеетопределенное психологическое содержание, определяемое, преимущественно, действием внешних («обстановочных») по отношению к профессиональной деятельности факторов, которые способствуют или препятствуют удовлетворению основных потребностей личности, реализации психологических возможностей педагога и обеспечению социально-значимого статуса.
Согласно А. Маслоу (1970) физиологические и психологические потребности человека, иерархически соподчиненные между собой, организуют так называемую «пирамиду», а их удовлетворение является необходимым условием для полного развития «истинной индивидуальности». Вершиной данной пирамиды является потребность в самоактуализации, которая имеет предельно уникальный характер, «потому, что каждый человек имеет свои особенности». Только удовлетворив элементарные (физиологические и общевидовые или «дефицитные») потребности, человек в своем развитии получает свободу от окружения, - в этом случае развитие начинает зависеть от внутреннего, а не от внешнего состояния.
Для А. Маслоу особую ценность предоставляла возможность человека реализовать (достигнуть) установку на творческое саморазвитие, которое выступает фундаментом здоровой личности, среди функциональных характеристик которой можно выделить следующие: способность сосредотачиваться на проблеме, богатство эмоциональных реакций, высокие творческие способности, демократичная структура характера, определенные изменения в структуре ценностей. Перечисленные характеристики должны лежать в основе личностной и профессиональной самореализации педагогов, как одного из ведущих компонентов переживания полноты и смысла бытия.
В исследовании мотивационной сферы представителей педагогической профессии из разных образовательных систем (общеобразовательная и специальная (коррекционная) школа) мы обратились к известному в проективной психодиагностике феномену «апперцептивной слепоты», который означает нечувствительность индивида к сверхзначимой теме и рассматривается как своеобразный (регрессивный) механизм защиты по отношению к неудовлетворенной потребности.
Не противореча теоретическим представлениям А. Маслоу, было произведено объединение выделенных им потребностей в три группы, обладающие различным теоретико-психологическим статусом:1-потребности организма (материальные), 2- потребности индивида (безопасность, общение, самореализация), 3 - потребности личности (самоактуализация).
В результате исследования были получены следующие различия распределения феномена «апперцептивной слепоты»: среди педагогов специальных школ с низким и средним уровнем удовлетворенности работой характерно смещение феномена в область физиологических и психологических потребностей, с высоким
202
А-Ж
уровнем удовлетворенности - в область личностных потребностей. Полученный результат позволяет предположить, что условия специальной школы оказываются менее благоприятными (с точки зрения личностного саморазвития педагога) именно для педагогов с высоким уровнем удовлетворенности работой.
В группе педагогов общеобразовательных школ результат противоположный: для педагогов со средним и высоким уровнем удовлетворенности работой проявление феномена «апперцептивной слепоты» характерно в сфере физиологических и психологических потребностей, в то время как для педагогов с низким уровнем удовлетворенности таковой становится сфера личностной самореализации. Поэтому общий вывод касается различных механизмов снижения удовлетворенности работой в специальных и общеобразовательных школах: для педагогов специальных школ - это связано с напряженностью физиологических и психологических потребностей, для педагогов общеобразовательных школ - психологических и личностных.
Таким образом, анализ мотивационного статуса педагогов с разным уровнем удовлетворенности работой свидетельствует о наличии обратной зависимости между уровнем удовлетворенности работой и вероятностью проявления феноменов «апперцептивной слепоты» (игнорирование сверхзначимых потребностей).
К вопросу о концептуальной модели социального интеллекта
Вотчин И. С. (г. Новосибирск)
Проблема социального интеллекта является актуальной, так как социально-экономические изменения, происходящие в современном обществе, как в России, так и за рубежом, являются фактором того, что отношения человека во взаимодействии с социумом приобретают обезличенный характер. Глобализация, телевидение, Интернет и появление всевозможных электронных средств коммуникации ускоряют темпы развития общественных отношений, которые предполагают технократическое программированное мышление. Однако решение жизненных задач требует непосредственного межличностного взаимодействия, субъект -субъектных отношений и развития способности к активной социокультурной адаптации. Отсюда возникает пристальное внимание к индивидуально-личностным особенностям человека, к развитию познавательных процессов личности в социальном плане и, в конечном счете, к социальному интеллекту.
Понятие социальный интеллект было введено в психологию Э. Торндайком (1920), как общая способность понимать людей и взаимодействовать с ними, как способность мудро поступать в человеческих отношениях или дальновидность в межличностных отношениях. С тех пор, как впервые была выдвинута идея о существовании социального интеллекта, интерес к этому понятию изменился, как и содержание понятия подвергалось различным модификациям в разных направлениях психологии у разных авторов. Отсюда возникает проблема определения содержания самого понятия «социальный интеллект». Кроме того, возникает
необходимость различения таких понятий как общий интеллект, академический и практический интеллект, нравственный интеллект и социальный интеллект, эмоциональный интеллект.
Социальный интеллект некоторые исследователи раскрывали, совершенно справедливо, в структурах общего интеллекта. Среди них наиболее ярко представлены модели интеллекта, предложенные Д. Гилфордом и Г. Айзенком.
Целесообразно рассматривать социальный интеллект в рамках социализации, т. е. существуют возрастные периоды развития социального интеллекта (детство, юность, отрочество, взрослость), которые согласуются с периодами социализации (дотрудовой, трудовой, пострудовой).
При этом необходимо выделить как минимум два этапа формирования социального интеллекта - первичная структуризация мотивов и осознанность поведения, когда появляется и проявляется саморегуляция. Но поскольку социальные ситуации меняются, то здесь вероятно нужно выделить стадии развития социального интеллекта - адаптацию, индивидуализацию и интеграцию.
Когда мы говорим о временных параметрах модели социального интеллекта, необходимо помнить и о качественных составляющих, т. е. об уровнях развития. На ранних этапах это сенсорно-когнитивный, затем эмоционально- волевой и в конечном итоге социальный (поведенческий).
Содержательный аспект социального интеллекта трактуется многими исследователями по-разному. Г. Олллорт (1937) определял социальный интеллект как особую отдельную способность («социальный дар») верно судить о людях, прогнозировать их поведение и обеспечивать адекватное приспособление в межличностном взаимодействии.
Д. Китинг понимал под социальным интеллектом моральное и этическое мышление; М. Форд и М. Тисак говорили о чёткой и согласованной группе ментальных способностей по обработке социальной информации; Н. Кэнтор за социальным интеллектом видел когнитивную компетентность по восприятию собственной социальной жизни, направленную на минимизацию неожиданностей и максимализацию личной пользы; Векслер сводит различные точки зрения на определение понятия социальный интеллект к приспособленности индивида к человеческому бытию.
Относительно недавно, К. Космитский и 0. Джон (1995) определили семь составляющих, которые, по их мнению, являются главными в концепции социального интеллекта. Можно было бы продолжить данный ряд зарубежных и отечественных исследователей, но все сводится в итоге к таким понятиям как социально-психологическая компетентность, антиципация и интуиция.
Правильнее было бы остановиться на модели Д. Гилфорда, которая позволяет выделить 120 факторов интеллекта, которые могут быть классифицированы в соответствии стремя независимыми пере-менными,характеризующими процесс переработки информации. Эти переменные следующие: 1) содержание предъявляемой информации (характер стимульного материала); 2) операции по обработке информации (умственные действия); 3) результаты обработки информации, а это - элементы (U) - отдельные единицы информации, единичные сведения; классы (С) - основания отнесения объектов к одному классу, группировки сведений в соответствии с общими элементами или свойствами; отношения (R) - установление отношений между единицами информации, связи между объектами; системы (S) -сгруппированные системы информационных единиц, комплексы взаимосвязанных частей, информационные блоки, целостные сети,
203
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.
составленные из элементов; трансформации (Т) - преобразование, модификация, переформулировка информации; импликации (I) -результаты, выводы,логически связанныес данной информацией, но выходящие за ее пределы. Причем результаты достаточно созвучны с моделью Г. Айзенка, как в ситуационном плане, так и в плане онтогенеза. Без биологической составляющей ни о каком интеллекте не может быть речи. На базе биологического интеллекта развивается психометрический и затем только социальный.
Целесообразно указать сегодня на то, что в развитии и формировании социального интеллекта задействованы механизмы -импритинга (имитации, подражание), стереотипизации и идентификации, социального научения, эмпатии, аттитюда, атрибуции, социальной перцепции и рефлексии.
Несомненно, что проблема создания концептуальной модели развития и формирования социального интеллекта в науке существует и требует своего разрешения.
Факторная модель экономической направленности личности
ВяткинА.П. (г. Иркутск)
Экономическая направленность (ЭН) личности является одной из важнейших детерминант экономического поведения, однако на сегодняшний день отсутствуют методики ее диагностики. В качестве рабочего определения экономической направленности личности нами принята устойчивая системообразующая подструктура личности, задающая целостный образ желаемого экономического будущего и сформированная на основе экономического опыта. Экономическая направленность включает в себя:
а) смыслообразование экономических интересов, целей и отношений;
б) динамические тенденции экономической мотивации;
в) рыночную ориентацию и следование экономическим законамжизни.
В качестве метода диагностики экономической направленности в настоящем исследовании принят семантический дифференциал Ч. Осгуда, основанный на положении о трехмерности семантического пространства личности: ценности, потенции,активность. Диагностическую базу составляют 26 понятий, образующих три группы.
Экономическое настоящее: учеба, специальность, способностьзарабатывать, увлечения, настоящее «Я».
Экономическое будущее (цель): а) экономический результат-мое экономическое будущее, материальное благополучие,богатство; б) психологический результат-достижение успеха,признание окружающих, личная независимость.
Личностные средства: а) ролевой выбор «Предприниматель»- занятие бизнесом, моя фирма, прибыль; б) ролевойвыбор «Работа по найму» - моя будущая работа, выполнениеслужебных обязанностей; мой будущий заработок; в) универсальные личностно-экономические средства-собственность,конкуренция, партнерство, экономический риск, деньги; г)ролевые дополнения - бережливость, налоги, покупки, самопрезентация.
Валидизация теста проведена на выборке численностью 476 чел, включающей студентов разных вузов разных специальностей, а также работающих специалистов, госслужащих и бизнесменов. В результате факторного анализа выделено 8 факторов экономической направленности.
Фактор I. «Экономическое будущее» (14,8 %). То, что этотфактор оказался наиболее информативным, подтверждает релевантность разработанной модели оценки ЭН. Действительно, направленность личности как обобщенная устремленность, неизбежно предполагает модель будущего, движение к которому соответствует личным интересам и социальным ориентирам, а его достижение позволяет удовлетворить актуальные потребности. Достижение успеха, отнесенное к психологическому результату, превосходит по факторному весу материальное благополучие и богатство.
Фактор II. «Экономическое настоящее» (10,9 %). Наибольший факторный вес для студентов имеет специальность обучения (0,82), а сам процесс учебы отошел на третье место(0,66), переменная «Настоящее Я», имея высокий факторный вес (0,69), объединяя выбор специальности и вуза. Факторный вес увлечений (0,41) невысок в сравнении с другими переменными.
Фактор III. «Конкуренция» (9,7 %). Переменные «конкуренция» и «экономический риск» имеют наибольший факторный вес. Переменная «налоги» может быть хорошо согласована с фактором «Конкуренция», если обратиться к налоговой реальности современной России как конкуренции или своеобразной борьбы налогоплательщика с налоговыми органами за свое выживание.
Фактор IV. «Бизнес» (9,6%) включает две исходные переменные - занятие бизнесом и своя фирма - а также дополнен тремя переменными, не включенными в предварительную модель - заработок, самопрезентация, деньги. Не вызывает сомнения, что эти переменные являются атрибутами бизнеса.
Факторы V. «Работа по найму (9,5 %) определяют альтернативу бизнесу и по составу переменных точно соответствует предварительной модели ЭН - работа, выполнение служебных обязанностей, заработок.
Фактор VI. «Партнерство» (8,8%) представлен переменными «партнерство», «собственность» и «признание окружающих». «Признание окружающих», являясь психологической целью, приобретает смысл экономического средства обеспечения партнерства в экономических отношениях. Действительно, партнерские отношения возможны лишь тогда, когда в контексте своих собственных интересов признаются и интересы партнера, и тогда встречное признание становится необходимым условием партнерства.
Фактор VII. «Способность зарабатывать» (8,1 %) отражает основные «меновые» качествами на «личностном рынке», и переменная «способность зарабатывать» имеет в данном факторе наибольший вес (а=0,71). Сюда же вошли некоторыетерминальные понятия - экономическое будущее, признание окружающих, личная независимость. Это говорит о том, что студенты неосознанно преобразуют некоторые терминальные понятия в инструментальные и наоборот.
VIII. Фактор «Бережливость» (7,7 %). Высокая бережливость со-ответствуетограниченному потреблению, низкая-расширенному, неограниченному. В этом смысле понятия «бережливость» (а = 0,68), а также «увлечения» (а =-0,58) и «личная независимость» (а = -0,31), вошедшие в фактор с обратным знаком, согласуются с его содержанием. Понятия «богатство» и «собственность» являются индикаторами бережливости.
204
А-Ж
Разработанная факторная модель ЭН позволяет определить индивидуальные оценки факторов. Для проверки конструктной валидности применялся ряд известных психологических тестов, таких, как тест самоактуализации Р01 Шострома, социально-психологической адаптации Даймонда-Роджерса, целевые шкалы MMPI. Проверка показала приемлемую конструктную валидность разработанной методики.
- IV всероссийского съезда рпо
- Психологические аспекты невынашивания беременности в современных семьях
- Время как психологическая мера измерения количественно-качественных изменений человека
- Особенности работы социально-психологической службы гимназии личностно-ориентированного образования
- Ордерная технология изменения организационной культуры: принципы проектирования и применения
- Конфигурация медленного потенциала мозга, соответствующего реализации нового поведенческого акта
- О результатах апробации компьютерной модификации методики г. Уиткина «Стержень-Рамка»
- Современных мультфильмов на когнитивный компонент нравственного развития ребенка-дошкольника
- Изучение представления о супружеских конфликтах у сотрудников спецподразделений
- Различительная чувствительность в общем антропологическом пространстве
- Психоаналитический подход в понимании психологического потенциала семейных отношений
- Организационная культура как ресурс развития негосударственной образовательной организации
- Опросник «Мыслей и Поведения» для изучения нарушения пищевого поведения (нпп)
- Психологическое сопровождение детей
- С онкологическими заболеваниями
- И их семей на всех этапах
- Заболевания и лечения
- Саморегуляция учебной деятельности как условие эффективной учебы подростков коррекционных классов
- Карьерные стратегии мужчин и женщин - представителей технономических профессий
- Психологические особенности
- Копинг-поведения сотрудников
- Государственной противопожарной
- Социально-психологическая характеристика нарушений уставных правил взаимоотношений
- Концепция и направления медико-психологического сопровождения спасателей мчс России
- Сравнение влияния аффекта и фрустрации на субъектность обвиняемого
- Принципы и реализация психологического мониторинга образовательных систем
- Психологические аспекты воздействия художественной литературы на формирование личности
- Закон б.М. Теплова и экзистенциальные модели в спецгруппах
- Профессиональное самоопределение: представления о профессии и «образе профессионала»
- Проблема объединения локальной зрительной информации в когнитивные блоки
- Акмеологический аспект мыследеятельностного образования студентов гуманитарных специальностей
- Стадии развития лидера Развитие творческого и инициативного мышления в современных условиях
- Личностные детерминанты субъекта учебной деятельности в контексте первичной профессионализации
- О депривации потребностей ребенка, оставшегося без родительского (семейного) попечения
- Личностно-профессиональное развитие педагога в условиях модернизации российского образования
- Деформации личностно-смысловой сферы «Топ-менеджера» в зависимости от уровня персональной ответственности
- Влияние особенностей памяти и внимания на формирование установок иллюзий восприятия формы объектов
- Формирование конфликтной
- Компетентности педагогов школы как
- Важное направление психологического
- Обучения в образовании
- Уход в деноминацию как способ решения личностью своих проблем в условиях социальной неопределенности
- Исследование манипулятивных
- Воздействий руководителя на
- Социально-психологический
- Климат группы
- Мотивационные особенности менеджеров с различным стилем мышления
- Особенности стиля мышления
- У представителей различных
- Национальностей Юга России
- (На примере жителей г. Ростова-на-Дону)
- Соотношение технологичности и творчества в исследовательской деятельности учащихся
- Взаимосвязь духовной и психологической безопасности в современных угрозах мира
- Психологическое просвещение участников образовательного процесса: детей,учителей, родителей.
- Содержательные характеристики «я» и потенциал развития человека в профессии
- Соотношение механизмов психологической защиты и совладания у подростков
- Психологическое обеспечение
- Профессиональной безопасности
- Сотрудников правоохранительных
- Органов
- Проектная мыследеятельность субъектов
- Образования как механизм выращивания
- Новых культурно-образовательных
- Практик
- Психологические аспекты профессионально-педагогического образования
- Исследование индивидуальных различий асимметрии ритмических составляющих ээг у близнецов
- Двигательная активность в структуре
- Здоровой жизнедеятельности учащихся
- Как условие развития безопасности
- Личности
- Диагностика регуляторных основ как условия готовности к переходу из средней школы в старшую
- Динамические и статические
- Характеристики в структуре
- Представлений о себе и другом как
- Трудном партнере общения
- Особенности переживания внутриличностных конфликтов у женщин, зависимых от алкоголя
- Влияние степени тяжести
- Перинатального поражения цнс
- И сокращения срока внутриутробного
- Развития на формирование
- Особенности обучения учащихся
- Установлению взаимосвязей
- При изучении математики
- С позиций психологии
- Исследование образа
- Террористического акта
- У респондентов Москвы,
- Чеченской Республики и Забайкалья
- Подходы к исследованию
- Проблема письменной личности в идеологических конструктах XX века (на материале творчества н.К. Крупской)
- Преступного поведения в отношении представителей религиозных групп
- Практика работы психологов таможенных органов: состояние и пути развития
- Тендерные различия в уровне успеваемости немецких школьников в точных и гуманитарных науках
- Роль генетических и средовых факторов в формировании предрасположенности к депрессии у подростков
- Диалог как технология инициации смыслообразования в интерпретации м.М.Бахтина
- Детей и подростков
- С различными формами аутизма
- (С синдромом Asperger,
- Синдромом Kenner)
- Представления студентов
- Групповые динамические процессы семьи как малой группы на разных этапах ее жизненного цикла
- Проблема формирования
- Осознанной саморегуляции
- В аспекте готовности студентов педвуза
- К профессиональной деятельности
- Кросс-культурные и тендерные исследования лидерства в зарубежной и отечественной психологии
- Междисциплинарные
- Особенности включенности
- Социально-одаренных детей
- В совместную деятельность
- Учебной группы
- Особенности профессионального самосознания у госслужащих с высоким и низким адаптационным ресурсом
- Использование методов терапевтической
- Практики в построении образовательной
- Среды для человека с инвалидностью
- (Идеографический подход)
- Психологические аспекты управления
- Учреждением дополнительного
- Образования как субъектом
- Развивающего образования
- Психологические особенности молодых людей, отличающихся высокой целеустремленностью и связностью целей
- Структура доверия к другим
- (По результатам социологического
- Исследования педагогов
- Свердловской области)
- Психологические механизмы формирования внутреннего убеждения коллегии присяжных заседателей
- Принципы управления
- Межгрупповой адаптацией
- На кораблях Военно-морского
- Флота России
- Особенности образа я у юношей и девушек с соматическими заболеваниями
- Отношений и коммуникаций национальной сборной команды (спортивные единоборства)
- Сон: оптимизация системы регуляции ритма сердца с помощью сенсорных притоков
- Основание изучения развития представлений подростков и юношей о себе и о мире
- Организация работы по внедрению личностно ориентированной технологии в школе
- Психологические эффекты как важные ресурсы для просвещения участников образовательного процесса
- Развитие профессионального здоровья как задача психологической подготовки специалиста
- Опыт трансформации восточных оздоровительных традиций: пространство чая
- Курс «Психологические факторы межконфессиональной толерантности» в школах
- Стереотипное восприятие как фактор формирования интолерантного поведения
- Стиль коммуникативной активности и интегральная индивидуальность человека
- Психологические показатели и сон подростков с минимальными мозговыми дисфункциями
- Психологические аспекты профессионального становления следователя прокуратуры
- Особенности адаптации пожилых людей к новой социальной ситуаци в условиях взаимодействия с собаками
- Влияние индивидуальных особенностей родителей на профессиональный выбор старших школьников
- Функционально-регуляционная модель взаимосвязи интеллекта и мотивации достижения
- Мотивационно-личностные
- Детерминанты профессиональной
- Успешности командиров воинских
- Подразделений
- Психологический анализ врачебных ошибок стоматологов с позиции личностного подхода
- Особенности восприятия внешнего облика другого человека студентами педагогического колледжа
- Перспектив психологического мониторинга развития младших школьников в учебной деятельности
- Проявление феномена «апперцептивной слепоты» в исследовании мотивационной сферы педагогов
- Основные линии разработки проблем стиля деятельности в отечественной психологии
- Характеристики экзистенциальной исполнености личности и их связь с копинг-стратегиями
- Влияние структуры предметов труда
- На психологические свойства
- Коллективного субъекта труда
- (На примере энергетики)
- Представления и отношение школьников и студентов медицинского колледжа к здоровому образу жизни
- Особенности формирования мотивационной готовности сотрудников органов внутренних дел к службе
- Развитие эмоциональной сферы младших школьников в процессе изучения предмета «Психология»
- Психолого-экономические аспекты медиаплана рекламной деятельности турфирмы на Байкале
- Психофизиологические корреляты эмоциональной компетентности детей дошкольного возраста
- Актуальные направления
- Исследования условий оптимизации
- Психотерапевтического общения с
- Заикающимися
- Природа индивидуальных различий по экстраверсии и нейротизму
- Специфика психолого-педагогической деятельности практического психолога образования
- К проблеме социально-психологических детерминант жизненной удовлетворенности
- К верификации методов психосемантической диагностики познавательных конструктов личности
- 0 Профессионально-педагогическом самоутверждении личности
- Динамика профессионального самосознания психологов в процессе обучения
- Проблемы реализации
- Социо-ориентированной методологии
- Проектирования крупномасштабных
- Технических объектов
- Взаимосвязь профессионально важных качеств и многоуровневых процессов психической регуляции
- Психологические особенности процесса персонификации компьютера пользователями
- Результаты мониторинга социально-психологических и организационных проблем безопасности
- Личностное развитие в условиях ранней профессионализации:ресурсы и проблемы
- Полипарадигмальная модель профессионального самосознания педагогов доу
- Со страхами ребенка как фактор формирования копинг-стратегий у детей
- Музыка как фактор развития
- Коммуникабельности подростков,
- Воспитывающихся в условиях
- Интернатного типа
- Ценностно-мотивационные основы интеграции этнических мигрантов в российское общество
- Особенности технологии личностно-ориентированного обучения в образовательном пространстве вуза
- Психологическая структура готовности к риску руководителей высшего звена железноодорожного транспорта
- Психофизиологические детерминанты формирования криминального стереотипа поведения
- Толерантность как основа социальной безопасности в полиэтнических общностях
- К вопросу о связи личностной самоэффективности психолога и его профессионально важных качеств
- Взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной парадигм в исследовании эмоционального развития
- Эмоциональные компоненты процесса социализации российских и бурятских детей
- Состав и структура ассоциативного пространства «ценности - психические состояния»
- Проблемы психического здоровья учителя в современной образовательной среде и перспективы
- Когнитивные типы дисфункциональных убеждений: особенности проявления в информационном пространстве
- Профиль асимметрии как системный
- Фактор в ходе социализации
- И возможности его коррекции
- На примере старшеклассников
- Феномен предметной избирательности: пролегомены к психологической диагностике способностей
- К вопросу о роли и направлениях деятельности школы в экономической социализации старшеклассников
- Формирование произвольности
- Поведения дошкольников в контексте
- Социального взаимодействия малой
- Проблема сохранения психического здоровья человека в системе высшего образования
- Вовлечение элементов индивидуального опыта разного «возраста» в процессы принятия решения
- Психологическая реабилитация
- Нейрохирургических пациентов,
- Работа с измененными
- Состояниями сознания
- Личностная беспомощность и учебная активность у детей младшего школьного возраста
- Специфика социализации, образовательной среды и жизненных ориентиров подростков
- Исследование генезиса установок и их проявления в реальной жизнедеятельности
- Влияние эмоциональных характеристик личности на процесс группового творчества
- Роль внешних и внутренних условий (факторов) при инициации и реализации сенсомоторного действия
- Психодиагностика личности подростка - этап психологического сопровождения в образовательном учреждении
- Интенсивности ые характеристики профессиональных я-концепций мужчин и женщин
- Психофизиологические и
- Психологические характеристики
- Старшеклассников с различным уровнем
- Одарённости
- Особенности межполушарного
- Взаимодействия при решении творческой
- Задачи у одаренных с разным профилем
- Латеральной организации
- К родам с учетом некоторых социально-психологических особенностей беременных женщин
- Скорость обработки информации как опосредующее звено в связях
- И интеллектом
- Методологические аспекты изучения связей особенностей личности и свойств нервной системы
- Социально-психологические проблемы духовно-нравственного кризиса современной семьи
- Организационные аспекты медико-психологической помощи населению
- Система реализации межпредметной интеграции в образовательном процессе школы
- Пассионарность как фактор психологической готовности военнослужащих
- Соотношение имплицитных и эксплицитных этнических стереотипов у русских и немцев
- Особенности самореализации личности при развитии способности к целеполаганию
- Особенности корреляционных
- В консультативной деятельности психолога по проблемам школьного обучения
- Опыт психической травмы у девочек с агрессивно-насильственными правонарушениями
- Психолого-педагогическое
- Психосемантические особенности представлений об успешности студентов разных курсов
- Эмпатический профиль личности как основа психологической культуры психолога
- Индивидуальный ресурс
- Профессионального развития
- Как условие успешной
- Профессионализации
- Глобализация и организация процесса
- Адаптации работника
- К мультикультурной
- Производственной среде
- Соотнесение субъективных представлений (со) и объективного поведения (социально-психологических
- Проблема повышения квалификации
- Руководящих кадров в условиях
- Инновационного управления в
- Современном образовании
- Мотивационно-ценностная включенность
- Характеристики социальных представлений в период общественной трансформации
- Эволюция
- Отражение в параметрах событийно-связанных потенциалов актуализации мотивации достижения
- Экономическая социализация и проблемы смысла жизни у старших подростков
- Психолого-педагогические основы становления творческих способностей дошкольников
- Интерактивная техника «Форум - театр»
- Обучения в рамках общей психологической подготовки спасателей мчс России
- Препятствия внедрения
- Инновационных технологий
- Психологического сопровождения
- Образовательного процесса
- Признаки и функции конкуренции как социально-психологического феномена и основы рыночной экономики
- Социально-психологические особенности организационной культуры и имиджа милиции
- Субъективная оценка служебных
- И социально-бытовых затруднений
- Как фактор развития стресса жизни
- Офицеров вс рф
- Психологический аспект профессиональной деятельности преподавателя вуза