Особенности образа я у юношей и девушек с соматическими заболеваниями
Бульба Е.В. (г. Севастополь)
Важнейшим психологическим процессом раннего юношеского возраста является становление самосознания и устойчивого образа «Я», обретение чувства личностной тождественности и целостности. Эту особенность рассматриваемого возраста отмечают многие исследователи. Можно говорить, что в этот период Я - концепция становится более устойчивой, а с другой - претерпевает определенный изменения.
Целью данного исследования было изучение особенностей «образа Я» юношей и девушек с соматическими заболеваниями в сравнении с их здоровыми сверстниками.
Общепсихологическое значение работы состоит в уточнении представлений о формировании «Образа Я» в юношеском возрасте. Различными авторами отмечалось, что в условиях патологии раскрываются механизмы и структурные компоненты психической деятельности, скрытые при нормальном протекании психических процессов. Значение исследования для клинической психологии заключается в расширении научных представлений об особенностях психического развития личности с соматическими заболеваниями. Это является необходимым для разработки дифференцированных программ психологического сопровождения и реабилитационной помощи таким юношам и девушкам в преодолении сложностей социальной адаптации.
В связи с этим, мы предполагаем, что ограничение активности, изоляция, болевой синдром, оказывают влияние на представление о собственной личности в юношеском возрасте. У юношей и девушек с соматическим заболеваниями имеются отличительные особенности «Образа Я» по сравнению с их здоровыми сверстниками.
В исследовании приняли участие 107 человек. Из них 51 человек с различными соматическими заболеваниями (дыхательной системы, костно-суставной, желудочно-кишечного тракта, урологические заболевания) в возрасте 17-20 лет. Контрольную группу составили 56 здоровых юношей и девушек. Для того чтобы проверить выдвинутую гипотезу, испытуемым с соматическими заболеваниями и их здоровым сверстникам предлагали оценить понятия «Я» и «Я - идеальное» по набору 7-балльных шкал «Личностного дифференциала». Шкальные оценки каждого понятия были подвергнуты факторному анализу по методу главных компонент метод вращения - нормализованный варимакс. Были получены матрицы, содержащие по 9-12 факторов. Мы ограничились ана-
лизом первых двух, доля их в общей информативности составляет 42,1 % - 84,6 %, что позволяет считать их основными. Учитывались только факторные нагрузки > 0,7.
Образ «Я» у испытуемых с соматическими заболеваниями существенно отличается от образа «Я» у их здоровых сверстников. Оба фактора«образа Я» у испытуемых с соматическими заболеваниями представлены эмоциональными характеристиками (доброта, дружелюбие, искренность, добросовестность), во втором факторе они сочетаются с напряженностью и решительностью. «Образ Я» в восприятии здоровых испытуемых включает позитивные коммуникативно-деловые качества (деятельность, решительность, энергичность, уверенность, разговорчивость, общительность) в сочетании с суетливостью, составляющие. 1 -й фактор и эмоциональные характеристики, как положительные (доброта, отзывчивость), так и отрицательные (раздражительность), образующие 2-й фактор. У испытуемых с соматическими расстройствами в основном представлены эмоциональные характеристики, тогда как у здоровых испытуемых - коммуникативно-деловые.
Структура идеального «Я» в экспериментальной и контрольной группах достаточно похожа: 1-й фактор включает в себя коммуникативно-деловые качества, такие как сила, разговорчивость, открытость, уверенность, самостоятельность; 2-й фактор включает в себя в основном эмоциональные характеристики.
Социальная ситуация развития в условиях соматических расстройств влияет на оценку собственной личности молодых людей. Так, у испытуемых с соматическими расстройствами образ «Я» в основном представлен эмоциональными, у здоровых -коммуникативно-деловыми качествами. У молодых людей с соматическими расстройствами волевые и коммуникативные качества сформированы недостаточно, им трудно открыто и спонтанно выражать свои чувства, проявлять самостоятельность, характеристика «зависимость-независимость» является ключевым вектором развития. У испытуемых с соматическим расстройствами сознательный образ «Я» исключительно позитивный, тогда как у их здоровых сверстников наблюдается возрастная негативизация образа «Я», в сочетании со стремлением к самоутверждению.
Алогичность построения содержания знаний учебников русского языка
Бунятова ФД. (г. Баку, Азербайджан)
Два корифея психологии XX века, Пиаже и Выготский, по-разному подходили к процессу школьного обучения. Если Пиаже констатировал, что школьноеобучениетормозитинтеллектуальное развитие ребенка, которое идет «впереди обучения», то Выготский, наоборот, видел развитие только через обучение, т.е. именно обучение развивало ребёнка. В чём заключается причина этого торможения?
Логика традиционного школьного обучения заключается в выходе к целому из частей, причём этот выход (на примере русского языка) к целому происходит по годам обучения. К целостному
161
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.
понятию частей речи школьники выходят только к шестому году обучения, когда целостность языка, т.е. слова, относящиеся ко всем частям речи, переданы ему родным языком, т.е. «естественным языком» и, не зная грамматичесие правила, он (ребенок) употребляет в своей речи слова, относящиеся и к местоимению, и к числительному, и к наречию. До шестого класса все эти языковые знания ребенка, консервируясь, находятся вне «грамматики русского языка»,т.е. эти знания ученика не востребованы программой и поэтому проблема развития речи никак не может решиться, потому что до этого срока в это развитие не попадают все части речи. Причём, за этот период обучения умственная деятельность ученика проводится только над одной или двумя структурами знаний, и эта деятельность заключается в таких командных установках: найди, подчеркни, подбери, подставь, измени и т.д.
Психология интеллекта констатирует, что знания, которые получают в школе ученики - это отражение того, что они услышали или прочитали, в лучшем случае, это преобразованная форма информации. Вертикальное построение структур знаний, которое характерно традиционной школе, приводит к сужению мыслительной деятельности школьника, ибо в этот деятельности процесс подключены одна или две структуры знаний. Это происходит потому, что логика школьного обучения, вертикальное построение структур знаний алогична логике развития мышления ребёнка. Эта алогичность на примере знаний русского языка выражена в следующем.
Вертикальное построение структур знаний не соответствуетструктуре синкретического мышления школьника, котораяохватывает дологическую и конкретную стадию развитиямышления до 11-12 лет. По Пиаже, логика школьного обученияигнорирует логику развития психологии ребёнка. С позицииразвития психологии ребёнка, синкретичное™ его мышленияструктуры знаний изначально должны строиться в рамкахсхемы целостности изоморфно структурам мышления. Целостность структур знаний представляется собой мыслительнымпространством для мыслительной деятельности учащихся.
Обучение русскому языку проводится по модели «грамматического языка»,т.е. учить правила для правильного правописанияи выражения мысли и т.д. Этот подход игнорирует то, что языкпередаёт человеку вполне готовую, сформированную системупонятий, классификаций, отношений, неисчерпаемый потенциал идей, который заново строится каждым индивидом помодели, выработанной втечение многих веков предыдущимипоколениями (Пиаже). Исходя из этого, языковые знания вшколе должны изучаться не по модели «грамматическогоязыка», а в системе понятий, классификаций, отношений иизучать правила как таковые не отдельно, а в совокупностисистемы на основе «естественного» языка ребёнка.
Изучение русского языка по модели «грамматического языка»приводит к тем знаниям, умениям и навыкам, которые заложены в этой модели. Изучение языка в системе целостностина основе его логичности приводит к приобретению учащимсянавыковлогического мышления и применения этих навык каклогического инструмента познания.
Как логически правильно выстроить структуру содержания знаний русского языка?
В содержании знаний русского языка определены следующие
логические связи, отношения, зависимости.
/. Согласованные структуры. Две структуры знаний, согласуясь общими отношениями, соединяются и образуют новую структуру знаний.
Обратимые структуры. Соединенные общими отношениямиструктуры знаний обратимы и трансформируются.
Ассоциативные структуры. Мышление всегда сохраняетспособность к отклонению и нахождению других вариантоврешения. Результат, получаемый различными путями во всехслучаях один и тотже.
Анулируемые структуры. Структура знаний аннулируется,исчезает, отменяется, если она умножается на ноль.
Идентичные структуры. Две одинаковые структур могутобъединяться в одну сложную структуру.
Анализируя задания ктеме в традиционном способе обучения, выявлено, что большая часть заданий включены в упражнения, т.е. в повторном выполнении действия с целью его усвоения, которые состоят из нахождения, подчёркивания, определения и т.д. Эти задания выполняются над одной или же над двумя структурами знаний. В противовес традиционной логике естественная логика языка требует такого построения деятельности, которая не прекращалась, т.е. была операционной. Это позволило бы учащимся объединить структуры знаний в группировки, выяснить их взаимосвязь и отношения, классифицировать их, обогащать или же замещать их другими структурами.
Логические операции над структурами знаний производятся при помощи команд или же установок: распределите слова на части речи; классифицируйте по признаку; отличите по признаку и сделайте заключение; удалите лишнее, сортируйте, проверьте; объедините по признакам, замените, подберите, распространите, характеризуйте, измените по окончаниям; соедините, сравните, аргументируйте, поставьте и т.д. Эти команды требуют уже предложения не из 3-4слов, а более распространенные. Причем, самостоятельность, которая предоставляется этими командами, является мощным стимулом развития языка, правильного оформления мысли, расширения словарного запаса языка.
Исходя из вышесказанного, чтобы построить учебник русского языка на основе психологии развития нужно учесть следующее.
Структурный подход к языковым знаниям. Каждая единицазнаний - это структура знаний.
Целостная схема языка. Все части речи изначально изучаютсявместе.
Деление структур знаний на инвариантные и переменные.
Построение структур переменных знаний над инвариантными.
Определение связей, отношений, зависимости между структурами знаний, т.е. к примеру, изучая падежи существительных,нужно эту структуру связывать с прилагательными, числительными, местоимениями.
Расширить традиционные команды и установки упражненийновыми, приведенными выше командами, для приобретенияязыковых знаний не для запоминания, а для пониманияязыка, как средства для внешнего представления внутреннегопонимания объективного и субъективного мира.
162
А-Ж
Специфика психологического пространства развивающейся личности
Буравцова Н.В. (г. Новосибирск)
С точки зрения специалистов психологическое пространство представляет собой субъективно значимый фрагмент бытия, включающий в себя комплекс явлений, с которыми человек себя отождествляет. Эти явления становятся значимыми для субъекта благодаря обладанию личностным смыслом. На наш взгляд, именно смысложизненные ориентации составляютту сферу, которая характеризует личность как самодетерминирующуюся систему. Особенно актуальным это становится в контексте исследования развивающейся личности, предполагающей свою профессиональную деятельность в сфере «Человек-Человек».
В исследовании специфики личностного пространства и взаимозависимости физических, психологических, социальных факторов, составляющих данное понятие, приняли участие более 200 студентов, обучающихся по специальностям «психология» и «педагогика» различных вузов г. Новосибирска. Применялись: опросник С.К. Нартовой-Бочавер «Суверенность психологического пространства личности»; тест СЖО Д.Н. Леонтьева; методика диагностики структурных компонентов эмпатии В.В. Бойко (учитывая специфику профессиональной направленности испытуемых).
Выявлено, что уровень суверенности границ психологического пространства личности (ППЛ) устойчиво коррелирует со всеми шкалами теста СЖО (р<0,05); наиболее значимая взаимосвязь - со шкалой «Локус-Я» (г=0,64). Обнаружена тенденция к взаимосвязи суверенности границ ППЛ с общим уровнем эмпатии. Общий уровень эмпатии и, особенно, проявление интуиции при эмпатий-ном реагировании также устойчиво взаимосвязаны со шкалами методики СЖО.
Обнаружены значимые различия по общему уровню эмпатии: у лиц с депривированностью границ ППЛ и у тех, чье психологическое пространство можно считать суверенным (р<0,01); у тех, чье личностное пространство является суверенным и у тех, кто чрезмерно защищает его границы (р<0,03). Проявление установок, способствующих эмпатии, существенно ниже у лиц с депривиро-ванным личностным пространством, по сравнению с теми, у кого оно является суверенным (р<0,02). Идентификация в эмпатии у лиц, обладающих суверенностью границ ППЛ, значительно более выражена, чем у тех, чье личностное пространство является гиперсуверенным (р<0,01).
Т. о., комплекс явлений, с которыми отождествляет себя личность, во многом определяет ее дальнейшее отношение к смыслу жизни и способности самостоятельно контролировать ее события. Депривированность как и гиперсуверенность границ психологического пространства существенно снижает способность личности к проявлению эмпатии, как одного из базовых навыков специалиста сферы «Человек-Человек».
Перспективы рефлексии проективного исследования
Бурлакова Н.С. (г. Москва)
В противовес классической модели проективного исследования мы полагаем, что проективное исследование специально организованное взаимодействие, реализующее функциюактуализации внутреннего опыта, и предполагающее рефлексиютех диалогических, социальных условий, в которых этот процессразворачивается. В проведенном цикле исследований мы доказываем, что проективный материал и его выражение всегдаорганизуется извне, зависит от предоставляемой для этого формы,в том числе и от позиций и форм уже существующих в сознаниииндивида. И то, насколько психолог способен уловить и включитьэти позиции и формы в проективное исследование, зависит качествопроективного материала. Исходя из этого, особым диалогическимобразом рассматриваются условия и параметры, конституирующиесамо функционирование и устройство метода (параметр снятиядавления, завершенности проективного материала, неопределенности и т.п.), что позволяет рефлектировать взаимодействие междуобследуемым и исследователем.
При таком подходе к проективному исследованию значимымявляется не только полученный материал, как это традиционно рассматривается, но и характер его получения, что в дальнейшем позволяет верифицировать данные и является средством диагностикиразных уровней диалога Я - Другой. Исследовательская позицияхарактеризуется переходом от статической позиции к развивающей,от монологического способа рассмотрения к диалогическому.
Особую значимость при обозначенном подходе к проективному исследованию приобретает проблема экстериоризациивнутреннего опыта, для изучения которой мы прибегли к анализудетского проективного материала. Способность экстериоризации уребенка шире, чем генетически надстраивающиеся ситуации и стилиобщения с взрослым. При организации более спонтанного общения, задании соответствующих вопросов при надлежащем уровнеконтакта, снятии «внешнего и внутреннего» давления и т.д. можноне только получать новые диагностические данные, создавать новыеформы самовыражения, но и отслеживать ход развития в целом.Та к, учен ие Л .С. Вы готского может быть дополнено учением об экстериоризации и учением о проективном исследовании.
163
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.
Способы развития навыков регуляции границ бытийного пространства личности
Бурмистрова-Савенкова А.В. (г. Москва)
С позиций субъектно-быти й но го подхода (Брушлинский, Знаков, Рябикина и др.) изучение бытия личности предполагает обращение ко всей совокупности отношений субъекта с миром (деятельных, эмоциональных, др.), к избираемому им способу бытия в этих отношениях (Рубинштейн, Абульханова-Славская). При этом бытие рассматривается как следствие самоактуализации личности, а личность может быть понята, только если в предмет исследования включены «пространства её реализаций» - организм, предметы и события среды, поведенческие паттерны (Рябикина).
Объективные пространства среды, предшествующие личности, но «освоенные» и реорганизуемые в соответствии с личностными смыслами, переживаемые как «моё», составляют единое бытийное пространство личности (далее БПЛ). Пространства, включаемые в его структуру, включены как подсистемы в пространства другихлю-дей и также преобразуются ими (Дорфман). Таким образом, бытие личности - это всегда со-бытие с другими, выстраивающими своё бытие в пространстве одних и тех же событий среды, в одно и то же время. Принципиально важная задача - увидеть и понять проблемы, возникающие в процессе регуляции границ БПЛ. Это сопряжено с определёнными трудностями: рассматриваемый феномен слабо поддаётся описанию (Черноушек) и рефлексируется только когда личность переживает посягательство на «моё» (Джеймс) - всё то, что наделяется личностными смыслами и включается в бытийное пространство. Поэтому границы БПЛ охраняются физическими и психологическими средствами (Нартова-Бочавер). В зависимости от актуального состояния личности, её бытийное пространство в разное время может быть открытым или закрытым.
Сосуществование и поляризацию свойственных личности тенденций открытости-закрытости подробно рассмотрел I. Airman в своей теории «privacy». С понятием «прайваси» в зарубежной психологии ассоциируется потребность человека в уединённости, анонимности, интимности, конфиденциальности. Существуют индивидуально предпочитаемые способы реализации этой потребности, составляющие репертуар средового поведения. Зачастую процесс регуляции открытости-закрытости границ БПЛ не осознаётся личностью и приводит к неудовлетворённости, переживанию вторжений в личную жизнь, неумению выстраивать бытие аутентично. Однако этот процесс может стать осознанным, и тогда, занимая субъектную позицию, личность легко может корректировать ситуацию, «изобретая» и применяя во взаимодействии с другими новые способы достижения оптимального уровня приватности.
В основу тренинга, направленного на развитие навыков регулирования границ БПЛ, наряду с описанными теоретическими основаниями, была положена концепция осознанной саморегуляции произвольной активности (Конопкин). Структура занятий последовательно отражала её основные этапы: выдвижения и удержания целей; планирования деятельности; осознания значимых внешних условий достижения желаемого уровня открытости-закрытости; анализа применяемых поведенческих паттернов и творческой разработке новых; сравнения субъектом альтернативных поведенческих паттернов с учётом своих потребностей в конкретном
средовом контексте; оценки результатов и последствий выбираемых средств достижения оптимального состояния границ БПЛ.
Сравнение средних показателей по r-критерию Стьюдента до и после проведения тренинга с двумя группами студентов (39 чел.) по методикам «Стиль саморегуляции поведения Моросановой», «Локус контроля Ксенофонтовой», «Индивидуальные предпочтения прайваси Бурмистровой-Савенковой» показало рост общей интер-нальности - традиционно измеряемого показателя субъектное™ личности, ответственности и компетентности в межличностном общении (р<0,001 по всем шкалам), а также расширение репертуара поведенческих паттернов, направленных на регуляцию границ БПЛ (р<0,001). Возросли показатели уровня общей саморегуляции и её отдельных звеньев, а также самостоятельности и гибкости (все изменения значимы на уровне р<0,001). Такимобразом, развитие частных навыков регуляции границ БПЛ посредством отработки всех звеньев осознанной саморегуляции приводит к генерализации навыков произвольной саморегуляции поведения вообще.
Анализ структуры межличностных
- IV всероссийского съезда рпо
- Психологические аспекты невынашивания беременности в современных семьях
- Время как психологическая мера измерения количественно-качественных изменений человека
- Особенности работы социально-психологической службы гимназии личностно-ориентированного образования
- Ордерная технология изменения организационной культуры: принципы проектирования и применения
- Конфигурация медленного потенциала мозга, соответствующего реализации нового поведенческого акта
- О результатах апробации компьютерной модификации методики г. Уиткина «Стержень-Рамка»
- Современных мультфильмов на когнитивный компонент нравственного развития ребенка-дошкольника
- Изучение представления о супружеских конфликтах у сотрудников спецподразделений
- Различительная чувствительность в общем антропологическом пространстве
- Психоаналитический подход в понимании психологического потенциала семейных отношений
- Организационная культура как ресурс развития негосударственной образовательной организации
- Опросник «Мыслей и Поведения» для изучения нарушения пищевого поведения (нпп)
- Психологическое сопровождение детей
- С онкологическими заболеваниями
- И их семей на всех этапах
- Заболевания и лечения
- Саморегуляция учебной деятельности как условие эффективной учебы подростков коррекционных классов
- Карьерные стратегии мужчин и женщин - представителей технономических профессий
- Психологические особенности
- Копинг-поведения сотрудников
- Государственной противопожарной
- Социально-психологическая характеристика нарушений уставных правил взаимоотношений
- Концепция и направления медико-психологического сопровождения спасателей мчс России
- Сравнение влияния аффекта и фрустрации на субъектность обвиняемого
- Принципы и реализация психологического мониторинга образовательных систем
- Психологические аспекты воздействия художественной литературы на формирование личности
- Закон б.М. Теплова и экзистенциальные модели в спецгруппах
- Профессиональное самоопределение: представления о профессии и «образе профессионала»
- Проблема объединения локальной зрительной информации в когнитивные блоки
- Акмеологический аспект мыследеятельностного образования студентов гуманитарных специальностей
- Стадии развития лидера Развитие творческого и инициативного мышления в современных условиях
- Личностные детерминанты субъекта учебной деятельности в контексте первичной профессионализации
- О депривации потребностей ребенка, оставшегося без родительского (семейного) попечения
- Личностно-профессиональное развитие педагога в условиях модернизации российского образования
- Деформации личностно-смысловой сферы «Топ-менеджера» в зависимости от уровня персональной ответственности
- Влияние особенностей памяти и внимания на формирование установок иллюзий восприятия формы объектов
- Формирование конфликтной
- Компетентности педагогов школы как
- Важное направление психологического
- Обучения в образовании
- Уход в деноминацию как способ решения личностью своих проблем в условиях социальной неопределенности
- Исследование манипулятивных
- Воздействий руководителя на
- Социально-психологический
- Климат группы
- Мотивационные особенности менеджеров с различным стилем мышления
- Особенности стиля мышления
- У представителей различных
- Национальностей Юга России
- (На примере жителей г. Ростова-на-Дону)
- Соотношение технологичности и творчества в исследовательской деятельности учащихся
- Взаимосвязь духовной и психологической безопасности в современных угрозах мира
- Психологическое просвещение участников образовательного процесса: детей,учителей, родителей.
- Содержательные характеристики «я» и потенциал развития человека в профессии
- Соотношение механизмов психологической защиты и совладания у подростков
- Психологическое обеспечение
- Профессиональной безопасности
- Сотрудников правоохранительных
- Органов
- Проектная мыследеятельность субъектов
- Образования как механизм выращивания
- Новых культурно-образовательных
- Практик
- Психологические аспекты профессионально-педагогического образования
- Исследование индивидуальных различий асимметрии ритмических составляющих ээг у близнецов
- Двигательная активность в структуре
- Здоровой жизнедеятельности учащихся
- Как условие развития безопасности
- Личности
- Диагностика регуляторных основ как условия готовности к переходу из средней школы в старшую
- Динамические и статические
- Характеристики в структуре
- Представлений о себе и другом как
- Трудном партнере общения
- Особенности переживания внутриличностных конфликтов у женщин, зависимых от алкоголя
- Влияние степени тяжести
- Перинатального поражения цнс
- И сокращения срока внутриутробного
- Развития на формирование
- Особенности обучения учащихся
- Установлению взаимосвязей
- При изучении математики
- С позиций психологии
- Исследование образа
- Террористического акта
- У респондентов Москвы,
- Чеченской Республики и Забайкалья
- Подходы к исследованию
- Проблема письменной личности в идеологических конструктах XX века (на материале творчества н.К. Крупской)
- Преступного поведения в отношении представителей религиозных групп
- Практика работы психологов таможенных органов: состояние и пути развития
- Тендерные различия в уровне успеваемости немецких школьников в точных и гуманитарных науках
- Роль генетических и средовых факторов в формировании предрасположенности к депрессии у подростков
- Диалог как технология инициации смыслообразования в интерпретации м.М.Бахтина
- Детей и подростков
- С различными формами аутизма
- (С синдромом Asperger,
- Синдромом Kenner)
- Представления студентов
- Групповые динамические процессы семьи как малой группы на разных этапах ее жизненного цикла
- Проблема формирования
- Осознанной саморегуляции
- В аспекте готовности студентов педвуза
- К профессиональной деятельности
- Кросс-культурные и тендерные исследования лидерства в зарубежной и отечественной психологии
- Междисциплинарные
- Особенности включенности
- Социально-одаренных детей
- В совместную деятельность
- Учебной группы
- Особенности профессионального самосознания у госслужащих с высоким и низким адаптационным ресурсом
- Использование методов терапевтической
- Практики в построении образовательной
- Среды для человека с инвалидностью
- (Идеографический подход)
- Психологические аспекты управления
- Учреждением дополнительного
- Образования как субъектом
- Развивающего образования
- Психологические особенности молодых людей, отличающихся высокой целеустремленностью и связностью целей
- Структура доверия к другим
- (По результатам социологического
- Исследования педагогов
- Свердловской области)
- Психологические механизмы формирования внутреннего убеждения коллегии присяжных заседателей
- Принципы управления
- Межгрупповой адаптацией
- На кораблях Военно-морского
- Флота России
- Особенности образа я у юношей и девушек с соматическими заболеваниями
- Отношений и коммуникаций национальной сборной команды (спортивные единоборства)
- Сон: оптимизация системы регуляции ритма сердца с помощью сенсорных притоков
- Основание изучения развития представлений подростков и юношей о себе и о мире
- Организация работы по внедрению личностно ориентированной технологии в школе
- Психологические эффекты как важные ресурсы для просвещения участников образовательного процесса
- Развитие профессионального здоровья как задача психологической подготовки специалиста
- Опыт трансформации восточных оздоровительных традиций: пространство чая
- Курс «Психологические факторы межконфессиональной толерантности» в школах
- Стереотипное восприятие как фактор формирования интолерантного поведения
- Стиль коммуникативной активности и интегральная индивидуальность человека
- Психологические показатели и сон подростков с минимальными мозговыми дисфункциями
- Психологические аспекты профессионального становления следователя прокуратуры
- Особенности адаптации пожилых людей к новой социальной ситуаци в условиях взаимодействия с собаками
- Влияние индивидуальных особенностей родителей на профессиональный выбор старших школьников
- Функционально-регуляционная модель взаимосвязи интеллекта и мотивации достижения
- Мотивационно-личностные
- Детерминанты профессиональной
- Успешности командиров воинских
- Подразделений
- Психологический анализ врачебных ошибок стоматологов с позиции личностного подхода
- Особенности восприятия внешнего облика другого человека студентами педагогического колледжа
- Перспектив психологического мониторинга развития младших школьников в учебной деятельности
- Проявление феномена «апперцептивной слепоты» в исследовании мотивационной сферы педагогов
- Основные линии разработки проблем стиля деятельности в отечественной психологии
- Характеристики экзистенциальной исполнености личности и их связь с копинг-стратегиями
- Влияние структуры предметов труда
- На психологические свойства
- Коллективного субъекта труда
- (На примере энергетики)
- Представления и отношение школьников и студентов медицинского колледжа к здоровому образу жизни
- Особенности формирования мотивационной готовности сотрудников органов внутренних дел к службе
- Развитие эмоциональной сферы младших школьников в процессе изучения предмета «Психология»
- Психолого-экономические аспекты медиаплана рекламной деятельности турфирмы на Байкале
- Психофизиологические корреляты эмоциональной компетентности детей дошкольного возраста
- Актуальные направления
- Исследования условий оптимизации
- Психотерапевтического общения с
- Заикающимися
- Природа индивидуальных различий по экстраверсии и нейротизму
- Специфика психолого-педагогической деятельности практического психолога образования
- К проблеме социально-психологических детерминант жизненной удовлетворенности
- К верификации методов психосемантической диагностики познавательных конструктов личности
- 0 Профессионально-педагогическом самоутверждении личности
- Динамика профессионального самосознания психологов в процессе обучения
- Проблемы реализации
- Социо-ориентированной методологии
- Проектирования крупномасштабных
- Технических объектов
- Взаимосвязь профессионально важных качеств и многоуровневых процессов психической регуляции
- Психологические особенности процесса персонификации компьютера пользователями
- Результаты мониторинга социально-психологических и организационных проблем безопасности
- Личностное развитие в условиях ранней профессионализации:ресурсы и проблемы
- Полипарадигмальная модель профессионального самосознания педагогов доу
- Со страхами ребенка как фактор формирования копинг-стратегий у детей
- Музыка как фактор развития
- Коммуникабельности подростков,
- Воспитывающихся в условиях
- Интернатного типа
- Ценностно-мотивационные основы интеграции этнических мигрантов в российское общество
- Особенности технологии личностно-ориентированного обучения в образовательном пространстве вуза
- Психологическая структура готовности к риску руководителей высшего звена железноодорожного транспорта
- Психофизиологические детерминанты формирования криминального стереотипа поведения
- Толерантность как основа социальной безопасности в полиэтнических общностях
- К вопросу о связи личностной самоэффективности психолога и его профессионально важных качеств
- Взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной парадигм в исследовании эмоционального развития
- Эмоциональные компоненты процесса социализации российских и бурятских детей
- Состав и структура ассоциативного пространства «ценности - психические состояния»
- Проблемы психического здоровья учителя в современной образовательной среде и перспективы
- Когнитивные типы дисфункциональных убеждений: особенности проявления в информационном пространстве
- Профиль асимметрии как системный
- Фактор в ходе социализации
- И возможности его коррекции
- На примере старшеклассников
- Феномен предметной избирательности: пролегомены к психологической диагностике способностей
- К вопросу о роли и направлениях деятельности школы в экономической социализации старшеклассников
- Формирование произвольности
- Поведения дошкольников в контексте
- Социального взаимодействия малой
- Проблема сохранения психического здоровья человека в системе высшего образования
- Вовлечение элементов индивидуального опыта разного «возраста» в процессы принятия решения
- Психологическая реабилитация
- Нейрохирургических пациентов,
- Работа с измененными
- Состояниями сознания
- Личностная беспомощность и учебная активность у детей младшего школьного возраста
- Специфика социализации, образовательной среды и жизненных ориентиров подростков
- Исследование генезиса установок и их проявления в реальной жизнедеятельности
- Влияние эмоциональных характеристик личности на процесс группового творчества
- Роль внешних и внутренних условий (факторов) при инициации и реализации сенсомоторного действия
- Психодиагностика личности подростка - этап психологического сопровождения в образовательном учреждении
- Интенсивности ые характеристики профессиональных я-концепций мужчин и женщин
- Психофизиологические и
- Психологические характеристики
- Старшеклассников с различным уровнем
- Одарённости
- Особенности межполушарного
- Взаимодействия при решении творческой
- Задачи у одаренных с разным профилем
- Латеральной организации
- К родам с учетом некоторых социально-психологических особенностей беременных женщин
- Скорость обработки информации как опосредующее звено в связях
- И интеллектом
- Методологические аспекты изучения связей особенностей личности и свойств нервной системы
- Социально-психологические проблемы духовно-нравственного кризиса современной семьи
- Организационные аспекты медико-психологической помощи населению
- Система реализации межпредметной интеграции в образовательном процессе школы
- Пассионарность как фактор психологической готовности военнослужащих
- Соотношение имплицитных и эксплицитных этнических стереотипов у русских и немцев
- Особенности самореализации личности при развитии способности к целеполаганию
- Особенности корреляционных
- В консультативной деятельности психолога по проблемам школьного обучения
- Опыт психической травмы у девочек с агрессивно-насильственными правонарушениями
- Психолого-педагогическое
- Психосемантические особенности представлений об успешности студентов разных курсов
- Эмпатический профиль личности как основа психологической культуры психолога
- Индивидуальный ресурс
- Профессионального развития
- Как условие успешной
- Профессионализации
- Глобализация и организация процесса
- Адаптации работника
- К мультикультурной
- Производственной среде
- Соотнесение субъективных представлений (со) и объективного поведения (социально-психологических
- Проблема повышения квалификации
- Руководящих кадров в условиях
- Инновационного управления в
- Современном образовании
- Мотивационно-ценностная включенность
- Характеристики социальных представлений в период общественной трансформации
- Эволюция
- Отражение в параметрах событийно-связанных потенциалов актуализации мотивации достижения
- Экономическая социализация и проблемы смысла жизни у старших подростков
- Психолого-педагогические основы становления творческих способностей дошкольников
- Интерактивная техника «Форум - театр»
- Обучения в рамках общей психологической подготовки спасателей мчс России
- Препятствия внедрения
- Инновационных технологий
- Психологического сопровождения
- Образовательного процесса
- Признаки и функции конкуренции как социально-психологического феномена и основы рыночной экономики
- Социально-психологические особенности организационной культуры и имиджа милиции
- Субъективная оценка служебных
- И социально-бытовых затруднений
- Как фактор развития стресса жизни
- Офицеров вс рф
- Психологический аспект профессиональной деятельности преподавателя вуза