logo search
psicho T1

Флота России

Булгаков А.В. (г. Москва)

В ходе теоретического и эмпирического исследования на бое­вых кораблях ВМФ были выявлены закономерности межгрупповой адаптации (МГА). Закономерности легли в основу обоснования принципов управления данным социально-психологическим про­цессом. В исследовании участвовали 45 экипажей кораблей Север­ного и Черноморского флотов. Основную часть выборки составили 402 группы: 270 групп-категорий, 72 группы-коллективы и 60 групп-команд военных моряков. Основными закономерностями МГА в экипаже корабля ВМФ являются. Закономерность, обусловленная генезисом МГА на корабле, которая определяется нелинейностью восприятия группами ситуаций МГА относительно своего статусного положения в экипаже. Социально-психологические закономерности МГА, представляющие сложную динамическую систему эмпириче­ски выявленных зависимостей:

а) при многообразии военно-организационных субкультуркорабельных групп доминирующей культурой экипажа кора­бля является субкультура «порядка». Группы с однотипнымисубкультурами испытывают меньшую напряженность в МГА;

б) благоприятный социально-психологический климат в кора­бельных группах предопределяет применение ими традици­онных алгоритмов и стратегий МГА. Для корабельных группс противоречивым социально-психологическим климатомМГА носит характер высокой неопределенности. Неблаго­приятный социально-психологический климат способствуетиспользованию группами более широкого спектра стратегий,инновационных алгоритмов МГА;

в) уровень развития корабельных групп по критерию сбалансиро­ванности групповых систем оказывает существенное влияниена МГА: несбалансированные группы разрешают ситуации МГАнаиболее напряженно; высокостатусные группы, взаимодей­ствуя с низкостатусными группами, успешно преодолеваютситуации МГА независимо от уровня своего развития;

г) при реализации корабельными группами социально-ролевыхфункций МГА доминируют: фактор групповой адаптации квоенной деятельности в морской стихии - при выполнении

задач боевой службы; фактор адаптации групп к совместной деятельности в экипаже корабля - при плановом выполнении учебно-боевых задач в море; социально-психологический фак­тор организации - при расформировании экипажа корабля. Закономерность МГА групп с различной профессиональной компетенцией в экстремальных условиях совместной деятельности, которая определяется детерминацией разрешения противоречий, возникающих в системе взаимодействия объективно-ситуативных, индивидуально-личностных и межгрупповых факторов.

Выявленные закономерности позволили обосновать социально-психологические принципы управления МГА. Принцип сопряжения противоречивости МГА содержательно раскрывает сопровождение диалектического процесса взаимного изменения, взаимодополне­ния, взаимопроникновения групп в межгрупповом взаимодей­ствии. Принцип реализуется как в теоретической, так и практической областях. Амбивалентные по своей сущности процессы существуют одновременно, попеременно выполняя доминирующую роль в конкретной ситуации МГА. При таком понимании оптимизация и управление МГА на корабле означают следующее. Во-первых, принятие практических организационных мер по нормативному ре­шению возникающих проблем, например, разработку и реализацию документов, регламентирующих совместную деятельность групп и т.д. Во-вторых, целенаправленную (либо стихийную, интуитивную) коррекцию интерпретативных моделей межгруппового взаимо­действия. Именно с помощью поиска и внедрения в групповое и индивидуальное сознание новых социально значимых смыслов и нормативно-ценностных установок происходит процедура кор­рекции МГА, которая осуществляется как в рамках социализации групп на корабле, так и с помощью группового и индивидуального целеполагания (самоадаптация). Не меньшим ресурсом кор­рекции МГА обладают средства информационного воздействия, находящиеся вне корабля. Результативным методом воздействия на МГА являются тренинги: номотетический, межгруппового асси­милятора, смысложизненных ориентации, межгрупповых дебатов и т.д. Принцип субкультурного приспособления групп друг к другу основан на ключевом, интегрирующем, системообразующем в МГА понятии субкультура группы как специфической части военно-организационной культуры (ВОК) экипажа корабля, под которой понимается паттерн коллективных базовых представлений, обре­таемых, передаваемых и используемых всеми группами в процессе их адаптации к изменениям внешней и внутренней среды. Главная причина выявленного входе исследования нейтрально-негативного отношения управленцев всех уровней к ВОК лежит в объективности общего сложного и противоречивого состояния ВМФ России, в не­достаточном знании командирами, офицерским составом флота проблем социальной и организационной психологии, латентное™ проявлений в большинстве ситуаций жизнедеятельности экипажа корабля. Управление МГА в связи с этим организуется через их подготовку к использованию социально-психологических знаний организационного развития, умение определять, нейтрализовать и корректировать организационные патологии, формирование навыков развития ВОК, требуемой для решения задач, стоящих перед кораблем, подразделением. Принцип эргономичное™ МГА, ее цикличности, резонанса, гармонии, влияния доминирующего фактора внешней среды. Принцип подразумевает возможность подстраивания циклических резонансных процессов под упоря­доченную структуру внешних воздействий. Проведенный анализ структуры МГА групп с одинаковыми и различными субкультурами

160

А-Ж

показывает, что между группами с одинаковыми субкультурами сочетание групповых защитных стратегий и стратегий взаимопони­мания находится близко к пропорции «золотого сечения». Принцип доминирования внешних социальных факторов нетолько объясняет динамику МГА на корабле, но и дает возможность воздействовать на нее в требуемом для решения боевых и учебно-боевых задач направлении.