Свердловской области)
Больных П.В. (г. Екатеринбург)
Доверие как социально-психологическое явление можно рассматривать в трех областях: доверие к миру, доверие к другим и доверие к себе. Целью данной работы является изучение структурных компонентов доверия между людьми, выступающего необходимым условием взаимодействия и общения людей.
Анализ литературы, посвященный феномену доверия, показал, что не существует единого общепринятого определения понятия «доверия» к другим. В работах Э. Эриксона и Дж. Роттера базальное доверие определяется как вера в людей. Э. Гидденс полагал, что доверие - это то, что «строится на взаимности ответственности и соучастия: уверенность в честности другого, которая служит главным источником чувства честности и аутентичности самого себя».
Теоретический анализ структуры доверия позволил выделить три основных компонента доверия:
предсказуемость как представление субъекта о том, насколькоон хорошо знает человека, и насколько он способен предсказать его поведение в ситуации неопределенности;
надежность как представление субъекта о том, способен ли другой человек оказать помощь, поддержать в трудной ситуации;
единство (тождественность) как представление субъекта оналичии у него с другим человеком общих целей, принципови мировоззрения.
Стоит обратить внимание на тот факт, что все эти составляющие характеризуют именно представления субъекта о чем-либо. В данном случае представления индивида выступают как некое приобретенное в процессе взаимодействия свойство. На наш взгляд, на доверие к другим людям оказывает влияние еще и некая внутренняя ценностная психологическая составляющая, присущая человеку от природы, а не приобретенная.
В феврале 2007 года было проведено социологическое исследование педагогов Свердловской области и города Екатеринбурга, посвященное анализу доверия педагогов к другим людям. В исследовании приняло участие 200 человек: педагоги ГОУДОД ЦДОД «Дворец молодежи», педагоги МОУ СОШ № 114 г. Екатеринбурга, а также педагоги образовательных учреждений из 22 городов Свердловской области, принявшие участие в работе семинаров, круглых столов и конкурсов.
Респондентам было предложено определить понятие «доверие» к другим людям, что дало возможность выявить основные составляющие доверия и сравнить их с компонентами, разработанными в теории.
Ответы респондентов можно условно разделить на пять групп, которые и представляют собой составляющие доверия.
Первая группа под общим названием «предсказуемость», включает в себя такие определения как взаимопонимание (способность человека осмыслять, постигать и в какой-то степени предсказывать поведение другого человека), порядочность (честность, неспособность к антиобщественным поступкам), внутреннее согласие человека управлять собой другим, «отношение к другим людям как к себе и такое же отношение других людей к себе».
Вторую группу мнений можно объединить термином «надежность», сюда мы относим непосредственно саму надежность как уверенность в способности другого человека оказать помощь в любой ситуации, ответственность; ответственность (необходимость отвечать за свои действия и поступки), верность, возможность положиться на другого человека.
Третья группа «единство» заключает в себе такие понятия как компетентность, приятие, расположение, уважение; исполнение долга, сотрудничество, товарищество, обоснованное взаимодействие, взаимопонимание.
Четвертая группа мнений носит более психологический, внутренний характер. Данную группу мы определили как «открытость» (как форма поведения) и относим в нее такие понятия как открытость, откровение, открытие, искренность, безоглядность; умение понимать другого человека, любовь, открытость души, расположение. При этом мнения респондентов отличаются: педагоги из малых и средних городов области более «открыты» в отношениях с другими, что объясняется особенностями социального окружения и теснотой межличностных связей.
Последняя группа мнений - «спокойствие» предполагает наличие чувства внутренней защищенности, безоглядности, поддержки, возможности положиться на другого человека.
Все представленные черты являются психологическими составляющими личности, а соответственно и доверия. Это качества человека доверяющего, а не доверяемого. Стоит отметить, что примерно десятая часть респондентов отождествляют доверие с верой. Это предполагает то, что доверие рассматривается ими как нечто, не требующее доказательств и ни от чего не зависящее.
Таким образом, на основании полученных результатов исследования, доверие можно определить как ожидание человека, в условиях зависимости от другого человека в ситуации совместной деятельности, с целью облегчения взаимодействия, и соответствующая данной ситуации форма поведения человека.
Исследование семантического восприятия студенческого лидера
Борисенко З.В. (г. Севастополь)
Тема лидерства достаточно широко и разнородно представлена в литературных источниках. Существуют такие подходы к изучению проблемы лидерства как диспозиционный (теория черт), ситуативный и компетентностный. Тем не менее, исследования студенческого лидера ранее не проводились с точки зрения изучения семантической основы лидерства, в этом новизна работы. Студенческий контингент интересно исследовать как представителей уже сложившейся системы способов поведения, но еще чувствительной к внешнему воздействию. Таким образом, в проведенной работе предпринята попытка отразить феномен студенческого лидерства.
Исследование проводилось в несколько этапов. В общей сложности в исследовании принимали участие 119 испытуемых.
Сначала была поставлена задача - выявить «словарь» конструктов, описывающих поведение и черты лидера. Для этого
155
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.
проводились исследования с помощью методики репертуарных решеток и оригинальной методики.
Выявленныеслова,описывающиелидеров, были подвергнуты частотному анализу и на основании этого составлена методика, включающая 37 конструктов. Далее эта методика проведена на двух группах студентов, а результаты факторизованы. После этого исходная методика модифицирована, формулировки конструктов изменены в терминах умений, способностей, склонностей, и включены конструкты, только входящие в полученные ранее факторы.
Затем проводился ситуационно-поведенческий тест с целью выявления лидерского потенциала испытуемых. После решения предложенных задач каждому из членов группы раздавались бланки модифицированной авторской методики, и они оценивали каждого члена группы. Испытуемые, наиболее и наименее ярко проявившие лидерский потенциал в дискуссии, дополнительно тестированы личностными опросниками. Результаты личностных тестов сопоставлялись с результатами авторской методики при составлении психологического портрета.
В результате было выявлено, что лидерское поведение оценивается членами группы практически также, как и лидер оценивает себя при ответе на личностные опросники. А в оценке члена группы, не проявившего лидерский потенциал, группой подчеркиваются особенности его поведения в процессе ситуативно-поведенческого теста. Результаты, полученные с помощью новой методики, дополняют данные личностных тестов, акцентируя особенности восприятия группой специфики поведения испытуемого в ситуации групповой дискуссии.
Таким образом, новая методика может быть использована в качестве дополнительной с целью получения данных, шире описывающих поведение человека в ситуации притязания на лидерство, а также особенности восприятия этого человека референтной группой.
зало, что существуют значимые различия в отношении подростков к семье, к отцу, к оценке «Я-идеальное», к оценке своего здоровья. Корреляционный анализ показал, что эти показатели выше у подростков, растущих в полной семье.
Изучение различий по полу в зависимости от состава семьи было проведено в два этапа: сначала мы сравнили выборки девочек и мальчиков из неполных семей. У девочек из неполных семей ниже оценка своего здоровья, значимо хуже отношение к отцу, чем у мальчиков из неполных семей.
Сравнение результатов подростков из полных семей показало, что у девочек из полных семей выше оценка своих родителей, оценка «я хороший». Факторы интеллекта, склонности к риску, доминантность, дипломатичность, творческое мышление по 14PF, отношение к отцу и семье значимо лучше, чем у мальчиков. Конформность у них ниже, чем у мальчиков из полных семей.
Сравнение выборки мальчиков из полных и неполных семей, показало, что в полных семьях мальчики выше оценивают «Я-идеальное», у них ниже факторы выполнения социальных норм, склонности к риску, доминантность, дипломатичность. У девочек из полных и неполных семей также выявлены значимые различия: девочки из полных семей выше оценивают свое здоровья, своих родителей, у них выше оценка «Я-идеальное», самооценка, консерватизм, интеллект, доминантность, они значимо лучше относятся к отцу и семье.
Таким образом, наше исследование подтверждает данные, зарубежных исследователей о влиянии отца на полоролевое формирование ребенка, его самооценку и модели семьи и взаимоотношений полов. Кроме того, нами выявлена зависимость конформизма от влияния отца, более конформны подростки, воспитываемые отцом, особенно это значимо для мальчиков, они также более склонны к выполнению социальных норм. Ответить на вопрос, могут ли эти данные свидетельствовать о больше социализации подростка, воспитываемого отцом, можно только после проведения более длительного и подробного исследования, которое планируется нами в настоящее время.
Влияние патернальной депривации на развития личности подростка
Борисенко Ю.В. (г. Кемерово)
Реформирование социальных и тендерных систем в нашей стране приводит к разрушению устоев и традиций, уменьшению социального контроля и большей свободе самой личности по отношению к семье, что часто приводит к воспитанию ребенка одним родителем (матерью).
Для уточнения влияния патернальной депривации на развитие личности ребенка нами совместно с Е.В. Мызниковой было проведено пилотажное исследование специфики влияния патернальной депривации на развитие личности подростка. В исследовании приняли участие 50 учащихся 7 класса общеобразовательной школы (25 из полых семей, 25- воспитываются без отца). Использовались методики: методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн, шкала тревожности Спилберга-Ханина, 14PF, «Незаконченные предложения», а также специально составленная анкета и беседа. Сравнение результатов по критерию Стьюдента (при р=0,05) пока-
- IV всероссийского съезда рпо
- Психологические аспекты невынашивания беременности в современных семьях
- Время как психологическая мера измерения количественно-качественных изменений человека
- Особенности работы социально-психологической службы гимназии личностно-ориентированного образования
- Ордерная технология изменения организационной культуры: принципы проектирования и применения
- Конфигурация медленного потенциала мозга, соответствующего реализации нового поведенческого акта
- О результатах апробации компьютерной модификации методики г. Уиткина «Стержень-Рамка»
- Современных мультфильмов на когнитивный компонент нравственного развития ребенка-дошкольника
- Изучение представления о супружеских конфликтах у сотрудников спецподразделений
- Различительная чувствительность в общем антропологическом пространстве
- Психоаналитический подход в понимании психологического потенциала семейных отношений
- Организационная культура как ресурс развития негосударственной образовательной организации
- Опросник «Мыслей и Поведения» для изучения нарушения пищевого поведения (нпп)
- Психологическое сопровождение детей
- С онкологическими заболеваниями
- И их семей на всех этапах
- Заболевания и лечения
- Саморегуляция учебной деятельности как условие эффективной учебы подростков коррекционных классов
- Карьерные стратегии мужчин и женщин - представителей технономических профессий
- Психологические особенности
- Копинг-поведения сотрудников
- Государственной противопожарной
- Социально-психологическая характеристика нарушений уставных правил взаимоотношений
- Концепция и направления медико-психологического сопровождения спасателей мчс России
- Сравнение влияния аффекта и фрустрации на субъектность обвиняемого
- Принципы и реализация психологического мониторинга образовательных систем
- Психологические аспекты воздействия художественной литературы на формирование личности
- Закон б.М. Теплова и экзистенциальные модели в спецгруппах
- Профессиональное самоопределение: представления о профессии и «образе профессионала»
- Проблема объединения локальной зрительной информации в когнитивные блоки
- Акмеологический аспект мыследеятельностного образования студентов гуманитарных специальностей
- Стадии развития лидера Развитие творческого и инициативного мышления в современных условиях
- Личностные детерминанты субъекта учебной деятельности в контексте первичной профессионализации
- О депривации потребностей ребенка, оставшегося без родительского (семейного) попечения
- Личностно-профессиональное развитие педагога в условиях модернизации российского образования
- Деформации личностно-смысловой сферы «Топ-менеджера» в зависимости от уровня персональной ответственности
- Влияние особенностей памяти и внимания на формирование установок иллюзий восприятия формы объектов
- Формирование конфликтной
- Компетентности педагогов школы как
- Важное направление психологического
- Обучения в образовании
- Уход в деноминацию как способ решения личностью своих проблем в условиях социальной неопределенности
- Исследование манипулятивных
- Воздействий руководителя на
- Социально-психологический
- Климат группы
- Мотивационные особенности менеджеров с различным стилем мышления
- Особенности стиля мышления
- У представителей различных
- Национальностей Юга России
- (На примере жителей г. Ростова-на-Дону)
- Соотношение технологичности и творчества в исследовательской деятельности учащихся
- Взаимосвязь духовной и психологической безопасности в современных угрозах мира
- Психологическое просвещение участников образовательного процесса: детей,учителей, родителей.
- Содержательные характеристики «я» и потенциал развития человека в профессии
- Соотношение механизмов психологической защиты и совладания у подростков
- Психологическое обеспечение
- Профессиональной безопасности
- Сотрудников правоохранительных
- Органов
- Проектная мыследеятельность субъектов
- Образования как механизм выращивания
- Новых культурно-образовательных
- Практик
- Психологические аспекты профессионально-педагогического образования
- Исследование индивидуальных различий асимметрии ритмических составляющих ээг у близнецов
- Двигательная активность в структуре
- Здоровой жизнедеятельности учащихся
- Как условие развития безопасности
- Личности
- Диагностика регуляторных основ как условия готовности к переходу из средней школы в старшую
- Динамические и статические
- Характеристики в структуре
- Представлений о себе и другом как
- Трудном партнере общения
- Особенности переживания внутриличностных конфликтов у женщин, зависимых от алкоголя
- Влияние степени тяжести
- Перинатального поражения цнс
- И сокращения срока внутриутробного
- Развития на формирование
- Особенности обучения учащихся
- Установлению взаимосвязей
- При изучении математики
- С позиций психологии
- Исследование образа
- Террористического акта
- У респондентов Москвы,
- Чеченской Республики и Забайкалья
- Подходы к исследованию
- Проблема письменной личности в идеологических конструктах XX века (на материале творчества н.К. Крупской)
- Преступного поведения в отношении представителей религиозных групп
- Практика работы психологов таможенных органов: состояние и пути развития
- Тендерные различия в уровне успеваемости немецких школьников в точных и гуманитарных науках
- Роль генетических и средовых факторов в формировании предрасположенности к депрессии у подростков
- Диалог как технология инициации смыслообразования в интерпретации м.М.Бахтина
- Детей и подростков
- С различными формами аутизма
- (С синдромом Asperger,
- Синдромом Kenner)
- Представления студентов
- Групповые динамические процессы семьи как малой группы на разных этапах ее жизненного цикла
- Проблема формирования
- Осознанной саморегуляции
- В аспекте готовности студентов педвуза
- К профессиональной деятельности
- Кросс-культурные и тендерные исследования лидерства в зарубежной и отечественной психологии
- Междисциплинарные
- Особенности включенности
- Социально-одаренных детей
- В совместную деятельность
- Учебной группы
- Особенности профессионального самосознания у госслужащих с высоким и низким адаптационным ресурсом
- Использование методов терапевтической
- Практики в построении образовательной
- Среды для человека с инвалидностью
- (Идеографический подход)
- Психологические аспекты управления
- Учреждением дополнительного
- Образования как субъектом
- Развивающего образования
- Психологические особенности молодых людей, отличающихся высокой целеустремленностью и связностью целей
- Структура доверия к другим
- (По результатам социологического
- Исследования педагогов
- Свердловской области)
- Психологические механизмы формирования внутреннего убеждения коллегии присяжных заседателей
- Принципы управления
- Межгрупповой адаптацией
- На кораблях Военно-морского
- Флота России
- Особенности образа я у юношей и девушек с соматическими заболеваниями
- Отношений и коммуникаций национальной сборной команды (спортивные единоборства)
- Сон: оптимизация системы регуляции ритма сердца с помощью сенсорных притоков
- Основание изучения развития представлений подростков и юношей о себе и о мире
- Организация работы по внедрению личностно ориентированной технологии в школе
- Психологические эффекты как важные ресурсы для просвещения участников образовательного процесса
- Развитие профессионального здоровья как задача психологической подготовки специалиста
- Опыт трансформации восточных оздоровительных традиций: пространство чая
- Курс «Психологические факторы межконфессиональной толерантности» в школах
- Стереотипное восприятие как фактор формирования интолерантного поведения
- Стиль коммуникативной активности и интегральная индивидуальность человека
- Психологические показатели и сон подростков с минимальными мозговыми дисфункциями
- Психологические аспекты профессионального становления следователя прокуратуры
- Особенности адаптации пожилых людей к новой социальной ситуаци в условиях взаимодействия с собаками
- Влияние индивидуальных особенностей родителей на профессиональный выбор старших школьников
- Функционально-регуляционная модель взаимосвязи интеллекта и мотивации достижения
- Мотивационно-личностные
- Детерминанты профессиональной
- Успешности командиров воинских
- Подразделений
- Психологический анализ врачебных ошибок стоматологов с позиции личностного подхода
- Особенности восприятия внешнего облика другого человека студентами педагогического колледжа
- Перспектив психологического мониторинга развития младших школьников в учебной деятельности
- Проявление феномена «апперцептивной слепоты» в исследовании мотивационной сферы педагогов
- Основные линии разработки проблем стиля деятельности в отечественной психологии
- Характеристики экзистенциальной исполнености личности и их связь с копинг-стратегиями
- Влияние структуры предметов труда
- На психологические свойства
- Коллективного субъекта труда
- (На примере энергетики)
- Представления и отношение школьников и студентов медицинского колледжа к здоровому образу жизни
- Особенности формирования мотивационной готовности сотрудников органов внутренних дел к службе
- Развитие эмоциональной сферы младших школьников в процессе изучения предмета «Психология»
- Психолого-экономические аспекты медиаплана рекламной деятельности турфирмы на Байкале
- Психофизиологические корреляты эмоциональной компетентности детей дошкольного возраста
- Актуальные направления
- Исследования условий оптимизации
- Психотерапевтического общения с
- Заикающимися
- Природа индивидуальных различий по экстраверсии и нейротизму
- Специфика психолого-педагогической деятельности практического психолога образования
- К проблеме социально-психологических детерминант жизненной удовлетворенности
- К верификации методов психосемантической диагностики познавательных конструктов личности
- 0 Профессионально-педагогическом самоутверждении личности
- Динамика профессионального самосознания психологов в процессе обучения
- Проблемы реализации
- Социо-ориентированной методологии
- Проектирования крупномасштабных
- Технических объектов
- Взаимосвязь профессионально важных качеств и многоуровневых процессов психической регуляции
- Психологические особенности процесса персонификации компьютера пользователями
- Результаты мониторинга социально-психологических и организационных проблем безопасности
- Личностное развитие в условиях ранней профессионализации:ресурсы и проблемы
- Полипарадигмальная модель профессионального самосознания педагогов доу
- Со страхами ребенка как фактор формирования копинг-стратегий у детей
- Музыка как фактор развития
- Коммуникабельности подростков,
- Воспитывающихся в условиях
- Интернатного типа
- Ценностно-мотивационные основы интеграции этнических мигрантов в российское общество
- Особенности технологии личностно-ориентированного обучения в образовательном пространстве вуза
- Психологическая структура готовности к риску руководителей высшего звена железноодорожного транспорта
- Психофизиологические детерминанты формирования криминального стереотипа поведения
- Толерантность как основа социальной безопасности в полиэтнических общностях
- К вопросу о связи личностной самоэффективности психолога и его профессионально важных качеств
- Взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной парадигм в исследовании эмоционального развития
- Эмоциональные компоненты процесса социализации российских и бурятских детей
- Состав и структура ассоциативного пространства «ценности - психические состояния»
- Проблемы психического здоровья учителя в современной образовательной среде и перспективы
- Когнитивные типы дисфункциональных убеждений: особенности проявления в информационном пространстве
- Профиль асимметрии как системный
- Фактор в ходе социализации
- И возможности его коррекции
- На примере старшеклассников
- Феномен предметной избирательности: пролегомены к психологической диагностике способностей
- К вопросу о роли и направлениях деятельности школы в экономической социализации старшеклассников
- Формирование произвольности
- Поведения дошкольников в контексте
- Социального взаимодействия малой
- Проблема сохранения психического здоровья человека в системе высшего образования
- Вовлечение элементов индивидуального опыта разного «возраста» в процессы принятия решения
- Психологическая реабилитация
- Нейрохирургических пациентов,
- Работа с измененными
- Состояниями сознания
- Личностная беспомощность и учебная активность у детей младшего школьного возраста
- Специфика социализации, образовательной среды и жизненных ориентиров подростков
- Исследование генезиса установок и их проявления в реальной жизнедеятельности
- Влияние эмоциональных характеристик личности на процесс группового творчества
- Роль внешних и внутренних условий (факторов) при инициации и реализации сенсомоторного действия
- Психодиагностика личности подростка - этап психологического сопровождения в образовательном учреждении
- Интенсивности ые характеристики профессиональных я-концепций мужчин и женщин
- Психофизиологические и
- Психологические характеристики
- Старшеклассников с различным уровнем
- Одарённости
- Особенности межполушарного
- Взаимодействия при решении творческой
- Задачи у одаренных с разным профилем
- Латеральной организации
- К родам с учетом некоторых социально-психологических особенностей беременных женщин
- Скорость обработки информации как опосредующее звено в связях
- И интеллектом
- Методологические аспекты изучения связей особенностей личности и свойств нервной системы
- Социально-психологические проблемы духовно-нравственного кризиса современной семьи
- Организационные аспекты медико-психологической помощи населению
- Система реализации межпредметной интеграции в образовательном процессе школы
- Пассионарность как фактор психологической готовности военнослужащих
- Соотношение имплицитных и эксплицитных этнических стереотипов у русских и немцев
- Особенности самореализации личности при развитии способности к целеполаганию
- Особенности корреляционных
- В консультативной деятельности психолога по проблемам школьного обучения
- Опыт психической травмы у девочек с агрессивно-насильственными правонарушениями
- Психолого-педагогическое
- Психосемантические особенности представлений об успешности студентов разных курсов
- Эмпатический профиль личности как основа психологической культуры психолога
- Индивидуальный ресурс
- Профессионального развития
- Как условие успешной
- Профессионализации
- Глобализация и организация процесса
- Адаптации работника
- К мультикультурной
- Производственной среде
- Соотнесение субъективных представлений (со) и объективного поведения (социально-психологических
- Проблема повышения квалификации
- Руководящих кадров в условиях
- Инновационного управления в
- Современном образовании
- Мотивационно-ценностная включенность
- Характеристики социальных представлений в период общественной трансформации
- Эволюция
- Отражение в параметрах событийно-связанных потенциалов актуализации мотивации достижения
- Экономическая социализация и проблемы смысла жизни у старших подростков
- Психолого-педагогические основы становления творческих способностей дошкольников
- Интерактивная техника «Форум - театр»
- Обучения в рамках общей психологической подготовки спасателей мчс России
- Препятствия внедрения
- Инновационных технологий
- Психологического сопровождения
- Образовательного процесса
- Признаки и функции конкуренции как социально-психологического феномена и основы рыночной экономики
- Социально-психологические особенности организационной культуры и имиджа милиции
- Субъективная оценка служебных
- И социально-бытовых затруднений
- Как фактор развития стресса жизни
- Офицеров вс рф
- Психологический аспект профессиональной деятельности преподавателя вуза