logo search
psicho T1

Карьерные стратегии мужчин и женщин - представителей технономических профессий

Афанасенко И. В. (г. Ростов-на-Дону)

Карьерная стратегия нами содержательно определяется как соответствующая карьерным мотивам и целям субъекта долговременная устойчивая форма организации им конкретных специфических действий, направленных на достижение этих мотивов и целей.

В структуру карьерной стратегии включены два компонента: мотивационно-целевой, характеристиками которого выступают содержание карьерных мотивов и целей субъекта и их взаимосвязь, и операциональный, представленный конкретными, реализующими карьерную стратегию действиями. Карьерный мотив определяется как отвечающее потребностям и ценностям субъекта представление о процессе и результатах конкретной карьеры, побуждающее его к реализации последней. Карьерная цель рассматривается как уровень конкретных достижений, которых хочет добиться человек в профессиональной карьере. В качестве характеристик операцио­нального компонента карьерной стратегии выделены: активность, самоинициированность и предметная направленность действий. Самоинициированность действий отражает степень авторства, ответственности и заинтересованности человека как личности и субъекта деятельности по отношению к осуществляемым им конкретным преобразовательным действиям. Активность действий определяется как готовность субъекта к усилиям в действиях и по­ведении для достижения карьерных целей. Предметная направлен­ность действий характеризует вектор направленности конкретных действий субъекта на себя, на других или на профессию и карьеру.

В результате эмпирического исследования (Афанасенко И.В., 2005) нами было выявлено три вида карьерных стратегий и изучены их мужские и женские варианты, а именно: «Карьерная стратегия профессиональных достижений и духовного удовлет­ворения» «Карьерная стратегия профессиональных достижений и собственного престижа» и «Карьерная стратегия профессиональных достижений».

Мужские и женские варианты «Карьерной стратегии профес­сиональных достижений и духовного удовлетворения» характери­зуются сходством по содержанию карьерных мотивов и целей, и различием по их согласованности - у мужчин карьерные мотивы и цели содержательно рассогласованы. Выявлены различия у мужчин и женщин и по специфике характеристик операционального компо­нента стратегии. На фоне высокой активности мужчин, их действия характеризуются большей выраженностью самоинициированности в адрес карьеры и профессиональной деятельности, чем действия женщин на фоне их низкой активности. У мужчин сильно выражена направленность действий на себя как субъекта деятельности и умеренно - направленность действий на других, а у женщин не выражен ни один из этих видов направленности действий.

В мужских и женских вариантах «Карьерной стратегии про­фессиональных достижений и собственного престижа» имеют место сходство в содержании карьерных мотивов и различия в согласованности карьерных мотивов и целей. У женщин представ­лено больше ведущих карьерных целей, чем у мужчин, однако их мотивы и цели карьеры рассогласованы по содержанию. У мужчин

выявлены как согласованность, так и рассогласованность карьер­ных мотивов и целей. В операциональном компоненте карьерной стратегии выявлены сходство у мужчин и женщин в отношении низкой активности их действий, и различия в отношении других характеристик (самоинициированности и предметной направлен­ности действий). У мужчин преобладает самоинициированность действий в адрес карьеры и профессионального окружения, а у женщин - в адрес себя и собственной профессиональной деятель­ности. Действия мужчин направлены преимущественно на себя как субъекта деятельности, и в наименьшей степени - на профессию и карьеру, а уженщин преимущественной направленности действий не выявлено. Однако у женщин с высокой продолжительностью профессиональной деятельности имеет место выраженная направ­ленность действий на профессиональное окружение.

Мужские и женские варианты «Карьерной стратегии про­фессиональных достижений» сходны по содержанию карьерных мотивов и целей, различаясь по их согласованности. И у мужчин, и уженщин сходные ведущие мотивы карьеры, однако в содер­жание мотивационно-целевого компонента стратегии у женщин включено больше карьерных целей, чем у мужчин. У мужчин карьерные мотивы и цели автономны, а у женщин - рассогласо­ваны по содержанию. Выявлены различия по специфике каждой из характеристик (активности, предметной направленности и самоинициированности действий) операционального компонента карьерной стратегии. Активность карьерных действий уженщин низкая, а у мужчин - высокая, однако она снижается по мере продолжительности их профессиональной деятельности. Самоини­циированность действий мужчин преимущественно проявляется по отношению к карьере и к самим себе как субъектам ее построе­ния, а уженщин преобладает самоинициированность действий по отношению к профессиональной деятельности. Действия мужчин характеризуются преимущественной направленностью на себя и на профессиональную деятельность, а в действиях женщин до­минирующей направленности не выявлено.

Таким образом, выявлены три вида карьерных стратегий у мужчин и женщин - представителей технономических профессий. Перспектива дальнейших исследований видится нам в изучении карьерных стратегий субъектов в связи с типологиями профес­сиональных специализаций и их тендерными характеристиками, а также в исследовании вопросов интеграции карьерной стратегии в жизненную стратегию личности и их соотношения.

Психолого-педагогические проблемы

интегрирования пол и культурного образовательного пространства в вузе

Ахвердова О. А. (г. Ставрополь)

Почти сто лет назад великий российский ученый В. И. Вернанд-ский, говоря о современной форме высшего образования, отмечал, что она будет определена быстрой и полной передачей знаний, демократизацией общественной и государственной жизни и распро­странением единой культуры на весь земной шар. Сегодня его слова стали реальностью, заставляющей пересмотреть господствующие

51

Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.

представления о роли и месте образования в системе культурных институтов общества. Вузам на пороге третьего тысячелетия при­ходится принимать ответственные решения, которые кардинально меняют само понятие образовательного пространства.

Основным носителем поликультурности в современном мире вероятнее всего следует считать информационно-образовательное пространство университетов, которое содержит в себе не только лучшие достижения различных культур и традиций, наций, этносов, но и является оптимальным «котлом», формирующем поликультурный сплав в конкретном субъекте, не мешающий, а помогающий развитию национальной самоидентификации на бессознательном уровне.

С одной стороны молодой человек ассимилирует эталоны культуры и традиций других народов, а с другой стороны он испы­тывает чувство гордости за приобретенную культуру, характерную для собственной нации или этноса.

Без внутренней психологической переработки поликультурных смыслов, символов практически невозможно строить грамотные от­ношения с другими субъектами информационно-образовательного пространства. Одновременно формируется толерантность к иным культурам и традициям, но не в ущерб собственной культуре, что помогает, опять-таки, сохранению и становлению национальной, этнической идентификации.

Высшее учебное заведение как особое информационно-образовательное пространство обеспечивает интегрирование и раз­витие систем многоплановых субъект - субъектных, субъект - объ­ектных отношений (индивидов, групп, субкультур, конфессий и др.).

Именно университет как особая культурная среда является главным центром государственных традиций, в котором кумули-руются, соответствующим образом интегрируются и передаются знания новым поколениям, здесь же формируется их носитель -образованный человек.

В России проблема поликультурного образования приобрела особую актуальность и сложность в 90-е годы, когда в условиях социально-экономических и политических реформ сложилась новая информационно-образовательная среда обитания молодежи. Для этой среды характерны усиление этнизации, смыслового, про­гностического содержания образования, возрастание роли родного языка обучения, идей народной педагогики, увеличение влияния религии этих основ на формирование самосознания личности. В этих условиях поликультурное образование, с одной стороны, способствует кристаллизации этнической идентификации и фор­мированию культурного и национального самосознания обучаемых, а, с другой стороны, препятствует их этнокультурной изоляции от других народов и стран.

Представляется, что наиболее действенным орудием влияния на развитие потенциала личности является система образования личности, которая должна приучать ребенка, подростка и взрослого необходимости постоянных изменений в образе жизни (сообразно меняющемуся миру), а также к восприятию, следованию и со­хранению национальных традиций и культурного наследия своей страны, к росту духовности.

Проявление духовности характеризуется высокой избиратель­ностью мышления, определяемой духовными ценностями лично­сти, прежде всего совестью. Духовность способствует расширению информационной базы,подключает информационные ресурсы подсознания, что тем самым способствует продуктивности мышле­ния, характеризуется чувством внутренней активности, единением духовных способностей и свойств, чувств и эмоций, единением

умственных, нравственных, духовных качеств, направленных к духовному прогрессу.

Как отмечают исследователи, можно выделить три подхода, у человека пытающегося понять другую культуру. В основе первого подхода лежит стратегия внутреннего постижения, попытка ин­терпретировать различные проявления культуры посредствам «ауто-интерпретации» самих носителей. Второй подход основан на стратегии научно иноинтерпретации, попытка рационального объяс­нения, исходя из надкультурной научной дисциплины. Третий подход предлагает стратегия критического реализма, попытка разложения культурных феноменов на значимые составные части, подводящая к пониманию всеобщего родства и взаимозависимости культур.

В Ставропольском государственном университете разработана и внедрена в практику концепция воспитательной работы со студен­тами, которая, на наш взгляд, способствует процессу стабилизации личностной изменчивости в диапазоне психологической нормы, формированию адекватной социальной адаптации, повышению уровня их академической культуры. Именно здесь происходит реализация личностно-ориентированного подхода - возвращение к интересам студента.

Президент в своем послании 2005 года сказал: «Мы свободная нация. И наше место в современном мире... будет определяться лишь тем, насколько сильными и успешными мы будем».

Изменения происходящие у эмигрантов в процессе их социокультурной адаптации

Ахмадуллина Э. А. (г. Казань)

Социальные изменения происходят быстро в динамичной культуре (А.В. Мудрик), в связи с чем человек должен непрерывно выстраивать адекватное взаимодействие с меняющимся миром. Способность быть адекватным во многом зависитот компетентности в общении (Хараш А.У.). При этом роль самого человека как субъекта социализации постоянно растет. Поэтому, процессы социализации необходимо осмысливать как в ракурсе изменения мира, так и в ракурсе изменений человека. Модель эмиграции нами рассматри­вается как способ развития этнокультурной компетентности.

На первом этапе исследования был осуществлен сравни­тельный анализ данных диагностики отдельных показателей самоактуализации личности, а также их структур. Из обозримого количества эмигрантов, выехавших из России по собственному желанию, были отобраны лица, стоящие в начале процесса со­циокультурной адаптации, - 52 респондента, 26 - проживающих в Англии и 26 - россиян). Из них - мужчины и женщины в равной пропорции. В центре внимания - эмигранты, выехавшие из России по собственному желанию. Объективной причиной их эмиграции является работа по бессрочному контракту. Однородность выборки обеспечивалась сходством испытуемых по следующим критериям: социально-экономический статус (наличие высшего образования и работы, обеспечивающей стабильный материальный доход); пол (выборка представлена равным количеством мужчин и женщин), возраст (около 30 лет), национальность (русские).

52

А-Ж

Этот момент явился первым диагностическим срезом и на­чалом последовавшего далее лонгитюдного исследования, целью которого было изучение различий в динамике самоактуализа­ции личности эмигрантов - бывших россиян и жителей России, обусловленных особенностями социальной ситуации развития. Проведённое на данном этапе исследование показало, что в са­мом начале эмиграции обследованные нами респонденты имеют лишь некоторые малосущественные различия с россиянами по диагностированным показателям. В основном различия касаются степени принятия англоязычной культуры, что вполне объяснимо. Кроме того, эмигранты отличаются количественными значениями ценностных ориентации, в целом приближающими их к ценностям западной культуры.

Второй диагностический срез был осуществлён по прошествии двух лет после первого. Выяснилось, что за прошедшие два года действительно начинают проявляться существенные различия в показателях самоактуализации личности эмигрантов и россиян.

Поскольку основной целью данной работы явилось исследова­ние динамики самоактуализации в процессе социальной адаптации, для выяснения характера социальной адаптации была использована методика А. К. Осницкого, являющаяся авторской модификацией опросника социально-психологической адаптированное™ (СПА), разработанного К. Роджерсом и Р Даймондом. В центре внимания авторов методики и ее русифицированного варианта ряд факторов личностного развития, таких «самооценивание», «самоприятие», «приятие других», «социальная направленностьличности», «стрем­ление к доминированию», «выраженность интернальности в решениях и действиях» и другие.

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

Успешность социокультурной адаптации определяется пси­хологическим механизмом самодетерминации, основой которого является ценностно-мотивационная сфера личности, ведущие со­ставляющей которой - стремление к самоактуализации, ценности саморазвития, позитивное самоотношение, толерантное отношение к окружающему, интернальность, мотивационная направленность на успех и активную творческую жизнь, устойчивость к фрустри-рующим обстоятельствам.

Выяснилось, что условия проживания в эмиграции не спо­собствуют самоактуализации личности в показателях активности, инициативности, творческой направленности и социальной полез­ности. Ведущим фактором самоотношения эмигрантов является самоуважение, тогда как у россиян, - самоуничижение. Успешность социокультурной адаптации эмигрантов обеспечивается самоува­жением, аутосимпатией, верой в свои возможности, доверием к окружающему, потребностью в познании и отказом от социальных стереотипов. Тогда как россияне успешно адаптируются, проявляя гибкость в общении, но подавляя творческую активность и стрем­ление к познанию.

У россиян с годами фиксируется подавление творческой активности и стремления к познанию, что, с одной стороны, спо­собствует социальной адаптации в условиях российских реалий, но, с другой, не является положительным моментом самоактуа­лизации. Кроме того, снижаются показатели доброжелательного и терпимого отношения к людям и ощущение эмоционального комфорта.