logo search
psicho T1

Развитие эмоциональной сферы младших школьников в процессе изучения предмета «Психология»

Виноградова Н.В. (г. Москва)

Одними из центральных задач образования, как указывается в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, в XXI веке становятся формирование у подрастаю­щего поколения умения эмоционально реагировать на изменения, происходящие в обществе и контролировать свое поведение, адаптироваться к современным условиям жизни, формирование у школьников духовности и культуры, способности к успешной социализации в обществе.

Об эмоциях написано очень много как в художественной, так и в научной литературе, они вызываютинтерес не только у психологов, но и у философов, физиологов, клиницистов. Достаточно сослаться на систематические обзоры экспериментального их изучения в ра­ботах Р. Вудвортса (1950),Д. Линдсли (1960),П.Фресса (1975),Я.Рей-ковского (1979), К. Изарда (2000), переведенных на русский язык, а также отечественных авторов: П.М. Якобсона (1958), В.К. Вилюнаса (1973),Б.И.Додонова (1987), П.В.Симонова (1962,1975,1981,1987), Л.И.Куликова (1997).

Значение проблемы эмоций едва ли нуждается в обосновании. Какие условия и детерминанты ни определяли бы жизнь и деятель­ность человека - внутренне, психологически действенными они становятся лишь в том случае, если им удается проникнуть в сферу его эмоциональных отношений, преломиться и закрепиться в ней.

Правильная организация учебной деятельности младшего школьника, предполагающая личностную включенность ребенка в эту деятельность, создает благоприятные условия для развития познавательной сферы, которая неизбежно связана с эмоционально-волевой сферой. Их взаимообусловленность в совокупности и состав­ляет базу общего развития ребенка, развития его общих способностей и основных психологических новообразований возраста.

Эмоции и чувства, выполняя различные функции, участвуют в управлении поведением человека в качестве непроизвольного компонента, вмешиваясь в него как на стадии осознания потреб­ности и оценки ситуации, так и на стадии принятия решения и оценке достигнутого результата. Поэтому понимание механизмов управления поведением требует понимания и эмоциональной сферы человека, ее роли в этом управлении. И эту возможность дает предмет «Психология в школе», который при изучении темы «Эмоции» знакомит ребенка с собственным эмоциональным миром, а также эмоциональным миром другого человека, способ­ствует пониманию чувств, настроений, переживаний других людей и своих собственных.

214

А-Ж