Влияние индивидуальных особенностей родителей на профессиональный выбор старших школьников
Волобуева Е. В. (г. Ставрополь)
Согласно полученным нами эмпирическим данным, влияние родителей на профессиональный выбор ребенка в большей мере можно объяснить особенностями ценностных ориентации родителей. Ориентация родителей на ценности, характерные для самоактуализирующейся личности, позволяет им воздействовать на профессиональный выбор ребенка на уровне примера (р=0,025), убеждения (р=0,018), их сочетания (р=0,035), а также стимулирует самостоятельный, независимый выбор ими профессии, отличной от родителей и расходящейся с их пожеланиями (р=0,048). Возможность сочетания в родительском влиянии профессионального примера и наставлений также принадлежит со статистической достоверностью (р=0,047) родителям, демонстрирующим спонтанность проявления своих чувств.
Свойственная родителям гибкость в реализации своих ценностей, их способность быстро реагировать на изменяющиеся аспекты ситуации обусловливает возможность их воздействия на профессиональный выбор ребенка на уровне примера (р=0,042) и стимулировать совершение им самостоятельного, автономного профессионального выбора (р=0,037).
Профессиональный выбор старшеклассника, согласно имеющимся результатам, связан также стакими особенностями личности родителей как самоуважение и самопринятие, которые способствуют совершению им выбора на основе восприятия родительского примера (соответственно, р=0,035 и р=0,008). Самопринятие также стимулирует автономность профессионального выбора старшеклассника (р=0,032).
Способность родителей старшеклассника к быстрому установлению глубоких контактов с людьми (шкала контактности), проявляясь в отношениях со своим ребенком, вероятно, обусловливает совершение им профессионального выбора на основе родительских убеждений (р=0,012).
Самоактуализация родителей в контексте ряда шкал (ценностные ориентации, гибкость поведения, спонтанность, самопринятие, самоуважение, контактность), относящихся к блоку ценностей, самовосприятия и построения поведения, способна оказывать влияние на профессиональный выбор старшеклассника.
С помощью вопросника агрессии Басса - Дарки нами были выявлены уровни развития форм агрессии родителей и установлен характер их связи с профессиональным выбором старшеклассников.
Чаще всего проявление родителями агрессии (косвенной агрессии и негативизма) приводит к снижению способности старшеклассников осуществить профессиональный выбор (соответственно, р=0,020 и р=0,009). Это, возможно, зависит от происходящего при проявлении агрессии рассогласования адекватного взаимодействия ребенка с родителями, препятствующего осуществлению необходимого трансляционного воздействия.
Следствием косвенной агрессии родителей может явиться совершение старшеклассниками профессионального выбора под влиянием их профессиональных убеждений (р=0,014). Подозрительность, проявляемая родителями, может также сказаться на профессиональном выборе старшеклассников, который с высокой
190
А-Ж
вероятностью будет отличным от профессионального примера родителей и их наставлений в сфере профессиональных приоритетов (р=0,045). Влияние родителей на профессиональный выбор ребенка сдостаточной вероятностью характерно для таких ее форм как вербальная и косвенная агрессия родителей, а также их подозрительность и негативизм.
Проведенное нами исследование позволило понять влияние характера смысложизненныхориентации (транслируемых убеждений) родителей на профессиональный выбор старшеклассника. При этом достоверен вклад в профессиональный выбор субшкал «цели в жизни» (р=0,044), «процесс жизни» (р=0,018), «результативность жизни» (р=0,010) и «локус контроля - жизнь» (р=0,048). В наибольшей степени влияние вызывается такими показателями смысложизненных ориентации родителей как «процесс жизни» и «цели в жизни». Возможно, понимание родителями целей своей жизни и удовлетворенность ее результатов создает положительную семейную среду, способствующую трансляции ребенку родительских опыта и убеждений в сфере профессиональных предпочтений.
Входе исследования было установлено, что влияние родителей на профессиональный выбор детей может основываться на уровне их интернальности в нескольких сферах: общей интернальности, интернальности в сфере достижений, интернальности в сфере неудач и производственной интернальности. Анализ результатов показывает, что с высокой вероятностью в своем профессиональном выборе старшеклассники повторяют профессиональный выбор родителей, если последние обладают высокой общей (р=0,018) или профессиональной (р=0,012) интернальностью. Сделать профессиональный выбор под влиянием родительских убеждений старшеклассники могут при высоком уровне у родителей показателей общей интернальности (р=0,035) и интернальности в сфере достижений (р=0,044). Полученные данные убеждают, что профессиональный выбор старшеклассника чаще всего совершается в результате совместного воздействия родительского примера и пожеланий при высоких показателях общей интернальности родителей (р=0,038). Высокие показатели интернальности неуспешных родителей способны вызвать у старшеклассников затруднения в осуществлении профессионального выбора (р=О,ОЗО). Интернальность родителей также может выступать фактором, обусловливающим влияние родителей на профессиональный выбор старшего школьника.
Детско-родительские отношения по ряду своих показателей (оптимальность, дистанция и концентрация) способны внести вклад в выбор старшеклассником профессии. Проведенное исследование позволяет говорить о том, что влияние родителей на вые сии может быть как благоприятным, так и неблагоприятным.
Внутренняя картина инвалидности как элементЯ-концепции инвалида войны
Волобуева Ю. М. (г. Москва)
Исследования структуры Я-концепции инвалидов войны показывают, что ее важнейшим элементом, выступающим своеобразной осью самовосприятия, самооценки и самоотношения становится «внутренняя картина инвалидности» (ВКИ), которую можно определить как «ядро Я-концепции инвалида, интегрирующее его представления об ограничении своих физических возможностей, месте в системе социальных связей и отношений, перспективах социального функционирования, переживание этих представлений и использование их в качестве регулятора собственной активности».
Необходимость введения этого понятия, наряду с понятием «внутренняя картина болезни» (ВКБ), обусловлена следующими обстоятельствами. Во-первых, в болезни отражена ситуация временной утраты здоровья и физических возможностей военнослужащего, тогда как в факте инвалидности отражена новая, драматическая жизненная перспектива пострадавшего, новыеусло-вия его социального функционирования. Во-вторых, болезнь дана человеку в большинстве случаев в виде ощущений и эмоций, тогда как инвалидность - в виде констатирующего знания и витального переживания. В-третьих, мотивация больных нацелена на выздоровление и восстановление здоровья и физических возможностей человека, мотивация инвалида - на оптимизацию обстоятельств социального функционирования.
ВКБ часто корреспондируют с силой нервной системы (Мягкова И.Ф.,Ломакина А.И., 1982). Внутренняя картина болезни зависит от социально-психологических особенностей личности (прежде всего Я-концепции) и отношения социума к инвалиду. В ВКИ конкретного инвалида могут преобладать представления о себе либо как о субъекте своей жизнедеятельности, либо как о заложнике ситуации, объекте внешних воздействий и причин. Содержание ВКИ задает уровень активности инвалида в преодолении социально-психологических барьеров интеграции его в общество.
Представляется, вполне обоснованно можно говорить о том, что использование термина «внутренняя картина болезни» олицетворяет медицинский подход к инвалидности, а применение термина «внутренняя картина инвалидности»- психологический подход.
Изучение самооценок коммуникативных способностей, ценностей, антиценностей, Я-зеркального, особенностей внутренней картины инвалидности инвалидов боевых действий позволяет выделить по двум основаниям (субъектность-объектность ВКИ и гармоничность-дисгармоничность соотношения составляющих Я-концепции) четыре типа Я- концепции инвалидов боевых действий: субъектно-дисгармоничный, объектно-дисгармоничный, субъектно-гармоничный, объектно-гармоничный, отличающиеся характером регуляции их социального поведения.
191
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.
Нравственные проблемы в психологии
Воловикова М. И. (г. Москва)
Внутренняя логика развития психологии обнаруживает проявление интереса исследователей к нравственной проблематике как основополагающей для понимания процессов становления личности, семьи, больших и малых общностей. Сопоставление содержания учебников психологии (отражающих наиболее устоявшееся знание) позволяет обнаружить наличие специфически психологического (а нетолько философского, или этического) содержания в понимании нравственной проблематики. Г. Челпанов (1912) отдельную главу посвящает «моральному чувству» и часть другой - «нравственному характеру». Хотя в послереволюционные учебники внимание к нравственному развитию личности вернулось только в контексте «морального кодекса...»(т. е. к концу 1950-х гг.), отечественную психологическую науку этого периода отличал интерес к исследованиям нравственности, в том числе, методом формирующего эксперимента (работыЛ.Г. Божович,С.Л.Рубинштейна,С.Г.Якобсон, Н.И. Судакова, В.Э. Чудновского и др.).
В настоящее время в связи с завершением процессов, связанных со сменой идеологии, с негативными тенденциями периода нравственного релятивизма, происходит оживление интереса к нравственным проблемам в психологии (А.А. Мелик-Пашаев-духовно-нравственные основания творчества, Т.А. Флоренская, М.Ю. Колпакова - метод духовно-нравственного диалога в психотерапии, В.Е. Семенов- нравственный основы социально-психологических процессов, Л.М. Попов, А.П. Кашин - личностная диагностика по качествам добра и зла). Данные о позитивной роли нравственности получены в инженерной психологии и психологии труда, социальной и экономической психологии и др. (Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев, А.Н. Костин, А.Б. Купрейченко, Т.А. Нестик и др.). Исследована разрушительная роль деструктивных в нравственном отношении явлений - лжи, обмана, манипулирования другими людьми (В.Н. Знаков, Е.А. Сергиенко, А.Н. Лебедев и др.) и созидающая роль нравственных ценностей (Н.А. Журавлева). Т. о. получен фактологический,теоретический и эмпирический материал, требующий осмысления и концептуализации.
Школой С.Л. Рубинштейна накоплен большой научный потенциал в теоретическом обосновании, экспериментальных подходах к нравственным явлениям и в методах анализа: выявлена специфика исследования нравственности как психического процесса (А.В. Брушлинский, Л.В. Темнова, 1993; М.И. Воловикова, 1995), концептуализирован субъектный подход к исследованию психических явлений (С.Л. Рубинштейн, 1956,1973; К.А. Абульханова-Славская, 1980,1986; А.В. Брушлинский, 2002), показана роль нравственного идеала вжизни личности и общества (С.Л. Рубинштейн, 1946,1973; М.И. Воловикова, 2004,2005). Теоретической опорой для подхода к нравственной психологии как новому фундаментальному направлению в психологии составляют также работы отечественных и зарубежных философов - специалистов в области этики (А.А. Гусейнов, 2003; РГ. Апресян, 1995; Г.В. Кузнецова, Л.В. Максимов, 1996Д В. Артемьева, 2003; Anscombe G. Е. М., 1958 и др.)
Термин «нравственная психология» начал использоваться в работах последнего десятилетия. С 1994 г. по настоящее время в Смоленском гуманитарном ун-те ведется учебный курс «Основы нравственной психологии» (М.И. Воловикова, Л.Л. Дикевич, 2005).
Появляются работы, посвященные этическим проблемам психологии (Н.С. Пряжников, 2004). Своевременной является работа по определению используемых понятий, описания области применения, методов, задач и специфики нравственной психологии относительно этической психологии и других направлений современной психологии, родственных по используемой терминологии. «Этическая психология» («этические проблемы психологии») возникла в пограничной зоне между психологией и деонтологией и затрагивает, прежде всего, вопросы соблюдения нравственных и юридических нормы в отношениях психолога к пациенту, испытуемому, исследуемому и т. п. Термин «духовная психология» является синонимом эзотерической психологии (Дж.Г. Беннетт, КЗ. Кришнамачарьи), а потому область, таким образом, понимаемой духовной психологии, с областью нравственной психологии не пересекается. Задачи нравственной психологии определяются следующим кругом проблем. Понимание личностью и обществом смысла нравственного бытия и объективной содержательности нравственного мира. Теоретическое и эмпирическое исследование связи и иерархии нравственных ценностей. Процессы осознания на индивидуальном и общественном уровнях нравственного закона, его содержания, императивности и внутреннего единства. Соотношение нравственного и правового сознания. Закон и нравственные идеалы. Социальные представления о правде, праве и справедливости. Связь личности и общества в контексте нравственного бытия. Субъективность личного нравственного переживания и усвоение личностью нравственных установок. Совесть как нравственная интуиция. Мотивы и поведение человека в осуществлении ценностно-нравственного выбора. Нравственное созидание и разрушение личности. Личность как субъект нравственного выбора. Искаженность нравственного бытия: анализ истоков и механизмов. Своеволие как извращение свободы. Ложь, скептицизм, равнодушие к истине. Искаженность ценностного мира. Исследование современных социальных представлений о совести в российском менталитете.
Подготовка студентов-психологов к диагностической деятельности
Володина И. С. (г. Ростов-на-Дону)
Психодиагностическая подготовка практического психолога предполагает наряду с усвоением современного арсенала психодиагностических средств развитие понимания существа психодиагностической деятельности, ее закономерностей и возможностей.
Различение научно-исследовательской и научно-практической психодиагностики позволяет определить круг задач, которые предстоит решать психологу-практику в ходе профессиональной деятельности. Особое значение имеет тот момент, что при научно-практической диагностике результатом является нахождение не общей закономерности психического развития («обнаружение известных закономерностей», по А. А. Бодалеву, В. В. Сталину), а «решение конкретной задачи, выявление причины конкретного психического явления» (И. В. Дубровина). В свою очередь, вероятность «нахождения» фактора, действующего именно в этом конкретном случае, напрямую зависит оттого, насколько психологом-практиком
192
А-Ж
«теоретически была осмыслена ситуация» (Л. А. Ясюкова). Эффективность оказываемой психологической помощи (консультирования, психологической коррекции), таким образом, определяется пониманием теоретической сути явления, которое на практике и формирует ситуацию, требующую разрешения.
В настоящее время вопрос о формировании практического (диагностического) мышления в процессе профессиональной подготовки практического психолога, учитывая усиление позиций компетентностного подхода в системе высшего образования, имеет особое значение. В частности, возрастает необходимость освоения практикоориентированного знания, что в контексте данной проблемы может означать освоение знаний о «структуре объекта диагностики, типологии психодиагностических задач, классификациях параметров деятельности или психологического состояния комфорта - дискомфорта и их психологических причинах, владение психодиагностическими методиками и методами постановки психологического диагноза, приемами поведения и общения с обследуемым» (А. Ф. Ануфриев).
В этой связи нам представляется целесообразным использование в практике обучения технологии составления диагностического описания объекта психодиагностики и решения психодиагностических задач. Основанием для данной технологии является представление о двухуровневом (причинно-следственном) строении объекта психодиагностики (Й. Шванцара, М. М. Безруких, Н. П. Лока-лова и др.): 1) уровень явления или симптома (плохая успеваемость, проблемное поведение в школе, трудности взаимоотношений в семье и пр.); 2) конструкт или психологический механизм (недостаточная сформированность познавательных навыков, особенности личностного развития и пр.).
Диагностическое описание объекта обследования в содержательном отношении представляет собой знание фундаментальной психологической науки, преобразованное в целях их использования для решения их практических задач (А. Ф. Ануфриев).
Исходя из этого, решение диагностической задачи может проводиться по следующему алгоритму:
Составление описания объекта на феноменологическом уровне. Например, в случае работы со случаями, связанными со школьной неуспеваемостью, на этом этапе студентом планируется и проводится ознакомление с содержанием запроса (беседа с родителями, учителями, самими ребенком, изучение письменных работ, сбор психологического анамнеза). Результатом работы на данном этапе выступает феноменологическое описание объекта психодиагностики.
Конструирование структурной модели объекта психодиагностики. Основным содержанием деятельности студента здесь выступает выдвижение гипотез о возможных причинно-следственных связях. Решающее значение на адекватность формируемых гипотез оказывает теоретическая подготовка студента в области знания схем детерминации психического развития, психологических основ формирования навыков деятельности (в том числе и учебной), возрастных особенностей личностного и когнитивного развития на разных этапах онтогенеза.
Планирование психодиагностического обследования. На этом этапе речь идет об определении необходимых и достаточных диагностических средств, с помощью которых предполагается эмпирическая проверка выдвинутых гипотез.
Проведение обследования, интерпретация полученных результатов, составление заключения.
Подготовка рекомендаций для участников анализируемой ситуации (в данном случае - родителей и учителей), определение направлений и содержания коррекционно-развивающей работы.
Данный алгоритм осваивается на практических занятиях и в ходе выполнения индивидуальных заданий. Выполнению практических заданий предшествует соответствующий теоретический курс, после которого студентам предлагается разбор так называемых консультативных случаев. Первоначально студенты знакомятся с алгоритмом диагностического обследования, в группах анализируют информацию, представленную в описании случая, выдвигают гипотезы о возможных причинно-следственных связях, определяют стратегию дальнейшего психодиагностического обследования. Освоение данного алгоритма продолжается в ходе выполнения индивидуального задания, где материалом для анализа выступают полученные в ходе собственной практики запросы (от родителей, учителей). Результатом работы выступает составленное студентом психологическое заключение и разработанные рекомендации.
Как показывает практика, использование данной технологии способствует не просто получению студентами навыков решения диагностических задач, но и осознанию студентом «реципрокных отношений» между теорией и практикой.
Профессиональная активность в совладании со стрессом
ВолочковА.А. (г. Пермь)
исследование выполнено
при финансовой поддержке РГНФ,
грант №07-06-00528 а
Взаимодействие учителя с наиболее проблемным учеником изучалось в кросскультурном исследовании: Нидерланды, Италия, США, Россия, Суринам, Индия, Китай, Африка. Организаторы исследования (К. van der Wolf & Н. Everaert) эмпирически выделили 6 типов поведения наиболее проблемного ученика: 1) «против шерсти»; 2) «гиперактивность»; 3) «слабый ученик»; 4) «легко расстраивается» 5) «синдром неудачника»; 6) «агрессивная враждебность». Эти и другие аспекты взаимодействия (всего 30 переменных) отражены в тестовой батарее «Учителя и ученики», которой пользовались все участники проекта. В Пермской выборке (572 участника) дополнительно к этой батарее проведен «Вопросник профессиональной активности учителя» (TAQ), разработанный в соответствии с концепцией целостной активности субъекта конкретной сферы взаимодействия (Волочков 1996-2005).
Проект предполагал изучение влияния ряда факторов на частоту и стрессогенность поведенческих нарушений самого проблемного ученика и ряд других проявлений. Мы с помощью ANOVA исследовали эффекты четырех факторов:
«Система образования»;
«Территория проживания»;
«Стаж учительства»;
«Уровень профессиональной активности учителя».
193
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.
«Стаж работы» (1-10 лет; 15-20; 25-40) и «Территория проживания» (Пермь, малые города, село) показали по 7 из 30-ти возможных статистически достоверных эффектов на частоту нарушений, оценку их стрессогенности и другие переменные. Фактор «Система образования» («традиционное»; школа 2100; «эльконинцы», «занковцы») обнаружил 10 значимых эффектов. В целом учителя традиционных классов чаще встречаются с такими нарушениями и острее на них реагируют. Но делать однозначный вывод о преимуществах той или иной образовательной системы в данном случае некорректно. Обнаруженные эффекты свидетельствуют скорее о влиянии профессиональной среды в целом - с учетом отбора учащихся, образовательной модели, территории проживания т. д.
Наиболее значимым фактором, влияющим на большинство аспектов взаимодействия с такими учащимися, оказалась «Профессиональная активность учителя». Ее уровень определялся по суммарному индексу вопросника TAQ. 572 учителя по этому индексу были разделены на 3 выборки по 80 участников- с относительно высоким, средним и низким уровнями профессиональной активности. Оказалось, что «Активность учителя» мало влияет на частоту нарушений, но достоверно воздействует на оценку стрессогенности всех поведенческих нарушений самого проблемного ученика, а также на все сферы профессиональной жизни учителя, диагностированные анкетой «Учитель и ученики». Обнаружены статистически значимые эффекты данного фактора на 26 из 30 характеристик (86,7 %)! С повышением профессиональной активности учителя уровень стресса, который вызывают поведенческие нарушения самого проблемного ученика, снижается. Активные профессионалы принимают вызов со стороны субъектов противодействия. В итоге их личность, психическое здоровье и многие аспекты профессиональной деятельности оказываются намного устойчивее, чем у «нормативных» и низкоактивных профессионалов.
Выводы.
Профессиональная активность учителя показала себя значительно более мощным копинг-ресурсом, чем ряд средовых илигенетически обусловленных факторов: территории проживания,образовательной системы,отбора учащихся, возраста учителяи другие.
Результаты исследования поддерживают концепцию целостнойактивности субъекта конкретной сферы жизнедеятельности,разрабатываемую в Пермской научной школе психологов.
Интеллектуальное развитие и модель образования
Волочков А. А. (г. Пермь)
исследование выполнено
при финансовой поддержке РГНФ,
грант № 07-06-82635 а/У)
Какая школьная среда обеспечивает максимальное развитие индивидуальных психологических ресурсов? Всегда ли инновационные модели сильнее традиционных? Как сказывается рафинирование школьной среды (отбор учащихся и т. п.) на развитии?
Мы провели исследование отложенных эффектов фактора «Образовательная модель в начальной школе» на ряд параметров психического развития пятиклассников (10,5 лет) и восьмиклассников (13,5 лет). Фактор «модель обучения» представлен 3 градациями: «традиция», «эльконинцы» и «занковцы». Среди 725 респондентов- ученики краевого центра (Пермь), малых городов и сел Пермского края. По каждой градации - более 100 участников. От каждой из школ участвовали только «самые сильные» по экспертным оценкам классы в параллели, которые в начальной школе обучались педагогами с достаточным опытом и мастерством в соответствующих образовательных моделях. Диагностику проводили педагоги-психологи, прошедшие специальное обучение и получившие полный комплект тестовых тетрадей и бланков на каждого участника, что повысило достоверность полученных данных.
Особое внимание уделялось сравнению интеллектуального развития выборок друг с другом и с нормативными данными по ряду стран мира. В этом плане интересен общий показатель развития интеллекта по тесту «Прогрессивные матрицы» Равена. Наши выборки на 65 % представлены выпускниками классов развивающего обучения. Если эти системы столь эффективны в развитии когнитивной сферы, как предполагают их основатели, следует ожидать значительно более высоких показателей интеллекта по сравнению с зарубежными. Наши результаты соответствуют третьему квартилю процентильных данных подростков других стран («наши» пятиклассники/восьмиклассники-на уровнеамериканцевсРг=70-75/72-75, британцев с 50-55/55-75 и китайцев с 50-52/50-75) - т. е. наши сильные ученики всего лишь полностью соответствуют сильным ученикам других стран.
Еще очевиднее предполагать, что «эльконинцы» и «занковцы» покажут более высокий результат, чем классы «традиции» (в нашей выборке это сельские и массовые пермские школы). Эмпирика этим ожиданиям не соответствует: результаты пятиклассников по тесту Равена: традиция - 41, занковцы - 40, эльконинцы - 42; у восьмиклассников: 49 (традиция), 46 (занковцы), 47 (эльконинцы).
Полученные в ходе ANOVA эффекты фактора «Образовательная модель» на другие параметры когнитивного развития свидетельствуют о том, что оно связано не столько с моделью обучения, сколько с общим уровнем психометрического интеллекта и учебной активностью самих школьников. Особенно четко это проявилось у восьмиклассников, где лидируюттрадиционные классы. Школьники развивающих моделей показали значительное превосходство по одному из параметров вербального интеллекта - Владению словарем. Это преимущество сохраняется как у пятиклассников, так и у восьмиклассников.
194
А-Ж
Очевидно, каждая из сравниваемых образовательных моделей имеет свой потенциал воздействия на развитие, в котором, однако, следует учитывать также роль генетического фактора и учебную активность самого школьника.
Возможно, обнаруженный потенциал традиционного обучения связан с проявлением «оптимального противодействия», которое авторы инновационных моделей исключают через организацию рафинированной по ряду признаков образовательной среды. Такое рафинирование, на наш взгляд, нарушает принцип «оптимума противодействия», необходимого для развития активности субъекта в его взаимодействиях с лишенным такого рафинирования реальным миром.
Отношение к нравственным нормам
Воробьёва А. Е. (г. Москва)
Проблема духовно-нравственного развития личности занимает одно из основных мест в системе психологического знания и общественной практики. Нравственность рассматривается некоторыми исследователями как базовая характеристика личности.
В рамках исследовательской работы, проводимой в лаборатории социальной психологии Института психологии РАН, разрабатывается проблема нравственно-психологической регуляции активности личности. Достаточно подробно исследована нравственно-психологическая регуляция экономической активности в сфере бизнеса (Купрейченко А.Б., 2001), однако необходимо изучить нравственно-психологическую регуляцию и в других сферах.
Под психологическим отношением к нравственным нормам нами понимается совокупность субъективных, осознаваемых, эмоциональных, оценочных связей субъектов с существующими нравственными нормами и друг с другом, представляющая собой когнитивный аспект, выражающийся в осознании и рациональной оценке существующих нравственных норм, эмоциональный аспект, выражающийся в эмоциональных переживаниях по поводу отдельных нравственных норм, конативный аспект, выражающийся в готовности следовать в своем поведении отдельным нравственным нормам. Его основными элементами, согласно нашему подходу, являются:
отношение личности к нравственности, морали, включающеев себя представления о происхождении нравственности какявления, о значимости морали, нравственности для общества,абсолютности или относительности нравственности, воздаянииза добро или зло, нравственности личности как проявлении еесилы или слабости, природе нравственности личности;
этические стратегии, включающие в себя активность или пассивность нравственного поведения, взаимность нравственногоповедения, обязательность соблюдения норм и связанные сними эмоциональные переживания;
ориентации личности, включающие в себя эгоцентрическуюориентацию, группоцентрическую ориентацию, гуманистическую ориентацию, миросозидательную ориентацию.
- IV всероссийского съезда рпо
- Психологические аспекты невынашивания беременности в современных семьях
- Время как психологическая мера измерения количественно-качественных изменений человека
- Особенности работы социально-психологической службы гимназии личностно-ориентированного образования
- Ордерная технология изменения организационной культуры: принципы проектирования и применения
- Конфигурация медленного потенциала мозга, соответствующего реализации нового поведенческого акта
- О результатах апробации компьютерной модификации методики г. Уиткина «Стержень-Рамка»
- Современных мультфильмов на когнитивный компонент нравственного развития ребенка-дошкольника
- Изучение представления о супружеских конфликтах у сотрудников спецподразделений
- Различительная чувствительность в общем антропологическом пространстве
- Психоаналитический подход в понимании психологического потенциала семейных отношений
- Организационная культура как ресурс развития негосударственной образовательной организации
- Опросник «Мыслей и Поведения» для изучения нарушения пищевого поведения (нпп)
- Психологическое сопровождение детей
- С онкологическими заболеваниями
- И их семей на всех этапах
- Заболевания и лечения
- Саморегуляция учебной деятельности как условие эффективной учебы подростков коррекционных классов
- Карьерные стратегии мужчин и женщин - представителей технономических профессий
- Психологические особенности
- Копинг-поведения сотрудников
- Государственной противопожарной
- Социально-психологическая характеристика нарушений уставных правил взаимоотношений
- Концепция и направления медико-психологического сопровождения спасателей мчс России
- Сравнение влияния аффекта и фрустрации на субъектность обвиняемого
- Принципы и реализация психологического мониторинга образовательных систем
- Психологические аспекты воздействия художественной литературы на формирование личности
- Закон б.М. Теплова и экзистенциальные модели в спецгруппах
- Профессиональное самоопределение: представления о профессии и «образе профессионала»
- Проблема объединения локальной зрительной информации в когнитивные блоки
- Акмеологический аспект мыследеятельностного образования студентов гуманитарных специальностей
- Стадии развития лидера Развитие творческого и инициативного мышления в современных условиях
- Личностные детерминанты субъекта учебной деятельности в контексте первичной профессионализации
- О депривации потребностей ребенка, оставшегося без родительского (семейного) попечения
- Личностно-профессиональное развитие педагога в условиях модернизации российского образования
- Деформации личностно-смысловой сферы «Топ-менеджера» в зависимости от уровня персональной ответственности
- Влияние особенностей памяти и внимания на формирование установок иллюзий восприятия формы объектов
- Формирование конфликтной
- Компетентности педагогов школы как
- Важное направление психологического
- Обучения в образовании
- Уход в деноминацию как способ решения личностью своих проблем в условиях социальной неопределенности
- Исследование манипулятивных
- Воздействий руководителя на
- Социально-психологический
- Климат группы
- Мотивационные особенности менеджеров с различным стилем мышления
- Особенности стиля мышления
- У представителей различных
- Национальностей Юга России
- (На примере жителей г. Ростова-на-Дону)
- Соотношение технологичности и творчества в исследовательской деятельности учащихся
- Взаимосвязь духовной и психологической безопасности в современных угрозах мира
- Психологическое просвещение участников образовательного процесса: детей,учителей, родителей.
- Содержательные характеристики «я» и потенциал развития человека в профессии
- Соотношение механизмов психологической защиты и совладания у подростков
- Психологическое обеспечение
- Профессиональной безопасности
- Сотрудников правоохранительных
- Органов
- Проектная мыследеятельность субъектов
- Образования как механизм выращивания
- Новых культурно-образовательных
- Практик
- Психологические аспекты профессионально-педагогического образования
- Исследование индивидуальных различий асимметрии ритмических составляющих ээг у близнецов
- Двигательная активность в структуре
- Здоровой жизнедеятельности учащихся
- Как условие развития безопасности
- Личности
- Диагностика регуляторных основ как условия готовности к переходу из средней школы в старшую
- Динамические и статические
- Характеристики в структуре
- Представлений о себе и другом как
- Трудном партнере общения
- Особенности переживания внутриличностных конфликтов у женщин, зависимых от алкоголя
- Влияние степени тяжести
- Перинатального поражения цнс
- И сокращения срока внутриутробного
- Развития на формирование
- Особенности обучения учащихся
- Установлению взаимосвязей
- При изучении математики
- С позиций психологии
- Исследование образа
- Террористического акта
- У респондентов Москвы,
- Чеченской Республики и Забайкалья
- Подходы к исследованию
- Проблема письменной личности в идеологических конструктах XX века (на материале творчества н.К. Крупской)
- Преступного поведения в отношении представителей религиозных групп
- Практика работы психологов таможенных органов: состояние и пути развития
- Тендерные различия в уровне успеваемости немецких школьников в точных и гуманитарных науках
- Роль генетических и средовых факторов в формировании предрасположенности к депрессии у подростков
- Диалог как технология инициации смыслообразования в интерпретации м.М.Бахтина
- Детей и подростков
- С различными формами аутизма
- (С синдромом Asperger,
- Синдромом Kenner)
- Представления студентов
- Групповые динамические процессы семьи как малой группы на разных этапах ее жизненного цикла
- Проблема формирования
- Осознанной саморегуляции
- В аспекте готовности студентов педвуза
- К профессиональной деятельности
- Кросс-культурные и тендерные исследования лидерства в зарубежной и отечественной психологии
- Междисциплинарные
- Особенности включенности
- Социально-одаренных детей
- В совместную деятельность
- Учебной группы
- Особенности профессионального самосознания у госслужащих с высоким и низким адаптационным ресурсом
- Использование методов терапевтической
- Практики в построении образовательной
- Среды для человека с инвалидностью
- (Идеографический подход)
- Психологические аспекты управления
- Учреждением дополнительного
- Образования как субъектом
- Развивающего образования
- Психологические особенности молодых людей, отличающихся высокой целеустремленностью и связностью целей
- Структура доверия к другим
- (По результатам социологического
- Исследования педагогов
- Свердловской области)
- Психологические механизмы формирования внутреннего убеждения коллегии присяжных заседателей
- Принципы управления
- Межгрупповой адаптацией
- На кораблях Военно-морского
- Флота России
- Особенности образа я у юношей и девушек с соматическими заболеваниями
- Отношений и коммуникаций национальной сборной команды (спортивные единоборства)
- Сон: оптимизация системы регуляции ритма сердца с помощью сенсорных притоков
- Основание изучения развития представлений подростков и юношей о себе и о мире
- Организация работы по внедрению личностно ориентированной технологии в школе
- Психологические эффекты как важные ресурсы для просвещения участников образовательного процесса
- Развитие профессионального здоровья как задача психологической подготовки специалиста
- Опыт трансформации восточных оздоровительных традиций: пространство чая
- Курс «Психологические факторы межконфессиональной толерантности» в школах
- Стереотипное восприятие как фактор формирования интолерантного поведения
- Стиль коммуникативной активности и интегральная индивидуальность человека
- Психологические показатели и сон подростков с минимальными мозговыми дисфункциями
- Психологические аспекты профессионального становления следователя прокуратуры
- Особенности адаптации пожилых людей к новой социальной ситуаци в условиях взаимодействия с собаками
- Влияние индивидуальных особенностей родителей на профессиональный выбор старших школьников
- Функционально-регуляционная модель взаимосвязи интеллекта и мотивации достижения
- Мотивационно-личностные
- Детерминанты профессиональной
- Успешности командиров воинских
- Подразделений
- Психологический анализ врачебных ошибок стоматологов с позиции личностного подхода
- Особенности восприятия внешнего облика другого человека студентами педагогического колледжа
- Перспектив психологического мониторинга развития младших школьников в учебной деятельности
- Проявление феномена «апперцептивной слепоты» в исследовании мотивационной сферы педагогов
- Основные линии разработки проблем стиля деятельности в отечественной психологии
- Характеристики экзистенциальной исполнености личности и их связь с копинг-стратегиями
- Влияние структуры предметов труда
- На психологические свойства
- Коллективного субъекта труда
- (На примере энергетики)
- Представления и отношение школьников и студентов медицинского колледжа к здоровому образу жизни
- Особенности формирования мотивационной готовности сотрудников органов внутренних дел к службе
- Развитие эмоциональной сферы младших школьников в процессе изучения предмета «Психология»
- Психолого-экономические аспекты медиаплана рекламной деятельности турфирмы на Байкале
- Психофизиологические корреляты эмоциональной компетентности детей дошкольного возраста
- Актуальные направления
- Исследования условий оптимизации
- Психотерапевтического общения с
- Заикающимися
- Природа индивидуальных различий по экстраверсии и нейротизму
- Специфика психолого-педагогической деятельности практического психолога образования
- К проблеме социально-психологических детерминант жизненной удовлетворенности
- К верификации методов психосемантической диагностики познавательных конструктов личности
- 0 Профессионально-педагогическом самоутверждении личности
- Динамика профессионального самосознания психологов в процессе обучения
- Проблемы реализации
- Социо-ориентированной методологии
- Проектирования крупномасштабных
- Технических объектов
- Взаимосвязь профессионально важных качеств и многоуровневых процессов психической регуляции
- Психологические особенности процесса персонификации компьютера пользователями
- Результаты мониторинга социально-психологических и организационных проблем безопасности
- Личностное развитие в условиях ранней профессионализации:ресурсы и проблемы
- Полипарадигмальная модель профессионального самосознания педагогов доу
- Со страхами ребенка как фактор формирования копинг-стратегий у детей
- Музыка как фактор развития
- Коммуникабельности подростков,
- Воспитывающихся в условиях
- Интернатного типа
- Ценностно-мотивационные основы интеграции этнических мигрантов в российское общество
- Особенности технологии личностно-ориентированного обучения в образовательном пространстве вуза
- Психологическая структура готовности к риску руководителей высшего звена железноодорожного транспорта
- Психофизиологические детерминанты формирования криминального стереотипа поведения
- Толерантность как основа социальной безопасности в полиэтнических общностях
- К вопросу о связи личностной самоэффективности психолога и его профессионально важных качеств
- Взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной парадигм в исследовании эмоционального развития
- Эмоциональные компоненты процесса социализации российских и бурятских детей
- Состав и структура ассоциативного пространства «ценности - психические состояния»
- Проблемы психического здоровья учителя в современной образовательной среде и перспективы
- Когнитивные типы дисфункциональных убеждений: особенности проявления в информационном пространстве
- Профиль асимметрии как системный
- Фактор в ходе социализации
- И возможности его коррекции
- На примере старшеклассников
- Феномен предметной избирательности: пролегомены к психологической диагностике способностей
- К вопросу о роли и направлениях деятельности школы в экономической социализации старшеклассников
- Формирование произвольности
- Поведения дошкольников в контексте
- Социального взаимодействия малой
- Проблема сохранения психического здоровья человека в системе высшего образования
- Вовлечение элементов индивидуального опыта разного «возраста» в процессы принятия решения
- Психологическая реабилитация
- Нейрохирургических пациентов,
- Работа с измененными
- Состояниями сознания
- Личностная беспомощность и учебная активность у детей младшего школьного возраста
- Специфика социализации, образовательной среды и жизненных ориентиров подростков
- Исследование генезиса установок и их проявления в реальной жизнедеятельности
- Влияние эмоциональных характеристик личности на процесс группового творчества
- Роль внешних и внутренних условий (факторов) при инициации и реализации сенсомоторного действия
- Психодиагностика личности подростка - этап психологического сопровождения в образовательном учреждении
- Интенсивности ые характеристики профессиональных я-концепций мужчин и женщин
- Психофизиологические и
- Психологические характеристики
- Старшеклассников с различным уровнем
- Одарённости
- Особенности межполушарного
- Взаимодействия при решении творческой
- Задачи у одаренных с разным профилем
- Латеральной организации
- К родам с учетом некоторых социально-психологических особенностей беременных женщин
- Скорость обработки информации как опосредующее звено в связях
- И интеллектом
- Методологические аспекты изучения связей особенностей личности и свойств нервной системы
- Социально-психологические проблемы духовно-нравственного кризиса современной семьи
- Организационные аспекты медико-психологической помощи населению
- Система реализации межпредметной интеграции в образовательном процессе школы
- Пассионарность как фактор психологической готовности военнослужащих
- Соотношение имплицитных и эксплицитных этнических стереотипов у русских и немцев
- Особенности самореализации личности при развитии способности к целеполаганию
- Особенности корреляционных
- В консультативной деятельности психолога по проблемам школьного обучения
- Опыт психической травмы у девочек с агрессивно-насильственными правонарушениями
- Психолого-педагогическое
- Психосемантические особенности представлений об успешности студентов разных курсов
- Эмпатический профиль личности как основа психологической культуры психолога
- Индивидуальный ресурс
- Профессионального развития
- Как условие успешной
- Профессионализации
- Глобализация и организация процесса
- Адаптации работника
- К мультикультурной
- Производственной среде
- Соотнесение субъективных представлений (со) и объективного поведения (социально-психологических
- Проблема повышения квалификации
- Руководящих кадров в условиях
- Инновационного управления в
- Современном образовании
- Мотивационно-ценностная включенность
- Характеристики социальных представлений в период общественной трансформации
- Эволюция
- Отражение в параметрах событийно-связанных потенциалов актуализации мотивации достижения
- Экономическая социализация и проблемы смысла жизни у старших подростков
- Психолого-педагогические основы становления творческих способностей дошкольников
- Интерактивная техника «Форум - театр»
- Обучения в рамках общей психологической подготовки спасателей мчс России
- Препятствия внедрения
- Инновационных технологий
- Психологического сопровождения
- Образовательного процесса
- Признаки и функции конкуренции как социально-психологического феномена и основы рыночной экономики
- Социально-психологические особенности организационной культуры и имиджа милиции
- Субъективная оценка служебных
- И социально-бытовых затруднений
- Как фактор развития стресса жизни
- Офицеров вс рф
- Психологический аспект профессиональной деятельности преподавателя вуза