logo search
psicho T1

Стереотипное восприятие как фактор формирования интолерантного поведения

Васильева О. С, Казарян К. А. (г. Ростов-на-Дону)

На рубеже столетий мир испытывает глобальные изме­нения, которые сопровождаются серьезными конфликтами, террористическими актами, вооруженными столкновениями. В этих тревожных событиях религия, межконфессиональные отношения оказались в центре внимания. Это внимание носит двоякий характер: с одной стороны человек обращается к религии в терапевтических целях (ищет ответы, смысл жизни, пытается найти нравственные и ценностные ориентиры), с другой, мы все чаще связываем терроризм, похищения, убийства с религиозной принадлежностью.

На фоне попыток использования религии для достижения по­литических амбиций и связывание ее с проявлениями терроризма, в современном мире, и в России в частности, особенно актуальной становится проблема формирования культуры взаимоотношений между представителями различных религий.

Можно сказать, что в самом общем виде, формула межрелиги­озной толерантности базируется на открытости, гибкости восприятия других культур, ликвидации пробелов в знаниях относительно осо­бенностей различных религий, в частности ислама и христианства, поскольку они являются наиболее распространенными в нашем регионе.

На наш взгляд, первым шагом к формированию толерантного отношения представителей различных религий по отношению друг к другу может быть попытка снизить их стереотипизированное вос­приятие. Это необходимо, поскольку человек не имеет возможности рассматривать каждую группу как уникальную, поэтому вынужден полагаться на стереотипы, в которых уже содержится необходимая информация.

Г. Тэджфел считает, что стереотипы, определяются восприятием людей в терминах их групповой принадлежности. В результате

176

А-Ж

процесса категоризации происходит акцентирование групповых различий между Я и Другим, и уже затем, на основании этого — дискриминация аутгрупп. Таким образом, стереотипы представляют собой функцию взаимодействия между Я и Другим; они подвижны, ситуативны и зависят от контекста межгрупповых отношений; сле­довательно, полагает Г. Тэджфел, изменение стереотипов возможно лишь через изменение межгрупповых отношений.

Работа с обобщенными стереотипными представлениями друг о друге с целью их конкретизации и индивидуализации позволяет снизить уровень агрессии и недоверия между представителями различных конфессий.

Одним из аргументов в пользу этих предположений становятся выявленные нами ассоциативные ряды, существующие у мусульман и христиан по отношению друг к другу.

В рамках тренингов, проведенных в студенческих группах, мы попросили участников дать ассоциации к словам «мусульманин», «христианин».

Чаще всего встречаются следующие ассоциации:

  1. Христианин — спокойный,хрупкость,открытость,храм,направ­лен в завтрашний день, поверхностный, белое, не следованиетрадициям своей религии, доброта, покорность, пассивный,холод.

  2. Мусульманин -жестокий, импульсивный, мудрость,ортодок­сальность, глубоко верующий, структурированный, черное,сплоченность, вера, стойкость, активный, тепло.

Таким образом, мы видим, что представления о религиозной принадлежности людей, об их личностных особенностях носят стереотипный характер, который к тому же зачастую подкрепляется информацией и эмоциональной окраской, транслируемой в СМИ.

Корме этого необходимо отметить, что данные ассоциативные ряды трудно назвать положительно окрашенными.

Для нас представляется целесообразным работать в первую очередь с информацией,™ есть создать программу практических и теоретических занятий в учебных учреждениях, а также рабо­тать с региональными СМИ для корректировки существующих образов представителей разных религий. Поскольку толерантное отношение по отношению к представителям разных религий в нашем поликонфессиональном регионе приведет к снижению агрессивности, повышению уровня доверия, сплоченности и единства между людьми.

Здоровье как стратегическая задача университетского образования

Васильева О. С. (г. Ростов-на-Дону)

Проблемы здоровья являются значимыми как для каждого отдельного человека, так и для общества в целом. Традиционно считалось, что за здоровье человека отвечает медицина, а за здоровье общества социально-политические институты, в част­ности, правоохранительные органы. Однако в последнее время все большее количество людей понимают, что стратегическим направлением кардинального повышения уровня здоровья

могут стать лишь серьезные изменения в сознании людей, их представлений о человеке, его месте во вселенной, целях, цен­ностях, смыслах. Как индивидуальное здоровье, так и здоровье общества, являются следствием нашего отношения к себе, другим людям, жизни, миру. Таким образом, стратегическая линия ра­боты по повышению уровня здоровья связана с формированием адекватного образа «я», с расширением представлений о себе и своем месте в мире, что является прерогативой образования. Именно этот аспект образования должен стать его основой, в противном случае человечество может погибнуть. Образование призвано помочь осознать личную ответственность каждого че­ловека за свою жизнь, свои мысли, чувства, поступки, за судьбы человечества в целом.

Значение здоровья как условия творческой, активной жизне­деятельности, осознается сейчас как на всех уровнях власти, так и каждым человеком. Так исследование, проведенное со студентами РГУ, в процессе которого выявлялась иерархия терминальных цен­ностей у 700 студентов, показало, что 87 % поставили здоровье на первое место, у остальных оно занимает 2-3 место среди 18 терминальных ценностей. В то же время, реальная ситуация со здоровьем, в последнее время, нетолько не улучшается, а напротив, с каждым годом все более усугубляется. Прежде всего, это связано с несформированностью осознанного, ответственного отношения к своему здоровью. Сформировать такое отношение призвано, в частности, образование.

Именно образование в сфере психологии и культуры здоровья ставит своей главной целью формирование «образа Я»: расширение представлений о себе, своих уникальных физических, культурных и духовных возможностях и ресурсах, о своём предназначении, от­ношениях с другими людьми, миром. Предмет культура здоровья должен быть базовым предметом, для формирования осознанного и ответственного отношения к своему здоровью, независимо от про­фессиональной ориентации студентов. Программа и методические пособия по данному предмету разработаны на кафедре психологии здоровья и физической культуры ЮФУ. Стратегической целью данной программы является: формирование стремления к познанию и преобразованию себя, своего тела, души, духа; формирование идеологии здоровья, активной творческой жизненной позиции; овладение технологиями самопознания, самосовершенствования и самодиагностики своих психических и физических потенциалов и ресурсов.

В качестве основных препятствий для реализации новых стра­тегических целей можно выделить неготовность ряда преподавате­лей эффективно реализовывать эти цели. В этой ситуации нужен не преподаватель дающий уроки, а «руководитель по жизни», который даёт набор средств для самопознания и самосовершенствования, оказывает помощь в их индивидуальном подборе и сочетании. Необходимо уделять максимум внимания во время занятий на понимание, чувствование себя, раскрытие возможностей своего тела и духа.

Именно в системе вузовского образования возможна интеграция различных практических, научных, культурных и духовных традиций в сфере культуры здоровья. И хорошо было бы использовать этот потенциал, организовывая, например, второе высшее образование в области культуры здоровья. Таким образом, мы могли бы использовать потенциал высшего образования для изменения отношения к своему здоровью в молодежной среде.

177

Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.

Влияние информационных воздействий на психосоматическое состояние человека

Васильева Ю. А. (г. Ставрополь)

Неотъемлемым условием развития современного информа­ционного общества является всеобщая доступность информации, свобода выбора информации. Однако существует и негативная сторона этого явления. На человека оказывают огромное влияние не только постоянный информационный контакт с окружающей социальной средой или его отсутствие, но и количество, объем, содержание и структура поступающей и перерабатываемой ин­формации. Обилие поступающей информации, ее содержательное разнообразие, наличие в информационном потоке большого количества низкокачественной информации являются причинами информационной перегрузки, информационного стресса личности. За рубежом это явление называют синдромом информационной усталости («information fatigue syndrome») или информационным беспокойством («information anxiety»). Такой ситуации требуется решение проблемы обеспечения информационно-психологической безопасности личности.

Информационное воздействие на психику человека или другими словами информационно-психологическое воздействие оказывается на людей в течение практически всей их жизни. При этом феномен осознания информационного воздействия - реакция коммуникатора на поступающую информацию - реализуется за счет снижения скорости информационного процесса. Расчеты показыва­ют, что на бессознательно-психическом уровне перерабатывается за единицу времени примерно в 107 раз больший объем информации, чем на сознательном уровне.

Очевидно, что это природное свойство мозга человека является колоссальным потенциальным ресурсом для разработки и реали­зации программ и технологий как персонального, так и тотального и, прежде всего психологического информационного воздействия. И, как следствие, вызывает насущную потребность в самом тща­тельном исследовании.

В социальной сфере информационное воздействие приво­дит к негативному влиянию на духовный мир индивидов и на их телесность. Информационные технологии позволяют одну и ту же информацию представлять таким образом, что она может вызвать как позитивную, так и негативную эмоциональную реакцию, след­ствием чего могут быть нарушения естественного психического и психосоматического состояния человека.

К «внешним» факторам развития психосоматических заболева­ний относят неблагоприятные воздействия на человека некоторых физических условий среды, бытовых, семейных, производственных и других социальных неурядиц, которые принято называть эмоцио­нальным стрессом, а также большого объема перерабатываемой современным человеком информации.

Исследование последнего среди упомянутых факторов свя­зывается с исследованиями М. М. Хананашвили (1978), который является автором теории «информационного невроза» и обо­сновавшего ее экспериментальными данными. Он установил, что ужи вотных возникают функциональные срывы вусловиях решения ими трудных задач в условиях дефицита времени.

Данный фактор имел широкий круг исследований как причина развития гипертонической болезни (ГБ) и ишемической болезни

сердца (ИБС). Работы Г. И. Сидоренко с соавторами (1982,1984), Б. А. Сидоренко, В. Н. Ревенко (1984) показывают, что информа­ционная нагрузка является достаточным тестом на выявление гипертензивных реакций и ишемии коронарных сосудов на ранних стадиях развития этих заболеваний. Г. И. Сидоренко высказано предположение, что сердечно-сосудистые заболевания являются своего рода «платой» за переработку большого объема информации (Г. И. Сидоренко, 1982).

Приводится анализ существующих подходов оценки ин­формационного воздействия на психику и физиологические структуры человека. Рассматривается методология исследований оценки влияния информационных технологий на человека. По­казано, что наиболее перспективным методом исследования влияния информационных технологий на человека являются психосемантические и статистическо-информационные методы. Методологический принцип исследования информационного воздействия на человека заключается в системном, комплексном подходе анализа психосоматических структур человека, рассма­тривая его организм как сложную систему. Решение проблемы защиты личности человека от деструктивного воздействия инфор­мационных технологий возможно лишь на основе комплексного подхода. Наиболее результативный путь - путь многостороннего международного сотрудничества, последовательного выдвижения предложений, способных поставить под международный контроль источники угроз этой безопасности.

Глобальный характер информационного развития, формирова­ние транснациональной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры порождает много проблем, связанных с обеспе­чением безопасности личности.