Диагностика регуляторных основ как условия готовности к переходу из средней школы в старшую
Боргоедова В. С, Моросанова В. И. (г. Москва)
В основе нашей работы лежит концепция произвольной саморегуляции деятельности, раскрывающая специфические особенности построения деятельности (Конопкин О.А., 1980), в частности учебной. В исследованиях В.И. Моросановой показано, что чем выше уровень осознанной саморегуляции и гармоничней ее индивидуальный профиль,тем выше продуктивность и успешность различных видов деятельности, в том числе и учебной (В.И. Моросанова, 1995). Успешность учебной деятельности, адаптация в новых условиях, совладание с неблагоприятными эмоциональными факторами тем ниже, чем более развита осознанная саморегуляция. Одним из существенных условий развития самостоятельных форм регулирования поведения и деятельности является соответствие внешних требований возрастными индивидуальным особенностям саморегулирования личности-втакомслучаесоздается благоприятная основа для развития наиболее эффективных и гармоничных способов управления и контроля личностью своего поведения.
Для диагностики регуляторных основ нами был создан и апробирован диагностический комплекс, в который вошли следующие методики, позволяющие оценить индивидуальные особенности учащихся: Стиль Самрегуляции Поведения В.И. Моросановой (ССМП) для диагностики общего уровня осознанной саморегуляции и регуляторных компонентов; Эмоциональный Интеллект Д.В.Люсина (ЭмИн) - диагностирует способность понимать эмоциональное состояние себя и других людей; Шкала социального самоконтроля (ШСС) - диагностирует способность человека управлять своим поведением и выражением своих эмоций; Методика Определения Индивидуальной Меры Рефлексивности для диагностики способности к рефлексии прошлого, настоящего и будущего; Личностный Профиль по Айзенку - для диагностики личностной сферы учащихся; Экспресс-диагностика самооценки индивидуального профиля учащихся (ССПМ-Д).
Результаты психологической диагностики с использованием выбранных методик были сопоставлены с педагогическими самооценочными данными, с целью проверки их на валидность. Всего в исследовании участвовало 211 человек. Единая группа учащихся с помощью данных, полученных от учителей, была разделена нами на две подгруппы, условно обозначенных как «успешные» (нет нареканий по поведению в школе, небольшое количество пропущенных учебных часов, академическая успешность) и «неуспешные» (проблемы с поведением в школе, много пропущенных учебных часов, низкая академическая успешность). В выделенных нами группах мы сравнили результаты по методике ССПМ-Д по t-критерию по шкалам Планирование, Моделирование, Программирование, Оценка, Гибкость, Самостоятельность и Ответственность.
В результате сравнительного анализа по t-критерию мы получили следующие данные: значения по Моделированию и Ответственности значимо выше в группе «успешных» учащихся (при р<0,01).
Первичные полученные данные свидетельствуют о том, что осознанная саморегуляция является существенным предиктором готовности к переходу на старшую ступень обучения с успешной по-
116
А-Ж
следующей адаптацией к новым учебным условиям и требованиям. Учащиеся, с высоким уровнем осознанной саморегуляции в меньшей степени подвержены действию неблагоприятных факторов, препятствующих успешномуобучению (эмоциональная нестабильность, свойственная старшим подросткам вообще, тревожность в связи с переходом детей из средней в старшую школу и т. д.).
Учащиеся с низким уровнем осознанной саморегуляции встречаются с большими трудностями в выборе профиля обучения, нуждаются в профориентирующей помощи со стороны педагогов, психологов, родителей. Данные об индивидуальных особенностях профиля саморегуляции в сопоставлении с особенностями развития личностной и когнитивной сферы дают возможность школьному психологу прогнозировать индивидуальные возможности адаптации к новым условиям обучения, использовать их при построении и проведении консультационной, коррекционной и развивающей психолого-педагогической работе.
психологов, на работе, в медицинских и образовательных учреждениях, из фильмов, в профкоме, у юристов.
Наиболее «знаемыми», популярными у пермяков являются такие виды психологических услуг, как консультирование, психологический тренинг, тестирование и психотерапия, называются также гипноз, «изменение психического состояния», психоанализ, опрос, телефонная служба, семинар, профотбор и др., то есть население на данном этапе достаточно хорошо осведомлено о формах работы психологов. Наблюдается тенденция увеличения средней стоимости часа психологических услуг от 50 рублей в 2003 году до 800 рублей -в 2006. Женщины в целом оценивают их дороже, чем мужчины. Обнаружено еще много интересных связей между полом, возрастом, районом города и представлениями о психологических услугах, которые нуждаются в осмыслении и могут быть использованы при организации психологических услуг.
Исследование спроса на психологические услуги в г. Перми
Борисова С. Н. (г. Пермь)
Развитие сферы психологических услуг ставит перед психологами ряд задач - исследование спроса на эти услуги, организацию эффективной рекламы, формирование потребности в этих услугах и т п. С 2003 года нами ежегодно проводится исследование спроса на психологические услуги жителей города Перми. Исследование проводится силами студентов-психологов выпускного курса Пермского государственного университета в рамках курса «Актуальные проблемы практической психологии». Участие в исследовании дает студентам накануне получения диплома возможность на личном опыте познакомиться с психологической культурой населения, откорректировать свои профессиональные представления и ожидания, что способствует их профессиональной адаптации.
В 2003 году нами было опрощено 640 человек, в 2004 -1000, в 2005 - 967, в ноябре-декабре 2006 года - 750 человек. Полученные результаты позволяют говорить о некоторых тенденциях существующих на этом рынке и проблемах, с которыми сталкиваются или столкнутся в недалеком будущем специалисты, предлагающие эти услуги населению.
По данным 2006 года 90 % опрошенных пермяков знакомы с профессией психолог. 38 % респондентов хотя бы один раз пользовались психологическими услугами и 79 % из их числа остались удовлетворенными. Эти цифры примерно одинаковы во всех 4 исследованиях. Наблюдается тенденция лучшего знакомства, большей обращаемости и большей удовлетворенности психологическими услугами в центральных районах города Перми - Ленинском и Свердловском, по сравнению с окраинными Дзержинским, Орджоникидзевским, Кировским. Промежуточное положение занимают промышленно-развитые Индустриальный и Мотовилихинский районы. Информацию о психологических услугах жители г. Перми получают из следующих источников (перечисляются в порядке частоты встречаемости): СМИ, от родственников, знакомых и коллег, из Интернета, из литературы, от
Дифференциально -психофизиологические факторы лени
Боровская Н. В. (г. Санкт-Петербург)
Причиной лени обычно считается неправильное воспитание, когда у ребенка не формируется положительное отношение ктруду, а наоборот, вырабатывается потребительское отношение. Лень может развиваться и тогда, когда на ребенка возлагаются непосильные обязанности. Ребенок убеждается, что с работой ему все равно не справиться и поэтому либо стремится ее избежать, либо делает ее кое-как. То же будет, если цель ребенку не ясна.
Однако лень может быть обусловлена дисфункциями в развитии психических процессов, т. е. нетолько внешними, социальными факторами, но и внутренними (М. Левин). По мнению И.И. Дудкина (1991) лень обусловлена и биологическими факторами. Например, Т.В. Понарядова (1996) выявила, что провоцировать и углублять лень может высокий уровень личностной и ситуативной тревожности.
При изучении психофизиологических факторов, влияющих на леность как личностную особенность, мы, разделив учащихся (школьников и студентов) по самооценке и экспертной оценке педагогов на ленивых и неленивых, обнаружили следующие различия между ними. Для ленивых по сравнению с неленивыми более характерны низкая самооценка настойчивости, выраженное стремление к избеганию неудачи, низкая саморегуляция в учебной деятельности, слабая нервная система, преобладание торможения по «внутреннему» балансу (последняя типологическая особенность свидетельствуете слабо выраженной потребности в активности), более низкая учебная мотивация (низкая направленность на знания и отметку). Соответственно, для неленивых более характерны высокая самооценка настойчивости, высокий мотив достижения, высокая саморегуляция в учебной деятельности, большая сила нервной системы, преобладание возбуждения по «внутреннему» балансу (что свидетельствует о высокой потребности в активности), более высокая учебная мотивация (выраженная направленность на знания и отметку) и мотивация успеха.
117
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.
Таким образом, эти данные показывают, что так называемая леность, как черта личности, зависит как от мотивации, так и от наличия природных задатков, в качестве которых выступаюттипо-логические особенности свойств нервной системы.
редукционизма, длительное время безраздельно господствующего в науках о человеке и оставившего в них глубокий след. До сих пор в дифференциальной психологии царит дух редукционизма, преодоление которого оказывается под силу новому новаторскому научному направлению - интегратизму.
Конструирование интегративной психологии индивидуального развития
Боязитова И. В., Белоус В. В. (г. Пятигорск)
Конструирование интегративной психологии возрастногоразвития осуществлялось посредством метаязыка математики на основе межуровневого (взаимосвязь разноуровневыхсвойств одного и того же возраста) и поуровневого (структурно-функциональная характеристика отдельных уровней конкретноговозраста) анализов возрастных структур интегральной индивидуальности. Применение средств универсальной формализации длявыражения интеграционных процессов на определенной ступенивозрастного развития сопровождалось обязательной психологической интерпретацией моделируемой системы. Полученныйфактический материал дал четкий ответ на вопрос о возможностяхредукционистской и интегративной стратегии исследования возраста, начиная от старшего дошкольного и кончая вторым средним(по Б.Г.Ананьеву).
Изучение возрастных структур интегральной индивидуальности производилось путем межгруппового и внутригрупповогосравнения. В первом случае использовался t-критерий Стьюдентаи дискриминантный анализ, во втором случае - корреляционныйи факторный анализы. Каждый раз сопоставлялась продукцияпоэлементного исследования возрастных структур интегральнойиндивидуальности и по взаимосвязи ее свойств. Во всех выборках,начиная от старшего дошкольника и кончая вторым средним возрастом, прослеживается преимущество принципа интегратизма.Это послужило основанием для разработки проблемы интегративной психологии развития, предметом которой выступаютвнутриуровневые и межуровневые связи свойств возрастныхпсихологических характеристик. Внутриуровневые связи свойствхарактеризуют сущность данного возраста; межуровневые-условия существования возрастной структуры интегральной индивидуальности на той или иной ступени онтогенеза; диалектическоеединство внутриуровневых и межуровневых связей выражает сутьнепрерывного жизненного цикла человека в целом. Только благодаря многоаспектному анализу взаимосвязей каждого возрастаможет появиться подлинное учение об интегративной психологииразвития. Интегративная психология развития базируется на взаимопроникновении и взаимовлиянии возрастных психологическиххарактеристик взамен описательному представлению о возрастев целом. Возраст- это не перечень свойств, а закономерная ипредсказуемая связка составляющих, управляемая и регулируемаяпедагогом.
Интегратизм, как восхождение от простого к сложному впознании психической реальности, создает благоприятную почвудля решения крупных научных проблем. Он зародился в недрах
Многоликость и вечность диалога
БратченкоС.Л.
(г. Санкт-Петербург)
РюмшинаЛ.И.
(г. Ростов-на-Дону)
Диалог многолик. Это убедительно показал еще М.М. Бахтин. Поэтому уровни и формы проявления этого «универсального явления» тоже многообразны: диалог в речи - наиболее простая, «внешняя» форма диалога; диалог как литературный жанр («сократический диалог»); диалог в слове - внутренняя диалогич-ность слова, которая заключается в «установке на ответ»; диалог в мышлении - диалектика; диалог в искусстве - эстетические принципы художественного изображения человека, например, «диалогизм Достоевского»; диалог культур, традиций; диалог в сознании - «диалог с самим собой»; диалог в межличностном общении-непосредственный диалог живых людей.
К этой непревзойденной классификации могут быть добавлены, часто встречаемый в психологической литературе, диалог как диа-дное общение; «неделимый», целостный экзистенциальный диалог и, наоборот, диалог, понимаемый в экспериментальной парадигме, как делимый на свои составляющие когнитивную, аффективную и поведенческую части. На первый взгляд, последние два вида противоречат друг другу. Однако, если вернуться к М.М. Бахтину и вспомнить, что диалогические отношения - это отношения между «равноправными и равнозначными сознаниями», то понятно, что определяющая характеристика диалога - равноправие. Значит, там, где эта характеристика сохраняется, мы имеем дело с диалогом. Тогда диадное общение может так и остаться лишь «общением двоих», но может стать диалогом, когда собеседники, игнорируя, например, статусные и ролевые различия, становятся равноценными друг другу, а три составляющие диалога тоже могут быть охарактеризованы через равенство (равенство когниций, эмоций и поведения). Отсюда значимость понимания другого, которое выступает в качестве главного средства осуществления диалога. Поэтому проблема понимания занимает в концепции диалога М.М. Бахтина не менее важное место, чем проблема «я и другой», подчеркивающая существенную, даже сущностную противоположность переживания своей субъективности («я-для-себя») и субъективности другого («другой-для-меня»). «Равенство» эмоций рождает сопереживание, а «равенство» поступков - желание продолжать общение, сотрудничество. Но если равенство хотя бы в одном аспекте будет нарушено, диалог не состоится.
Исходя из «равенства» можно продолжить описание много-ликости диалога: экзистенциальный (нерелигиозный диалог) предполагает ценностное равенство с Другим как частью бытия; экзистенциальный (религиозный) -ценностное равенство Другого
118
А-Ж
как творения Божьего (перед Богом все равны); личностный диалог-равенство, равноценность личностных характеристик людей. Межличностный диалог может и не предполагать экзистенциального равенства, т. е. оставаться на личностном уровне, но включение ценностного, а не просто личностного отношения, поднимает диалог на самый высокий его уровень.
Если обратиться к методологии, где диалог является одной из разграничительных характеристик гуманитарной и экспериментальной парадигм, то диалог как основа гуманитарной парадигмы (герменевтики) - это равенство исследователя и исследуемого (читателя, текста и писателя), психолога и изучаемого; в недирективной психологической практике (по сути диалогической) наблюдается равенство консультанта и клиента, благодаря отказу первого от коммуникативной позиции «над».
Равенство или равноправие в качестве определяющей черты диалога позволяет отличить его от близких к нему понятий: ненасильственной коммуникации, где насилие может не совершаться, но сохраняются отношения «старший»-«младший»,толерантности как терпимости одного к «неравному», например, этнически другому. Иными словами, и в случае ненасильственной коммуникации, и толерантности может оставаться внутренняя установка неравенства одного по отношению к другому (та же позиция «над»). Наполнение этих явлений диалогическим содержанием придает им другой ракурс (непринуждения, внеситуативное™) и делает их истинными сточки зрения психологии бытия.
С понятием диалога связаны и его «производные»: диалогич-ность как свойство личности, диалогизм (как характеристика процесса общения и других социальных процессов), диалогист (индивид, осознанно и последовательно стремящийся к диалогу), диалогизация общения (насыщение элементами диалога), но и они характеризуются, прежде всего, через «равенство». И если нам удастся понять какую внутреннюю позицию (пусть неосознаваемую) занимает человек по отношению к другому, мы может прогнозировать их дальнейшие отношения.
Что дает диалог человеку? Равенство порождает взаимность (взаимо-уважение, взаимо-понимание и т. д.), дает внутреннее, особое, трудно вербализуемое экзистенциальное переживание того, что «я не один» (отсюда значимость диалога при терапии одиночества, суицидальных попыток и т. п.). Идея равенства так важна для человечества, что диалог с полным правом можно назвать «героем любого времени». Он присутствует в многочисленных концепциях, которые в той или иной мере затрагивали проблемы «человеческого в человеке». Причем, на переломных моментах человечество практически всегда вспоминает о диалоге, и он (или его нехватка) становится предметом изучения в этот период, а также на стыке веков. Культурно-исторический анализ позволяет зафиксировать интерес к нему на стыке XIX-XX, XX-XXI веков, что выразилось не только в привлечении внимания, но и в стремлении воплотить его вжизнь вдиалоге государств, наук, культур и т. п. Наверное, неслучайно в кризисные периоды и психология начинает обращаться к гуманитарной парадигме. Пока не признается кризис, не признается и важность психологического исследования диалога (как было с идеями М. Бахтина). Поэтомудело не в научном анализе диалога, он был и будет всегда, как бы его ни понимали и ни описывали ученые. Независимо оттого, как обозначается диалог, определяющим является его сущностное содержание, и, исходя из основ человеческого существования, важнее понять и осознать значимость диалога - как для каждого человека, так и человечества в целом.
- IV всероссийского съезда рпо
- Психологические аспекты невынашивания беременности в современных семьях
- Время как психологическая мера измерения количественно-качественных изменений человека
- Особенности работы социально-психологической службы гимназии личностно-ориентированного образования
- Ордерная технология изменения организационной культуры: принципы проектирования и применения
- Конфигурация медленного потенциала мозга, соответствующего реализации нового поведенческого акта
- О результатах апробации компьютерной модификации методики г. Уиткина «Стержень-Рамка»
- Современных мультфильмов на когнитивный компонент нравственного развития ребенка-дошкольника
- Изучение представления о супружеских конфликтах у сотрудников спецподразделений
- Различительная чувствительность в общем антропологическом пространстве
- Психоаналитический подход в понимании психологического потенциала семейных отношений
- Организационная культура как ресурс развития негосударственной образовательной организации
- Опросник «Мыслей и Поведения» для изучения нарушения пищевого поведения (нпп)
- Психологическое сопровождение детей
- С онкологическими заболеваниями
- И их семей на всех этапах
- Заболевания и лечения
- Саморегуляция учебной деятельности как условие эффективной учебы подростков коррекционных классов
- Карьерные стратегии мужчин и женщин - представителей технономических профессий
- Психологические особенности
- Копинг-поведения сотрудников
- Государственной противопожарной
- Социально-психологическая характеристика нарушений уставных правил взаимоотношений
- Концепция и направления медико-психологического сопровождения спасателей мчс России
- Сравнение влияния аффекта и фрустрации на субъектность обвиняемого
- Принципы и реализация психологического мониторинга образовательных систем
- Психологические аспекты воздействия художественной литературы на формирование личности
- Закон б.М. Теплова и экзистенциальные модели в спецгруппах
- Профессиональное самоопределение: представления о профессии и «образе профессионала»
- Проблема объединения локальной зрительной информации в когнитивные блоки
- Акмеологический аспект мыследеятельностного образования студентов гуманитарных специальностей
- Стадии развития лидера Развитие творческого и инициативного мышления в современных условиях
- Личностные детерминанты субъекта учебной деятельности в контексте первичной профессионализации
- О депривации потребностей ребенка, оставшегося без родительского (семейного) попечения
- Личностно-профессиональное развитие педагога в условиях модернизации российского образования
- Деформации личностно-смысловой сферы «Топ-менеджера» в зависимости от уровня персональной ответственности
- Влияние особенностей памяти и внимания на формирование установок иллюзий восприятия формы объектов
- Формирование конфликтной
- Компетентности педагогов школы как
- Важное направление психологического
- Обучения в образовании
- Уход в деноминацию как способ решения личностью своих проблем в условиях социальной неопределенности
- Исследование манипулятивных
- Воздействий руководителя на
- Социально-психологический
- Климат группы
- Мотивационные особенности менеджеров с различным стилем мышления
- Особенности стиля мышления
- У представителей различных
- Национальностей Юга России
- (На примере жителей г. Ростова-на-Дону)
- Соотношение технологичности и творчества в исследовательской деятельности учащихся
- Взаимосвязь духовной и психологической безопасности в современных угрозах мира
- Психологическое просвещение участников образовательного процесса: детей,учителей, родителей.
- Содержательные характеристики «я» и потенциал развития человека в профессии
- Соотношение механизмов психологической защиты и совладания у подростков
- Психологическое обеспечение
- Профессиональной безопасности
- Сотрудников правоохранительных
- Органов
- Проектная мыследеятельность субъектов
- Образования как механизм выращивания
- Новых культурно-образовательных
- Практик
- Психологические аспекты профессионально-педагогического образования
- Исследование индивидуальных различий асимметрии ритмических составляющих ээг у близнецов
- Двигательная активность в структуре
- Здоровой жизнедеятельности учащихся
- Как условие развития безопасности
- Личности
- Диагностика регуляторных основ как условия готовности к переходу из средней школы в старшую
- Динамические и статические
- Характеристики в структуре
- Представлений о себе и другом как
- Трудном партнере общения
- Особенности переживания внутриличностных конфликтов у женщин, зависимых от алкоголя
- Влияние степени тяжести
- Перинатального поражения цнс
- И сокращения срока внутриутробного
- Развития на формирование
- Особенности обучения учащихся
- Установлению взаимосвязей
- При изучении математики
- С позиций психологии
- Исследование образа
- Террористического акта
- У респондентов Москвы,
- Чеченской Республики и Забайкалья
- Подходы к исследованию
- Проблема письменной личности в идеологических конструктах XX века (на материале творчества н.К. Крупской)
- Преступного поведения в отношении представителей религиозных групп
- Практика работы психологов таможенных органов: состояние и пути развития
- Тендерные различия в уровне успеваемости немецких школьников в точных и гуманитарных науках
- Роль генетических и средовых факторов в формировании предрасположенности к депрессии у подростков
- Диалог как технология инициации смыслообразования в интерпретации м.М.Бахтина
- Детей и подростков
- С различными формами аутизма
- (С синдромом Asperger,
- Синдромом Kenner)
- Представления студентов
- Групповые динамические процессы семьи как малой группы на разных этапах ее жизненного цикла
- Проблема формирования
- Осознанной саморегуляции
- В аспекте готовности студентов педвуза
- К профессиональной деятельности
- Кросс-культурные и тендерные исследования лидерства в зарубежной и отечественной психологии
- Междисциплинарные
- Особенности включенности
- Социально-одаренных детей
- В совместную деятельность
- Учебной группы
- Особенности профессионального самосознания у госслужащих с высоким и низким адаптационным ресурсом
- Использование методов терапевтической
- Практики в построении образовательной
- Среды для человека с инвалидностью
- (Идеографический подход)
- Психологические аспекты управления
- Учреждением дополнительного
- Образования как субъектом
- Развивающего образования
- Психологические особенности молодых людей, отличающихся высокой целеустремленностью и связностью целей
- Структура доверия к другим
- (По результатам социологического
- Исследования педагогов
- Свердловской области)
- Психологические механизмы формирования внутреннего убеждения коллегии присяжных заседателей
- Принципы управления
- Межгрупповой адаптацией
- На кораблях Военно-морского
- Флота России
- Особенности образа я у юношей и девушек с соматическими заболеваниями
- Отношений и коммуникаций национальной сборной команды (спортивные единоборства)
- Сон: оптимизация системы регуляции ритма сердца с помощью сенсорных притоков
- Основание изучения развития представлений подростков и юношей о себе и о мире
- Организация работы по внедрению личностно ориентированной технологии в школе
- Психологические эффекты как важные ресурсы для просвещения участников образовательного процесса
- Развитие профессионального здоровья как задача психологической подготовки специалиста
- Опыт трансформации восточных оздоровительных традиций: пространство чая
- Курс «Психологические факторы межконфессиональной толерантности» в школах
- Стереотипное восприятие как фактор формирования интолерантного поведения
- Стиль коммуникативной активности и интегральная индивидуальность человека
- Психологические показатели и сон подростков с минимальными мозговыми дисфункциями
- Психологические аспекты профессионального становления следователя прокуратуры
- Особенности адаптации пожилых людей к новой социальной ситуаци в условиях взаимодействия с собаками
- Влияние индивидуальных особенностей родителей на профессиональный выбор старших школьников
- Функционально-регуляционная модель взаимосвязи интеллекта и мотивации достижения
- Мотивационно-личностные
- Детерминанты профессиональной
- Успешности командиров воинских
- Подразделений
- Психологический анализ врачебных ошибок стоматологов с позиции личностного подхода
- Особенности восприятия внешнего облика другого человека студентами педагогического колледжа
- Перспектив психологического мониторинга развития младших школьников в учебной деятельности
- Проявление феномена «апперцептивной слепоты» в исследовании мотивационной сферы педагогов
- Основные линии разработки проблем стиля деятельности в отечественной психологии
- Характеристики экзистенциальной исполнености личности и их связь с копинг-стратегиями
- Влияние структуры предметов труда
- На психологические свойства
- Коллективного субъекта труда
- (На примере энергетики)
- Представления и отношение школьников и студентов медицинского колледжа к здоровому образу жизни
- Особенности формирования мотивационной готовности сотрудников органов внутренних дел к службе
- Развитие эмоциональной сферы младших школьников в процессе изучения предмета «Психология»
- Психолого-экономические аспекты медиаплана рекламной деятельности турфирмы на Байкале
- Психофизиологические корреляты эмоциональной компетентности детей дошкольного возраста
- Актуальные направления
- Исследования условий оптимизации
- Психотерапевтического общения с
- Заикающимися
- Природа индивидуальных различий по экстраверсии и нейротизму
- Специфика психолого-педагогической деятельности практического психолога образования
- К проблеме социально-психологических детерминант жизненной удовлетворенности
- К верификации методов психосемантической диагностики познавательных конструктов личности
- 0 Профессионально-педагогическом самоутверждении личности
- Динамика профессионального самосознания психологов в процессе обучения
- Проблемы реализации
- Социо-ориентированной методологии
- Проектирования крупномасштабных
- Технических объектов
- Взаимосвязь профессионально важных качеств и многоуровневых процессов психической регуляции
- Психологические особенности процесса персонификации компьютера пользователями
- Результаты мониторинга социально-психологических и организационных проблем безопасности
- Личностное развитие в условиях ранней профессионализации:ресурсы и проблемы
- Полипарадигмальная модель профессионального самосознания педагогов доу
- Со страхами ребенка как фактор формирования копинг-стратегий у детей
- Музыка как фактор развития
- Коммуникабельности подростков,
- Воспитывающихся в условиях
- Интернатного типа
- Ценностно-мотивационные основы интеграции этнических мигрантов в российское общество
- Особенности технологии личностно-ориентированного обучения в образовательном пространстве вуза
- Психологическая структура готовности к риску руководителей высшего звена железноодорожного транспорта
- Психофизиологические детерминанты формирования криминального стереотипа поведения
- Толерантность как основа социальной безопасности в полиэтнических общностях
- К вопросу о связи личностной самоэффективности психолога и его профессионально важных качеств
- Взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной парадигм в исследовании эмоционального развития
- Эмоциональные компоненты процесса социализации российских и бурятских детей
- Состав и структура ассоциативного пространства «ценности - психические состояния»
- Проблемы психического здоровья учителя в современной образовательной среде и перспективы
- Когнитивные типы дисфункциональных убеждений: особенности проявления в информационном пространстве
- Профиль асимметрии как системный
- Фактор в ходе социализации
- И возможности его коррекции
- На примере старшеклассников
- Феномен предметной избирательности: пролегомены к психологической диагностике способностей
- К вопросу о роли и направлениях деятельности школы в экономической социализации старшеклассников
- Формирование произвольности
- Поведения дошкольников в контексте
- Социального взаимодействия малой
- Проблема сохранения психического здоровья человека в системе высшего образования
- Вовлечение элементов индивидуального опыта разного «возраста» в процессы принятия решения
- Психологическая реабилитация
- Нейрохирургических пациентов,
- Работа с измененными
- Состояниями сознания
- Личностная беспомощность и учебная активность у детей младшего школьного возраста
- Специфика социализации, образовательной среды и жизненных ориентиров подростков
- Исследование генезиса установок и их проявления в реальной жизнедеятельности
- Влияние эмоциональных характеристик личности на процесс группового творчества
- Роль внешних и внутренних условий (факторов) при инициации и реализации сенсомоторного действия
- Психодиагностика личности подростка - этап психологического сопровождения в образовательном учреждении
- Интенсивности ые характеристики профессиональных я-концепций мужчин и женщин
- Психофизиологические и
- Психологические характеристики
- Старшеклассников с различным уровнем
- Одарённости
- Особенности межполушарного
- Взаимодействия при решении творческой
- Задачи у одаренных с разным профилем
- Латеральной организации
- К родам с учетом некоторых социально-психологических особенностей беременных женщин
- Скорость обработки информации как опосредующее звено в связях
- И интеллектом
- Методологические аспекты изучения связей особенностей личности и свойств нервной системы
- Социально-психологические проблемы духовно-нравственного кризиса современной семьи
- Организационные аспекты медико-психологической помощи населению
- Система реализации межпредметной интеграции в образовательном процессе школы
- Пассионарность как фактор психологической готовности военнослужащих
- Соотношение имплицитных и эксплицитных этнических стереотипов у русских и немцев
- Особенности самореализации личности при развитии способности к целеполаганию
- Особенности корреляционных
- В консультативной деятельности психолога по проблемам школьного обучения
- Опыт психической травмы у девочек с агрессивно-насильственными правонарушениями
- Психолого-педагогическое
- Психосемантические особенности представлений об успешности студентов разных курсов
- Эмпатический профиль личности как основа психологической культуры психолога
- Индивидуальный ресурс
- Профессионального развития
- Как условие успешной
- Профессионализации
- Глобализация и организация процесса
- Адаптации работника
- К мультикультурной
- Производственной среде
- Соотнесение субъективных представлений (со) и объективного поведения (социально-психологических
- Проблема повышения квалификации
- Руководящих кадров в условиях
- Инновационного управления в
- Современном образовании
- Мотивационно-ценностная включенность
- Характеристики социальных представлений в период общественной трансформации
- Эволюция
- Отражение в параметрах событийно-связанных потенциалов актуализации мотивации достижения
- Экономическая социализация и проблемы смысла жизни у старших подростков
- Психолого-педагогические основы становления творческих способностей дошкольников
- Интерактивная техника «Форум - театр»
- Обучения в рамках общей психологической подготовки спасателей мчс России
- Препятствия внедрения
- Инновационных технологий
- Психологического сопровождения
- Образовательного процесса
- Признаки и функции конкуренции как социально-психологического феномена и основы рыночной экономики
- Социально-психологические особенности организационной культуры и имиджа милиции
- Субъективная оценка служебных
- И социально-бытовых затруднений
- Как фактор развития стресса жизни
- Офицеров вс рф
- Психологический аспект профессиональной деятельности преподавателя вуза