logo search
psicho T1

Личности

Бондаренко Е. В. (г. Ставрополь)

Одной из высших ценностей человеческой жизни является здоровье, и у каждого нового поколения оно по всем параметрам должно быть лучше, чем у предшествующего. Независимо от воз­раста, здоровье является фундаментом, на котором человек строит свое личное и общественное благополучие.

Современный образ жизни городского населения несет на себе не только положительные, но и отрицательные последствия урбанизации, в частности резкое уменьшение двигательной активности, что влияет как на физическое развитие человека, так и на его физическое и пси­хическое здоровье. Учебная и трудовая деятельность в большинстве современных профессий не предоставляют человеку возможности проявлять двигательную активность в необходимом объеме.

Многими исследователями отмечается, что рационально ор­ганизованный в раннем возрасте режим двигательной активности, насыщенный разнообразными физическими упражнениями, позво­ляет человеку, достигшему биологической зрелости, долго сохранять потребность в движениях. Неминуемо утрачиваемая с возрастом, двигательная активность приносит необратимые отрицательные последствия для жизнедеятельности индивида.

Пластичность растущего организма и его высокую трени-руемость следует, как можно шире использовать при физическом воспитании детей и подростков, что позволит реализовать их по­тенциальные возможности и достичь наилучших результатов при ге­нетически запрограммированном развитии. Н.Е. Введенский писал: «Каждый организм в нормальных условиях носит в себе громадный запас сил и задатков. Обыкновенно лишь незначительная часть этих сил и задатков действительно осуществляется в дальнейшей жизни человека. Насущный вопрос заключается в том, как использовать по возможности полнее тот богатый запас сил, который заложен в нашу организацию». Очевидно, что наибольший успех в раскрытии задатков и в оптимизации двигательной активности может быть обеспечен лишь при наличии полноценного контроля за физической подготовленностью школьников, высокий уровень которой является ярким свидетельством адекватной двигательной активности.

Анализ результатов медицинских, педагогических, психологи­ческих исследований, практика обучения и воспитания в образо­вательных учреждениях свидетельствуют о том, что для довольно значительной части детей характерны отклонения в состоянии здоровья, низкий уровень двигательной активности, отсутствие

115

Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.

навыков самостоятельных занятий физическими упражнениями. Недостаточно высокая нагрузка организованных форм двига­тельной активности, однообразие методических приемов, слабая развивающая направленность занятий приводят к потере интереса к движениям, снижают двигательную активность, отрицательно сказываясь на уровне физического и психического здоровья под­растающего поколения.

Снижение показателей физического и психического здоровья в общенациональном масштабе ведет от поколения к поколению к дегенерации энергетических и физиологических потенциалов, по­скольку незрелые телесно и психически люди способны к рождению еще более ослабленного потомства. В современных исследованиях (Колесникова Т.И., 2001) отмечается, что сегодня можно говорить о здоровье как факторе национальной безопасности и ее опоре.

В настоящее время проблема сохранения и укрепления здо­ровья человека является одной из глобальных проблем современ­ности. Решению этой задачи уделяется повышенное внимание со стороны системы образования. При изучении проблемы развития безопасной личности в образовательном процессе (Лызь Н.А., 2005) также уделяется значительное внимание решению ряда пе­дагогических, валеологических задач по формированию здоровья обучающихся. Выделяются следующие образовательные задачи, значимые с позиции развития безопасной личности: формирова­ние у обучающихся научного представления о здоровье и здоровом образе жизни, повышение мотивации здоровьеукрепляющей деятельности, поддержка индивидуального валеологически обо­снованного способа жизнедеятельности.

Недостаточный учет психологических знаний по организации образовательного процесса и физической деятельности школьников, пренебрежение валеопсихологическими принципами физического воспитания, недооценка роли и значения двигательной активности, наносит серьезный ущерб физическому и психическому здоровью ребенка, приводит к неправильному пониманию целей и задач образования и воспитания подрастающего поколения.

В современных психолого-педагогических исследованиях (Озеров В.П., 2006) подчеркивается, что здоровье населения России зависит от качественного улучшения валеологического просвеще­ния взрослых и совершенствования психолого-педагогического компонента валеологического образования школьников и студен­тов, сформированное™ у них навыков здорового образа жизни. Необходимо качественно изменить не только валеологическое просвещение, но и содержание образования в современной сред­ней и высшей школе; создать новые условия для формирования здорового образа жизни и здоровой жизнедеятельности. «Здоровая жизнедеятельность» понимается нами как процесс сохранения и развития нравственных, психических и физиологических качеств человека, его оптимальной психомоторной работоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни. Целью валеологической деятельности практического психолога и педагога в средней и высшей школе является не здо-ровьесберегающая, а здоровьеразвивающая технология.

Таким образом, можно заключить, что двигательная актив­ность в структуре здоровой жизнедеятельности человека, укрепляет и совершенствует резервные возможности организма, способствуя развитию безопасности, и, обеспечивая тем самым успешное выполнение социальных и профессиональных функций лично­сти, независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций.