logo search
psicho T1

Психологическое просвещение участников образовательного процесса: детей,учителей, родителей.

Из опыта работы ГОУ Центр Образования №1883 «Бутово»

Блинова А. В., Самойлова С. В. (г. Москва)

В наибольшей степени влияние научно -практической пси­хологии заметно в развитии современной системы образования. Психологическое просвещение участников образовательного процесса осуществляет решение двух основных задач политики современного образования: гуманизация образования и сохранение психологического здоровья.

В Центре Образования №1883 «Бутово» осуществляется по­пытка решения этих двух задач в рамках развития психологической культуры всех участников образовательного процесса.

Центр Образования - это многоступенчатое образовательное учреждение, включающее в себя дошкольное отделение, начальную школу, полную среднюю школу, экстернат, а так же широкую сеть дополнительного образования.

В ЦО №1883 «Бутово» осуществляется преподавание психо­логии на всех ступенях обучения, кроме дошкольного отделения. В начальной школе и средней преподавание ведется по программе и учебникам под редакцией профессора, доктора наук, академика РАО Дубровиной И. В. «Психология» (городская экспериментальная площадка: «Преподавание психологии как учебного предмета»). В старших классах (10-11 кл.) преподавание ведется по авторской программе Блиновой А.В. «Социально- психологические основы трудовой деятельности».

С 2003 года в ЦО №1883 организованы профильные психолого-педагогические классы (старшее звено), участвующие в город-

101

Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.

ской экспериментальной площадке с 2006 г. «Разработка модели профильного обучения в гуманитарных классах с психологиче­ским уклоном». Учащиеся этих классов осуществляют проектно-исследовательскую деятельность по направлениям психологии и педагогики, участвуют в психологических акциях, проводимых на базе ЦО (акции: «Психологический климат в школе», «Психология делового общения»). ПроектнО-исследовательская деятельность учащихся в области психологии расширяется и до среднего звена ЦО. Итогом проектно-исследовательской деятельности становится участие учащихся в различных конкурсах: окружной и городской туры конкурса «Юные таланты Московии» (получение грамоты «За неординарный подход к проблеме становления личности и выявление роли литературы в этом процессе в исследовательской работе»), муниципальный и окружной туры «Ярмарки идей на Юго-Западе» (диплом 3-ей степени), городской конкурс творческих работ учащихся профильных классов, представляемых к изданию в газете «Мы и мир» (победитель конкурса), национальная открытая гуманитарная конференция школьных исследовательских работ «Вышгород- 2007» (личная номинация), V научно-практическая конференция «Психология глазами юных» при МГППУ (диплом второй и третьей степени).

Учащиеся психолого-педагогических классов обучаются по программе «Психологический класс» в рамках сотрудничества ЦО №1883 с Московским Городским Психолого-Педагогическим Университетом (МГППУ) с 2003 г. За этот период 16 выпускников ЦО поступили в психолого-педагогические вузы, в том числе МГППУ, и успешно обучаются различным психологическим специальностям (психология образования, юридическая, специальная, социальная, дошкольная психология, психология консультирования). В рамках того же сотрудничества, студенты различных факультетов МГППУ проходят ознакомительную и педагогическую практику в ЦО под руководством специалистов центра; а так же, после окончания вуза, молодые специалисты проходят стажировку на базе ЦО № 1883 под руководством и наставничеством специалистов центра.

Учителя Ц0№1883 посещают специально организованные семинары-практикумы, основная цель которых - психологическая культура и психологический климат в педагогическом коллек­тиве. В организации данных мероприятий участвует не только психологическая служба ЦО и ПМСЦ, а так же приглашаются пред­ставители научного сообщества. Работа осуществляется по двум направлениям: психологическое просвещение в виде лекториев и отработка практических навыков эффективного взаимодействия на тематических тренингах.

Для родителей организованы «родительские лектории», за­дачей которых является психологическое просвещение, развитие психологической культуры родителей учащихся. Основная тематика таких занятий детско-родительские отношения (конфликты и пути решения), помощь семьи в организации учебной деятельности детей вне школы, осуществление взаимодействия педагогов и родителей в учебно-воспитательном процессе.

В перспективе планируется расширить психологическое про­свещение в Центре Образования за счет создания и развития инновационных программ и проектов: создание силами учащихся школьного научно-практического журнала, введение факультатив­ных курсов («Развитиетворческих способностей», «Психологический театр») для учащихся предпрофильных и профильных классов при участии преподавателей МГППУ; предполагается участие в конкурсе театрально-психологических этюдов в МГППУ.

Таким образом, в Центре Образования осуществляется пре­емственность психологического просвещения и культуры. Она ведется по двум направлениям. Вертикально от начального звена образования до поствузовской подготовки молодых специалистов педагогов-психологов. Горизонтальное направление затрагивает всех основных участников образовательного процесса. Это дети, родители, педагоги.

Остается проблема восполнения психологического просвеще­ния и уровня развития психологической культуры в среде между образовательным учреждением и семьей.

К вопросу о профессиональной адаптации сотрудников силовых органов

Блохина И. В. (г. Краснодар)

Оптимально организованный процесс профессиональной адаптации специалистов из числа сотрудников силовых органов по­зволит существенно снизить нетолько расходы на комплектование вакантных должностей, но и минимизировать негативное влияние поведения сотрудников, не адаптировавшихся кусловиямдеятель-ности, на морально-психологический климат организации.

Профессиональная адаптация таких специалистов может быть рассмотрена как процесс выполнения нормативно заданной деятельности в соответствии с устоявшимися в профессиональном сообществе организации способами и предписаниями, в ходе ко­торого происходит приспособление индивидуальных особенностей специалиста к условиям такой деятельности.

К составным частям модели процесса профессиональной адаптации таких специалистов можно отнести следующие взаи­мосвязанные компоненты: личность специалиста с присущими ей возрастными и тендерными особенностями, определёнными индивидуально-психологическими характеристиками, знания­ми, навыками и умениями; механизм саморегуляции личности специалиста; профессионально-деятельностную, нормативную, социальную и социально-психологическую предметные области взаимодействия с личностью специалиста.

Механизм саморегуляции специалиста разрешает возникающие противоречия между личностью специалиста и средой деятельности. Если специалист овладел знаниями, навыками и умениями (состав­ляющими основу профессиональной деятельности по занимаемой должности), при этом у личности сформировано позитивное отноше­ние к исполняемым обязанностям и требованиям профессионального сообщества (выражающимся в предлагаемой ему ролевой функции, в групповых нормах и в нормах организационного поведения), то адаптационный процесс завершается успешное противоречия между личностью и средой деятельности снижаются (либо снимаются). В противном случае адаптационный процесс оказывается неуспешным, конфликтная ситуация нарастает, приводя либо к смене профессии (специальности), либо к досрочному расторжению контракта.

В процессе профессиональной адаптации индивидуально-психоло-гические характеристики специалиста опосредуются по­требностью в достижении более высоких результатов. Это, в свою

102

А-Ж

очередь, заставляет специалиста более осознанно регулировать свою деятельности, что приводит к образованию в личности таких характеристик, как «оценка результатов деятельности», «моделиро­вание деятельности», появляется «гибкость» в поведении.

На основании предпринятого исследования мы пришли к выво­ду, что психологической особенностью процесса профессиональной адаптации специалистов из числа сотрудников силовых органов является формирование у них в начале службы по контракту но­вообразований индивидуально-психологических характеристик личности, количество и характер взаимосвязей которых инди­видуальны, определяются развитостью системы саморегуляции личности, внешними и внутренними условиями деятельности. Факторами, влияющими на успешность процесса профессиональной адаптации специалистов, являются возраст, уровень образования и стаж профессиональной деятельности, а также время, прошедшее между моментом принятия решения о поступлении на службу по контракту и заключением контракта; информированность перед поступлением на службу о порядке её прохождения; адекватное осо-знание субъективных трудностей в процессе освоения профессии и промежуток времени, по истечении которого к специалисту пришло ощущение, что он полностью справляется с профессиональными обязанностями, а также тендерные особенности.

В современной психологии адаптации личности профессио­нальная адаптация рассматривается как феномен формирования в личности совокупности новообразований психических качеств. Такой подход позволяет не только объединить процессуальный и результативный аспекты адаптации, но и учесть изменения, происходящие в личности, от которых зависит позитивный или негативный результат адаптации.

Так, приспособление индивидуально-психологических ха­рактеристик личности специалиста из числа сотрудников силовых органов к условиям деятельности приводит к образованию в его личности разных по количеству и разветвлённое™, но устойчивых новообразований индивидуально-психоло-гических характери­стик, адекватных особым условиям деятельности. Новообразо­вания в сочетании с внешними факторами (характеристики слу­жебной ситуации, поставленные задачи, условия их выполнения, профессиональные и социальные характеристики организации) обеспечиваютуспешность процесса профессиональной адаптации. При этом у успешно адаптировавшихся специалистов в структуре личности нами выявлено наличие устойчивой, индивидуальной по составу и характеру внутренних взаимосвязей комбинации индивидуально-психологических характеристик личности. У неуспешно адаптирующихся специалистов такие устойчивые комбинации индивидуально-психологических характеристик личности не выявлены.

Также нами выявлено, что процесс профессиональной адап­тации специалистов из числа сотрудников силовых органов можно оптимизировать, наряду с введением процедуры ис­пытания, введением в штаты силовых органов должностей практических психологов; а также оптимальным планированием и осуществлением психологического сопровождения процесса профессиональной адаптации таких специалистов и обеспече­нием скоординированное™ действий руководства, кадровых органов, воспитательных структур и практических психологов по сбору сведений, характеризующих успешность профессиональной адаптации специалистов из числа сотрудников силовых органов в начале их службы.

Фрактальная геометрия и теория функциональных систем

Богатых Б. А. (г. Обнинск)

К настоящему времени теория функциональных систем (ТФС) П.К. Анохина заменив собой механистическую (декартовскую) реактивность организма на активное, целенаправленное его поведение, требует, на наш взгляд, более глубокого осмысления, которое можно осуществить в рамках методологии фрактала, фрактальной концепции, его основных принципов и подходов. Процессы, отражающие собой фрактальное самоподобие, основаны, прежде всего, на принципе обратной связи, когда результат одной итерации является начальным значением следующей итерации. Наряду с этим фрактальная геометрия позволяет устанавливать взаимозависимость между геометриями в различных масштабах, а именно, как микроскопическое поведение тех или иных систем связано стем, что можно наблюдать в макроскопическом масштабе. Многообразие фракталов при этом, содержащих множество вир­туальных наборов всех возможностей, отраженное через принцип самоподобия, описывается довольно простой математической формулой вида: Zn+1= Z2n+ С.

В рамках фрактальной геометрии большое внимание уделяется приложению золотой пропорции в исследовании синергетических процессов математики, физики, биологии, т. к. на поверку золотая пропорция выступает основой существования любых самоорганизующихся систем. Золотая пропорция, которая в конечном своем выражении выступает прообразом рядов (чисел) Фибоначчи, представляет собой соотношение только трех величин, проявляющих определенную закономерность и представляющая собой целостную динамическую систему. При­чем как ряды (числа) Фибоначчи, так и их прообраз - золотое сечение, наряду с разного вида геометрических и алгебраических прогрессий, заключают в себе процесс повторения процедуры неопределенное число раз (процесс итерации) отраженный в формуле вида Zn+1= Z2n + С. В наилучшем виде, на наш взгляд, соотношение золотой пропорции у П.К. Анохина выра­жено в следующем виде: «Когда наш мозг осуществляет самое начало действия, он уже заряжен и на ожидание результата Чем не существование определенного соотношения между какими-нибудь двумя элементами, которое с необходимостью определяет величину третьего: то есть мозг уже знает, что есть и ждет то, что надо. А есть соотношение, выраженное либо в вещи, либо как-нибудь абстрактно. -.. .Еще не реализованное действие уже захватывает мозг, настраивает его на ожидание предстоящих результатов и на последующую оценку этих ре­зультатов, .. .как совершенно четко очерченную функцию этой системы». Иными словами, данный нервный аппарат, находя в поиске единственно нужную реакцию, в конечном итоге осу­ществляет завершение и процесса и соотношения. Более того, именно золотая пропорция (сечение), как и числа Фибоначчи, в своем математическом выражении обеспечивают работающей функциональной системе осуществление широчайшего спектра функций организма, отражая, при этом, количественное про­явление процесса развертывания целостности, при выявлении колоссального разнообразия тех или иных композиций. Здесь в более полной мере осуществляется принцип фрактальной

103

Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.

развертки, играя при этом в целостном континууме конкретную роль, а именно, роль меры.

В заключение, рассматривая формирование идеи общей ТФС, можно отметить, что в ее основе лежали, прежде всего, идея раз­вития и идея системности. Их воплощение осуществилось в кон­цепции системогенеза, которая в отличие от концепции органоге­неза, предполагает поэтапное развитие морфологических органов, настаивая на совершенно ином их формировании. В частности, с позиции системогенеза формирование «общеорганизменных» целостных функциональных систем осуществляется целостно и сразу уже на самых ранних этапах эмбрионального развития организма, т. е. до того как все ее компоненты получат структурное окончательное оформление, с последующим их усложнением и модификацией. Данной особенности будет соответствовать приро­да фрактала, которую можно схематически описать в следующем виде. Представим себе некий остров, на котором находится озеро с пресной водой, а сам остров, естественно, окружен морем с соленой водой. Проведем теперь каналы с пресной водой, т. е. из озера, и с морской водой (с моря) так, чтобы каналы сблизились друг с другом при этом, не пересекаясь между собой, скажем, например, до метра в каждой точке суши, затем в один сантиметр, в один миллиметр и т. д. до бесконечности. В конечном итоге, данная конструкция будет представлять в каждой точке три не-смешивающиеся стихии - канал с пресной водой, перегородка из суши и канал с морской водой. Именно данная, весьма сложная, конструкция как раз и будет представлять собой фрактал. Данные фрактальные образования (фрактальность каналов), в которых может находиться и более трех стихий, представляют, в частности, переплетение легочной, нервной, кровеносной, лимфатической и т. д. систем у многих как наземных, так и водных животных. При­чем они не перемешиваются, а функционируют как бы независимо друг от друга. И лишь на самом последнем этапе- в нашем случае в альвеолах легких, - где происходит газовый обмен, они начинают взаимодействовать, где происходит обмен теми или иными продуктами обмена веществ, энергией или информа­цией. В конечном итоге, здесь просматривается иная природа, иная топология. Таким образом, представленная фрактальность каналов позволяет наиболее адекватно объяснить, во-первых, иерархию системных уровней организации живого, во-вторых, отразить размерность подобия тех или иных систем живого, и, в-третьих, - коэволюционную, сопряженную эволюцию развиваю­щихся систем и структур объектов. Следовательно, можно сказать, что как закладка, так и особенно развитие «общеорганизменных» целостных функциональных систем в живом организме осущест­вляется фрактально и, прежде всего на наш взгляд, по принципу фрактальности каналов рассмотренному выше.