logo search
psicho T1

Исследование образа

Быстрова Н. В. (г. Санкт-Петербург)

О роли обучения учащихся установлению взаимосвязей по­знаваемых явлений и объектов окружающего мира, в том числе и при изучении математики, можно говорить с позиций психологии в рамках категории понимания.

С психологических позиций процесс понимания при усвоении знаний описывается двумя механизмами: осмысление значений и означение смысла (В.П.Зинченко) и характеризуется установлением взаимосвязей, их значимости и построением концепта (А.А. Бруд-ный, М. Вертгеймер и др.). Таким образом, с психологических позиций в процессе понимания происходит как бы «построение» знания посредством установления взаимосвязей от смысла к значению и обратно.

Психологи относят понимание к личностному акту мыслитель­ной деятельности (М.К. Мамардашвили, В.В. Знаков, В.П. Зинченко и др.).

В большинстве определений и характеристик понимания, предлагаемых различными авторами, можно выделить следующие важные ее составляющие. Во-первых, направленность понимания на установление объективно существующих связей и отношений по­знаваемых явлений и объектов окружающего мира. Такая трактовка понимания близка к философскому толкованию и, по мнению М. Е. Вернадского, представляет собой условие объективного индивиду­ального понимания, адекватного общечеловеческому пониманию данной области действительности.

Однако, рассматривая понимание как некоторый мыслитель­ный процесс, направленный на выявление существенных свойств и явлений действительности, познаваемых в опыте человека, остаются непонятными процессы конструирования и формирования способов установления взаимосвязей в изучаемом материале.

Во втором случае, в определениях выделяется именно эта процессуальная сторона субъективного понимания, однако рассма­триваемые определения не способствуют разъяснению механизма формирования у учащихся умения устанавливать взаимосвязи в изучаемом материале.

Раскрыть механизмы формирования у учащихся умения устанавливать взаимосвязи в изучаемом материале, можно лишь на базе выявления видов связей в изучаемом материале, известных ученику и тех которые ему не известны.

Нами предпринята попытка, выделить виды связей, наиболее значимые для процесса решения математических задач. К числу таких связей мы отнесли так называемые герменевтические связи, позволяющие интерпретировать объекты, представленные в разных формах предъявления информации и рассматриваемые в задаче с целью раскрытия сущности процесса ее решения.