logo search
psicho T1

Исследование генезиса установок и их проявления в реальной жизнедеятельности

Дарвиш О. Б. (г. Барнаул)

В условиях все большей онтологизации психологии, про­исходящей по мере выхода ее за пределы гносеологического понимания психики как отражения объективной реальности, увеличивается значимость общепсихологических исследова­ний, открывающих общие закономерности, принципы и на­учно оправданные подходы к анализу «жизненной онтологии» (С.Л. Рубинштейн), «жизненного пространства» (К. Левин). В связи с изменением предмета общей психологии повышается и ее значение для прикладных отраслей науки. Они, в силу своей специфики, всегда имели в виду «анализ событий повседневной жизни» (М. Коул), испытывая при этом дефицит в знании пси­хологических механизмов, обеспечивающих избирательность, направленность, устойчивость и подвижность жизнедеятельности человека как системы.

Установки, как психологический феномен, как раз и имеют самое непосредственное отношение к указанным механизмам. Учеными отмечается многоликость стоящего за этим понятием пси­хологического феномена. Так, А. Г. Асмолов, показывая чрезмерную «эластичность» и перегруженность понятия «установка», общим знаменателем считает состояние готовности к реагированию, которое проявляется в форме синонимов установки, адекватных концептуальному аппарату различных теорий и направлений.

Многочисленные экспериментальные исследования грузин­ских психологов (Д. Н. Узнадзе и др.) направлены на доказательство того, что деятельность субъекта всегда детерминирована установ­кой, которая сама детерминируется потребностью и ситуацией. В последнее время достаточно устойчивым в психологической лите­ратуре стал термин «профессиональные установки» (А.К. Маркова, И.А. Зимняя, Е.А. Климов и др.). Однако разные исследователи вкладывают в его понимание разное содержание: «стремление овладеть профессией», «готовность субъекта к исполнению норм, предписаний к данной профессиональной роли» и др. Проблемы установок мы рассматриваем с позиции их системной детермина­ции в рамках теории психологических систем (ТПС) (В.Е. Клочко и др.). В этой теории центральным является понятие «психологиче­ская система», под которой понимается сам человек как системное явление: в его продолженное™ в те миры, которые принято рас­сматривать изолированно, или только в их функции действия, или воздействия на человека. Установки можно считать психологиче­скими новообразованиями деятельности (А.Г. Асмолов, O.K. Тихо­миров и др.), а потому изучение их в реальной (профессиональной) деятельности открывает их системную детерминацию.

Профессиональные установки, на наш взгляд, можно пред­ставить как интегральные психологические образования разной степени осознанности, выполняющие системообразующую функ-

цию, проявляющуюся в удержании целостности психологической системы, включающей в себя профессиональную деятельность, действующую «здесь и сейчас» личность профессионала «в его продленное™ в объективную реальность, в единстве с той частью объективного мира, которая имеет для него значение, смысл, ценность».

В качестве продуктивного показателя профессионального раз­вития педагога следует выделить «профессиональный образ мира», который задает профессия на всех этапах её овладения. Система смыс­лов и ценностей, лежащих в его основе, изменение образа мира есть одновременно изменение образа жизни, личностного способа бытия человека в мире (О.М. Краснорядцева). Важно, чтобы противоречие между уровнями личностной организации педагога обнажалось и приводило к актуализации личностного творческого потенциала, к изменению ценностно-смысловых составляющих «надо», профессио­нального образа мира и ктрансформации установок.

Делая предметом исследования различные формы проявления профессиональных установок в реальной жизнедеятельности, мы остановились на таком виде профессиональной установки, который можно было бы отнести к одному из определяющих профессио­нальную позицию педагога. Таким видом установки является, на наш взгляд, профессиональная установка на восприятие ученика. В исследовании участвовали педагоги г. Барнаула, Алтайского края, г. Челябинска, работающие в условиях как традиционной, так и инновационной профессиональной ментальное™.

Результаты нашего исследования показывают, что 16,7% ис-пытуемыхимеютактивно-положительныеустановки на восприятие детей, у 46,7% испытуемых выявлены функциональные установки, 6,7 % имеют ситуативные установки, нейтральные или безразлич­ные установки выявлены у 8,6 % испытуемых, для 23 % характерны скрытно-отрицательные установки на восприятие детей.

Значимые различия в профессиональных установках испы­туемых, работающих в учреждениях с разной профессиональной ментальностью, наблюдаются в возрастной группе до 30 лет. Наиболее показательной является представленность явной до-минации функционального типа установки на восприятие детей у молодых специалистов, работающих в условиях традиционно-профессиональной ментальное™, по сравнению с тенденцией преобладания активно-положительного типа установок в выборке молодых специалистов, работающих в условиях инновационной профессиональной ментальное™.

Проведенное нами исследование дает основание для утверждения, что становление профессиональных установок как интегральных психологических образований, детерми­нировано сложным взаимодействием внешних (менталитет окружающей профессиональной среды) и внутренних (пси­хофизиологических, психических и личностных) факторов, которые влияют на развитие личности педагога, а в конечном итоге на продуктивность его профессиональной деятельности. По мере изменения установок педагог приходит к новым смыс­лам, ценностям педагогического труда, которые выступают в качестве новообразований.

286

А-Ж