Профессионализации
Дружилов С.А. (г. Новокузнецк)
Для успешного выполнения профессиональной деятельности, особенно в неблагоприятных условиях, человек вынужден прибегать к использованию дополнительных внутренних ресурсов. Эти ресурсы используются как на получение положительного результата, так и на компенсацию неблагоприятных воздействий среды. Следовательно, можно говорить о существовании у человека некоторого внутреннего потенциала (или ресурса), являющейся необходимой основой его успешной профессионализации. Под профессионализмом в дальнейшем нами понимается особое свойство субъекта труда качественно, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность.
Многочисленные теоретические и экспериментальные исследования в психологии свидетельствуют, что существует некоторая совокупность свойств человека (внутренний потенциал), которая обеспечивает возможность успешного освоения профессии, эффективную профессиональную деятельность и развитие профессионала. Этот потенциал (или ресурс) используется человеком, как для получения полезного результата, так и на компенсацию неблагоприятных воздействий среды.
В качестве индивидуального ресурса профессионального развития (ИРПР) мы рассматриваем систему свойств человека, обеспечивающих успешное овладение и эффективное осуществление профессиональной деятельности, развитие человека как профессионала и самореализацию в профессии. ИРПР включает относительно постоянные компоненты (исходные предпосылки развития профессионализма) и компоненты, подверженные изменениям (развивающиеся).
Профессионал - это человек в целом (как биологический индивид, личность, субъект деятельности, и как индивидуальность). Поэтому при изучении ИРПР следует учитывать все уровни человека: индивидный (конституцию, тип нервной системы и т.п.); личности (мотивацию, самооценку, систему отношений и т.д.), субъекта труда (профессиональные знания, умения, навыки) и индивидуальности (индивидуальный стиль деятельности, особенности адаптации, жизненный и профессиональный опыт и др.).
Известно, что на развитие профессиональных способностей человека оказывает влияние опыт предшествующих поколений профессионалов. Естественным образом ИРПР оказывается связанным с потенциалом профессионального сообщества; он получает от него подпитку и, в свою очередь, вносит свой вклад в непрерывное восполнение потенциала профессионального сообщества. Индивидуальная профессионализация человека - это процесс освоения опыта профессионального сообщества, процесс становления личности профессионала, процесс формирования профессионализма.
Задача выявление комплекса свойств, входящих в состав индивидуального потенциала профессионального развития человека еще
не получила своего окончательного решения. Но уже сейчас можно подчеркнуть важность для ИРПРтрехвидовспособностей человека: 1) способность развивать свои умения и навыки; 2) способность избирательно активизировать формы активности, значимые для конкретной профессиональной ситуации; 3) способность адекватно устанавливать уровни своей активности, перераспределяя свои внутренние резервы.
В состав ИРПР входят те психофизиологические и психические свойства человека, которые позволяютточно, своевременно и адекватно воспринимать профессионально важные информационные признаки; интеллектуальные качества, способствующие установлению значимости сигналов и обеспечивающие процесс когнитивного научения; а также знания как результат этого научения.
Важнейшей составляющей ИРПР является адаптивный потенциал субъекта труда - интегральная способность человека, которая позволяет ему не только адаптироваться к разнообразным условиям профессиональной среды, но и активно противостоять «возмущающим» воздействиям различных видов нагрузки, а также обеспечивает стабильно высокую эффективность деятельности.
Известно, что успешность профессиональной деятельности определяется мотивацией, личностными чертами, системой ценностей и т.д. В связи с рассмотрением ИРПР человека обратим внимание на мысль В.А. Бодрова (2001) о том, что основной функцией мотивов является мобилизация способностей, функциональных возможностей, профессионального опыта человека на достижение поставленных целей, результатов деятельности.
К индивидуальному ресурсу профессионального развития мы относим и физическую тренированность человека. Это свойство обеспечивает работоспособность в условиях учебной организации деятельности, затем адаптацию к профессиональной среде и устойчивую работоспособность, быстрое восстановление после неблагоприятных воздействий. Высокий уровень физической тренированности обеспечивает устойчивость к экстремальным нагрузкам, к широкому диапазону воздействий физической и профессиональной среды.
Движущими силами профессионального развития является разрешение противоречий между внутренним ресурсом человека (выражающемся в наличии или отсутствии профессионально ориентированных структур психики, необходимых ПВК, знаний, умений, навыков, соответствующей ценностно-мотивационной сферы и др.), а также, с одной стороны, требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью (в системе «человек - профсреда»); с другой стороны, диктуемыми системой более высокого уровня - социумом (в системе «человек - социальная среда»). Возникающие противоречия между целями и наличными средствами, между стремлениями и возможностями разрешаются в деятельности и служат движущи ми силами развития профессионализма человека.
Наличие у человека достаточного ИРПР обеспечивает возможность его профессионального развития. Пути же, которые он выбирает для продуктивного использования своих ресурсов, могут быть различными. Успех при этом определяется не столько самими ресурсами, сколько тем, насколько продуктивно они используются.
332
А-Ж
Профессиональная компетентность специалиста-психолога
Дюбина Т.Г. (г.Липецк)
Ситуация развития психологической науки в стране определяет актуализацию ряда проблем, связанных с профессиональной компетенцией специалиста. Изучение социально-психологических качеств личности, которое проводится нами, позволяет определить факторы, влияющие на формирование профессиональной компетентности специалистов. Изучаются детерминирующие процессы в аспекте анализа структуры личности. Это осуществляется посредством использования комплекса методов психологической антропологии, разработанных в рамках комплексного эмпирического исследования личности под руководством проф., д.пс.н. Л.Б. Филонова. Среди методик: «Самооценка - Самовыражение» (СО - СВ (В.В. Волков, Г.А. Медведская, Л.Б. Филонов)), «Соотнесенные качества» (СК (А.А. Ларин)), Методика косвенных вопросов (МКВ (Т.Г. Дюбина).
Особенностью проводимого исследования является применение принципов психологической антропологии на выборке, отличной отобщепринятых студенческих выборок. Нами проводится диагностика в рамках реализации направления оценки персонала и выявления скрытого личностного потенциала. Здесь актуализируется проблема профессиональной компетентности специалиста-психолога, проводящего диагностику. В связи с чем, мы считаем, что, анализируя социально-психологическую структуру компетентности психолога в своей профессии, следует оценивать: - умение
ориентироваться в социальных ситуациях; - умение правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей; - умение выбирать адекватные способы обращения с ними и реализовать их в процессе взаимодействия. Особую роль играет умение поставить себя на место другого.
Критерии оценки различны: вводятся балльные значения, дается качественная характеристика сформированного умения. Определяется пространственное поле качеств, влияющих на формирование умения быть социально-компетентным. Ведутся исследования в области поиска диагностического инструмента для измерения психологической напряженности личности. В основе данного направления лежат принципы компендиума, когда каждое изученное качество (в структуре личности), «подтягивает» к себе другие, близкие по семантическому пространству, усиливая основу, придавая данному качеству особую силу воздействия на мотивацию поведения.
Такой подход обеспечивает совершенно иной взгляд на анализ профессиональной и личностной компетентности специалиста: будь то сам психолог, либо тот, кого он диагностирует. Также это приводит к выделению проблем становления компетентности психолога-специалиста:
определение оптимального баланса выраженности качествличности;
Влияние рассогласования в пространственном распределении ипсихологической напряженности качества в структуре личностина ее поведение в социуме;
3) пути предупреждения профессиональной деформации и по-
вышения профессиональной компетентности специалиста-психолога.
333
Проблема развития конкурентоспособности личности
Евецкая С. В., Терехин В. А. (г. Ростов-на-Дону)
Обращаясь к исследованию конкурентоспособности личности, прежде всего, сталкиваешься с отсутствием какого-либо определения. Здесь стоитпринять во внимание тот факт, что понятие «конкурентоспособность» на страницах психологической печати появилось сравнительно недавно. Однако вышеуказанная категория достаточно разработана в экономике и маркетинге.
Конкуренция здесь определена как «соперничество, соревнование людей, групп, организаций в достижении сходных целей, лучших результатов, в определенной общественной сфере» (Большой энциклопедический словарь), как «экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы собственников товаров и услуг за наиболее выгодные условия производства и реализации» (В.А. Алексунин), «процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами» (Р.А. Фатхутдинов).
Если «конкуренция» это «процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами», то «конкурентоспособность», как считают Н.Д. Эриашвили, К. Ховарда, Ю.А. Ципкина, Б.А. Соловьева, В.В. Федосеева, - это «совокупность преимуществ», которые «способствуют успешной реализации (в том числе и товара) в условиях конкуренции».
Конкуренция возникает не только на рынке товаров и услуг. На рынкетруда и рабочей силы работники конкурируют, чтобы занять и сохранить за собой рабочее место. Следовательно, наряду с конкурентоспособностью товаров и услуг можно говорить и о конкурентоспособности специалиста, в частности - выпускника вуза. Оценку «конкурентоспособности», в данном случае, следует осуществлять исходя из «конкурентных преимуществ субъекта», которые, по мнению R А. Фатхутдинова, бывают «внешними и внутренними».
Здесь необходимо отметить, что конкурентоспособность выпускников вуза в данном случае необходимо рассматривать в двух аспектах: социальном (внешнем) и психологическом
(внутреннем). Что касается первого, то внешнее конкурентное преимущество будущих выпускников во многом определяется конкурентоспособностью учебных заведений. Здесь учебное заведение является своего рода «гарантией» того, что при его окончании молодой специалист будет востребован на рынке труда и рабочей силы. При анализе внешнего аспекта стоит рассмотреть и социальные ожидания, т. е. каким хотят видеть выпускника (молодого специалиста) общество и работодатели, какие требования они предъявляют к внешним данным и внутренним (профессионально значимым свойствам, включающим способности и характерологические черты). Таким образом, взаимодействие личности и общества «не есть взаимодействие двух изолированных сущностей, находящихся одна вне другой. Исследование личности есть всегда другая сторона исследования общества». Следовательно, важно с самого начала рассматривать личность в некотором «социальном контексте», или, как говорит Г.М. Андреева, «раскрыть конкретный механизм «вплетения» индивидуального в ткань социальной реальности».
Что касается психологических (внутренних) составляющих конкурентоспособности,™ здесь необходимо отметить, что С.Л. Рубинштейн выделял значениеличностного целого как совокупности внутренних закономерностей, через которые преломляются все внешние воздействия на человека.
По мнению Л. М. Митиной, конкурентоспособность «это способность предвидеть, обновляться и использовать все возможности для развития».
В.А. Терехин, С.А. Строкова одной из главных причин побуждающих индивида к «росту-развитию» выделяют наличие противоречия. По их мнению, «развитиеестьтам, где противоречие, т. е. на определенном этапе своего развития индивид сталкивается с наличием избыточного требования к ситуации, на этой основе возникает чувство неудовлетворенности.... Именно чувство неудовлетворенности является двигателем любого прогресса». Здесь стоит обратиться к проблеме самосознания, т. к. именно самосознание человека, как бы зеркально отражает реакции на него других. Именно в этом отражении Л. М. Митина видит источник профессионального развития: «основной движущей силой развития
334
А-Ж
профессионала является внутриличностное противоречие между Я-действующим и Я-отраженным».
Таким образом, несовпадение социальных ожиданий, т. е. каким хотят видеть выпускника (молодого специалиста) общество и работодатели (Я-отраженного) с Я-действующим, вызывает противоречие, которое побуждает человека к осознанию тех характеристик собственной личности, которые будут способствовать приближению внутренних критериев к внешним (Я-действующего к Я-отраженному). Вполне очевидно, что Я-отраженное выступает как необходимый ориентир для развития и самосовершенствования личности.
Детальный анализ существующих в литературе положений о сущности конкурентоспособности позволил отметить, что особое внимание уделяется компетентности, как интегральной характеристике конкурентоспособной личности. Как считает один из самых известных отечественных исследователей проблемы конкуренции и конкурентоспособности R А. Фатхутдинов, «компетентность субъекта в какой-либо области деятельности» можно рассматривать как «конкурентное преимущество» по сравнению с конкурентами.
Результаты, полученные в ходе исследования, подтверждают это высказывание. Среди требований, которые предъявляются работодателями и обществом к личностным и профессионально значимым свойствам конкурентоспособного специалиста, работающего в сфере сервиса, можно выделить следующие: компетентность, коммуникабельность, ответственность.
Таким образом, конкурентоспособность можно рассматривать как совокупность преимуществ, которые бывают внешними и внутренними, и делают субъекта привлекательным для работодателя. Особое значение здесь имеет наличие внутриличностного противоречия между Я-действующим и Я-отраженным, которое, в свое время, является основной движущей силой развития и самосовершенствования профессионала.
- IV всероссийского съезда рпо
- Психологические аспекты невынашивания беременности в современных семьях
- Время как психологическая мера измерения количественно-качественных изменений человека
- Особенности работы социально-психологической службы гимназии личностно-ориентированного образования
- Ордерная технология изменения организационной культуры: принципы проектирования и применения
- Конфигурация медленного потенциала мозга, соответствующего реализации нового поведенческого акта
- О результатах апробации компьютерной модификации методики г. Уиткина «Стержень-Рамка»
- Современных мультфильмов на когнитивный компонент нравственного развития ребенка-дошкольника
- Изучение представления о супружеских конфликтах у сотрудников спецподразделений
- Различительная чувствительность в общем антропологическом пространстве
- Психоаналитический подход в понимании психологического потенциала семейных отношений
- Организационная культура как ресурс развития негосударственной образовательной организации
- Опросник «Мыслей и Поведения» для изучения нарушения пищевого поведения (нпп)
- Психологическое сопровождение детей
- С онкологическими заболеваниями
- И их семей на всех этапах
- Заболевания и лечения
- Саморегуляция учебной деятельности как условие эффективной учебы подростков коррекционных классов
- Карьерные стратегии мужчин и женщин - представителей технономических профессий
- Психологические особенности
- Копинг-поведения сотрудников
- Государственной противопожарной
- Социально-психологическая характеристика нарушений уставных правил взаимоотношений
- Концепция и направления медико-психологического сопровождения спасателей мчс России
- Сравнение влияния аффекта и фрустрации на субъектность обвиняемого
- Принципы и реализация психологического мониторинга образовательных систем
- Психологические аспекты воздействия художественной литературы на формирование личности
- Закон б.М. Теплова и экзистенциальные модели в спецгруппах
- Профессиональное самоопределение: представления о профессии и «образе профессионала»
- Проблема объединения локальной зрительной информации в когнитивные блоки
- Акмеологический аспект мыследеятельностного образования студентов гуманитарных специальностей
- Стадии развития лидера Развитие творческого и инициативного мышления в современных условиях
- Личностные детерминанты субъекта учебной деятельности в контексте первичной профессионализации
- О депривации потребностей ребенка, оставшегося без родительского (семейного) попечения
- Личностно-профессиональное развитие педагога в условиях модернизации российского образования
- Деформации личностно-смысловой сферы «Топ-менеджера» в зависимости от уровня персональной ответственности
- Влияние особенностей памяти и внимания на формирование установок иллюзий восприятия формы объектов
- Формирование конфликтной
- Компетентности педагогов школы как
- Важное направление психологического
- Обучения в образовании
- Уход в деноминацию как способ решения личностью своих проблем в условиях социальной неопределенности
- Исследование манипулятивных
- Воздействий руководителя на
- Социально-психологический
- Климат группы
- Мотивационные особенности менеджеров с различным стилем мышления
- Особенности стиля мышления
- У представителей различных
- Национальностей Юга России
- (На примере жителей г. Ростова-на-Дону)
- Соотношение технологичности и творчества в исследовательской деятельности учащихся
- Взаимосвязь духовной и психологической безопасности в современных угрозах мира
- Психологическое просвещение участников образовательного процесса: детей,учителей, родителей.
- Содержательные характеристики «я» и потенциал развития человека в профессии
- Соотношение механизмов психологической защиты и совладания у подростков
- Психологическое обеспечение
- Профессиональной безопасности
- Сотрудников правоохранительных
- Органов
- Проектная мыследеятельность субъектов
- Образования как механизм выращивания
- Новых культурно-образовательных
- Практик
- Психологические аспекты профессионально-педагогического образования
- Исследование индивидуальных различий асимметрии ритмических составляющих ээг у близнецов
- Двигательная активность в структуре
- Здоровой жизнедеятельности учащихся
- Как условие развития безопасности
- Личности
- Диагностика регуляторных основ как условия готовности к переходу из средней школы в старшую
- Динамические и статические
- Характеристики в структуре
- Представлений о себе и другом как
- Трудном партнере общения
- Особенности переживания внутриличностных конфликтов у женщин, зависимых от алкоголя
- Влияние степени тяжести
- Перинатального поражения цнс
- И сокращения срока внутриутробного
- Развития на формирование
- Особенности обучения учащихся
- Установлению взаимосвязей
- При изучении математики
- С позиций психологии
- Исследование образа
- Террористического акта
- У респондентов Москвы,
- Чеченской Республики и Забайкалья
- Подходы к исследованию
- Проблема письменной личности в идеологических конструктах XX века (на материале творчества н.К. Крупской)
- Преступного поведения в отношении представителей религиозных групп
- Практика работы психологов таможенных органов: состояние и пути развития
- Тендерные различия в уровне успеваемости немецких школьников в точных и гуманитарных науках
- Роль генетических и средовых факторов в формировании предрасположенности к депрессии у подростков
- Диалог как технология инициации смыслообразования в интерпретации м.М.Бахтина
- Детей и подростков
- С различными формами аутизма
- (С синдромом Asperger,
- Синдромом Kenner)
- Представления студентов
- Групповые динамические процессы семьи как малой группы на разных этапах ее жизненного цикла
- Проблема формирования
- Осознанной саморегуляции
- В аспекте готовности студентов педвуза
- К профессиональной деятельности
- Кросс-культурные и тендерные исследования лидерства в зарубежной и отечественной психологии
- Междисциплинарные
- Особенности включенности
- Социально-одаренных детей
- В совместную деятельность
- Учебной группы
- Особенности профессионального самосознания у госслужащих с высоким и низким адаптационным ресурсом
- Использование методов терапевтической
- Практики в построении образовательной
- Среды для человека с инвалидностью
- (Идеографический подход)
- Психологические аспекты управления
- Учреждением дополнительного
- Образования как субъектом
- Развивающего образования
- Психологические особенности молодых людей, отличающихся высокой целеустремленностью и связностью целей
- Структура доверия к другим
- (По результатам социологического
- Исследования педагогов
- Свердловской области)
- Психологические механизмы формирования внутреннего убеждения коллегии присяжных заседателей
- Принципы управления
- Межгрупповой адаптацией
- На кораблях Военно-морского
- Флота России
- Особенности образа я у юношей и девушек с соматическими заболеваниями
- Отношений и коммуникаций национальной сборной команды (спортивные единоборства)
- Сон: оптимизация системы регуляции ритма сердца с помощью сенсорных притоков
- Основание изучения развития представлений подростков и юношей о себе и о мире
- Организация работы по внедрению личностно ориентированной технологии в школе
- Психологические эффекты как важные ресурсы для просвещения участников образовательного процесса
- Развитие профессионального здоровья как задача психологической подготовки специалиста
- Опыт трансформации восточных оздоровительных традиций: пространство чая
- Курс «Психологические факторы межконфессиональной толерантности» в школах
- Стереотипное восприятие как фактор формирования интолерантного поведения
- Стиль коммуникативной активности и интегральная индивидуальность человека
- Психологические показатели и сон подростков с минимальными мозговыми дисфункциями
- Психологические аспекты профессионального становления следователя прокуратуры
- Особенности адаптации пожилых людей к новой социальной ситуаци в условиях взаимодействия с собаками
- Влияние индивидуальных особенностей родителей на профессиональный выбор старших школьников
- Функционально-регуляционная модель взаимосвязи интеллекта и мотивации достижения
- Мотивационно-личностные
- Детерминанты профессиональной
- Успешности командиров воинских
- Подразделений
- Психологический анализ врачебных ошибок стоматологов с позиции личностного подхода
- Особенности восприятия внешнего облика другого человека студентами педагогического колледжа
- Перспектив психологического мониторинга развития младших школьников в учебной деятельности
- Проявление феномена «апперцептивной слепоты» в исследовании мотивационной сферы педагогов
- Основные линии разработки проблем стиля деятельности в отечественной психологии
- Характеристики экзистенциальной исполнености личности и их связь с копинг-стратегиями
- Влияние структуры предметов труда
- На психологические свойства
- Коллективного субъекта труда
- (На примере энергетики)
- Представления и отношение школьников и студентов медицинского колледжа к здоровому образу жизни
- Особенности формирования мотивационной готовности сотрудников органов внутренних дел к службе
- Развитие эмоциональной сферы младших школьников в процессе изучения предмета «Психология»
- Психолого-экономические аспекты медиаплана рекламной деятельности турфирмы на Байкале
- Психофизиологические корреляты эмоциональной компетентности детей дошкольного возраста
- Актуальные направления
- Исследования условий оптимизации
- Психотерапевтического общения с
- Заикающимися
- Природа индивидуальных различий по экстраверсии и нейротизму
- Специфика психолого-педагогической деятельности практического психолога образования
- К проблеме социально-психологических детерминант жизненной удовлетворенности
- К верификации методов психосемантической диагностики познавательных конструктов личности
- 0 Профессионально-педагогическом самоутверждении личности
- Динамика профессионального самосознания психологов в процессе обучения
- Проблемы реализации
- Социо-ориентированной методологии
- Проектирования крупномасштабных
- Технических объектов
- Взаимосвязь профессионально важных качеств и многоуровневых процессов психической регуляции
- Психологические особенности процесса персонификации компьютера пользователями
- Результаты мониторинга социально-психологических и организационных проблем безопасности
- Личностное развитие в условиях ранней профессионализации:ресурсы и проблемы
- Полипарадигмальная модель профессионального самосознания педагогов доу
- Со страхами ребенка как фактор формирования копинг-стратегий у детей
- Музыка как фактор развития
- Коммуникабельности подростков,
- Воспитывающихся в условиях
- Интернатного типа
- Ценностно-мотивационные основы интеграции этнических мигрантов в российское общество
- Особенности технологии личностно-ориентированного обучения в образовательном пространстве вуза
- Психологическая структура готовности к риску руководителей высшего звена железноодорожного транспорта
- Психофизиологические детерминанты формирования криминального стереотипа поведения
- Толерантность как основа социальной безопасности в полиэтнических общностях
- К вопросу о связи личностной самоэффективности психолога и его профессионально важных качеств
- Взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной парадигм в исследовании эмоционального развития
- Эмоциональные компоненты процесса социализации российских и бурятских детей
- Состав и структура ассоциативного пространства «ценности - психические состояния»
- Проблемы психического здоровья учителя в современной образовательной среде и перспективы
- Когнитивные типы дисфункциональных убеждений: особенности проявления в информационном пространстве
- Профиль асимметрии как системный
- Фактор в ходе социализации
- И возможности его коррекции
- На примере старшеклассников
- Феномен предметной избирательности: пролегомены к психологической диагностике способностей
- К вопросу о роли и направлениях деятельности школы в экономической социализации старшеклассников
- Формирование произвольности
- Поведения дошкольников в контексте
- Социального взаимодействия малой
- Проблема сохранения психического здоровья человека в системе высшего образования
- Вовлечение элементов индивидуального опыта разного «возраста» в процессы принятия решения
- Психологическая реабилитация
- Нейрохирургических пациентов,
- Работа с измененными
- Состояниями сознания
- Личностная беспомощность и учебная активность у детей младшего школьного возраста
- Специфика социализации, образовательной среды и жизненных ориентиров подростков
- Исследование генезиса установок и их проявления в реальной жизнедеятельности
- Влияние эмоциональных характеристик личности на процесс группового творчества
- Роль внешних и внутренних условий (факторов) при инициации и реализации сенсомоторного действия
- Психодиагностика личности подростка - этап психологического сопровождения в образовательном учреждении
- Интенсивности ые характеристики профессиональных я-концепций мужчин и женщин
- Психофизиологические и
- Психологические характеристики
- Старшеклассников с различным уровнем
- Одарённости
- Особенности межполушарного
- Взаимодействия при решении творческой
- Задачи у одаренных с разным профилем
- Латеральной организации
- К родам с учетом некоторых социально-психологических особенностей беременных женщин
- Скорость обработки информации как опосредующее звено в связях
- И интеллектом
- Методологические аспекты изучения связей особенностей личности и свойств нервной системы
- Социально-психологические проблемы духовно-нравственного кризиса современной семьи
- Организационные аспекты медико-психологической помощи населению
- Система реализации межпредметной интеграции в образовательном процессе школы
- Пассионарность как фактор психологической готовности военнослужащих
- Соотношение имплицитных и эксплицитных этнических стереотипов у русских и немцев
- Особенности самореализации личности при развитии способности к целеполаганию
- Особенности корреляционных
- В консультативной деятельности психолога по проблемам школьного обучения
- Опыт психической травмы у девочек с агрессивно-насильственными правонарушениями
- Психолого-педагогическое
- Психосемантические особенности представлений об успешности студентов разных курсов
- Эмпатический профиль личности как основа психологической культуры психолога
- Индивидуальный ресурс
- Профессионального развития
- Как условие успешной
- Профессионализации
- Глобализация и организация процесса
- Адаптации работника
- К мультикультурной
- Производственной среде
- Соотнесение субъективных представлений (со) и объективного поведения (социально-психологических
- Проблема повышения квалификации
- Руководящих кадров в условиях
- Инновационного управления в
- Современном образовании
- Мотивационно-ценностная включенность
- Характеристики социальных представлений в период общественной трансформации
- Эволюция
- Отражение в параметрах событийно-связанных потенциалов актуализации мотивации достижения
- Экономическая социализация и проблемы смысла жизни у старших подростков
- Психолого-педагогические основы становления творческих способностей дошкольников
- Интерактивная техника «Форум - театр»
- Обучения в рамках общей психологической подготовки спасателей мчс России
- Препятствия внедрения
- Инновационных технологий
- Психологического сопровождения
- Образовательного процесса
- Признаки и функции конкуренции как социально-психологического феномена и основы рыночной экономики
- Социально-психологические особенности организационной культуры и имиджа милиции
- Субъективная оценка служебных
- И социально-бытовых затруднений
- Как фактор развития стресса жизни
- Офицеров вс рф
- Психологический аспект профессиональной деятельности преподавателя вуза