logo search
psicho T1

Принципы и реализация психологического мониторинга образовательных систем

Алёхина СВ. (г. Москва)

Теоретико-методологические основы модернизации обра­зования, особенно в части управления системой, в значительной степени базируются на понимании необходимости анализа, контроля, оценки эффективности этой системы. Анализ образо­вательной системы с точки зрения ее развивающего потенциала, проектирование всех составляющих школьного пространства и об­разовательной среды как системы развивающих возможностей для каждого субъекта образовательного процесса - одно из важней­ших направлений и ресурсов повышения качества современного школьного образования. Для успешного планирования и анализа существующих тенденций в целом необходимо располагать объ­ективными данными. Для эффективного управления образованием необходимо понимать и объективно оценивать те проблемы и тенденции, которые складываются в детской популяции. Это, безусловно, задача психологической службы, которую можно ре­шать посредством мониторинговых исследований и специального психологического анализа образовательных условий и социально-психологических рисков, в которые попадает ребёнок.

Важнейшую роль в осуществлении такой аналитико-проектировочной деятельности играет психологический мони­торинг. Обычно под мониторингом понимают многоуровневую, иерархическую систему организации, сбора, хранения обработки и распространения информации об обследуемой системе или отдельных её элементах, ориентированную на информационное обеспечение управления, которая позволяет судить о состоянии объ­екта мониторинга в любой момент и может обеспечить прогнозего развития. Информация, собираемая в процессе мониторинга, слу­жит целям управления, повышению эффективности управленческих решений по изменению образовательных условий. Практическому психологу образования необходимо различать мониторинг и диа­гностическое исследование. Мониторинговое исследование должно быть функционально, через систему динамических показателей объективно представлять развивающиеся тенденции. Особенностью мониторинга является определение целевых установок исследова­ния через фиксацию состояния системы, выявление потенциальных рисков и актуальных проблем.

Важно отметить, что психологический мониторинг является комплексной технологией, объединяющей в себе ряд последова­тельных деятельностей, ориентированных на анализ проблематики, оформление предмета мониторинга, работу с экспертами, раз­работку параметров исследования, составление диагностической программы, реализацию организационной модели, математи­ческую обработку полученных данных, анализ и интерпретацию полученных результатов. Не всегда легко, но крайне необходимо сделать полученные данные предметом управленческого анализа, на основе представленного отчёта по мониторингу должны быть приняты управленческие решения. Хорошо, если руководитель профессиональной команды, проводившей мониторинговое иссле­дование участвует в работе экспертных советов по разработке новых образовательных проектов, или материалы мониторинга становятся частью учебного плана курсов повышения квалификации педаго-

гических работников. Крайне важно, чтобы данные мониторинга стали обсуждаемой и проектной информацией, а сам мониторинг заканчивался реализацией мероприятий, нацеленных на внедрение результатов исследования в практику образования.

Особенности восприятия экологического риска подростками

Алешина Н.А. (г. Санкт-Петербург)

Существующая в настоящее время система экологического об­разования ставит цель подготовить школьников к взаимодействию с окружающей средой за счет усвоения ими системы экологических понятий. Однако системы понятий часто оказывается недостаточно для построения школьниками оптимальной модели экологического поведения. Проблема становится особенно актуальной при насту­плении сенситивного периода развития экологического поведения. Особенно ярко стремление к взаимодействию с окружающей средой проявляется в подростковом и старшем школьном возрасте, но одновременно повышается и вероятность попадания учащихся в ситуации стресса под влиянием факторов экологического риска, что может оказать отрицательное влияние на физическое и психическое здоровье школьников.

Под экологическим риском понимается наличие некоторой вероятности оцениваемого события, процесса, явления, с учетом фактора опасности, то есть угрозы для жизни или здоровья людей или окружающей среды. Существование риска непосредственно связано не только с опасностью, но и с неопределенностью. Вы­явление источников неопределенности позволяет понять, как для субъекта формируется представление о ситуации, и что создает ситуацию риска. Неопределенность является важным свойством риска необходимым для его идентификации.

Степень осознания экологического риска влияет через мотива-ционную сферу на формирование стратегий поведения в условиях окружающей среды, компенсируя или обостряя последствия этого взаимодействия. Осознание экологического риска способствует снижению неопределенности и, как следствие, снятию психического напряжения субъекта, находящегося в ситуации риска.

С целью изучения влияния осознанности экологического риска на мотивацию поведения школьников нами было проведено исследование. В нем приняли участие 200 школьников из двух наиболее крупных городов Архангельской области: Северодвинска и Архангельска. Оба выбранных города обладают ярко выраженной спецификой экологической обстановки: Архангельск является крупным портом, располагается вблизи двух крупных целлюлозно-бумажных комбинатов. На территории Северодвинска находятся два завода, занимающихся атомным судостроением и первичной переработкой радиоактивных отходов. В пригороде Северодвинска находится хранилище радиоактивных отходов.

Исследование затронуло следующие аспекты:

64

А-Ж

При анализе полученных результатов можно отметить следую­щие основные тенденции.

Высокому уровню актуальных экологических знаний соот­ветствуют научно-познавательные и гуманистические мотивы экологического поведения.

Низкому уровню актуальных экологических знаний соответ­ствуют ярко выраженные экономические мотивы взаимодействия с окружающей средой.

Наиболее значимыми являются локальные и региональные экологические риски.

При отсутствии статистически значимых различий в уровне актуальных знаний школьников из Архангельска и Северодвинска существуют различия вличностном отношении к экологическим ме­роприятиям. Ученики северодвинских школ, в отличие от учеников архангельских, принимают участие в их организации и проведении, считая значимым свой вклад в стабилизацию и улучшение экологи­ческой обстановки региона.

Среди актуальных (для собственной жизни и здоровья) экологических рисков школьниками чаще всего упоминаются: радиоактивные отходы, сброс сточных вод промышленными пред­приятиями, свалки бытовых и промышленных отходов, загрязнение атмосферы автотранспортом и газообразными продуктами ТЭЦ. Это можно объяснить пространственной близостью «опасных» объектов и противоречивостью информации об их деятельности.

Второстепенными по значимости экологическими рисками школьники считают: терроризм, глобальное потепление, перенасе­ленность, исчезновение видового разнообразия, наркотики. Данные виды экологических рисков не являются актуальными в связи с особенностями географического положения городов.

Высокий уровень актуальных экологических знаний соот­ветствует более широкому перечню актуальных экологических рисков.

В целом на основании экспериментального исследования можно выделить следующие особенности восприятия экологических рисков: региональные и локальные риски обладают более высоким уровнем значимости; личный вклад в стабилизацию экологической обстановки значим для жителей малых городов, и незначителен для жителей крупных городов и мегаполисов; в первую очередь анали­зируются риски актуальные для собственной жизни и здоровья, во вторую - риски актуальные для природы.

Результаты исследований могут считаться объективной и эф­фективной базой для модернизации экологического образования, а также для формирования и коррекции модели экологического поведения подростков.