logo search
psicho T1

К вопросу о роли и направлениях деятельности школы в экономической социализации старшеклассников

Горбунов Ю.В. (г. Иркутск)

Хотелось бы уделить внимание факторам, влияющим на экономическую социализацию детей и подростков, которые выде­ляются различными исследователями. Помимо общих социально-демографических условий, огромную роль в формировании играют следующие особенности: семейные ценности и установки, транслируемые детям в виде «родительских напутствий», общая социально-экономическая ситуация.

На приобщение к деньгам наибольшее влияние оказывают рас­сказы родителей о том, как они получают доход, создают накопления и какое их отношение к собственности и деньгам. Отметим, что главный инструмент социализации современного общества - шко­ла - слабо включен в переходные процессы социализации, поэтому необходимы исследовательские работы по этой проблематике для более успешной экономической социализации современных подростков. По нашему мнению для повышения роли школы в экономической социализации необходимо вводить дополнительные факультативные дисциплины, которые помогут адаптироваться под­росткам в новых экономических условиях. Особенность нынешнего процесса экономической социализации в России состоит в том, что в обществе до сих пор не сложилось сколько-нибудь единого мнения о ее необходимости. У нас практически отсутствует опыт формального экономического образования, которое в большинстве стран входит в число обязательных школьных предметов, однако в порядке эксперимента преподается детям разного возраста, вплоть до дошкольного. Продолжается влияние родителей, которые жили в других условиях на экономическое поведение и сознание под­ростков.

Важными направлениями в деятельности школ считаем формирование отношения к деньгам, обучение навыкам налого-послушного поведения, правильного распоряжения и владения собственностью, формирование эффективных качеств предпри­нимателя и т.д.

Акмеологическая коррекция аутодеструктивного поведения

Горобец Т.Н. (г. Москва)

Последнее десятилетие показало, что проблема распростра­нения различных форм аутодеструктивного поведения становится наиболее актуальной в периоды кризисов и социальных перемен, когда оно приобретает характер массовидного явления.

Влияние коренных перемен в социальном устройстве на раз­витие личности - центральная проблема многих отраслей знания и одновременно это одна из ключевых задач развития гражданского общества вообще. В настоящее время становится актуальной про­блема возникновения феноменологических патологических состоя­ний, вызванных отрицательным влиянием социальных факторов.

Всовременной России происходит трансформация общественно-экономических и социально-психологических условий жизнедеятель­ности человека. Это привело к социальной дезориентации и какслед-ствие-возникновению массовидныхдезадаптационных процессов. В результате наблюдается подвижки в массовидных психических процессах и рост аутодеструктивных форм поведения.

В связи с этим все более актуализируется изучение этих про­цессов и понимание психологических особенностей людей с аутоде-структивными паттернами поведения. Поэтому перед наукой стоят задачи, направленные на воспитание и формирование человека, способного адаптироваться к новым изменяющимся социальным условиям с сохранением способности к саморазвитию и самореали­зации. Преодоление сложившейся социальной ситуации, негативно воспринимаемой и отражающейся на социальном здоровье боль­шинства населения, возможно через создание системы профилак­тики и коррекции поведения аутодеструктивной направленности, все более воспринимаемого в массовом сознании как норма.

Акмеология как наука о непреходящей ценности жизни чело­века, о способности его к самосовершенствованию и саморазвитию во всех важных сферах деятельности может внести в решение этих задач свой вклад.

273

Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.

Сегодня уже очевидно, что духовное развитие нашей страны в ситуации контрастной дифференциации населения по доходам и возможности самореализации сказалось на национальном духе россиян, привело к изменению их психологического состояния. Появились явные и латентные тенденции к дезадаптации и форми­рованию аутодеструкции.

В связи с этим выявление факторов и условий формирования аутодеструктивного поведения, закономерностей и перспектив развития этого явления является не только задачей научного тео­ретического анализа, но и практического сохранения социального здоровья нации.

В решении этой задачи значимую роль должна сыграть ак-меология, так как акмеологическая профилактика и коррекция аутодеструкции должна быть направлена на разработку моделей самосозидания и саморазвития.

Нравственно-психологические принципы работы с образной сферой личности

Гостев АЛ. (г. Москва)

Образный опыт достаточно капризен, и потому для кон­структивного функционирования образной сферы человека «дис­циплинирующих» психотехник недостаточно. Чтобы образ стал советником-подсказчиком, необходимо, чтобы человек - субъект образного опыта - был подчинен не только психологическим, но и нравственным принципам. При постулировании таких принципов возникают теоретико-методологические проблемы, которые вы-нуждаютобратиться к междисциплинарным и культурологическим знаниям. В этой связи в качестве одного из ракурсов рассмотрения имагопрактики (практической работы с образной сферой личности) была взята православно-христианская традиция, которая помогает прочувствовать сложность работы с образной сферой личности именно с духовно-нравственной точки зрения. В частности, она подсказывает, что акцент современных школ личностного роста на раскрепощение искаженного состояния нецелостной (искаженной страстями) человеческой природы (считающейся, однако, «есте­ственным») таит в себе опасность незаметного для людей ухода от нравственных законов человеческого бытия

Признание«Высшего начала» и принцип любви. Вера в высшую реальность связывает человека с тем, что может быть названо «Вселенским Нравственным Законом». Человек чувствует в душе этот закон через совесть и предполагает существование того же закона в других людях. Эту непреложность законов духовного мира - «высших и абсолютных установлений», «богоустановленных устоев бытия» - человечество пытается понять уже много тысяч лет, хотя они известны давно. Человек в глубине сердца соприкасается с абсолютной божественной реальностью, которая в своем действии на жизнь людей предстает как нравственное начало. Компонентом принципа «признания высшего начала» является проблема добра и зла, нравственно-психологически неотделимая от проблемы совести. Принцип любви предполагает, в частности, правильное отношение к себе - принятие себя, при ориентации на самосовер-

шенствование, на самоочищение души, чувствование тонкой грани между тем, что может быть названо духовной силой и личной силой эго. В работе по изменению негативного мироощущения следует отметить одну тонкую нравственно-психологическую грань, про­легающую между позитивностью этого момента и замаскированных под этим флагом, во-первых, вседозволенностью, как минимум, внутреннего действия на уровне образов, и, во-вторых, иллю­зорностью, «накачки нереалистично оптимистичного», а потому деструктивного, восприятия мира. Негативное мироощущение у человека преодолевается усилением открытости его картины мира к изменению. Однако открытость миру должна обогащать человека истинно духовными смыслами. Говоря о работе с целеполаганием, подчеркнем, что работу с образами нельзя использовать для до­стижения эгоистических целей, нельзя мысленно манипулировать людьми с целью получения желаемого, нельзя ничего отнимать и т.п. (даже в воспоминаниях не следует воссоздавать подобные сюжеты). На уровне образной сферы человек не должен причинять никому никакого вреда. Принцип соответствия самоотдачи и полу­чения зависит от обретения человеком способности «не залипать» на материальных ценностях. Фантазия должна обслуживать не по­требительские, а альтруистические установки. Применение закона момента предполагает поиск голоса совести, истинного Я (образа Божьего в человеке) а также участие каждого мгновения в под­готовке вечной участи души.

Мотивационные характеристики в представлении о человеке-работнике

Грачев АЛ. (г. Санкт-Петербург)

  1. Перспективы психологии труда связаны с развитием воз­можностей, предоставляемых трудом для удовлетворения базовыхпотребностей, самореализации и развития человека-работника. Притаком подходе психология труда представляется наукой, изучающейпсихологические аспекты трудовой деятельности с целью проекти­рования условий жизнедеятельности человека в процессе труда покритериям его жизненных интересов. Для реализации этой цели враспоряжении психолога должна быть модель человека-работника,ядром которой выступают его мотивационные характеристики.

  2. Модель работника может быть использована не только вреальной практике управления, но и в драматическом подходе впсихологии труда, в котором работник формирует представление оработе как о некоторой совокупности сцен, в которых участвует какон сам, так и другие. Такой подход предполагает не только пред­ставление о себе как о работнике, но и о типичном и идеальномработниках (представление о типичном работнике использовалосьв концепции Д.Макгрегора).

  3. Мотивационные характеристики работника были опреде­лены аналитическим путем с использованием трехкомпонент-ной модели жизненных ориентации (ориентации: дефицитарная,на самореализацию, духовная). Оценочная шкала, состоящая из20-ти мотивационных характеристик работника, апробирова­лась на выборке из 393 чел. (рабочих и служащих) и показала

274

А-Ж

достаточную надежность для шкал такого рода (значения коэф­фициента альфа Кронбаха - 0,73-0,78).

4. Изучались представления работников организаций различ­ного типа (рабочие-180 чел., служащие-193 чел., руководители-62 чел.) о мотивационныххарактеристиках работника - типичного,идеального и самого себя.

Выяснилось, что

а) представления о типичном и идеальном работнике в значи­тельной степени связаны с представлением о себе как работ­нике (значимость коэффициентов корреляции выше 0,001);

б) представления рабочих, служащих и руководителей о мотива-ционных характеристиках работника в значительной степенисовпадают.

  1. В представлениях о типичном работнике выражены такиехарактеристики, как ориентация на материальные потребности;желание выполнять простую, хорошо организованную, безопаснуюработу; стремление к благоприятному положению в коллективе;ориентация на оказание бескорыстной помощи товарищам поработе. При этом рабочие больше, чем служащие, приписываюттипичному работнику стремление к высокой оценке со сторонызначимых людей.

  2. В представлениях об идеальном работнике выражены такиехарактеристики, как стремление выложиться полностью во времяработы; стремление к благоприятному положению в коллективе;захваченность работой; ориентация на оказание бескорыстнойпомощи товарищам по работе. При этом рабочие больше, чем слу­жащие, приписывают идеальному работнику переживание чувствадолга и моральной ответственности по отношению к работе.

Видно, что типичный работник реализует в себе коммуника­тивные характеристики идеального, но ему не хватает, по мнению респондентов, непосредственной включенности в работу в форме производственной самореализации.

  1. Обращает на себя внимание значимость в представлениио работнике не только характеристик включенности в работу, но икоммуникативных.

  2. Представления о типичном и идеальном работнике не­посредственно связаны с удовлетворенностью работника своейработой и общей удовлетворенностью жизнью (регрессионныйанализ). Так, у рабочих высокая удовлетворенность работой, преждевсего, связана с приписыванием идеальному работнику ориентациина самореализацию и духовной ориентации (глубокое общение ипомощь товарищам, саморазвитие и чувство долга). А вот удо­влетворенность жизнью связана с приписыванием и типичному, иидеальному работнику всех трех ориентации.

У служащих же и удовлетворенность работой, и удовлетворен­ность жизнью практически не связаны с представлениями о работ­нике (они зависят от степени реализации жизненных ориентации служащих).

9. Полученные результаты могут быть использованы психо­логом в психологическом проектировании работы, построениитренинговых процедур (производственная драма), обучениируководителей.