Особенности работы социально-психологической службы гимназии личностно-ориентированного образования
Акинина Т. М. (г. Петрозаводск)
Работники СПС нашей гимназии под научным руководством И.С. Якиманской в течение пятнадцати лет проектировали и вели апробацию курсов психологического образования гимназистов (с первого по одиннадцатый классы) в контексте становления психологической культуры учащихся. Создана концепция психологического образования, введен «сквозной» учебный курс «Психология» для 1-11 классов, что явилось одним из средств
26
А-Ж
гуманизации и индивидуализации образовательного процесса в гимназии. Психологическая концепция образования тесно увязана с другими образовательными блоками: историческим, языковым, математическим, литературным, музыкальным.
В состав социально-психологической службы (СПС) входит методическая лаборатория, объединяющая психологов, социального педагога и логопеда, она является частью Научно-методического совета Гимназии №37. Задачи психологического сопровождения субъектов образовательного пространства включают: создание и апробацию личностно-ориентированного дидактического материала при вхождении в технологию личностно-ориентированного образования учителей по различным предметам, диагностику и выявление уровня преподавания и качества образования учащихся; выработку критериев эффективности личностно-ориентированных технологий, обеспечение условий для роста профессионализма, творческого потенциала учителей, а также психологическое просвещение родителей с целью их осознанного и системного включения в образовательный процесс.
Организованная внеклассная работа по психологии привела к созданию секции «Психология» в научном обществе гимназистов (НОГ). В методической лаборатории СПС осуществляется подготовка материалов для занятий психологией: учебные тексты, карточки-задания, алгоритмы, схемы, рисунки, отличающиеся своим содержанием, объемом, уровнем сложности. Это позволяет выявить индивидуальные предпочтения учащихся к предъявляемому учебному материалу, а также к выбору способа деятельности. Все это способствует росту интереса не только к процессу освоения психологических знаний, но и достижению психологической культуры. На базе гимназии регулярно проводится городская олимпиада по психологии. Предмет «Психология» органично встроился в систему личностно-ориентированного образования гимназистов. Ведь личность не просто живет, она рефлексирует, изучает свою жизнь, стремится пережить как можно больше впечатлений, предельно расширить свой индивидуальный опыт. В этой связи трудно переоценить школьные занятия по психологии.
При этом особую роль в работе психолога играют консультации для педагогов - в течение года педагоги систематически обращаются к психологу с различными проблемами: по взаимодействию с учащимися и их родителями; по особенностям проведения личностно-ориентированных уроков; по заполнению и использованию данных «Карты индивидуального развития учащегося». Учителя нередко приходят к психологу как классные руководители: важно выявить в классных коллективах лидеров или ребят, которые при благоприятном стечении обстоятельств могли бы ими стать, обсуждаются особенности работы с учащимися пассивными, эмоционально нестабильными, девиантными, имеющими проблемы в семье. По запросу социального педагога психологом проводится большая работа с учащимися группы риска (диагностические обследования этой категории; личные особенности в когнитивной, эмоциональной и рефлексивно-волевой сферах, субъектный опыт, формирование мотивации учения; и др.). На основании полученных данных и педагогам, и родителям даются рекомендации по максимализации эффективного взаимодействия с такими детьми. Превентивно, с целью профилактики идетличностно ориентированная работа с опекаемыми и многодетными семьями. Работа психолога с педагогическим коллективом начинается с анализа результатов педагогического наблюдения и различных видов диагностической работ, даются рекомендации по фасилитации, равноправномуобщению, использованию «модели сбалансирован-
ных инициатив» (Зайцев СВ.), строится отношение к ребенку как к партнеру, на определенном поле выбора как диапазона принятых в культуре форм поведения.
Помимо систематического обучения учащихся по специальной программе в рамках предмета «Психология» ведется системное психолого-педагогическое просвещение. Важнейшей задачей специалистов, работающих в СПС, является также психопрофилактическая работа со всеми субъектами образовательного учреждения, предупреждение возможных проблем через внедрение здоровьес-берегающих технологий.
С1995 года СПС ведет мониторинг по диагностике становления психологической культуры гимназиста; создается банк дидактического материала по всем ступеням психологического образования, позволяющего сократить время на пассивное прослушивание информации учителя, а больше уделять внимание выработке коммуникативных навыков, рефлексии. Широко применяются и межпредметные связи: на уроках информатики учащиеся используют психодиагностические материалы, представленные на электронных носителях; на литературе составляют психолого-педагогические характеристики на некоторых персонажей; создают психологические портреты исторических деятелей и т. п. На наш взгляд, важно способствовать становлению мультикультурной позиции учащихся, ориентированной на практику современного образования, когда субъекты образовательного пространства удерживают в сознании различные культурообусловленные точки зрения и учитывают их в общении и деятельности.
Современные исследования сознания в отечественной и зарубежной психологии
Акопов Г. В. (г. Самара)
Категория сознания, переживающая нынесвое второе (третье?) рождение, после пионерских работ В.Ф.Петренко по психосемантике сознания, определила новые точки роста не только отечественной психологии (В.М. Аллахвердов, В.П. Зинченко, О.В. Гордеева, Е.В. Суб-ботский, Ю.М. Швалб, Н.Б. Шкопоров, Е.В. Улыбина и др.), но позволила сформировать новую область научных исследований в США и Западной Европе (The Science of Consciesness). В концептуально-обзорной работе по проблеме сознания в отечественной психологии (Проблема сознания в психологии. Отечественная платформа, Самара, 2002) в процессе последовательного структурированного рассмотрения сознание выводится за пределы непроизвольных ограничений частной темы в рамках общей психологии и в широкой совокупности теоретических взглядов, прикладных и эмпирических изысканий отечественных психологов различных направлений и школ постреволюционной (1917г.) эпохи, обретает свою психологическую предметность, целостность и глубину.
Несколько иная ситуация в спектре подходов и решений проблемы сознания в Западной Европе и США. Резко возросший интерес к сознанию в науке объясняется тремя взаимосвязанными причинами. Первая связана с существенным прогрессом в развитии нейронауки. Хотя картина еще не полна, нейронные корреляты
27
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.
таких сознаваемых процессов, как зрительное восприятие, эмоции, память начинают проясняться в связи с исследованиями на животных, больных с повреждениями мозга и недавними исследованиями с использованием функционального отображения мозга у здоровых людей. Одновременно, как отмечает A. Zeman «психологи-экспериментаторы преодолели свою нервозность в изучении сознания». Исследование таких феноменов, как слепота, способность некоторых слабовидящих точно угадывать характеристики зрительных стимулов, о которых у них нет сознаваемого зрительного опыта, обещает прояснить различие сознаваемых и несознаваемых процессов мозга. Третий источник «ветра в парусах исследований сознания» связан с работами в области искусственного интеллекта (Zeman).
Другой, широко известный и весьма активный исследователь сознания, D. Chalmers выделяет как ключевой вопрос проблемы сознания, вопрос о том, почему информационные процессы различения, обобщения и т. д. не свободны от внутренней чувствительности (субъективный опыт, переживание, сознание)? Отсутствие ответа обозначается как «объяснительный пробел» между функциями и опытом сознания; необходим «объяснительный мост», материалы для которого еще предстоит найти. Согласно Чалмерсу, для объяснения сознания необходим новый подход. Обычные объяснительные методы когнитивной науки и нейронауки недостаточны. Работы Чалмерса вызвали многочисленные отклики как критического, так и поддерживающего характера. Известный исследователь проблемы D. Dennett выступил против идеи Чалмерса «сортировать» проблемы сознания на легкие и трудные, считая, что такой подход уводит внимание исследователей в сторону (D. Dennett, 1996). Объединяя множество исследований по проблеме сознания понятием «наука сознания» (The Science of Consciousness), M. Velmans обстоятельно обсуждает вопросы дефиниции и местонахождения сознания. Автор констатирует наличие множества определений и общеупотребительных терминов «consciousness», «awareness», «conscious awareness» (иногда «phenomenal awareness») как синонимов. Как отмечаетМ. Velmans (1996), в некоторых произведениях «сознание» (consciousness) синонимично с «психикой» (mind), что, по мнению автора, слишком расширяет определение сознания, включая в него и бессознательные психические процессы. В других произведениях сознание синонимично с самосознанием (self-consciousness). Такое определение, считает М. Velmans, слишком узкое, т. к. человек может сознавать также другие вещи (других людей, внешний мир и т. д.) помимо себя. В споре Дуализм-Редукционизм М. Велманс занимает особую позицию, развивая собственную теорию «отраженного сознания» (reflexive consciousness).
Наиболее заметные различия в разработке проблемы в отечественной и зарубежной психологии. Если в Российской психологии исследовательское внимание концентрируется, главным образом, на вопросах определения и структуры сознания, то в зарубежной науке на, так называемой «трудной проблеме сознания», т. е. на вопросах: «Почему появляется сознание и как оно связано с физическим миром?» (В. Baars, D. Chalmers D. Dennett, J. Searle, J. Shear, F. Varela, M. Velmans и др), достаточно проработанных в Российской психологии с философских позиций диалектического и исторического материализма. Вместе с тем, следует отметить, что словосочетание «Российская психология» концептуально неоднородно в пространственно-временном отношении. Дореволюционный, советский и постсоветский периоды, существенно отличаясь по территориально-политическому и социально-экономическому
устройству государства, конечно, сказались на тенденциях развития психологической науки в России, особенно значительно, в связи с идеологическим диктатом, в советский период, который характеризуется, тем не менее, и значительными достижениями в теоретической и прикладной психологии. Можно констатировать, что общими усилиями была выстроена достаточно стройная система научных психологических знаний, которой органично предшествовали многие работы дореволюционного периода, а перестроечное брожение мало, что изменило за исключением устраненного изобилия ссылок и цитат из классиков марксизма-ленинизма. Что касается полного решения проблемы взаимосвязи телесного и психического (body-mind), или более широко, материального и идеального (психического, сознательного), т. е. ответа на вопросы, почему и как сознание возникает и взаимодействует с мозговыми, нейрофизиологическими процессами, то развитие унитарного и междисциплинарного подходов будет способствовать встречному движению в решении проблемы (Акопов, 2002).
Полифоническая психология как парадигма современной психологии
Акопов Г. В., Агапов Д. А. (г. Самара)
Актуализация и отработка интеллектуальных процедур, связанных с реализацией эвристического потенциала методологического плюрализма (С.Д. Смирнов), методологического либерализма (А.Ю. Юревич), культурной психологии (Н.С. Гусельцева) и др. несёт в себе позитивную динамику и может привести к образованию новых позиций или даже парадигм.
Проясним сам термин «полифония» - это вид многоголосия, основанный на одновременном гармоническом сочетании и развитии двух или нескольких самостоятельных мелодических линий (голосов).
Идея введения музыкального термина «полифония» в область научного знания принадлежит М. Бахтину, который отнес полифонию к особенностям романа Достоевского и определил её как «множественность самостоятельных и неслиянных голосов и сознаний» (Бахтин, 1974). Обнаруженный М. Бахтиным диалогический принцип романа Достоевского, сконструированного как целое взаимодействие нескольких сознаний, включая сознание «автора и также косвенно заслуженных собеседников» (Ухтомский), из которого ни одно не стало до конца объектом другого, может успешно экспроприироваться методологическим пространством психологии.
Истоки «диалогической полифонии» восходят к сократовскому диалогу, а точнее, к сократическому представлению о диалогической природе истины и человеческой мысли о ней. Основными приёмами «сократического диалога» являлись синкриза (сопоставление различных точек зрения на определенный предмет) и анакриза (способы вызывать, провоцировать слова собеседника).
Идеи Сократа, ведущих софистов и других исторических лиц не цитируются и не пересказываются, а даются в свободно-творческом развитии на диалогизирующем их фоне других идей.
28
А-Ж
Сократический диалог- это синкретический философско-художественный жанр, в котором процесс разграничения абстрактно-научного и философского понятия и художественного образа еще не завершился. Такой синтез в современной психологии обозначен В.А. Шкуратовым термином «наррадигма» - тип мышления, который соединяет в себе образное художественное выражение и формальную сциентистскую речь (Шкуратов, 1997).
Напрашивается вывод, что следует внимательно рассмотреть сократический диалог в его первозданном виде. Можно заметить два момента. Первый - это устная форма диалогов Сократа. Но т. к. мы имеем дело с письменным сознанием, с письменной системой передачи информации, то нас в принципе интересует речь несама по себе (письменная или устная), а дискурс (как форма еёорганизации). О дискурсе Сократа можно с уверенностью сказать, что он научный (понятийно-образный). То, что в античности устное исполнение находилось в равновесии с письменной культурой, а философия, наука, политика творилась в публичных дискуссиях, было отмечено и В.А. Шкуратовым, который ратует за то, чтобы диалогизировать слово, наделить его живым звучанием (Шкуратов, 1997). Второй -кроме логической интенции в диалогах Сократа можно обнаружить интенцию созерцания. Психология созерцания до сих пор не стала предметом серьезного исследования, а между тем, созерцание и является главным механизмом полифонического мышления. Ставя превыше всего чистое созерцание, греки с пренебрежением относились кфизическомутруду (дажетруду изобретателей). Христианство восстановило равновесие между созерцанием и трудом. По мере того, как мир все более подвергался эксплуатации, место этики созерцания, мало-помалу занимала этика труда (Ж. Лакруа, 2004).
Если обратиться к трактовке созерцания в философии, то можно обнаружить, что здесь выделяется созерцание эстетическое и созерцание сущности. Созерцание эстетическое - это: а) в греческой традиции - всматривание в чувственные и бестелесные эйдосы (вид, образ); б) интуитивное восприятие; в) коррелят понятия вживания в предмет (М. Бахтин).
Созерцание эстетическое противоположно интересу обладания. Бытийная любовь - это любовь к сущности, к «бытию» или «существу другого». Такая любовь не стремится к обладанию и занята больше благом другого, чем эгоистическим удовлетворением.
Созерцание сущности (идеация) обозначает направленность сознания непосредственно на всеобщее («сущность», «эйдос», «априори»), а также метод созерцания всеобщего. Думается, что созерцательность - это еще и побочный эффект сосредоточения, «молчание», рефлексия сосредоточения, остановка, «нулевое положение» и т. д. Остановка позволяет созерцать идеи нескольких голосов, что может привести к инсайту! Тут каждый созерцатель вто же время может быть потенциальным участником, исполнителем, автором и т. д., но может занять и метапозицию (Г.В. Акопов, Д.А. Агапов, 2007).
Интенция созерцания имеет многие позитивные моменты, один из которых - сравнение «своего» и «чужого».
Но отношение к «чужому» может быть и другим-настороженно-ожидающим, требующим проверки, размышления, неторопливого вырабатывания правильного решения, и, пока оно не достигнуто, к «чужому» присматриваются, его учитывают. А если и «чужое» занимает такую же позицию к присматривающемуся к нему «своему», то их встреча произойдет, и последствия её будут полезными и благими (Топоров, 1989).
Итак, можно сделать вывод, что для появления полифонической психологии, необходимо возрождение диалога и не просто
диалога как обмена информацией, а диалога, включающего в себя интенцию созерцания, который, по сути, и есть полифонический диалог или диалогическая полифония.
Возможно позиция «диалогического полифонизма» приведёт к появлению перспективы новой парадигмы - парадигмы «полифонической публичной дискуссии».
Освободиться от пут своей собственной одномерной парадигмы, снова стать непринужденной, полифонической, способной к существованию в содружестве с многомерным сознанием человека - таким нам видится будущее полифонической психологии.
Исследование родительских отношений при производстве судебной экспертизы
по спорам связанным
с воспитанием детей
Акопян В. Н. (г. Ростов-на-Дону)
Несмотря на то, что на сегодняшний день в зарубежной и отечественной психологии уже накоплен значительный арсенал методик, практические психологи испытывают острую потребность в средствах диагностики детско-родительских отношений. Трудным является вопрос о том, кому из родителей доверить после развода воспитание детей. Необходимо тщательно взвесить все обстоятельства, для того, чтобы в интересах детей обеспечить наилучшие условия для их дальнейшего развития.
Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, отмечаемых в общении с детьми особенностей восприятия, особенностей понимания характера и личности ребенка, его поступков, что играет важную роль в процессе их взаимоотношений, уровне принятия ребенком каждого их родителей.
При решении задач, поставленных судом, перед экспертом возникает проблема подбора методов для диагностики родительского отношения при производстве судебной экспертизы, адекватных поставленным задачам.
Экспертная практика показала, что наиболее информативными из них являются:
опросник родительских установок PARI предназначен дляизучения отношения родителей к различным сторонам семейной жизни (семейной роли) в адаптации Т. В. Нещерет;
опросник родительских отношений Варги-Столина (0Р0), который ориентирован на выявление родительского отношения(отношения родителей и детей);
методика «Родительское сочинение», которая позволяетнаиболее информативно и достаточно надежно решить задачу диагностики особенностей родительской позиции и типасемейного воспитания, выявить особенности восприятия ипереживания родителем характера отношений и взаимодействия с ребенком;
цветовой тест отношений А. Эткинда для целей обследованиямежличностных отношений, принятия либо неприятия каждогоиз лиц, входящих в значимый круг обследуемого.
29
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.
В качестве факультативных методов целесообразно использовать: методику «Архитектор-строитель» (позволяющая управляемо проигрывать взаимоотношения между родителем и ребенком); опросник стиля родительского воспитания АСВ Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса, который выявяет наличие или отсутствие психогенных стилей воспитания; методика Р.Г. Овчаровой «Представления об идеальном родителе», определяющая тип родительства: когнитивный, эмоциональный, поведенческий.
Следует отметить, что при проведении экспертиз по вопросам детско-родительских отношений эксперту важно знать не только оценку отношений с одной стороны - родителей, но и с другой стороны-с позиции детей.
культуры в частности. Его ключевое значение обусловлено участием метафоры в процессах смыслообразования, которые в ордерном подходе рассматриваются как источник культуротворчества.
Совокупность названных принципов, являющихся основой проектирования и применения ордерной технологии, обеспечивает возможность эффективного социально-психологического вмешательства в организационно-культурную систему.
Суперпозиционный подход в психоанализе
- IV всероссийского съезда рпо
- Психологические аспекты невынашивания беременности в современных семьях
- Время как психологическая мера измерения количественно-качественных изменений человека
- Особенности работы социально-психологической службы гимназии личностно-ориентированного образования
- Ордерная технология изменения организационной культуры: принципы проектирования и применения
- Конфигурация медленного потенциала мозга, соответствующего реализации нового поведенческого акта
- О результатах апробации компьютерной модификации методики г. Уиткина «Стержень-Рамка»
- Современных мультфильмов на когнитивный компонент нравственного развития ребенка-дошкольника
- Изучение представления о супружеских конфликтах у сотрудников спецподразделений
- Различительная чувствительность в общем антропологическом пространстве
- Психоаналитический подход в понимании психологического потенциала семейных отношений
- Организационная культура как ресурс развития негосударственной образовательной организации
- Опросник «Мыслей и Поведения» для изучения нарушения пищевого поведения (нпп)
- Психологическое сопровождение детей
- С онкологическими заболеваниями
- И их семей на всех этапах
- Заболевания и лечения
- Саморегуляция учебной деятельности как условие эффективной учебы подростков коррекционных классов
- Карьерные стратегии мужчин и женщин - представителей технономических профессий
- Психологические особенности
- Копинг-поведения сотрудников
- Государственной противопожарной
- Социально-психологическая характеристика нарушений уставных правил взаимоотношений
- Концепция и направления медико-психологического сопровождения спасателей мчс России
- Сравнение влияния аффекта и фрустрации на субъектность обвиняемого
- Принципы и реализация психологического мониторинга образовательных систем
- Психологические аспекты воздействия художественной литературы на формирование личности
- Закон б.М. Теплова и экзистенциальные модели в спецгруппах
- Профессиональное самоопределение: представления о профессии и «образе профессионала»
- Проблема объединения локальной зрительной информации в когнитивные блоки
- Акмеологический аспект мыследеятельностного образования студентов гуманитарных специальностей
- Стадии развития лидера Развитие творческого и инициативного мышления в современных условиях
- Личностные детерминанты субъекта учебной деятельности в контексте первичной профессионализации
- О депривации потребностей ребенка, оставшегося без родительского (семейного) попечения
- Личностно-профессиональное развитие педагога в условиях модернизации российского образования
- Деформации личностно-смысловой сферы «Топ-менеджера» в зависимости от уровня персональной ответственности
- Влияние особенностей памяти и внимания на формирование установок иллюзий восприятия формы объектов
- Формирование конфликтной
- Компетентности педагогов школы как
- Важное направление психологического
- Обучения в образовании
- Уход в деноминацию как способ решения личностью своих проблем в условиях социальной неопределенности
- Исследование манипулятивных
- Воздействий руководителя на
- Социально-психологический
- Климат группы
- Мотивационные особенности менеджеров с различным стилем мышления
- Особенности стиля мышления
- У представителей различных
- Национальностей Юга России
- (На примере жителей г. Ростова-на-Дону)
- Соотношение технологичности и творчества в исследовательской деятельности учащихся
- Взаимосвязь духовной и психологической безопасности в современных угрозах мира
- Психологическое просвещение участников образовательного процесса: детей,учителей, родителей.
- Содержательные характеристики «я» и потенциал развития человека в профессии
- Соотношение механизмов психологической защиты и совладания у подростков
- Психологическое обеспечение
- Профессиональной безопасности
- Сотрудников правоохранительных
- Органов
- Проектная мыследеятельность субъектов
- Образования как механизм выращивания
- Новых культурно-образовательных
- Практик
- Психологические аспекты профессионально-педагогического образования
- Исследование индивидуальных различий асимметрии ритмических составляющих ээг у близнецов
- Двигательная активность в структуре
- Здоровой жизнедеятельности учащихся
- Как условие развития безопасности
- Личности
- Диагностика регуляторных основ как условия готовности к переходу из средней школы в старшую
- Динамические и статические
- Характеристики в структуре
- Представлений о себе и другом как
- Трудном партнере общения
- Особенности переживания внутриличностных конфликтов у женщин, зависимых от алкоголя
- Влияние степени тяжести
- Перинатального поражения цнс
- И сокращения срока внутриутробного
- Развития на формирование
- Особенности обучения учащихся
- Установлению взаимосвязей
- При изучении математики
- С позиций психологии
- Исследование образа
- Террористического акта
- У респондентов Москвы,
- Чеченской Республики и Забайкалья
- Подходы к исследованию
- Проблема письменной личности в идеологических конструктах XX века (на материале творчества н.К. Крупской)
- Преступного поведения в отношении представителей религиозных групп
- Практика работы психологов таможенных органов: состояние и пути развития
- Тендерные различия в уровне успеваемости немецких школьников в точных и гуманитарных науках
- Роль генетических и средовых факторов в формировании предрасположенности к депрессии у подростков
- Диалог как технология инициации смыслообразования в интерпретации м.М.Бахтина
- Детей и подростков
- С различными формами аутизма
- (С синдромом Asperger,
- Синдромом Kenner)
- Представления студентов
- Групповые динамические процессы семьи как малой группы на разных этапах ее жизненного цикла
- Проблема формирования
- Осознанной саморегуляции
- В аспекте готовности студентов педвуза
- К профессиональной деятельности
- Кросс-культурные и тендерные исследования лидерства в зарубежной и отечественной психологии
- Междисциплинарные
- Особенности включенности
- Социально-одаренных детей
- В совместную деятельность
- Учебной группы
- Особенности профессионального самосознания у госслужащих с высоким и низким адаптационным ресурсом
- Использование методов терапевтической
- Практики в построении образовательной
- Среды для человека с инвалидностью
- (Идеографический подход)
- Психологические аспекты управления
- Учреждением дополнительного
- Образования как субъектом
- Развивающего образования
- Психологические особенности молодых людей, отличающихся высокой целеустремленностью и связностью целей
- Структура доверия к другим
- (По результатам социологического
- Исследования педагогов
- Свердловской области)
- Психологические механизмы формирования внутреннего убеждения коллегии присяжных заседателей
- Принципы управления
- Межгрупповой адаптацией
- На кораблях Военно-морского
- Флота России
- Особенности образа я у юношей и девушек с соматическими заболеваниями
- Отношений и коммуникаций национальной сборной команды (спортивные единоборства)
- Сон: оптимизация системы регуляции ритма сердца с помощью сенсорных притоков
- Основание изучения развития представлений подростков и юношей о себе и о мире
- Организация работы по внедрению личностно ориентированной технологии в школе
- Психологические эффекты как важные ресурсы для просвещения участников образовательного процесса
- Развитие профессионального здоровья как задача психологической подготовки специалиста
- Опыт трансформации восточных оздоровительных традиций: пространство чая
- Курс «Психологические факторы межконфессиональной толерантности» в школах
- Стереотипное восприятие как фактор формирования интолерантного поведения
- Стиль коммуникативной активности и интегральная индивидуальность человека
- Психологические показатели и сон подростков с минимальными мозговыми дисфункциями
- Психологические аспекты профессионального становления следователя прокуратуры
- Особенности адаптации пожилых людей к новой социальной ситуаци в условиях взаимодействия с собаками
- Влияние индивидуальных особенностей родителей на профессиональный выбор старших школьников
- Функционально-регуляционная модель взаимосвязи интеллекта и мотивации достижения
- Мотивационно-личностные
- Детерминанты профессиональной
- Успешности командиров воинских
- Подразделений
- Психологический анализ врачебных ошибок стоматологов с позиции личностного подхода
- Особенности восприятия внешнего облика другого человека студентами педагогического колледжа
- Перспектив психологического мониторинга развития младших школьников в учебной деятельности
- Проявление феномена «апперцептивной слепоты» в исследовании мотивационной сферы педагогов
- Основные линии разработки проблем стиля деятельности в отечественной психологии
- Характеристики экзистенциальной исполнености личности и их связь с копинг-стратегиями
- Влияние структуры предметов труда
- На психологические свойства
- Коллективного субъекта труда
- (На примере энергетики)
- Представления и отношение школьников и студентов медицинского колледжа к здоровому образу жизни
- Особенности формирования мотивационной готовности сотрудников органов внутренних дел к службе
- Развитие эмоциональной сферы младших школьников в процессе изучения предмета «Психология»
- Психолого-экономические аспекты медиаплана рекламной деятельности турфирмы на Байкале
- Психофизиологические корреляты эмоциональной компетентности детей дошкольного возраста
- Актуальные направления
- Исследования условий оптимизации
- Психотерапевтического общения с
- Заикающимися
- Природа индивидуальных различий по экстраверсии и нейротизму
- Специфика психолого-педагогической деятельности практического психолога образования
- К проблеме социально-психологических детерминант жизненной удовлетворенности
- К верификации методов психосемантической диагностики познавательных конструктов личности
- 0 Профессионально-педагогическом самоутверждении личности
- Динамика профессионального самосознания психологов в процессе обучения
- Проблемы реализации
- Социо-ориентированной методологии
- Проектирования крупномасштабных
- Технических объектов
- Взаимосвязь профессионально важных качеств и многоуровневых процессов психической регуляции
- Психологические особенности процесса персонификации компьютера пользователями
- Результаты мониторинга социально-психологических и организационных проблем безопасности
- Личностное развитие в условиях ранней профессионализации:ресурсы и проблемы
- Полипарадигмальная модель профессионального самосознания педагогов доу
- Со страхами ребенка как фактор формирования копинг-стратегий у детей
- Музыка как фактор развития
- Коммуникабельности подростков,
- Воспитывающихся в условиях
- Интернатного типа
- Ценностно-мотивационные основы интеграции этнических мигрантов в российское общество
- Особенности технологии личностно-ориентированного обучения в образовательном пространстве вуза
- Психологическая структура готовности к риску руководителей высшего звена железноодорожного транспорта
- Психофизиологические детерминанты формирования криминального стереотипа поведения
- Толерантность как основа социальной безопасности в полиэтнических общностях
- К вопросу о связи личностной самоэффективности психолога и его профессионально важных качеств
- Взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной парадигм в исследовании эмоционального развития
- Эмоциональные компоненты процесса социализации российских и бурятских детей
- Состав и структура ассоциативного пространства «ценности - психические состояния»
- Проблемы психического здоровья учителя в современной образовательной среде и перспективы
- Когнитивные типы дисфункциональных убеждений: особенности проявления в информационном пространстве
- Профиль асимметрии как системный
- Фактор в ходе социализации
- И возможности его коррекции
- На примере старшеклассников
- Феномен предметной избирательности: пролегомены к психологической диагностике способностей
- К вопросу о роли и направлениях деятельности школы в экономической социализации старшеклассников
- Формирование произвольности
- Поведения дошкольников в контексте
- Социального взаимодействия малой
- Проблема сохранения психического здоровья человека в системе высшего образования
- Вовлечение элементов индивидуального опыта разного «возраста» в процессы принятия решения
- Психологическая реабилитация
- Нейрохирургических пациентов,
- Работа с измененными
- Состояниями сознания
- Личностная беспомощность и учебная активность у детей младшего школьного возраста
- Специфика социализации, образовательной среды и жизненных ориентиров подростков
- Исследование генезиса установок и их проявления в реальной жизнедеятельности
- Влияние эмоциональных характеристик личности на процесс группового творчества
- Роль внешних и внутренних условий (факторов) при инициации и реализации сенсомоторного действия
- Психодиагностика личности подростка - этап психологического сопровождения в образовательном учреждении
- Интенсивности ые характеристики профессиональных я-концепций мужчин и женщин
- Психофизиологические и
- Психологические характеристики
- Старшеклассников с различным уровнем
- Одарённости
- Особенности межполушарного
- Взаимодействия при решении творческой
- Задачи у одаренных с разным профилем
- Латеральной организации
- К родам с учетом некоторых социально-психологических особенностей беременных женщин
- Скорость обработки информации как опосредующее звено в связях
- И интеллектом
- Методологические аспекты изучения связей особенностей личности и свойств нервной системы
- Социально-психологические проблемы духовно-нравственного кризиса современной семьи
- Организационные аспекты медико-психологической помощи населению
- Система реализации межпредметной интеграции в образовательном процессе школы
- Пассионарность как фактор психологической готовности военнослужащих
- Соотношение имплицитных и эксплицитных этнических стереотипов у русских и немцев
- Особенности самореализации личности при развитии способности к целеполаганию
- Особенности корреляционных
- В консультативной деятельности психолога по проблемам школьного обучения
- Опыт психической травмы у девочек с агрессивно-насильственными правонарушениями
- Психолого-педагогическое
- Психосемантические особенности представлений об успешности студентов разных курсов
- Эмпатический профиль личности как основа психологической культуры психолога
- Индивидуальный ресурс
- Профессионального развития
- Как условие успешной
- Профессионализации
- Глобализация и организация процесса
- Адаптации работника
- К мультикультурной
- Производственной среде
- Соотнесение субъективных представлений (со) и объективного поведения (социально-психологических
- Проблема повышения квалификации
- Руководящих кадров в условиях
- Инновационного управления в
- Современном образовании
- Мотивационно-ценностная включенность
- Характеристики социальных представлений в период общественной трансформации
- Эволюция
- Отражение в параметрах событийно-связанных потенциалов актуализации мотивации достижения
- Экономическая социализация и проблемы смысла жизни у старших подростков
- Психолого-педагогические основы становления творческих способностей дошкольников
- Интерактивная техника «Форум - театр»
- Обучения в рамках общей психологической подготовки спасателей мчс России
- Препятствия внедрения
- Инновационных технологий
- Психологического сопровождения
- Образовательного процесса
- Признаки и функции конкуренции как социально-психологического феномена и основы рыночной экономики
- Социально-психологические особенности организационной культуры и имиджа милиции
- Субъективная оценка служебных
- И социально-бытовых затруднений
- Как фактор развития стресса жизни
- Офицеров вс рф
- Психологический аспект профессиональной деятельности преподавателя вуза