logo search
psicho T1

Особенности работы социально-психологической службы гимназии личностно-ориентированного образования

Акинина Т. М. (г. Петрозаводск)

Работники СПС нашей гимназии под научным руководством И.С. Якиманской в течение пятнадцати лет проектировали и вели апробацию курсов психологического образования гимназистов (с первого по одиннадцатый классы) в контексте становления психологической культуры учащихся. Создана концепция пси­хологического образования, введен «сквозной» учебный курс «Психология» для 1-11 классов, что явилось одним из средств

26

А-Ж

гуманизации и индивидуализации образовательного процесса в гимназии. Психологическая концепция образования тесно увязана с другими образовательными блоками: историческим, языковым, математическим, литературным, музыкальным.

В состав социально-психологической службы (СПС) входит методическая лаборатория, объединяющая психологов, социального педагога и логопеда, она является частью Научно-методического совета Гимназии №37. Задачи психологического сопровождения субъектов образовательного пространства включают: создание и апробацию личностно-ориентированного дидактического мате­риала при вхождении в технологию личностно-ориентированного образования учителей по различным предметам, диагностику и выявление уровня преподавания и качества образования учащихся; выработку критериев эффективности личностно-ориентированных технологий, обеспечение условий для роста профессионализма, творческого потенциала учителей, а также психологическое просве­щение родителей с целью их осознанного и системного включения в образовательный процесс.

Организованная внеклассная работа по психологии привела к созданию секции «Психология» в научном обществе гимназистов (НОГ). В методической лаборатории СПС осуществляется подготовка материалов для занятий психологией: учебные тексты, карточки-задания, алгоритмы, схемы, рисунки, отличающиеся своим со­держанием, объемом, уровнем сложности. Это позволяет выявить индивидуальные предпочтения учащихся к предъявляемому учебному материалу, а также к выбору способа деятельности. Все это способствует росту интереса не только к процессу освоения пси­хологических знаний, но и достижению психологической культуры. На базе гимназии регулярно проводится городская олимпиада по психологии. Предмет «Психология» органично встроился в систему личностно-ориентированного образования гимназистов. Ведь личность не просто живет, она рефлексирует, изучает свою жизнь, стремится пережить как можно больше впечатлений, предель­но расширить свой индивидуальный опыт. В этой связи трудно переоценить школьные занятия по психологии.

При этом особую роль в работе психолога играют консультации для педагогов - в течение года педагоги систематически обращаются к психологу с различными проблемами: по взаимодействию с уча­щимися и их родителями; по особенностям проведения личностно-ориентированных уроков; по заполнению и использованию данных «Карты индивидуального развития учащегося». Учителя нередко приходят к психологу как классные руководители: важно выявить в классных коллективах лидеров или ребят, которые при благоприятном стечении обстоятельств могли бы ими стать, обсуждаются особенно­сти работы с учащимися пассивными, эмоционально нестабильными, девиантными, имеющими проблемы в семье. По запросу социаль­ного педагога психологом проводится большая работа с учащимися группы риска (диагностические обследования этой категории; личные особенности в когнитивной, эмоциональной и рефлексивно-волевой сферах, субъектный опыт, формирование мотивации учения; и др.). На основании полученных данных и педагогам, и родителям даются рекомендации по максимализации эффективного взаимодействия с такими детьми. Превентивно, с целью профилактики идетличностно ориентированная работа с опекаемыми и многодетными семьями. Работа психолога с педагогическим коллективом начинается с ана­лиза результатов педагогического наблюдения и различных видов диагностической работ, даются рекомендации по фасилитации, равноправномуобщению, использованию «модели сбалансирован-

ных инициатив» (Зайцев СВ.), строится отношение к ребенку как к партнеру, на определенном поле выбора как диапазона принятых в культуре форм поведения.

Помимо систематического обучения учащихся по специальной программе в рамках предмета «Психология» ведется системное психолого-педагогическое просвещение. Важнейшей задачей специалистов, работающих в СПС, является также психопрофилакти­ческая работа со всеми субъектами образовательного учреждения, предупреждение возможных проблем через внедрение здоровьес-берегающих технологий.

С1995 года СПС ведет мониторинг по диагностике становления психологической культуры гимназиста; создается банк дидактиче­ского материала по всем ступеням психологического образования, позволяющего сократить время на пассивное прослушивание информации учителя, а больше уделять внимание выработке ком­муникативных навыков, рефлексии. Широко применяются и меж­предметные связи: на уроках информатики учащиеся используют психодиагностические материалы, представленные на электронных носителях; на литературе составляют психолого-педагогические характеристики на некоторых персонажей; создают психологиче­ские портреты исторических деятелей и т. п. На наш взгляд, важно способствовать становлению мультикультурной позиции учащихся, ориентированной на практику современного образования, когда субъекты образовательного пространства удерживают в сознании различные культурообусловленные точки зрения и учитывают их в общении и деятельности.

Современные исследования сознания в отечественной и зарубежной психологии

Акопов Г. В. (г. Самара)

Категория сознания, переживающая нынесвое второе (третье?) рождение, после пионерских работ В.Ф.Петренко по психосемантике сознания, определила новые точки роста не только отечественной психологии (В.М. Аллахвердов, В.П. Зинченко, О.В. Гордеева, Е.В. Суб-ботский, Ю.М. Швалб, Н.Б. Шкопоров, Е.В. Улыбина и др.), но позво­лила сформировать новую область научных исследований в США и Западной Европе (The Science of Consciesness). В концептуально-обзорной работе по проблеме сознания в отечественной психологии (Проблема сознания в психологии. Отечественная платформа, Самара, 2002) в процессе последовательного структурированного рассмотрения сознание выводится за пределы непроизвольных ограничений частной темы в рамках общей психологии и в широкой совокупности теоретических взглядов, прикладных и эмпирических изысканий отечественных психологов различных направлений и школ постреволюционной (1917г.) эпохи, обретает свою психоло­гическую предметность, целостность и глубину.

Несколько иная ситуация в спектре подходов и решений проблемы сознания в Западной Европе и США. Резко возросший интерес к сознанию в науке объясняется тремя взаимосвязанными причинами. Первая связана с существенным прогрессом в развитии нейронауки. Хотя картина еще не полна, нейронные корреляты

27

Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.

таких сознаваемых процессов, как зрительное восприятие, эмо­ции, память начинают проясняться в связи с исследованиями на животных, больных с повреждениями мозга и недавними ис­следованиями с использованием функционального отображения мозга у здоровых людей. Одновременно, как отмечает A. Zeman «психологи-экспериментаторы преодолели свою нервозность в изучении сознания». Исследование таких феноменов, как слепота, способность некоторых слабовидящих точно угадывать характе­ристики зрительных стимулов, о которых у них нет сознаваемого зрительного опыта, обещает прояснить различие сознаваемых и несознаваемых процессов мозга. Третий источник «ветра в парусах исследований сознания» связан с работами в области искусствен­ного интеллекта (Zeman).

Другой, широко известный и весьма активный исследователь сознания, D. Chalmers выделяет как ключевой вопрос проблемы со­знания, вопрос о том, почему информационные процессы различе­ния, обобщения и т. д. не свободны от внутренней чувствительности (субъективный опыт, переживание, сознание)? Отсутствие ответа обозначается как «объяснительный пробел» между функциями и опытом сознания; необходим «объяснительный мост», материалы для которого еще предстоит найти. Согласно Чалмерсу, для объясне­ния сознания необходим новый подход. Обычные объяснительные методы когнитивной науки и нейронауки недостаточны. Работы Чалмерса вызвали многочисленные отклики как критического, так и поддерживающего характера. Известный исследователь проблемы D. Dennett выступил против идеи Чалмерса «сортировать» проблемы сознания на легкие и трудные, считая, что такой подход уводит внимание исследователей в сторону (D. Dennett, 1996). Объединяя множество исследований по проблеме сознания понятием «наука сознания» (The Science of Consciousness), M. Velmans обстоятельно обсуждает вопросы дефиниции и местонахождения сознания. Автор констатирует наличие множества определений и общеупо­требительных терминов «consciousness», «awareness», «conscious awareness» (иногда «phenomenal awareness») как синонимов. Как отмечаетМ. Velmans (1996), в некоторых произведениях «сознание» (consciousness) синонимично с «психикой» (mind), что, по мнению автора, слишком расширяет определение сознания, включая в него и бессознательные психические процессы. В других произведениях сознание синонимично с самосознанием (self-consciousness). Такое определение, считает М. Velmans, слишком узкое, т. к. человек может сознавать также другие вещи (других людей, внешний мир и т. д.) помимо себя. В споре Дуализм-Редукционизм М. Велманс занимает особую позицию, развивая собственную теорию «отражен­ного сознания» (reflexive consciousness).

Наиболее заметные различия в разработке проблемы в отече­ственной и зарубежной психологии. Если в Российской психологии исследовательское внимание концентрируется, главным образом, на вопросах определения и структуры сознания, то в зарубежной науке на, так называемой «трудной проблеме сознания», т. е. на вопросах: «Почему появляется сознание и как оно связано с физическим миром?» (В. Baars, D. Chalmers D. Dennett, J. Searle, J. Shear, F. Varela, M. Velmans и др), достаточно проработанных в Российской психологии с философских позиций диалектического и исторического материализма. Вместе с тем, следует отметить, что словосочетание «Российская психология» концептуально неодно­родно в пространственно-временном отношении. Дореволюцион­ный, советский и постсоветский периоды, существенно отличаясь по территориально-политическому и социально-экономическому

устройству государства, конечно, сказались на тенденциях раз­вития психологической науки в России, особенно значительно, в связи с идеологическим диктатом, в советский период, который характеризуется, тем не менее, и значительными достижениями в теоретической и прикладной психологии. Можно констатировать, что общими усилиями была выстроена достаточно стройная система научных психологических знаний, которой органично предшество­вали многие работы дореволюционного периода, а перестроечное брожение мало, что изменило за исключением устраненного изобилия ссылок и цитат из классиков марксизма-ленинизма. Что касается полного решения проблемы взаимосвязи телесного и психического (body-mind), или более широко, материального и идеального (психического, сознательного), т. е. ответа на вопросы, почему и как сознание возникает и взаимодействует с мозговыми, нейрофизиологическими процессами, то развитие унитарного и междисциплинарного подходов будет способствовать встречному движению в решении проблемы (Акопов, 2002).

Полифоническая психология как парадигма современной психологии

Акопов Г. В., Агапов Д. А. (г. Самара)

Актуализация и отработка интеллектуальных процедур, свя­занных с реализацией эвристического потенциала методологиче­ского плюрализма (С.Д. Смирнов), методологического либерализма (А.Ю. Юревич), культурной психологии (Н.С. Гусельцева) и др. несёт в себе позитивную динамику и может привести к образованию новых позиций или даже парадигм.

Проясним сам термин «полифония» - это вид многоголосия, основанный на одновременном гармоническом сочетании и раз­витии двух или нескольких самостоятельных мелодических линий (голосов).

Идея введения музыкального термина «полифония» в об­ласть научного знания принадлежит М. Бахтину, который отнес полифонию к особенностям романа Достоевского и определил её как «множественность самостоятельных и неслиянных голосов и сознаний» (Бахтин, 1974). Обнаруженный М. Бахтиным диалоги­ческий принцип романа Достоевского, сконструированного как целое взаимодействие нескольких сознаний, включая сознание «автора и также косвенно заслуженных собеседников» (Ухтомский), из которого ни одно не стало до конца объектом другого, может успешно экспроприироваться методологическим пространством психологии.

Истоки «диалогической полифонии» восходят к сократовскому диалогу, а точнее, к сократическому представлению о диалогической природе истины и человеческой мысли о ней. Основными приёма­ми «сократического диалога» являлись синкриза (сопоставление различных точек зрения на определенный предмет) и анакриза (способы вызывать, провоцировать слова собеседника).

Идеи Сократа, ведущих софистов и других исторических лиц не цитируются и не пересказываются, а даются в свободно-творческом развитии на диалогизирующем их фоне других идей.

28

А-Ж

Сократический диалог- это синкретический философско-художественный жанр, в котором процесс разграничения абстрактно-научного и философского понятия и художественного образа еще не завершился. Такой синтез в современной психологии обозначен В.А. Шкуратовым термином «наррадигма» - тип мышле­ния, который соединяет в себе образное художественное выражение и формальную сциентистскую речь (Шкуратов, 1997).

Напрашивается вывод, что следует внимательно рассмотреть сократический диалог в его первозданном виде. Можно заметить два момента. Первый - это устная форма диалогов Сократа. Но т. к. мы имеем дело с письменным сознанием, с письменной системой передачи информации, то нас в принципе интересует речь несама по себе (письменная или устная), а дискурс (как форма еёорганизации). О дискурсе Сократа можно с уверенностью сказать, что он научный (понятийно-образный). То, что в античности устное исполнение находилось в равновесии с письменной культурой, а философия, наука, политика творилась в публичных дискуссиях, было отмечено и В.А. Шкуратовым, который ратует за то, чтобы диалогизировать слово, наделить его живым звучанием (Шкуратов, 1997). Второй -кроме логической интенции в диалогах Сократа можно обнаружить интенцию созерцания. Психология созерцания до сих пор не стала предметом серьезного исследования, а между тем, созерцание и является главным механизмом полифонического мышления. Ставя превыше всего чистое созерцание, греки с пренебрежением относи­лись кфизическомутруду (дажетруду изобретателей). Христианство восстановило равновесие между созерцанием и трудом. По мере того, как мир все более подвергался эксплуатации, место этики со­зерцания, мало-помалу занимала этика труда (Ж. Лакруа, 2004).

Если обратиться к трактовке созерцания в философии, то можно обнаружить, что здесь выделяется созерцание эстетическое и со­зерцание сущности. Созерцание эстетическое - это: а) в греческой традиции - всматривание в чувственные и бестелесные эйдосы (вид, образ); б) интуитивное восприятие; в) коррелят понятия вживания в предмет (М. Бахтин).

Созерцание эстетическое противоположно интересу обладания. Бытийная любовь - это любовь к сущности, к «бытию» или «суще­ству другого». Такая любовь не стремится к обладанию и занята больше благом другого, чем эгоистическим удовлетворением.

Созерцание сущности (идеация) обозначает направленность сознания непосредственно на всеобщее («сущность», «эйдос», «априо­ри»), а также метод созерцания всеобщего. Думается, что созерцатель­ность - это еще и побочный эффект сосредоточения, «молчание», рефлексия сосредоточения, остановка, «нулевое положение» и т. д. Остановка позволяет созерцать идеи нескольких голосов, что может привести к инсайту! Тут каждый созерцатель вто же время может быть потенциальным участником, исполнителем, автором и т. д., но может занять и метапозицию (Г.В. Акопов, Д.А. Агапов, 2007).

Интенция созерцания имеет многие позитивные моменты, один из которых - сравнение «своего» и «чужого».

Но отношение к «чужому» может быть и другим-настороженно-ожидающим, требующим проверки, размышления, неторопливого вырабатывания правильного решения, и, пока оно не достигнуто, к «чужому» присматриваются, его учитывают. А если и «чужое» занимает такую же позицию к присматривающемуся к нему «своему», то их встреча произойдет, и последствия её будут полезными и благими (Топоров, 1989).

Итак, можно сделать вывод, что для появления полифониче­ской психологии, необходимо возрождение диалога и не просто

диалога как обмена информацией, а диалога, включающего в себя интенцию созерцания, который, по сути, и есть полифонический диалог или диалогическая полифония.

Возможно позиция «диалогического полифонизма» приведёт к появлению перспективы новой парадигмы - парадигмы «по­лифонической публичной дискуссии».

Освободиться от пут своей собственной одномерной парадиг­мы, снова стать непринужденной, полифонической, способной к существованию в содружестве с многомерным сознанием челове­ка - таким нам видится будущее полифонической психологии.

Исследование родительских отношений при производстве судебной экспертизы

по спорам связанным

с воспитанием детей

Акопян В. Н. (г. Ростов-на-Дону)

Несмотря на то, что на сегодняшний день в зарубежной и отечественной психологии уже накоплен значительный арсенал методик, практические психологи испытывают острую потребность в средствах диагностики детско-родительских отношений. Трудным является вопрос о том, кому из родителей доверить после развода воспитание детей. Необходимо тщательно взвесить все обстоя­тельства, для того, чтобы в интересах детей обеспечить наилучшие условия для их дальнейшего развития.

Родительское отношение понимается как система разнообраз­ных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, отмечаемых в общении с детьми особенностей восприятия, осо­бенностей понимания характера и личности ребенка, его поступков, что играет важную роль в процессе их взаимоотношений, уровне принятия ребенком каждого их родителей.

При решении задач, поставленных судом, перед экспертом воз­никает проблема подбора методов для диагностики родительского отношения при производстве судебной экспертизы, адекватных поставленным задачам.

Экспертная практика показала, что наиболее информативными из них являются:

29

Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.

В качестве факультативных методов целесообразно использо­вать: методику «Архитектор-строитель» (позволяющая управляемо проигрывать взаимоотношения между родителем и ребенком); опросник стиля родительского воспитания АСВ Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса, который выявяет наличие или отсутствие психоген­ных стилей воспитания; методика Р.Г. Овчаровой «Представления об идеальном родителе», определяющая тип родительства: когнитив­ный, эмоциональный, поведенческий.

Следует отметить, что при проведении экспертиз по вопросам детско-родительских отношений эксперту важно знать не только оценку отношений с одной стороны - родителей, но и с другой стороны-с позиции детей.

культуры в частности. Его ключевое значение обусловлено участием метафоры в процессах смыслообразования, которые в ордерном подходе рассматриваются как источник культуротворчества.

Совокупность названных принципов, являющихся основой проектирования и применения ордерной технологии, обеспечивает возможность эффективного социально-психологического вмеша­тельства в организационно-культурную систему.

Суперпозиционный подход в психоанализе