logo search
psicho T1

Уход в деноминацию как способ решения личностью своих проблем в условиях социальной неопределенности

Баякина О. А. (г. Самара)

Сегодня уже никому не нужно доказывать социальную детерминацию личности. В традиции культурно-исторической обусловленности человеческой психики, заложенной ещеЛ.С. Вы­готским, не только личность, но и отдельные психические про­цессы рассматриваются как детерминированные общественными факторами.

Сложившаяся в современной России социально-политическая, экономическая и духовно-нравственная ситуация, неспособность во многих случаях государственных структур решать поставленные перед ними задачи, способствуют поляризации и дифференциации общества, его расслоению, делению на социальные группы разной направленности. Втаких группах личность стремится найти защиту от всего негативного, что её окружает в обществе, при этом, пытаясь реализовать своё стремление к идентификации, самосовершенство­ванию, поиску смысла жизни.

Вопросы о смысле жизни и о своем месте в этом мире всегда обостряются в моменты, когда осознается неполнота, ложность, иллюзорность традиционных ответов на важнейшие вопросы бытия. Не удивительно, что в периоды острых общественных потрясений, когда массами овладевает настроение отчаяния и безысходности, растет популярность духовных и религиозных групп, предлагающих разнообразные пути к «поиску себя».

Приобщение к таким организациям облегчается тем, что в со­временной России отсутствуют ясные и привлекательные духовные ценности и ориентиры. Сегодняшнее общество налагает на людей тяжелое бремя - повседневный выбор действий и ответственность за свои поступки. Часто непосильность личной ответственности доводит человека до трагедии. В целом человек оказывается в той или иной степени дезадаптации, сопровождаемой страхом, неумением найти выход. Все эти негативныесостояния провоцируют автоматическое включение механизмов психологической зашиты. В результате их вторжения наступает некоторая стабилизация душевного равновесия за счет нарушения адекватного восприятия общественных явлений и деформации логики, что подготавливает благоприятную почву для некритического понимания заманчивых предложений секты.

Секты возникли и существовали еще во времена раннего христианства, как различные социологические формы его вы­ражения помимо церкви. Преобладал тип общины, живущий в мире с обществом и не предъявлявший своим членам каких-то из ряда вон выходящих требований. Наряду с этим существовали группы, как правило, небольшие, которые противопоставляли себя обществу, отвергая всякий компромисс с миром. По­скольку доминировал первый тип общины, о втором говорили как о меньшинствах, используя такие понятия, как «сектанты», «схизматики», т. е. отклоняющиеся от обычной нормы. Понятия «церковь» и «секта» - идеальные типы разных моделей религи­озной организации.

Однако не все религиозные объединения можно с уверен­ностью отнести к этим понятиям- существуют еще и другие, промежуточные формы. Р. Нибур, изучая религиозные органи-

87

Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.

зации, обратил внимание на то, что некоторые секты утрачивают типические для них черты. Отрицание или безразличие к «миру» уступает место «принятию» или активной поддержке существующих социальных порядков. Междутем, такие религиозные объединения не могут считаться в полном смысле церковью, поскольку не могут претендовать на универсализм, т. е. на массовое распространение среди разных социальных слоев. И дело не только в численности. Эти объединения не могут служить символом национальной идентичности или преданности государству. Этот тип религиозной организации R Нибур назвал «деноминацией»- промежуточной формой между церковью и сектой.

В последнее время деноминации на территории России получили довольно широкое распространение. Многие из организаций, которые относятся к деноминации, действуют легально, имея официальную регистрацию. Они открывают соб­ственные школы и детские сады, а число их членов растет с гео­метрической прогрессией. Однако, если влияние, оказываемое на личность тоталитарной сектой, изучено достаточно широко, то научно обоснованных данных о воздействии деноминаций явно недостаточно. В последнее время, нетолько в специальной литературе, но и с экрана телевизора, в интервью с людьми, чьи родственники оказались вовлеченными в объединения такого рода, звучит мнение о том, что они, позитивно влияют на личность адептов. В качестве подтверждения, приводятся при­меры избавления от наркомании и алкоголизма, нравственного совершенствования, общего укрепления физического здоровья. Важно отметить, что, попадая в новую для себя среду, они субъективно ощущают некое улучшение душевного равновесия и гармонии с миром. Особенно если эта среда предоставляет им такую референтную группу, которая поддерживает их в трудную минуту. В результате в сознании некоторых людей, такие объединения начинают ассоциировать с некоей «панацеей» от всех бед. По мнению Р. М. Грановской, «успех их состоит в том, что они могут более мобильно и гибко, чем скованные догмами мировые религии, откликаться на потребности все новых групп бедствующих»

Следует заметить, что некоторые духовные группы, несомнен­но, даютлюдям возможность расти и развивать свой человеческий потенциал, другие же, по-видимому, наносят вред, поддерживая регрессивную тенденцию отказа отличной ответственности в пользу безоговорочного подчинения харизматическому лидеру или догматически навязанному мировоззрению. Редукционист­ский подход к изучению новых религиозных движений добавляет путаницы, не делая различия между теми группами, которые поддерживают личную зависимость и регрессию и теми, которые способствуют подлинному трансперсональному развитию и выходу за пределы эго.

Исходя из этого, необходимость изучения влияния деноми­нации на личность представляется очевидной. Такое изучение требует системного анализа и комплексного экспериментального исследования.